Січ
12
Ответственность за нарушение избирательного законодательства
А. ШЕВЧУК, старший помощник прокурора Сокирянского района Черновицкой области, юрист 1 класса.
Опыт предыдущих избирательных процессов свидетельствует о неосведомленности граждан о том, каким образом защитить свои конституционные права, к кому обращаться с жалобами на те, или иные нарушения. В связи с приближением очередных выборов Президента Украины считаю целесообразным разъяснить порядок обжалования действий субъектов избирательного процесса и ответственность за нарушение во время проведения выборов.
Вопросам обжалования решений, действий или бездеятельности, касающиеся процесса выборов Президента Украины, а также ответственности за нарушения избирательного законодательства, посвящен раздел 12 Закона Украины «О выборах Президента Украины».
В соответствии с требованиями ст. 91 указанного Закона, обращаться с жалобой, касающейся процесса выборов Президента, имеют право, в случаях, предусмотренных ст. 92 Закона, кандидат на пост Президента Украины, партия (блок) – субъект избирательного процесса, избирательная комиссия, а также избиратель, избирательные права или охраняемые законом интересы которого, относительно участия в избирательном процессе, нарушены решением, действием или бездеятельностью субъекта обжалования.
Согласно требованиям ст. 93 Закона, жалоба, которая касается процесса выборов, в том числе назначения, подготовки и проведения выборов, подается в соответствующую избирательную комиссию или в суд.
Важное значение имеет срок подачи жалобы, поскольку он продлению или возобновлению не подлежит. Так, в соответствии со ст. 94 Закона, жалоба, указанная в статьях 91 и 92 этого Закона, может быть подана в течение пяти дней после дня принятия решения, совершения действия или бездействия, кроме случаев, указанных в частях третьей и четвертой этой статьи.
Бездействие, которое может быть обжаловано в соответствии с этим Законом, считается свершившимся в последний день срока, в который должно было быть, но не было совершено соответствующее действие. В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона, жалоба о нарушениях, имевших место до дня голосования, может быть подана не позднее времени истечения дня, который предшествует дню начала голосования.
Частью 4 ст. 94 данный Закон устанавливает, что жалоба о нарушениях, имевших место в день голосования, может быть подана в избирательную комиссию, которая допустила нарушение, не позже прекращения голосования, а в избирательную комиссию высшего уровня или в суд – не позже двадцать четвертого часа дня, следующего за днем голосования, в порядке, установленном этим Законом.
Не менее важною является также форма и содержание жалобы, поскольку их несоблюдение является основанием для возврата жалобы без рассмотрения.
В частности, жалоба избирателя должна содержать:
1) название избирательной комиссии или суда, в которую (который) она подается; 2) фамилия, имя, отчество, местожительство гражданина Украины или точное название и местонахождение (официальный почтовый адрес) избирательной комиссии или партии (блока) – заявителя жалобы; 3) название субъекта обжалования и его почтовый адрес; 4) суть поднятого вопроса; 5) изложение обстоятельств и указание доказательств, которыми заявитель жалобы обосновывает свои требования; 6) четко сформулированные требования; 7) перечень документов и материалов, которые прилагаются; 8) указание заинтересованных лиц, которых субъект подачи жалобы считает нужным привлечь к рассмотрению жалобы; 9) подпись заявителя жалобы (представителя юридического лица заявителя) с указанием даты подписания. Жалоба подписывается лицом, которое ее подает. К жалобе прилагаются ее копии в количестве, которое равняется количеству субъектов обжалования и заинтересованных лиц, указанных в жалобе.
В соответствии со ст. 105 упомянутого Закона лица, виновные в нарушении законодательства о выборах Президента, привлекаются к уголовной, административной или другой ответственности в порядке, установленном законом. Вид ответственности устанавливается в зависимости от характера содеянного нарушения, его общественной опасности, а также последствий, которые повлекло то или иное нарушение.
Что касается уголовной ответственности, то законодателем расследование уголовных дел о преступлениях этой категория отнесено к компетенции органов прокуратуры. Соответственно и рассмотрение жалоб и обращений граждан, в которых содержатся сведения о преступлениях, также должны обеспечивать органы прокуратуры.
К уголовно наказуемым деяниям законодатель относит:
– препятствование свободному осуществлению гражданином своего избирательного права, соединенные с подкупом, обманом или принуждением, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества, или иным способом (ст. 157);
– незаконное изготовление, хранение или использование заведомо незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бланков открепительных удостоверений; подделка избирательных документов, а так же их использование; незаконная передача иному лицу избирательного бюллетеня избирателем; похищение или сокрытие избирательного бюллетеня, избирательного протокола или урны с бюллетенями, или незаконное уничтожение или порча урны с бюллетенями (ст. 158);
– незаконное уничтожение избирательной документации, а так же ее повреждение (ст. 158-1);
– умышленное нарушение тайны голосования во время проведения выборов, которое проявилось в разглашении содержания волеизъявления гражданина, принявшего участие в выборах (ст. 159).
Ответственность за совершение преступлений, связанных с избирательным процессом, является различной и устанавливается судом в каждом конкретном случае. Это могут быть штраф до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан, исправительные работы на срок до 2 лет, ограничение свободы на срок до 5 лет, лишение свободы на срок до 6 лет.
Таким образом, с жалобами, касающимися процесса выборов, в том числе, назначения, подготовки и проведения выборов, следует обращаться в избирательные комиссии или суд, а с жалобами о преступлениях, приведенных выше, – в органы прокуратуры.
Газета “Сокиряни сім днів“, № 1(208) 1 января 2010 г.