Адвокатское бюро
КУЧЕРЯВОГО ОЛЕГА ПЕТРОВИЧА

полный комплекс юридических услуг, защита интересов граждан

Мар

13

Цыгане: всем знакомые — незнакомцы (часть І)

Автор: Advocat

gadanie-23Уверен, что некоторые посетители сайта так или иначе сталкивались с представителями цыганской национальности и с проблемой совершения преступных действий со стороны цыган. Однако, при этом, думаю, что всем нам совершенно ясно: преступность – явление присущее всем национальностям и нациям, без исключения! Тем не менее, многие виды преступлений, совершаемых цыганами, имеют свои особенности.

Об этих особенностях и будет рассказано в нескольких публикациях, которые по большей части составляют часть специального исследования, проведенного автором в период службы в ОВД СССР, начиная с 1980 года. Ранее, частями, материалы исследования публиковались в различных изданиях. Но рассказано будет не только о преступности среди цыган, а и вообще – о жизни этого очень интересного и, более того – заслуживающего уважение, народа.

**********************************************************

«Много страшных в пути071

Нам нанесено ран.

Тяжкой мукой была

Злая доля цыган»[1].

 Цыгане – всем знакомые и никому не известные до конца; всемирно распространенное таинственное племя, гонимое и совершающее массу преступлений… Для многих образ цыганки связан исключительно с гаданием и попрошайничеством, а образ цыгана – с конокрадством. К великому сожалению, это всё, что большинство людей знает о цыганах. А кто же они на самом деле – эти таинственные всем известные незнакомцы?

Мне – бывшему работнику оперативно-розыскных подразделений милиции пришлось более 20-ти лет, в ходе учёбы и работы заниматься поиском ответов на этот вопрос вовсе не из праздного любопытства[2]. Уровень преступности среди цыган составляет до 160-ти преступлений на 10 тысяч человек[3]. И это лишь официальная, видимая вершинаfoto02 айсберга, учитывающая только те преступления, по которым вина преступников из цыган доказана и совершенно не учитывающая детскую преступность среди этого народа. Большинство преступлений, совершаемых цыганами имеют значительные специфические особенности, зачастую являются очень дерзкими, вызывают большой общественный резонанс и представляют повышенную сложность для раскрытия.

Для выяснения причин такой высокой криминогенной активности цыган, установления всех способов совершения ими преступлений, составления методик предотвращения и раскрытия уже совершенных преступлений, необходимо было изучить всю цыганскую историю, особенности жизненного уклада, даже их психологию. Что же выяснилось в конце концов?

Численность цыган во всем мире по разным оценкам от 8 до 15 миллионов человек. Классически описал внешность цыгана этнограф XIX века Даникер: «несмешанные цыгане характеризуются высоким ростом, темным цветом кожи (особенно на руках), вьющимися черными волосами, длинным и тонким прямым или орлиным носом, быстрым взглядом, удлиненным лицом[4].

Проблема происхождения цыган сотни лет волновала ученых всего мира. Очень долгое время наука придерживалась гипотезы, что цыгане – это изгнанники из Древнего Египта. Отсюда пошло английское название цыган – «gypsies» («египтяне»). Были и ещё более интересные предположения. Например, цыган считали остатками населения затонувшей Атлантиды, потомками древнейшего, эпохи бронзового века, населения Европы. В пользу последнего предположения, как будто говорило и наличие у Геродота и Страбона упоминаний о народе сигинах, который жили к северу от Дуная. Но, кроме созвучия названия, у этого народа с цыганами нет ничего общего[5]. Более того, на основе изучения цыганского языка и фольклора современными учеными, под руководством индийского лингвиста Шьям Сингха Шаши, достоверно установлено, что цыгане — выходцы из Индии, а современные диалекты цыганского языка уходят корнями в диалекты индийских языков «раджастхани», «маратхи», «панджаби»[6]. Впервые же теорию об индийском происхождении цыган высказали в конце XVIII-го века немецкие ученые Рюдигер и Грельман. Их гипотеза в дальнейшем была подкреплена серьезными работами исследователей XIX-го века. Наибольшая заслуга, в этом отношении, немецкого лингвиста Потта и словенского лингвиста Миклошича[7]. Антрополог Коперницкий, изучивший до 60 цыганских и индусских черепов, установил между ними поразительное сходство[8]. Очень велика в установлении происхождения цыган и научная заслуга малоизвестного русского исследователя М.И. Кунавина. Врач по образованию, он 35 лет прожил среди цыган, собрал колоссальный материал по их этнографии и лингвистике. Именно Кунавин впервые установил деление цыган на две большие различные группы племен[9].

