Адвокатское бюро
КУЧЕРЯВОГО ОЛЕГА ПЕТРОВИЧА

полный комплекс юридических услуг, защита интересов граждан

Июл

1

Конституционные изменения в системе правосудия

Автор: Advocat

Как, наверное, всем уже известно,1 ukr_mova Верховная Рада Украины Законом от 02.06.2016 г. № 1401-VIII «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)», в некоторой мере изменила действующую в Украине систему правосудия и правоохранительной деятельности. Не будем останавливаться на всех деталях этих изменений, обратим Ваше внимание только на те, которые имеют наиболее непосредственное отношение к значительному количеству людей, сталкивающихся в Украине с судебной и правоохранительной системой.

Прежде всего, следует отметить, что из Конституции исключен Раздел VII «Прокуратура» и вместо него внесена новая статья 131-1, относительно полномочий прокуратуры, которая теперь будет осуществлять только такие функции:

1) поддержание публичного обвинения в суде;

2) организацию и процессуальное руководство досудебным расследованием, решение согласно закону других вопросов криминального производства, надзор за негласными и иными следственными и розыскными действиями органов правопорядка;

3) представительство интересов государства в суде в исключительных случаях и в порядке, определенном законом.

Т.е., нашим гражданам, которые привыкли жаловаться в прокуратуру по любым вопросам и касательно действий любых физических и юридических лиц, стоит об этом забыть, поскольку общий надзор прокуратуры окончательно ликвидирован и похоронен.

Здесь, не считаясь с тем, что рискую нарваться на дружный негодующий хор некоторых околоправоведов, должен высказаться в память уже «покойного» общего надзора прокуратуры. Его «угробление», было заветной мечтой почти каждого «правозащитника» в Украине, такой себе мантрою, которую они и всяческие полуграмотные депутаты все время и непрерывно «пели» последние 25 лет. Эта мантра, явно была навеяна «западными ветрами», поскольку в западных правовых системах ни чего подобного не было и они это просто не понимали. Но чем мешал общий надзор нашим «правозащитникам» не понятно? Скорее всего, одни его просто не понимали — что оно такое (как и их западные коллеги и наставники), а другим было, как это говорят, «по-барабану»: сказали западные «учителя», что надо отменить, значит надо…

А что такое общий надзор прокуратуры, если это объяснить попроще? Вот, к примеру, принял какой-то исполком местного совета, или какой-то местный совет незаконное решение, которое влияет на довольно многих людей этой местности, однако не на всех. Или несколько другой вариант: руководитель какого-то предприятия издал незаконный приказ, которой касается многих или всех работников.

Раньше человек, которого, в том числе, касается это решение, не был вынужден по этому поводу обращаться исключительно в суд, проходить сложную и продолжительную судебную процедуру, обращаться для этого за правовой помощью, расходовать средства на судебные сборы, и т.п.. Достаточно было одному из пострадавших вследствие издания незаконного решения или приказа написать жалобу в прокуратуру. Помощник прокурора проводил проверку и если находил нарушение законодательства, готовил за подписью прокурора предписание об отмене этого незаконного решения или приказа. При чем, не только относительно человека, который пожаловался, а относительно всех, в том числе и тех, кто чего-то опасаясь не отваживался пожаловаться, а сидел тихонечко под столом и жалобно скулил: «только бы не было еще хуже».

Теперь этого не будет. И если один из подобных пострадавших отважится обратиться в суд, то судебное решение об отмене незаконного приказа руководителя предприятия, после довольно сложной и продолжительной процедуры (по обыкновению) будет вынесено только в части его действия относительно самого истца. А относительно всех других работников он останется в силе, не смотря на такую же незаконность, аж пока каждый работник  не обратится в суд лично.

А в прокуратуру теперь можно будет пожаловаться, наверное, только на действия или бездеятельность работников полиции и других правоохранительных структур. Конечно, в прокуратуру можно будет подавать заявления о преступлениях.

Те же, кто шумел о необходимости отмены общего надзора, не имея реальных аргументов относительно необходимости его отмены, чаще всего ссылались на то, что общий надзор является инструментом коррупции для прокурорских работников. Не вдаваясь в детали этой бессмыслицы (по моему глубокому убеждению), отмечу, что реальная борьба с коррупцией заключается не в отмене тех или иных функций государственных органов, а в организации надлежащего государственного контроля за их работой. Исходя из такого подхода горе-борцов с коррупцией, Верховную Раду и все другие руководящие органы государства наверняка давно следовало бы ликвидировать в целом?

Опять же, по моему глубокому убеждению, общий надзор прокуратуры был очень прогрессивным изобретением советской правовой системы, которое в последнем варианте независимо-украинского периода было совершенно разумно усовершенствовано. Вместе с тем, отмена общего надзора прокуратуры совершенно не выгодна народу, но очень выгодна представителям бизнеса (большей частью — крупного) и тем самым властным коррупционерам и просто своевольным руководителям разного уровня. То есть, отмена общего надзора прокуратуры работает наоборот — на развитие коррупции и злоупотребелений властными, управленческими полномочиями. Однако, это потенциально увеличивает поступления в госбюджет за счет судебных сборов, то есть за счет вытряхивания Вашего кошелька.

Но от панихиды по почившему общему надзору вернемся к изменениям Конституции. В соответствии с переходными положениями закона, пока что, прокуратура продолжает исполнять, согласно действующему законодательству, функцию досудебного расследования до начала функционирования органов, которым законом будут переданы соответствующие функции, а также функцию надзора за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан, — до вступления в силу закона о создании двойной системы регулярных пенитенциарных инспекций.

Представительство прокуратурой граждан в судах по делам, производство по которым было начато до вступления в силу этого Закона, осуществляется по правилам, которые действовали до вступления его в силу, вплоть до принятия по соответствующим делам окончательных судебных решений, не подлежащих обжалованию.

Существенно изменился и конституционный подход к правовой помощи. Изменения внесены дополнениям Конституции статьей 131-2, согласно которой, в дальнейшем в Украине для оказания профессиональной правовой помощи действует адвокатура и исключительно адвокаты будут осуществлять представительство другого лица в суде, а также защиту от уголовного обвинения. Законом могут быть определенные исключения относительно представительства в суде по трудовым спорам, по спорам относительно защиты социальных прав, относительно выборов и референдумов, по малозначительным спорам, а также относительно представительства малолетних или несовершеннолетних лиц и лиц, которые признаны судом недееспособными или дееспособность которых ограничена.

В соответствии с переходными положениями к закону, представительство согласно пункту 3 части 1 статьи 131-1 и статьи 131-2 Конституции исключительно прокурорами или адвокатами:

  • в Верховном Суде и в судах кассационной инстанции осуществляется с 1 января 2017 года;
  • в судах апелляционной инстанции — с 1 января 2018 года;
  • в судах первой инстанции — с 1 января 2019 года;
  • представительство органов государственной власти и органов местного самоуправления в судах исключительно прокурорами или адвокатами осуществляется с 1 января 2020 года.

Но, при этом, представительство в судах по производствам, начатым до вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)», осуществляется по правилам, которые действовали до вступления его в силу, — до принятия по соответствующим делам окончательных судебных решений, не подлежащих обжалованию.

Закон, относительно оговоренных нами в этой публикации положений, вступает в силу через 3 месяца со дня, следующего за днем его опубликования.

____________________________________________

Публикация — июль 2016 года

 

 

Заинтересовала публикация?
  • Получайте новые публикации по RSS или E-mail.

комментариев 6

Т.е. представитель по доверенности (но не адвокат)уже не сможет представлять интересы доверителя в суде?

Михаил, в большинстве случаев, не сможет

ВСЁ ДЛЯ ЛЮДЕЙ.

И что, представительство это носит обязательный характер или есть возможность самостоятельно отстаивать своё право в суде, например по социальным вопросам (пенсия) или установлению юридического факта в суде?
Олег Петрович здравствуйте. Я, гражданка Украины. Мой отец по национальности украинец, а мама – полька. В моих всех документах (паспорт, свидетельства о рождении и браке), которые должны были бы свидетельствовать информацию о моём происхождении (национальности) такой информации не содержат по причине того, что в бланках этих документов, на момент их выдачи, не была предусмотрена графа о национальности. В настоящее время ситуация аналогичная, во всех этих документах не предусмотрена графа о национальности владельца, а появилась графа о гражданстве. Подскажите, как быть мне в этой ситуации, чтобы официально подтвердить свою национальность, в зависимости от моего выбора. Анна. 28.08.2016 Извините, если я попала не в тот раздел Вашего сайта.

Анна, представительство не носит и думаю не будет носить обязательный характер, можно самостоятельно отстаивать в суде свои интересы.
Относительно подтверждения национальности, обратитесь в подразделение миграционной службы (бывшая паспортная служба), где Вы оформляли общегражданский паспорт. Там должна быть карточка ф. № 1, которая заполняется при оформлении и выдаче паспорта. Она содержала ранее графу «национальность», может и сейчас содержит. Если Вы родились при СССР, там точно будет, надо запросить из архива. Вам могут выдать справку со ссылкой на эту карточку.

Большое спасибо!

Ваш отзыв