А Д В О К А Т
Кучерявый Олег Петрович

полный комплекс юридических услуг, защита интересов граждан и юридических лиц

Июл

18

Нюансы привлечения к ответственности за «употребление за рулем»

Автор: Advocat

Нет сомнений, что сегодня уже все водители знают, что управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии или состоянии наркотического опьянения или под влиянием врачебных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, – очень дорогое «удовольствие»!

Всё ж, на всякий случай сокращённо напомню, что в соответствии с действующей в настоящее время нормой статьи 130 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП), впервые за такое нарушение, а так же — за отказ лица, управляющего транспортным средством, от прохождения, в соответствии с установленным порядком, осмотра на состояние алкогольного, наркотического или иного опьянения или относительно употребления врачебных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, накладывается штраф на водителей в размере 600 необлагаемых минимумов доходов граждан (10200 грн.) с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год и на иных лиц – штраф в размере 600 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Повторное в течение года совершение любого из таких нарушений влечёт за собой наложение штрафа на водителей в размере 1200 необлагаемых минимумов доходов граждан (20400 грн.) с лишением права управления транспортными средствами на срок 3 года и на иных лиц — наложение штрафа в размере 1200 необлагаемых минимумов доходов граждан с оплатным изъятием транспортного средства или без такого.

Если же кто-то не успокоился и в третий раз в течение года совершил одно из таких же правонарушений, штраф уже доходит для водителей до 2400 необлагаемых минимумов доходов граждан (40800 грн.) с лишением права управления транспортными средствами на срок 10 лет и на иных лиц — наложение штрафа в размере 2400 необлагаемых минимумов доходов граждан с оплатным изъятием транспортного средства или без такого.

 

Одновременно статья 130 КУоАП предусматривает ответственность для тех, кто ранее пытался избежать ответственности, ссылаясь на то, что «выпил под действием стресса уже после ДТП», или «после остановки автомобиля работником полиции»: употребление водителем транспортного средства алкоголя, наркотиков, а также врачебных препаратов, изготовленных на их основе (кроме тех, которые входят в официально утверждённый состав аптечки или назначены медицинским работником) после ДТП с его участием или после того, как транспортное средство было остановлено по требованию полицейского, до проведения уполномоченным лицом медицинского осмотра с целью установления состояния опьянения или относительно употребления врачебных препаратов, снижающих его внимание и скорость реакции, или до принятия решения об освобождении от проведения такого осмотра, — влечёт за собой наложение штрафа на водителей в размере 1200 необлагаемых минимумов доходов граждан или административный арест на срок 15 суток, с лишением права управления транспортными средствами на срок 3 года.

Дешевле обойдутся такие же нарушения, если они совершены судноводителями во время управления речными или маломерными судами — штраф в размере 150 необлагаемых минимумов доходов граждан (2550 грн.) или лишение права управления всеми видами плавучих средств на срок от 1 до 3 лет, или общественные работы на срок от 40 до 60 часов, или административный арест на срок от 10 до 15 суток. А те же действия, совершённые лицом, не имеющим права управления речными или маломерными судами, наказываются штрафом в размере 150 необлагаемых минимумов доходов граждан или административным арестом на срок от 10 до 15 суток.

 

При этом Кабинетом Министров Украины ещё с конца прошлого – 2017 года зарегистрирован в Верховной Раде Украины законопроект  о существенном усилении наказаний в сфере дорожного движения. Обосновывается это тем, что на сегодняшний день масштабы дорожно-транспортного травматизма в Украине значительно опережают аналогичные показатели большинства государств мира. В частности, по статистическим данным, в Украине ежесуточно в ДТП гибнет от 10 и более лиц, более 100 лиц получают телесные повреждения разных степеней тяжести. Только в этом году полиция составила 46 тысяч протоколов на пьяных водителей, несмотря на довольно немалые действующие штрафы. По этим печальным показателям наше государство занимает чуть ли не первое место в Европе (реально, похоже, ни кто не сравнивал?). При этом, в правительстве считают, что усиление наказаний будет содействовать предотвращению совершения правонарушений в сфере безопасности дорожного движения, более сдержанному и взвешенному поведению водителей на дорогах и, как следствие, приведёт к уменьшению количества ДТП, особенно ДТП, совершённых лицами, управлявшими транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических или иных одурманивающих средств, а также к повышению уровня правовой культуры граждан, укреплению законности и воспитанию граждан в духе точного и неуклонного соблюдения требований действующего законодательства.

В июне 2018 года этот законопроект получил заключение Комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности.

Но увеличения размеров штрафных санкций за нарушения, предусмотренные статьёй 130 КУоАП законопроект пока что не предусматривает. Однако, всё же есть один интересный проектный момент: после принятия этого законопроекта уже не удастся затянуть рассмотрение дела до истечения 3-х месячного срока привлечения к административной ответственности, поскольку для этих нарушений его планируют увеличить до 1 года.