22839084_kelderasha014Впрочем, сами цыгане всегда знали, откуда они пришли. Чтобы убедиться в этом, достаточно увидеть их, когда в населенных пунктах, где их живет много (в местах компактного проживания), показывают в кинотеатре индийский фильм. Цыгане – и молодежь, и старшие поколения валом идут смотреть на родину предков и «братьев по крови», живо реагируют на перипетии сюжета.

Сами себя они называют «рома» («дом», «лом», «ром»), что означает — «люди». Разговаривают между собой на цыганском языке, распадающемся на довольно большое число диалектов. Конечно, не случайным является созвучие самоназвания цыган «ром» («дом», «лом») и общего названия народностей северо-западной Индии – «дом». Члены касты «дом», скитаясь по Индии, занимались изготовлением различных поделок из дерева, выступали в качестве певцов, музыкантов, танцоров. Многочисленные раджи и князьки северной части этой страны обладали огромными богатствами и содержали для своего увеселения немалое количество придворных артистов, состоявших в основном из представителей низших сословий. Существовавший в государстве кастовый слой способствовал тому, что эти занятия передавались по наследству сотни лет, и постепенно предки цыган практически полностью утратили навыки к другим занятиям. Они стали целиком зависимыми от прихотей своих властителей[10]. Но установившийся образ жизни индийских каст не менялся много веков, и цыгане не страдали.

Свою распространенность по миру сами для себя цыгане разъясняют довольно просто: «Давно это было. Ехал цыган с семьёй. Была у него лошадка слабосильная, тощенькая, зато вещей в телеге было полно. Семья у цыгана большая, детишек куча. Разве такую семью прокормишь? Да и лошадь кушать хочет, а сена достать негде. Воровать надо, а это не всегда получается. Вот так и ехал цыган по свету, горе мыкал: на возок никого не сажал, кроме детишек малых, а то лошадка совсем встала бы от непосильной тяжести. От вещей и от детей стал возок широким-широким, а полозья у возка остались узенькие. То налево он качнется, то направо… То кастрюля из возка упадет, то ребенок шлепнется. Днем-то, когда видно, все подобрать можно, а как стемнеет – не углядишь. Вот так и получилось: то один отстал от повозки, то другой. Весь мир обошел цыган, все земли изъездил, и, где прошел, там дети его оставались. С той поры и разбрелись цыгане по свету»[11].

На самом деле, как Вы понимаете и сами, всё обстояло несколько иначе: с нашествием в конце 1-го тысячелетия н.э. в Индию мусульман нарушился привычный уклад жизни индийского общества[12]. Предки цыган лишились возможности заниматься своим ремеслом, так как мусульмане перебили и ограбили индийских властителей и богачей, а сами цыганскими плясками не увлекались. Более того, мусульмане стали преследовать цыган за их занятия, которые они считали греховными. Цыгане, по их мнению, были бездельниками и отродьем дьявола. Часто в преданиях цыган рассказывается о каких-то злых наездниках, которые «напали на них, посекли мечом и истребили огнем… многие бежали…»[13]. Все иные занятия уже были монополизированы другими кастами, да и цыгане больше ничем заниматься не могли. Все это и вынудило их пустится в тяжкие странствия.

Кроме того, с давних времен излюбленным делом предков цыган было сопровождение армий в качестве проводников и мародеров. Бурный в военном отношении Х-й век даже очень способствовал их выходу из Индии.

В результате более глубокого изучения истории этой народности можноMontenegroRoma-people (Large) с полной уверенностью сделать вывод, что уклад жизни цыган, их порой значительная несовместимость с представителями других народов — результат исторической несправедливости, жестокости и постоянного национального отторжения и гнёта.

Цыгане группами покидали родину. К ним по пути присоединялись представители других каст и племён Северной Индии, в основном, отщепенцы и изгнанники, преследуемые завоевателями, от которых цыгане освоили кузнечное и ряд других ремёсел. Через горные проходы они прошли в Афганистан и Персию. Через Турцию проникли в Грецию, откуда распространились по всем Балканам. Затем они проникли на территорию современной Румынии и Венгрии. Позже через Чехию прошли в Германию, Францию, Испанию, Англию, на север в Скандинавию, на восток (в Польшу с Украиной, Белую Русь, Московию)[14]. К ним по пути присоединялись представители других каст и племён Северной Индии, в основном, отщепенцы и изгнанники, преследуемые завоевателями, от которых цыгане освоили кузнечное и ряд других ремёсел. Постепенно эти группы разбрелись по всему миру, то увеличиваясь, то дробясь.

