Интернет-бюро адвоката
Кучерявого Олега Петровича

полный комплекс юридических услуг, защита интересов граждан

Июл

19

Кто будет платить налог «на колодцы»?

Автор: admin

1 ukr_movaК величайшему сожалению, нынешняя власть в законотворческойOLYMPUS DIGITAL CAMERA деятельности не отошла от манеры своих «папередников», в частности от такой, как попытки за яркими лозунгами втихушку, не афишируя при принятии, запихнуть в закон какую-нибудь мерзость с формулировкой, являющейся малопонятною для восприятия большинством населения и при этом, с многочисленными отсылками к другим нормам. Т.е. именно таким образом, чтобы большинство населения как можно дольше ничего не могло понять, а потом оно как-нибудь может уляжется…

В данном случае имеются в виду отдельные положения Закона Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине» от 27 марта 2014 года № 1166-VII, в разделе І которого появился такой себе пункт 23, дословно выглядящий следующим образом: «В статье 263 Налогового кодекса Украины  пункт 263.1 дополнить подпунктами 263.1.5 и 263.1.6 следующего содержания: 263.1.6. Плательщиками платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых являются землевладельцы и землепользователи, кроме субъектов предпринимательства, которые согласно законодательству относятся к фермерским хозяйствам, — граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые в пределах предоставленных им земельных участков, размер которых превышает нормы, предусмотренные статьей 121 Земельного кодекса Украины, добывают пресные подземные воды с применением электрических устройств, в объеме свыше 13 кубических метров в месяц (по показателям счетчиков)».

Понятно, что большинство населения Украины, которое давно уже перестало относиться к «самой читающей нации мира», даже если прочитает это «законотворчество», едва ли обратит на него внимание при такой формулировке. А следовало бы обратить, поскольку эта норма касается или может коснуться очень многих людей, имеющих на своем земельном участке колодец или буровую скважину, качающих из нее в дом или для полива овощей воду с использованием электрического насоса.

Тем не менее, все же следует отметить, что эта норма закона постепенно таки приобрела некоторую огласку и вызывает все больший ажиотаж, ее уже прозвали: «налог на колодцы». Поэтому, давайте выясним: кого она касается, а кого — нет?

Если эту норму в полном объеме перевести с юридического словоблудия на «человеческий» язык, то все физические лица (но, не фермеры!), которым предоставлен земельный участок в пользование или в собственность, и этот земельный участок превышает установленные земельным кодексом нормы безвозмездной передачи земельных участков гражданам, и при этом они – эти граждане (и неграждане тоже), имеют буровую скважину или колодец с любым насосом (поскольку любой насос способен выкачать 13 куб. м в месяц), могут стать плательщиками нового налога, если таки выкачают из под земли более  13 куб. метров воды в расчете на 1 месяц.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAНо давайте выясним, владельцы или пользователи каких именно земельных участков должны быть плательщиками этого налога, ведь всегда и почти везде могут найтись чиновники (не обязательно – налоговики), которые захотят содрать побольше, при чем, с каждого владельца колодца или скважины. Обратимся к упомянутой статье 121 Земельного кодекса, определяющей, что граждане Украины имеют право на безвозмездную передачу им земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности в конкретно указанных размерах (п. «а» для фермеров пропускаем):

б) для ведения личного крестьянского хозяйства — не больше 2,0 гектара;

в) для ведения садоводства — не больше 0,12 гектара;

г) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) в селах — не больше 0,25 гектара, в поселках — не больше 0,15 гектара, в городах — не больше 0,10 гектара;

ґ) для индивидуального дачного строительства — не больше 0,10 гектара;

д) для строительства индивидуальных гаражей — не больше 0,01 гектара.

Учитывая, что в новопринятом законе довольно неразумно (мягко говоря) не конкретизировано — каким пунктом в каком именно случае пользоваться, воспользуемся, так называемой, логикой закона. Согласно этой логике следует полагать, что — к какой категории относится земельный участок, на котором расположен электрифицированный колодец или скважина, то размер именно именно того участка из статьи 121 Земельного кодекса и следует принимать во внимание при определении: является ли лицо налогоплательщиком на воду.

Т.е., если колодец или буровая скважина расположены возле дома в селе, то плательщиком является только лицо,  у которого земельный участок для обслуживания этого дома и хозяйственных сооружений превышает 25 соток. Соответственно, если это в городе — сверх 10-ти соток, в поселке — если превышает 15 соток.

Если колодец или скважина расположена на участке для ведения личного крестьянского (селянского) хозяйства, то налогоплательщиками на воду являются только граждане, у которых размер такого участка превышает 2 гектара. Аналогично — относительно земельных участков для ведения садоводства (если более 12-ти соток) и для дачных участков (если более 10-ти соток). А если у кого-то есть колодец или скважина возле гаража или в самом гараже, то он является плательщиком налога, только в том случае, если размер гаражного земельного участка превышает 1 сотку.

При определении назначения земельного участка следует исходить из того, что об этом указано в государственном акте о праве собственности на земельный участок, или в соответствующем решении сельсовета, или в зарегистрированном договоре аренды земельного участка.

При этом во всех случаях, такие лица платят налог на воду только в том случае, если потребляют свыше 13 куб. м. воды в месяц. Понятно, что таких потенциальных налогоплательщиков обяжут иметь счетчики воды, которые должны проходить периодическую проверку.

Таким образом, тем лицам, у кого размеры участков, на которых расположенные источники электрифицированной добычи воды, меньшие, чем указанные (а таких владельцев и пользователей земли — большинство), беспокоиться не следует. И если какой-то ретивый сборщик налогов или, к примеру, регистраторы колодцев и насосов от местных советов (наверняка такие вскоре появятся, вместо экономически невыгодных социальных работников?) будут стараться вписать таких малоземельных пользователей воды в налогоплательщики на воду и заставлять ставить  счетчики на воду (а это точно будет происходить под коррупционным воздействием производителей и продавцов этих счетчиков), то таких сборщиков-регистраторов можно направлять, хотя и культурно, но достаточно далеко.

Теперь вернемся к тем, кто все же будет плательщиком налога на воду. Сколько они должны платить?  Здесь «мути», традиционно для нашей Верховной Рады, не меньше, но попробуем «побегать» от нормы к норме: «… подпункт 263.9.1 пункта 263.9 изложить в такой редакции:  «263.9.1. Ставки платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых устанавливаются в процентах от стоимости товарной продукции горного предприятия — добытого полезного ископаемого (минерального сырья) в таких размерах: … (указано) …». Но мы эти размеры не читаем, поскольку к этому пункту закона имеется таинственное примечание № 3, напоминающее звездочки в рекламках тарифов мобильных операторов. Находим это примечание № 3: «Плата за пользование недрами для добычи пресных подземных вод, которые добываются плательщиками, указанными в подпункте 263.1.6 пункта 263.1 этой статьи, применяется по ставкам, определенным в пункте 325.2 статье 325 этого Кодекса». Ищем дальше…

Статья 325.2 Налогового кодекса Украины устанавливает ставки сбора за специальное использование подземных вод по регионам и даже по отдельным районам за каждые 100 куб. метров использованной воды. В частности, для всей Черновицкой области такая ставка сбора на каждые 100 куб. метров воды — 62,41 грн., для всей соседней Винницкой области дешевле — 57 грн. за 100 куб. м., для северных районов Хмельницкой обл. (Деражнянский, Красиловский, Летичевский, Староконстантиновский,  Хмельницкий, Полонский, Шепетовский) — 44,59 грн. и для прочих районов Хмельницкой области — 67,78 грн. за 100 куб. м.

Следует отметить, что из нормы закона следует, что не являютсяOLYMPUS DIGITAL CAMERA плательщиками налога владельцы и пользователи даже больших земельных участков, если они нагло качают воду с колодцев общественного владения или из колодца соседа, не подпадающего под признаки налогоплательщика.

Также можно предвидеть, что богатые собственники действительно больших имений этот налог платить не будут, поскольку тот, кто имеет свое «межигір’ячко» некогда не впустит на свою территорию ни сборщика налогов, ни какого-нибудь регистратора от сельсовета, совершенно законно, пользуясь своими конституционными правами неприкосновенности владения. А охранник такого господина всегда вежливо (хотя может и не всегда?) скажет такому сборщику налогов сквозь забор, что у господина нет ни одного насоса и господин – бедняжка лично таскает из колодца и каждый день носит в дом воду ведрами.  А если же, вдруг, при каком-то законном обыске в имения обнаружится насос в буровой скважине, то всегда можно сказать, что его только вчера туда установили.

Таким образом, закон возможно будет реально действовать только относительно довольно средненьких владельцев и пользователей земельных участков сельскохозяйственного назначения, возможно, относительно отдельных дачников и застройщиков, которым удалось купить 2 участка и объединили их в один госакт.  В какой-то мере, в этом плане не повезло владельцам земельных участков «под застройку», размер которых незначительно превышает 25 соток в селе, 10 соток в городе и 15 соток в поселках. То есть, есть ли у какой-то бабули земельный участок на 5 соток больше указаных норм (ну так сложилось) пусть дальше таскает воду из колодца ведрами или ставит счетчик и платит налог, помогая правительству спасать Украину от финансового кризиса.

Я написал: «возможно будет действовать», так как вообще не понятно, как его можно исполнять. Существует право неприкосновенности владения, ни один владелец и пользователь земельного участка (не только владельцы «межигорий») не обязаны  допускать на него ни кого, если у такого лица нет соответствующего решения суда. Суд таких решений давать не будет без наличия криминального производства. Для возбуждения криминального производства оснований в данном случае не может быть. Перекрыть воду в колодце при недопуске, как это делают водоканалы, не возможно.

Может быть, введут какие-то штрафные санкции за недопуск к колодцу, но это будет противоречить нормам Конституции и гражданского законодательства. Да и, если соответствующий чиновник все же проник на территорию и увидел насос, не возможно зафиксировать — с какого времени он установлен, какой период не платится налог, сколько воды использовано?

И хотя, новым законом Кабмину поручено в течении 3-х месяцев со дня вступления в силу этого Закона принять нормативно-правовые акты, необходимые для его реализации и обеспечить пересмотр и приведение министерствами и другими центральными органами исполнительной власти своих нормативно-правовых актов в соответствие с ним, пока что на сайте Миндоходов Украины не удалось найти ничего о порядке взыскания этого налога.

Тем не менее, в завершение следует отметить, что эти изменения в законодательство вступили  в силу с 1 апреля 2014 года и соответственно с 1 апреля 2014 года налогоплательщики, теоретически, должны этот налог сами себе начислять и платить  (но платить — уже не себе).

___________________________________________________________

Публикация — июль 2014 года

Заинтересовала публикация?
  • Получайте новые публикации по RSS или E-mail.

Ваш отзыв