 

Все же и действующие в настоящее время штрафы могут очень сильно ударить по бюджету преобладающего количества украинских водителей. Конечно, всегда действует правило: не хочешь наказания – не нарушай. Но, к сожалению, реалии жизни не всегда соответствуют правилам и не такими уже единичными являются случаи, когда реальными правонарушителями оказываются не водители, а работники полиции, которые исходя из тех или иных побуждений, безосновательно или с существенными нарушениями оформляют материалы о совершении правонарушений, предусмотренных статьёй 130 КУоАП. В связи с этим, настоятельно рекомендуя ни когда не садиться за руль в нетрезвом виде, следует всё же обратить внимание водителей на несколько ошибок, допускаемых ими при оформлении работниками полиции материалов по статье 130 КУоАП.

 

Относительно оформления и подписания протокола

 

Прежде всего, является крайне ошибочным распространённое среди наших водителей и всяких «умных» советчиков мнение, что не подписавши составленный работниками полиции протокол, Вы от чего-то себя защитите. Наоборот, Вы только облегчаете недобросовестным работникам полиции, которых всегда было и есть много, возможности для фальсификации материалов, а Вам такое неподписание совершенно ни чем не поможет.

Во избежание фальсификаций, Вы должны спокойно и внимательно (возмущения и вопли только помешают Вам) перечитать протокол, проверить: не указаны ли там какие-либо сведения, которые не соответствуют действительности?

Особое внимание обратите на два момента: записаны ли в протоколе в соответствующих местах свидетели и/или указана дата судебного рассмотрения по протоколу?

Потом, если Вы реально вообще не употребляли алкогольные напитки до или во время управления транспортным средством, или же употребляли достаточно давно и при этом может не превышать допустимый порог в 0,2 промиле, независимо от того, что там показал на дороге какой бы то ни было применяемый полицией прибор, Вам лучше действовать следующим образом:

  • сначала обязательно напишите в составленном протоколе короткое объяснение, в котором чётко и недвусмысленно записать только такую фразу: «Алкогольные напитки не употреблял, от медосмотра не отказываюсь»;
  • если свидетели не указаны и/или дата судебного разбирательства не указана, дописать: «Свидетели отсутствуют, не указаны, дата судебного разбирательства не указана»;
  • после этого ставить подпись под протоколом и только потом постарайтесь поставить прочерк «Z» там, где не заполнены графы о свидетелях и о дате рассмотрения. Слово «постарайтесь», я написал потому, что работники полиции в свою очередь постараются этому помешать, несмотря на то, что это Ваше законное право.

Вам в любом случае должны предоставить возможность написать в протоколе все, что Вы считаете нужным, но Вы должны учитывать, что место для объяснения в протоколе выделено крайне мало (это специально), поэтому писать нужно именно коротко и исключительно – главное.

И только потом Вы подписываете протокол и требуете выдать его копию, которую Вам выдать обязаны. Подпись Вами протокола свидетельствует только о том, что Вы с протоколом ознакомились, а не о согласии с его содержанием.

Если же у Вас требуют дополнительное объяснение на отдельном листе, то Вы можете его писать, а можете и отказаться, ссылаясь на статью 63 Конституции Украины и на то, что Вы уже написали объяснение в протоколе (Вы никоим образом не обязаны детализировать).

Действуя именно таким образом Вы в большинстве случаев оставляете для себя хотя бы какую-то возможность для юридического манёвра в дальнейшем – в спокойной обстановке.

 

«Язык мой – враг мой»… 

 

При всём сказанном, следует понимать, что какое бы то ни было признание своей вины по нарушениям, связанным с употреблением алкоголя при управлении авто-мототранспортом, будь-то при составлении протокола, или же в суде, в настоящее время никакого значения не имеет и никоим образом не способствует послаблению ответственности нарушителя!!! Закон не предусматривает возможности уменьшения наказания в случае признания вины. И я это пишу не для того, чтобы научить нарушителей врать или уклоняться от ответственности, а в связи с тем, что из практики знаю, что довольно нередко люди, которые не употребляли алкоголь в день задержания, но «трубка» или прибор что-то «показали», или имел место подозрительный «запашок», и зная, что они вчера что-то алкогольное употребляли, начинают рассказывать это полицейским, надеясь на понимание, признавать свою вину записью в протоколе или в объяснении, отказываются идти на медицинское освидетельствование или на вопрос медработника тоже рассказывают, что употребляли вчера… А потом, когда ступор от общения с полицейскими прошёл, когда голова начинает нормально работать, обращаются за юридической помощью, но уже поздно…

Излишняя болтовня — одна из наиболее распространённых ошибок наших водителей. Не стоит при «встрече» с полицейскими на дороге и в дальнейшем рассказывать, что Вы, на самом деле, пили вчера или много времени назад, а сейчас не пили и т.п. Если Вы в протоколе или в объяснении работникам полиции написали, или даже просто сказали при свидетелях, или сказали без свидетелей на видеозапись, или сказали без видеозаписи при враче в медучреждении во время медосвидетельствования, например, такое: «вчера употреблял, а сегодня нет», или «выпил утром бутылку пива, а сейчас вечер, я не могу быть нетрезвый», то уже не ищите потом юридическую помощь, а ищите 10500 грн. для уплаты штрафа и судебного сбора. А если Вы к тому же профессиональный водитель, начинайте искать себе новую работу. И наоборот, если бы такой водитель меньше болтал языком, а просто поехал бы на медосвидетельствование и там тоже не болтал лишнее, результаты медосвидетельствования по анализу крови вполне могли бы не показать превышения нормы алкоголя свыше допустимой нормы 0,2 промиле. В то же время, если Вы медработнику нарассказывали про вчерашний день, он просто составит акт об опьянении по внешним признакам и запаху и ничего Вы уже не докажете.