Но, в основном, принято считать началом появления цыган в Западной Европе 1417 год, когда большая группа цыганских таборов, под предводительством «царя» Синделя и «герцогов» Михали, Андриша и Пануэля, двинувшись из Румынии вверх по Дунаю, остановились под Пештом (Венгрия) и затем в течение 25-ти лет рассеялись по всей Европе[15]. Сначала они были встречены европейксим населением и правителями с большим интересом и даже с радушием. В некоторых странах им даже выдавались охранные грамоты, как, например, в 1417-м году в Германии, в 1540-м году в Шотландии[16].

 Но позже во всех странах цыгане стали вызывать все большие неприятие. Их культура, психология, привычки и поведение были абсолютно чужды коренным жителям, вызывали с их стороны огромное недоумение. Цыгане оказались единственным в Европе народом, не живущим оседло. Они не стремились к приобретению пахотной земли или пастбищ, что, кстати, позволяло им легко уклоняться от феодальной зависимости, от налогов, чем вызывало злобу помещиков и правителей. Они уклонялись от воинской службы, они не признавали границ. Их совершенное равнодушие к религии (меняя в странствиях страны, зачастую меняли и вероисповедание, приноравливались к местным условиям) раздражало церковь[17].

Во времена священной инквизиции занятие цыган прорицательством, ясновидением и толкованием судеб привело к тому, что их стали считать еретиками и колдунами. Зачастую, не имея средств к существованию, цыгане были вынуждены попрошайничать, что приводило к тому, что на них стали смотреть как на зло, как на бродяг, промышлявших грабежами и нищенством (по аналогии с привычными европейскими бродягами). К тому же, цыгане зачастую занимались незаконными промыслами, особенно контрабандой[18]. Про цыган поползли зловещие слухи, их ловили, сажали в тюрьмы, изгоняли из стран, травили собаками, сжигали на кострах, им обрезали уши, запрещали заниматься артистической деятельностью, гаданием. Почти во всех европейских странах появились законы, направленные против цыган. В Испании в 1499 году от цыган потребовали в течение 60-ти дней переменить образ жизни и поселиться в городах. В 1633 г. им запретили именоваться цыганами и разговаривать на родном языке. В Румынии цыгане считались рабами государства, господаря (царя) и бояр[19]. Во французских журналах писалось, что убить цыгана так же законно, как застрелить волка, или лисицу. В 1687 году в Англии был издан закон, согласно которому всякий англичанин, проживший с цыганами более месяца, должен быть повешен.

Гонения на цыган начались в ХV веке и продолжались веками. Ещё в ХVIII веке цыгане, пойманные в Моравии, подвергались жестоким пыткам: мужчин казнили, а женщинам и мальчикам обрезали уши.

В чем только не обвиняли цыган?! К примеру, один из авторов писал в характерной для того времени газетной статье «Проклятое племя», что «при отсутствии всех добродетелей, цыгане подвержены самым ужасным порокам: безбожию, кровосмешению, воровству, мошенничеству всех родов и видов»[20]. Впрочем, кроме отсутствия 6640310«всех добродетелей» он был прав. Все это у цыган присутствует и до сих пор.

В течение XVII и XVIII веков на цыган несколько раз возводили необоснованные обвинения в людоедстве[21]. Многих подвергали диким пыткам и они сознавались в этих жутких преступлениях, хотя данных грех им точно никогда не был присущ. Но, что им оставалось, как не признаться? Это опять же вызвало новую волну еще большей ненависти со стороны коренных народов.

Совершенно бесправны цыгане были и в таких странах, как Турция. Там даже убийство цыгана не преследовалось законом[22].

Гонения и преследования привели к тому, что цыгане уходили в более пустынные местности, укрывались в лесах и горах. Их жизнь становилась еще более убогой, они ещё более отдалялись от местного населения, в них развивалась всё большая скрытность, не свойственная им в Индии.

Лишенные возможности добывать средства традиционными ремёслами и не имеющие трудовых навыков, цыгане были вынуждены воровать, становятся на путь грабежа и разбоя. Это вызвало ещё более жестокие меры. В общем, преследования продолжались более 300 лет, но они способствовали только выработке у цыган исключительной закаленности и выносливости, которые и помогли им выжить.

С середины XVIII века цыган перестали подвергать жестоким казням, но отношение к ним оставалось бездушным. В Австрии декретом императрицы Марии-Терезы и её сына Иосифа II термин «цыгане» был запрещен. Их стали называть «нововенгерцами». Цыганам запрещалось говорить на родном языке, были запрещены браки между ними. У цыган отбирали детей, передавали их на воспитания «добрым христианам». Юношей с 16 лет забирали в армии. Были установлены запреты на кочевание, предпринимались попытки их закрепощения[23]. Однако, одновременно, цыган уравняли в правах с прочим населением[24]. Примерно такие же меры осуществлялись и в других странах[25].

Цыгане всё сильнее замыкались в своей среде, испытывая всё большую вражду и ненависть к властям, презрение к окружавшим их народам. Только в Испании цыгане не так резко обособились от местных жителей, а часть цыган слилась с ними. В Англии появился некоторый интерес к цыганскому быту, но он диктовался в основном «экзотичностью объекта изучения».

На территорию Московского царства цыгане пришли в 15-17 веках. Рукопись XVII века сообщает: «Цыганы есть люди в Польши, а поидоша от немец, на татьбу и всякое зло хитры»[26]. А Украина в те времена была под польским владычеством, то есть предкам нынешних украинцев повезло познакомится с цыганами раньше московитов – в начале XV века. Сначала они кочевали по Бесарабии, затем перебрались через Днестр на Правобережную часть Днепра. Позже они были полностью подчинены тем формам, которые существовали на Украине в XVII-м веке. Цыгане левобережной Украины разделились по типу казачества на 9 полков во главе с цыганским атаманом. Каждый атаман, в свою064_ очередь, подчинялся Главной войсковой канцелярии Войска казацкого. Цыганские атаманы собирали налоги со своих полков, имели права суда над ними. Цыганские полки пережили казачество, но в начале XIX века это самоуправление тоже было ликвидировано. В войнах эти полки так и не поучаствовали[27].

В славянских странах цыганам вообще жилось легче и вольнее, чем в Западной Европе. Их уклад жизни, веселость, склонность к безудержным песням и пляскам импонировали славянской ментальности. Польские паны и московские бояре полюбили цыганскую «эстраду». В Белоруссии, которая тогда также находилась «под Польшей», с 1607 года, цыгане, с разрешения польской короны даже имели некоторую автономию и своего выборного короля, который утверждался королем Речи Посполитой. Цыганский король управлял своими «подданными» очень деспотически. Последний цыганский король Игнатий Марцишкевич был избран на этот пост в 1780-м году[28]. Однако в конце века, с переходом под «царскую руку» Петербурга, это самоуправление пало. К этому времени среди цыган произошло заметное расслоение, что поддерживалось царским правительством. Более богатые цыгане приписывались к купеческому сословию, зажиточные – к мещанам, а бедноту закрепощали. Верхушка белорусских цыган одно время даже пыталась заняться фабричной промышленностью, но их фабрики быстро заглохли[29].

В Санкт-Петербурге и Москве пришельцы появились только в XVIII-м веке. В 1733 году петербургским цыганам императрицей Анной Иоановной, по просьбе «знатнейших» цыган, было разрешено поселиться в окрестностях и торговать лошадьми. Но уже в 1759 г. императрица Елизавета запретила въезд цыган в Санкт-Петребург под страхом «жестокого наказания». Из сенатского указа 1767 года по делу о жалобе некоторых цыган на откупщика цыгана Мищенко, видно, что до этого времени существовала откупная система податей с цыган. Этим сенатским указом было предписано брать с цыган по 70 копеек в год с каждого. В 1783 году размер подушной подати был повышен на 3 рубля — до уровня государственных крестьян[30].

065_С 1784 года издаются законы, имевшие своей целью прекратить бродяжничество цыган, что было связано, в том числе, с неприятием и боязнью влияния дурного примера бродяжничества на российских крестьян. В 1780 году было велено всех, нигде не записанных цыган записать там, где они будут пойманы. В 1792 году было предписано причислить цыган Екатеринославской губернии к поселениям казенного ведомства и снабдить их землей, не препятствуя причислению их к мещанству. В 1802 году было указано разделить цыган на малые части и расселить по селениям[31]. В 1800-м году российским правительством издано «Правила о поселении цыган», направленные на привлечение их к хлебопашеству и скотоводству. По этим правилам цыганам-землепашцам предоставлялись льготы: на 4 года они освобождались от рекрутской повинности и податей[32].

Московские цыгане в XVIII — начале XIX века имели своего старшину-бурмистра, который разбирал между ними тяжбы. В последующем царское правительство лишило цыган каких бы то ни было признаков национальной самостоятельности, приняло все возможные меры к слиянию цыган с местным населением[33].

Постановлений различных ведомств российской власти и царских указов, направленных на закрепление, ассимиляцию цыган и прекращение кочевания. Но все эти меры, как и попытки закрепостить цыган, не имели практически никакого результата (за исключением отдельных случаев)[34]. Не имеющие ни малейших навыков земледелия и ремесла, цыгане и не стремились заниматься ими. Насильственное принуждение еще более усиливало их желание вырваться из под опеки: цыгане расходовали выданные им ссуды, продавали инвентарь, закладывали земельные участки. В конце концов правительства европейских государств и России примирилось с тем, что цыгане кочуют, так как стало ясно, что изменить их жизненный уклад, выработанный на протяжении многих столетий, мерами административного принуждения невозможно.

Оставленные на божью волю цыгане обрадовались и стали жить-поживать, по полям кочевать. При этом они активно размножались. При проведении всеобщей переписи населения в 1897 году только в Киевской губернии было записано 884 цыганские души (454 мужчин, 430 женщин).

На территории нынешней Молдовы цыгане появились в начале XV века. Постепенно они оформились в две большие группы. Первая – это помещичьи и монастырские («ватрос»), жившие на положении рабов, вторая – государственные, или коронные («лингурарь», «урсарь» и «лаешь»). «Лингурарь» занимались земледелием, скотоводством, кузнечным ремеслом, жили оседло. «Урсарь» и «Лаешь» занимались кузнечеством, чаще всего вели кочевой образ жизни. В 1820-м году царское правительство на отвоеванных землях создало контору по делам бессарабских цыган и предприняло попытку перевести их на оседлый образ жизни в специально созданных селах Фараоновка и Каир (тогда как раз преобладала «египетская» версия происхождения цыган). Предприятие, как и все предыдущие, естественно, успеха не имело, как и последовавшая за ней попытка включить цыган в состав Дунайского казачьего войска[35].

За сотни лет скитаний и гонений цыгане приобрели богатейший опыт отыскания лазеек в законах всех стран и обхода этих законов, если они не соответствовали их интересам. Кроме того, в них выработалось стойкое неприятие любых мер, предпринимаемых, касательно их, правительственными органами.

Поэтому, даже когда советское правительство законодательно признало цыган как особую народность, имеющую свои особенности и с 1925 г. начало проводить политику содействия переходу кочующих цыган к трудовому и осёдлому образу жизни и развития общего культурногоzig3 образа цыган, особого успеха эта политика не имела. Работа эта, безусловно, проводилась в добровольно-принудительном порядке, хотя больший упор был сделан на агитационное воздействие. На Северном Кавказе, в Украине, в Смоленской, Ленинградской и некоторых других областях создавались цыганские колхозы, совхозы. При чем, в отличие от создания колхозов в селах и деревнях с коренным населением, не было особой нужды в каком бы то ни было давлении – обобществлять цыганам было нечего. Им все давала власть. Во многих промышленных городах заработали цыганские мастерские, цеха. Трудовым объединениям цыган выдавались крупные денежные ссуды. Но не были в полной мере учтены особенности социальной психологии цыган, их всеобщая неграмотность, недоверие к другим народам. Цыгане, как очень увлекающиеся люди, под воздействием хорошо поставленной советской агитации, первоначально горячо брались практически за любую порученную им работу, но если результат не был виден сразу, или их постигала малейшая неудача, они сразу же всё бросали. Это происходило из-за отсутствия привычки к систематическому труду и нетерпеливости цыган[36].

Зачастую проявлялись и другие цыганские черты: цыгане, получая для созданных ими кооперативов ссуду в банках, делили её между собой и опять пускались в дорогу. Например, в 1928 году в Москве Красно-Пресненская рабоче-крестьянская инспекция, проверяя жилищно-строительные кооперативы, обнаружила, что «Сербско-румынский» кооператив на самом деле был создан цыганами и существовал только до получения в Госбанке ссуды. Его учредители бесследно исчезли из Москвы[37]. Подобные факты имеют место и в наше время.

В 1925 году был организован Всероссийский Союз цыган, литературная цыганская группа «Ромэнгиролав» («Слово цыган»), организованы школы-группы с преподаванием в начальных классах на цыганском языке и полная средняя школа, которая готовила учителей из цыган. В 1928-1932 годах разрабатывается цыганская письменность. Начинают издаваться на цыганском языке журналы «Романы Зоря» («Цыганская зоря») и «Нэво дром» («Новый путь»), которые развернули широкую пропагандистскую работу, направленную на налаживание оседлой жизни. На цыганском языке стали выходить книги.

Эти меры также дали лишь частичный результат. Всероссийский Союз цыган распался из-за полного отсутствия культурных работников. Перестали выходить книги, газеты и журналы на цыганском языке, так как их никто не покупал и не читал, школы-группы распались из-за отсутствия необходимого числа учителей и полного нежелания цыганят учиться. Они, как и их родители, совершенно не понимали, зачем это им нужно. Только созданный в 1931 году в Москве театр «Ромэн» — единственный цыганский театр в мире, прижился на ниве советского реформирования цыганской жизни.

Не минули цыган и самые чёрные страницы нашей истории. Когда власти поняли, что «оседлать» цыган не удастся, в период с 1930 по 1935 год на Север были этапированы десятки тысяч цыганских семей[38], не пожелавших хоть как-нибудь трудоустроиться. В 1936-37-м годах в отдельных областях ретивые чекисты расстреливали цыган целыми таборами. В годы Второй Мировой войны цыган, которые стояли на низшей ступени розенберговской расовой лестницы, расстреливали и ciganсжигали живьём гитлеровцы. Например, смертельный газ «Циклон Б» был впервые испытан в Дахау на группе из 200 цыганских детей, вывезенных из Богемии[39]. В Центральной и Восточной Европе фашисты уничтожили около 20 тысяч цыган[40]. Правда, Центральный офис Международного союза цыган, в связи с датой 2 августа — День памяти жертв Цыганского Холокоста (Поррайимос), распространил информацию, что в период 1933-45 гг. нацистами и их союзниками было погублено от 500 тысяч до 2 миллионов цыган, что составляет до 70 % довоенной численности цыганского населения Европы[41]. Какие цифры более достоверны и насколько, мы, конечно, не знаем и вряд ли когда-либо узнаем. Сама Германия (ФРГ) в 1982 году официально признала, что во время второй мировой войны были уничтожены от 12 до 15% всех проживавших в мире цыган[42], однако, никто никогда не знал и до сих пор не знает сколько-нибудь точного числа цыганского населения планеты. Однако, в любом случае — это ужасная трагедия, о которой мы пока еще мало осведомлены.

 С советской стороны сотни цыган воевали на фронтах Великой Отечественной войны, сражались в партизанских отрядах. Многие из них награждены орденами и медалями.

Существовали и партизанские отряды, состоявшие преимущественно из цыган. Известно, что таковые действовали на Псковщине. Именно там находится крупнейшее братское захоронение цыган. По рассказам местных жителей, немцы согнали несколько таборов скрывавшихся цыган из лесов Псковщины в одно место в Великолукском районе. В одном из таборов было трое больных партизан, о чем стало известно немцам. И тогда немцы собрали несколько таборов и согнали их в одно место вместе с больными партизанами. Вырыли яму, огромную траншею, и танками сгоняли туда людей, кого живыми, кого добивали. Очевидцы рассказывали, что этот ров шевелился целую неделю. Старушки говорят, что даже был слышен стон из-под земли[43].

 Многие цыгане выступали перед бойцами на фронтах в составе концертных бригад. Ленинградка Лиза Богданова прошла всю войну, выступая с фронтовыми концертными бригадами, испытала все тяготы фронтовой жизни[44].

В 1956 году, разобравшись с послевоенными народнохозяйственными проблемами, советская власть опять вспомнила о цыганах. Как всегда, в виде Указа Президиума Верховного Совета СССР. На этот раз он назывался: «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством» (отменен в 60-х годах). Указ был строгий, цыган за бродяжничество стали отлавливать и отправлять «на стройки пятилеток». Меры в некоторой степени подействовали. Например, в Молдове, где в настоящее время проживает около 15-ти тысяч цыган, все стали полуоседлыми, а их кочевки приобрели иную форму — в разное время года цыгане поочередно большими группами разъезжались «на заработки» по всему Союзу. В начале 80-х годов в республике около 4,5 тысяч цыган занимались общественно-полезным трудом, пятеро цыган учились в ВУЗах, 10 человек – в средних специальных учебных заведениях. Там появились даже 2 цыгана, занимающиеся научной деятельностью, в том числе доктор медицинских наук. Автор знаком также с единственной в Молдове, а может и на всей территории бывшего СССР цыганкой-юристом. Следует однако заметить, что цыгане устраивались на работу, как правило, под давлением серьёзных обстоятельств или милиции. При этом они всегда старались попасть на работу с ненормированным рабочим временем (заготовители, работа по договорам и т.п.)

Борьба за оседлость цыган шла с переменным успехом, от указа до указа. Как начиналась очередная кампания борьбы с бродяжничеством и тунеядством, так цыгане сразу оседали, трудоустраивались, а потом через пару месяцев изображения бурной деятельности бросали работу, садились в кибитки и снова в путь. Больше всего их напугали андроповские меры. Трудоустроились буквально все цыгане. Но Андропов прожил недолго…

Численность цыган в СССР неуклонно росла. С 61,2 тысяч человек в 1926 в году их количество увеличилось до 88 тысяч в 1939 году. В 1959 году их было уже 132 тысячи, а в 1979 году – 209 тысяч. На Украине, по сравнению с 1959 годом, их численность на 1989 год возросла более чем вдвое – до 48 тысяч человек. Подавляющее большинство цыган Украины — 71% проживает в городах. Более четверти от их общего количества008_adatok_a_teknovajo_ciganyok_munkajahoz_clip_image002_0005 проживает в Закарпатье.

С 1971 года цыгане имеют свою всемирную национальную организацию — Всемирный цыганский союз. Она была создана в Лондоне для защиты прав и интересов народа.

_______________________
Источники (к сожалению, интернет ресурсы уже действуют не все)

[1] Здесь и далее — стихи из книги А. Германо «Стихи и песни», М., 1937.

[2] Подобные исследования проводились также рядом другим практических и научных работников системы МВД СССР. Большинство из них публиковались в закрытых специализированных изданиях. Часть материалов этих исследователей использована в процессе подготовки данной работы. Естественно, что в эту публикацию вошли только те материалы, которые, в соответствии с сегодняшними законами Украины и России, не составляют служебной и, тем более государственной, тайны. Однако, ссылки на данные материалы будут даваться мною с указанием только авторов и в отдельных случаях — названий работ, но без указания названия самого издания.

[3] Из статистических данных МВД СССР, МВД России и МВД Украины.

[4] Энциклопедический словарь «Брокгаузъ и Ефронъ», 1913, т. 75, стр. 306.

[5] Токарев С.А. «Этнография народов СССР», М., 1958, стр. 211-212.

[6] В. Широков, «Откуда пришли цыгане», «Правда», 30.08.1981.

[7] Токарев  С.А. «Этнография народов СССР», М., 1958, стр.212.

[8] Энциклопедический словарь «Брокгаузъ и Ефронъ», 1913, т. 75, стр. 306.

[9] Елисеев А.В. «О материалах для изучения цыган, собранных М.И. Кунавиным». «Известия императорского русского географического общества», т. 17, вып. 5, СПб, 1881, стр. 21.

[10] В.Е. Владыкин «Цыгане». «Вопросы истории», № 1, 1969, стр. 206.

[11] «Фольклор русских цыган». Сост. Е. Друц, А. Гесслер, М., 1987, стр. 147.

[12] Елисеев А.В. «О материалах для изучения цыган, собранных М.И. Кунавиным». «Известия императорского русского географического общества», т. 17, вып. 5, СПб, 1881, стр. 21.

[13] Елисеев А.В. «О материалах для изучения цыган, собранных М.И. Кунавиным». «Известия императорского русского географического общества», т. 17, вып. 5, СПб, 1881, стр. 21.

[14] А.П.  Баранников «Цыганы СССР», М., 1931.

[15] Энциклопедический словарь «Брокгаузъ и Ефронъ», 1913 г., 75-й полутом, стр. 304-308.

[16] Н. Кун «Цыганы». Энциклопедический словарь «Гранат», т. 45-ІІІ, стр. 500.

[17] А.П.  Баранников «Цыганы СССР», М., 1931.

[18] Н. Кун «Цыганы». Энциклопедический словарь «Гранат», т. 45-ІІІ, стр. 500.

[19] Энциклопедический словарь «Брокгаузъ и Ефронъ», 1913, т. 75, стр. 307.

[20] А.П. Баранников «Цыганы СССР», М., 1931, стр. 29-30.

[21] Н. Кун «Цыганы». Энциклопедический словарь «Гранат», т. 45-ІІІ, стр. 500.

