АДВОКАТСЬКЕ бюро
Кучерявого Олега Петровича

повний комплекс юридичних послуг, захист інтересів громадян і юридичних осіб

Лип

17

Изменение способа исполнения решений судов по социальным выплатам

Автор: Advocat

українською мовоюВ связи со вступлением в силу Закона Украины «О гарантиях государстваIMG_0640 по исполнению судебных решений»  возникли трудности с исполнением судебных решений, принятых по делам, связанным с социальными выплатами. Высший административный суд Украины (ВАСУ) своим письмом от 13.06.2013 № 846/12/13-13, обращает внимание административных судов на то, что в соответствии со статьей 2 этого Закона государство гарантирует исполнение решений судов о взыскании средств и обязательства совершить определенные действия относительно имущества, должником по которым является, в частности, государственный орган. Вместе с тем судебные решения по делам, связанным с социальными выплатами, имеющим обязательственный характер относительно проведения таких выплат, не относятся к указанным в упомянутой статье видам решений, что делает невозможным их исполнение без изменения его способа.

Имеется в виду, что суды продолжительное время выносили решения не о взыскании средств с органов, осуществляющих социальные выплаты, а об обязательстве начислять и осуществлять такие выплаты.

Следует отметить, что именно ВАСУ в своих письмах и требовал от административных судов именно таких решений (например – см. письмо ВАСУ, изданное ровно за один год до нынешнего, а именно письмо от 13.06.2012 № 1483/12/ 13-12) . Наверное, понявши, что вследствие такой практики тысячи или даже сотни тысяч решений административных судов были бессмысленной тратою времени судей и истцов, пустой тратой нервов людей, которые и так пострадали вследствие своеволия чиновников социальных ведомств и руководства государства, ВАСУ решил разъяснить, что это можно исправить. К сожалению, скорее всего, для большинства таких неисполненных решений это уже слишком поздно, поскольку они запущены окончательно, исполнительные производства по ним прекращены с формулировкой «невозможно исполнить без участия должника» и сроки повторной подачи исполнительных листов к исполнению закончились.

Но все же, вернемся к разъяснению ВАСУ. Как отмечается в письме ВАСУ от 13.06.2013 г. № 846/12/ 13-13, согласно части первой статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Украины (КАСУ) при наличии обстоятельств, которые усложняют исполнение судебного решения (отсутствие средств на счете, отсутствие присужденного имущества в натуре, стихийное бедствие и т.п.), государственный исполнитель может обратиться к административному суду первой инстанции, независимо от того, суд какой инстанции издал исполнительный лист, с представлением, а лицо, принимающее участие в деле, и сторона исполнительного производства – с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения, изменении или установлении способа и порядка исполнения судебного решения.

При этом ВАСУ подчеркивает, что эта норма не содержит исключительного перечня обстоятельств, что является основанием для решения вопроса об изменении или установлении способа и порядка исполнения судебного решения. Суды должны учитывать, что основанием для изменения или установления способа и порядка исполнения судебного решения являются обстоятельства, которые делают исполнение судебного решения невозможным. Таким образом, изменения в правовом регулировании порядка исполнения судебных решений, должником по которым является государственный орган, которым не предусмотрено исполнения решений обязательственного характера, делают невозможным их исполнение.

Такое обстоятельство является основанием для изменения или установления способа и порядка исполнения судебного решения. Решая этот вопрос, суды должны обращать внимание на то, что под изменением способа и порядка исполнения решения следует понимать применение административным судом новых мер по реализации решения. И главное, что эти меры должны обеспечить исполнение конкретного судебного решения и не распространяться на отношения, которые возникли после его принятия.

По категории дел о социальных выплатах изменение способа и порядка исполнения решения возможно путем изменения обязательства осуществить выплаты на взыскание этих выплат.

Однако, ВАСУ тут же отмечает, что такое изменение возможно только в случае исполнения должником обязательственной части решения о начислении социальных выплат. При этом административный суд должен исходить из размера задолженности должника перед взыскателем, возникшей при исполнении судебного решения.

То есть, теперь у некоторых взыскателей по делам о социальных выплатах, а именно у тех, которым такие выплаты были начислены по решениям судов, появилась возможность обратиться в суд с заявлением об изменении способа исполнения решения суда и потребовать взыскать с социального ведомства (УПФ, УТСЗН) соответствующие суммы денег. Для этого, конечно, надо иметь документ о сумме денег, начисленных ведомством по решению суда.

А дальнейшее исполнение такого решения будет производиться по нормам закона «О гарантиях государства по исполнению судебных решений».

При этом, надо быть готовым к тому, что социальные ведомства для затягивания реального исполнения судебных решений, обязательно начнут обжаловать решения судов об изменении способа исполнения решений.

_____________________________________________________________

Публикация – июль 2013 г.

Обращается внимание посетителей сайта на то, что письмо ВАСУ от 13.06.2013 № 846/12/ 13-13, о котором речь идет в этой статье,отозвано письмом ВАСУ от 11.02.2014   № 173/11/ 14-14. Т.е., изложенное в нем разъяснение об изменении порядка исполнения судебных решений уже не является действующим.  