 

Что следует учитывать при проверках приборами «Drager» и тому подобными?

 

Вообще то, считается, что некоторые из этих приборов, используемых полицией, в частности, «Drager Alcotest 6810» не являются законным техническим средством, поскольку отсутствуют в реестре сертифицированных средств медицинского назначения, их срок сертификации истёк. Об этом имеются интересные судебные решения: например, можете посмотреть постановление судьи Апелляционного суда Одесской области. МВД, конечно, придерживается другой точки зрения, но мы не будем сейчас затрагивать эту тему.

Следует обратить внимание на порядок использования всех типов подобных приборов. В частности, мало кто знает, что согласно Европейскому стандарту ЕN 15964:2011, который в свою очередь приказом Министерства экономического развития и торговли № 1494 от 30.12.2014 принято в качестве национального стандарта с обозначением ГОСТа (укр. – ДСТУ) ЕN 15964:2014 «Устройства неоднократного использования для контроля выдыхаемого воздуха. Требования и методы испытаний» (ЕN 15964:2011, IDT), все виды газоанализаторов для контроля содержимого алкоголя в выдыхаемом воздухе Drager Alcotest® (производство Drager Safety АG&Со. KGaA, Германия) в Украине используются с 1 января 2016 года исключительно по правилам указанного стандарта.

Согласно этому ДСТУ ЕN 15964:2014, устройства для тестирования алкоголя в выдыхаемом воздухе используют мундштуки для отбора проб дыхания. Пунктом 3.11 Стандарта определена, что мундштук — это гигиенично запакованная часть, предназначенная для одноразового использования, которую присоединяют к прибору для выявления алкоголя в выдыхаемом воздухе и через которую поверяемое лицо подаёт пробу выдыхаемого воздуха. Мундштук используют, чтобы предотвратить смешивание пробы выдыхаемого воздуха с окружающим воздухом и разбавление пробы. При этом следует отметить, что согласно предписаниям пункта 5.2 Стандарта прибор должен обеспечить невозможность вдыхания загрязнённого воздуха от предыдущих пользователей (то есть, чтобы не подсунули мундштук, использованный другим пьяным водителем). Мундштук предназначен только для одноразового использования. Мундштуки должны быть в индивидуальной герметичной упаковке, которую можно легко открыть.

Несоблюдение вышеупомянутых требований может привести как к эпидемиологическим рискам, так и к риску некорректной работы средств измерительной техники (газоанализаторов) и фактически необъективных тестов и, как следствие, будут нарушены конституционные права и интересы человека.

При эксплуатации наиболее популярных газоанализаторов Drager Alcotest®3000, Drager Alcotest®5510, Drager Alcotest®5820, Drager Alcotest®6510, Drager®alcotest®6810, Drager®alcotest®6820, Drager®alcotest®7510 OIML должны использоваться исключительно оригинальные мундштуки Drager®Alcotest®Mouthpeces Standart, имеющие соответствующий сертификат качества и официально легально поставляются от производителя через уполномоченного представителя.

Использование бывших в использовании мундштуков и, так называемых аналогов или заменителей оригинальных мундштуков, которые не проходили официальный процесс метрологической и медицинской сертификации вместе с приборами Drager Alcotest©, как единой общей измерительной системой «мундштук-прибор», может приводить к систематическим погрешностям с получением ошибочного результата теста (из-за разницы в зазорах при нештатном креплении мундштука к ниппелю, другую скорость потока и другие условия получения пробы для теста, и т.п.).

 

Кроме того, следует обращать внимание на дату обязательной периодической поверки прибора, которая отмечается в распечатанном полицейским чеке с результатами проверки водителя. Например, для прибора «Drager Alcotest 6810» срок поверки – 6 месяцев, но он большей частью патрульной полицией не соблюдается. Нарушение срока поверки указывает на недопустимость показателей прибора в качестве доказательства вины водителя. Конечно же, если водитель в протоколе не написал, что он что-то когда-то употреблял, а тем более, если он признал свою вину… Тогда можно только пробовать ссылаться на то, что показатель алкоголя в крови не определён и нет подтверждений, превышает ли он допустимую норму в 0,2 промиле.

 

_____________________________________________________________

 

Публикация – июль 2018 года

 

 

Заинтересовала публикация?
  • Получайте новые публикации по RSS или E-mail.

Ваш отзыв