[22] Н. Кун «Цыганы». Энциклопедический словарь «Гранат», т. 45-ІІІ, стр. 500.

[23] А.П.  Баранников «Цыганы СССР», М., 1931.

[24] Н. Кун «Цыганы». Энциклопедический словарь «Гранат», т. 45-ІІІ, стр. 500.

[25] А.П. Баранников «Цыганы СССР», М., 1931.

[26] А.П. Баранников «Цыганы СССР», М., 1931, стр. 34.

[27] А.П. Баранников «Цыганы СССР», М., 1931.

[28] Энциклопедический словарь «Брокгаузъ и Ефронъ», 1913, т. 75, стр. 307.

[29] А.П. Баранников «Цыганы СССР», М., 1931.

[30] Энциклопедический словарь «Брокгаузъ и Ефронъ», 1913, т. 75, стр. 307.

[31] А.П. Баранников «Цыганы СССР», М., 1931, стр. 34.

[32] Энциклопедический словарь «Брокгаузъ и Ефронъ», 1913, т. 75, стр. 307.

[33] А.П. Баранников «Цыганы СССР», М., 1931, стр. 34.

[34] Энциклопедический словарь «Брокгаузъ и Ефронъ», 1913, т. 75, стр. 308.

[35] В.С. Зеленчук «Население Молдавии», Кишинев, 1973, стр. 11.

[36] М.В. Сергиевский. Вступительная статья к кн. А.В.Германа «Библиография о цыганах», М., 1930.

[37] «Липовые кооператоры», Газета «Голос текстилей», М., 7 октября 1928 г.

[39] Вероника Черкасова «Дети солнца» мечтают о создании своего государства»,  «Белорусская Деловая Газета», № 813, 05.08.2000.

[40] Большая Советская Энциклопедия. Статья «Цыгане».

[42] Вероника Черкасова «Дети солнца» мечтают о создании своего государства»,  «Белорусская Деловая Газета», № 813, 05.08.2000.

[43-44] Николай Самулевич, «ТумБалалайка», №15-16, апрель-май 1999 г.

______________________________________________________________

В дальнейшем будет опубликовано продолжение этой исследовательской работы

_____________________________________________________________

Публикация — март 2013 г.

Заинтересовала публикация?
  • Получайте новые публикации по RSS или E-mail.

комментариев 6

Спасибо. Очень интересная статья.

Спасибо. Большой труд вложен в создание сей статьи. Но, увы, сострадание и уважение к цыганской национальности так и не возникло. Живу среди цыган (территориально), вижу каждодневно их «прожигание» жизни. Возникает лишь, прошу прощение, рвотный рефлекс.

Лариса, это у Вас от непонимания и невосприятия уклада жизни и общего национального менталитета этого народа. Просто — слишком большая разница именно в жизненном укладе. Наверное Вы очень удивититесь, но практически совершенно так же — как Вы цыган, воспринимают нас — украинцев, русских и т.п. очень многие, если не большинство, представителей «высокоразвитых» западных народов. Я имею в виду не тех украинцев и русских, которые приезжают к ним, живут среди них, а нас — проживающих у себя дома — в целом.

спасибо за информацию о цыганах. я некоторое, сразу, послевоенное время проживал почти рядом с ними. Каждый день был у них в таборе. часть из них работала прямо в таборе. Изготавлавали приминивным способом всякие изделия,которые продавали населению. Другие целыми днями околачивались в городе, смотрели где можно было своровать, погадать. вечером, когда все собирались в таборе их старший все это принимал, давал указания, кого то ругал, провинившихся по его указанию били кнутом. Имели повозки, лошадей. Детей было не меряно. Гостепреимные, предлагали покушать вместе с ними с общего котла. Конечно, я не занимался изучением их родословной. Отношение людей к ним было ужасное. При всяком удобном случае к ним придерались и старались избивать. Но, воровать они умеют и зубы заговаривать тоже мастера. Если, что наметили украсть, то украдут. Можно было бы описывать их быт, но для этого имеются организации.

Олег Петрович,здравствуйте!!! Вот неожиданный сюрприз(кроме поздравлений с праздником,за что Вам отдельное огромное СПАСИБО!!!)- это статья о цыганах. Для меня стало подтверждением моих личных предположений,что цыгане-выходцы из индийских племен. Очень Вам благодарна за такую интересную статью с иллюстрациями!!! Жду еще подобных публикаций и самых лучших новостей для юристов.

Статья очень интересная и познавательная! Понравилось, что Автор — толерантный человек. Спасибо!

Ваш отзыв