коментарів 9

  1. Ирина :

    Добрий день! Підкажить, будь ласка:
    Є два рішення суду по справі: 1-ої інстанції, яке набуло законної сили,має печатку суду та підпис судді, та апеляційної інстанції, яке не набуло законної сили (це встановлено іншим судом- прийнято в письмовому провадження та сторонам не направлялось).Тобто, в законному порядку рішення суду першої інстанції не скасовано. Справу повернуто до суду 1-ої інстанції та в матеріалах цієї справи відсутній оригінал рішення суду апеляційної інстанції з печаткою суду, є тільки аркуш з надрукованим текстом рішення суду апеляційної інстанції, але без підпису суддєй та без печатки суду. Тобто, видати копію суду апеляційної інстанції, що повинна бути згідна з оригіналом, суд першої інстанції не може.
    Питання: З ВАШОЇ ТОЧКИ ЗОРУ – чи чинне на теперішній час рішення суду першої інстанції та повинно виконуватися за виконавчим листом в примусовому порядку?

  2. admin :

    Ирина, щось занадто закручено. Ви кажете, що якимсь таємничим судом (Ви не пишете чомусь – якої інстанції) встановлено, що апел. рішення не набуло чинності, що хтось повернув справу до суду 1-ої інстанції. Мабуть слід здогадуватися, що це касаційна інстанція. Тоді і треба дивитися у цьому рішенні касаційної інстанції – як вона визначила статус обох попередніх судових рішень. Якщо ці мої здогадки не зовсім відповідають реаліям, то може Ви поставите конкретне запитання замість цієї шаради?

  3. vf :

    Суд задовольнив подання державного виконавця про заміну способу виконання рішення суду. Що робити стягувачу далі.
    Кто і як повинний звернутись до казначейської служби у такому випадку.
    Чи потрібно повернути виконавчий лист до суду та взяти новий для подання до казначейської служби.

  4. admin :

    vf: стягувачу може, що нічого робити і не потрібно, держвиконавець має продовжити виконання рішення, відповідно до змінененого судом способу, якщо суд не замінив виконавця, тобто – виконавчу службу на казначейство. А якщо замінив формально або по суті (Ви не зазначили – про що рішення і яким чином замінив), то тоді виконавцю мабуть варто старий виконавчий лист повернути суду, а суд має видати новий і той вже Вам особисто потрібно подавати у казначейство з заявою про стягнення. Але Ви це питання уточніть в канцелярії суду.

  5. vf :

    Дякую за відповідь.
    Зобов`язання “…нарахувати та виплатити….” змінено на “стягнення нарахаваних коштів у сумі_____з Центру нарахування та здійснення соціальних виплат”, як це передбачено роз’ясненням ВАСУ.

  6. ЛиквЧАЕС :

    мы выиграли суд 1-ой инст по смене способа и взысканию суммы ННН с ПФ. Однако, ПФ подал апелляцию,которую Апеляц.суд удовлетворил. Мы подали касацию. ВАСУ отказал нам оставить решение 1-ой инстанции в силе.Смена способа и взыскание суммы ННН была скасована. Выходит, что письмом от 13.06.2013 № 846/12/13-13 ВАСУ сам себе противоречит? И что суд апеляционной интсанции игнорирует это письмо? Как быть далее-то?

  7. Максим :

    Ув. ЛиквЧАЕС если не сложно, хотелось бы узнаь что они в своем решении написали, если можно скиньте решение ВАСУ на электронку maxus022@yandex.ru К сожалению мы живем в стране победившего маразма.

  8. VF :

    13.12.2013 я вже писав про задоволення судом подання ДВ про заміну способу виконання рішення зобов’язувального характеру, яке набрало законної сили у жовтні 2012 року, на стягнення коштів.
    Ухвала про зміну способу набрала законної сили в листопаді 2013. Божника не змінено (міський центр по нарахуванню та здійсненню соціальних виплат).
    У лютому 2014 ДВ вдруге виносить постанову про повернення виконавчого документа стягувачеві на підставі п.9 ч.1 ст.47 ЗУ “Про ВП”. У попередній постанові про повернення (грудень 2012) та ж підстава.
    Казначейська служба не бере на виконання рішення що набрали законної сили до 1.01.2013 посилаючись на розділ ІІ ЗУ “Про гарантії держави щодо виконання судових рішень”.
    Яке у даному випадку рішення є підставою для обрахунку набрання законної сили (постанова чи ухвала про заміну способу виконання) .
    Як примусити ДВиконавця виконувати свої обов’язки.
    Виконавчий лист зноходився в ДВС на виконанні з жовтня по грудень 2012 та з квітня 2013 по лютий 2014. Планую знов подати документи на виконання. Вважаю, що саме ДВС повинна звертатись до казначейства (чи не так?).
    Пора звертатись до ЄСПЛ.
    Коли вже в державі закінчеться папір для відписок…

  9. admin :

    VF, папір на ці цілі у держави не закінчиться ні коли. Це суть чиновничого існування. А по Вашій справі, я вважаю, що варто формально надіслати скарги керівникам обох служб (навряд вони реально допоможуть, але хай будуть – теж свого роду формалізм для майбутнього використання) і одночасно подавати заяву в ЄСПЛ.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *