Адвокатское бюро
КУЧЕРЯВОГО ОЛЕГА ПЕТРОВИЧА

полный комплекс юридических услуг, защита интересов граждан

Фев

12

Реагирование милиции на происшествия

Автор: Advocat

українською мовоюМинистерством внутренних дел Украины, еще 22 октября 2012 года, вi связи с принятием нового Уголовного процессуального кодекса Украины (КПК), издан очень важный и имеющий существенное значение не только для работников МВД, приказ от 22.10.2012 № 940 «Об организации реагирования на сообщения об уголовных правонарушениях, иных правонарушениях, чрезвычайных ситуациях и иных происшествиях и обеспечении оперативного информирования в органах и подразделениях внутренних дел Украины МВД Украины».

Но, не смотря на важность и срочную необходимость этого приказа, его зарегистрировали в Министерстве юстиции Украины только 3 января 2013 года (за № 54/22586).

Этим приказом утверждена «Инструкция по организации реагирования органов внутренних дел на сообщения об уголовных правонарушениях, иных происшествиях, чрезвычайных ситуациях и иных событиях» и «Инструкция о оперативном информировании в органах и подразделениях внутренних дел, внутренних войск и учебных заведениях МВД Украины». При этом утратил силу предыдущий, приблизительно аналогичный приказ МВД Украины от 4 октября 2003 года № 1155 «Об усовершенствовании реагирования на сообщения о преступлениях, иных правонарушениях и происшествиях и обеспечении оперативного информирования в органах и подразделениях внутренних дел Украины».

Мы рассмотрим Инструкцию по организации реагирования органов внутренних дел на сообщения об уголовных правонарушениях, иных происшествиях, чрезвычайных ситуациях и иных событиях, поскольку именно она имеет значение для населения.

Прежде всего, Инструкция подчеркивает основные задачи органов внутренних дел по реагированию на сообщения об уголовных правонарушениях и иных происшествиях (пунктуация тут и далее сохранена, согласно употребляемой в Инструкции, чтобы граждане могли при необходимости ссылаться в своих жалобах на ее конкретные пункты):

1.2.1. Немедленное реагирование на все уголовные правонарушения и иные происшествия, направление на места происшествий сил и средств, необходимых для защиты нарушенных конституционных прав граждан.

1.2.2. Поддержание постоянной готовности сил и средств органов внутренних дел (далее — ОВД) к реагированию.

1.2.3. Оперативное информирование дежурных частей вышестоящего ОВД о полученных сообщениях.

1.2.4. Обеспечение личной безопасности граждан, защита их прав, свобод и законных интересов, предупреждение или пресечение правонарушений, выявление и задержание лиц, которые их совершили, устранение негативных последствий правонарушений и иных происшествий.

1.2.5. Ориентирование всех видов нарядов о совершении уголовных и иных правонарушений, приметах лиц, которые их совершили, объектах посягательств.

1.2.6. Организация взаимодействия ОВД с иными правоохранительными органами при реагировании на уголовные правонарушения и иные происшествия.

1.2.7. Обеспечение личной безопасности работников милиции, организация их обучения действиям в типичных и экстремальных ситуациях.

Далее Инструкция определяет требования к организации выезда и прибытия работников милиции на места совершения уголовных правонарушений и иных происшествий.

При поступлении в ОВД заявления или сообщения об уголовных правонарушениях и иных происшествиях работник дежурной части (далее — дежурный) горрайлиноргана выясняет время, место, характер и иные обстоятельства происшествия, организовывает сбор следственно-оперативной группы (далее — СОГ), оперативной группы (далее — ОГ), иных нарядов и направляет их на место происшествия. Время на сбор для выезда:

  • для основных СОГ, ОГ и иных нарядов — до 5 минут;
  • для дополнительных СОГ при дежурстве по месту службы — до 5 минут;
  • для СОГ при дежурстве по месту проживания — до 20 минут;
  • для иных работников милиции — до 20 минут в рабочее время (согласно внутреннему распорядку дня ОВД) и до 40 минут — в нерабочее время.

Общий срок прибытия работников милиции на места совершения уголовных правонарушений и иных происшествий не должен превышать времени сбора для выезда и времени, минимально необходимого для преодоления расстояния от ОВД до места происшествия (с учетом особенностей местности, погодных и дорожных условий).

Для нарядов патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб, групп быстрого реагирования (далее — ГБР) при несении службы на маршруте согласно плану единой дислокации — немедленно, при прибытии к месту дислокации подразделения, с момента получения сообщения — до 5 минут. Время их прибытия на место происшествия — до 20 минут (с учетом средней скорости движения автомобиля по городу — 40-50 км/ч).

 

Работникам милиции при реагировании на сообщения об уголовных правонарушениях и иных происшествиях предоставлены права (по Закону Украины «О милиции»):

3.1.1. Требовать от граждан и служебных лиц, которые нарушают общественный порядок, прекращения правонарушений и действий, которые препятствуют осуществлению полномочий милиции, выносить на месте устные предупреждения лицам, допустившим малозначительные административные нарушения, а в случае неисполнения указанных требований применять предусмотренные законодательством меры принуждения.

3.1.2. Проверять у граждан в случае возникновения подозрения в совершении правонарушений документы, удостоверяющие их личность, а также иные документы, необходимые для выяснения вопроса относительно соблюдения правил, надзор и контроль за исполнением которых возложен на милицию.

3.1.3. В соответствии с предоставленными законодательством полномочиями задерживать и доставлять в ОВД:

  • лиц, которых они заподозрили в совершении уголовного правонарушения или впокушении на его совершение, если для этого есть достаточные основания (очевидец, в том числе и потерпевший, или совокупность очевидных признаков на теле, одежде или месте указывают на то, что именно это лицо только что совершило преступление), а также непосредственно после совершения уголовного правонарушения, или при беспрерывном преследовании лица, подозреваемого в его совершении;
  • лица, совершившего административное правонарушение, для составления протокола или рассмотрения дела по сути, если эти вопросы не могут быть решены на месте;
  • несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, оставшихся без присмотра;
  • несовершеннолетних, совершивших общественно опасные действия и не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
  • военнослужащих, совершивших действия, которые подпадают под признаки уголовного или административного правонарушения;
  • лиц с выраженными признаками психического расстройства и создающих в связи с этим реальную опасность для себя и окружающих.

3.1.4. Проводить досмотр лиц, указанных в подпункте 3.1.3 этого раздела, вещей, которые находятся при них, транспортных средств и изымать документы и предметы, которые могут быть вещественными доказательствами или использованы во вред их здоровью, в установленном законодательством порядке.

3.1.5. Составлять протоколы об административных правонарушениях, производить личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, применять иные предусмотренные законодательством меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

3.1.6. Принимать участие в раскрытии уголовных правонарушений в порядке, предусмотренном уголовным процессуальным законодательством.

3.1.7. Проводить аудио-, видео-, фотофиксацию, как вспомогательное средство предупреждения противоправных действий и раскрытия правонарушений.

3.1.8. Входить беспрепятственно в любое время суток:

  • на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, в том числе таможен, и осматривать их с целью прекращения уголовных правонарушений, преследования лиц, подозреваемых в совершении преступления, при стихийном бедствии и при иных чрезвычайных обстоятельств;
  • на земельные участки, в жилые и иные помещения граждан в случае преследования лица, которое обоснованно подозревается в совершении уголовного правонарушения, или для пресечения уголовного правонарушения, которое угрожает жизни жителей, а также при стихийном бедствии и при иных чрезвычайных обстоятельствах;
  • в жилье или в иное владение лица, находящегося под домашним арестом или административным надзором, с целью проверки исполнения установленных судом ограничений.

3.1.9. Находиться на земельных участках, в жилых и иных помещениях граждан с их согласия, а также на территории и в помещениях предприятий, учреждений и организаций, с уведомлением об этом их администрации, с целью обеспечения безопасности граждан, общественной безопасности, предотвращения преступления, выявления и задержания лиц, которые его совершили.

3.1.10. В соответствии со своей компетенцией, временно ограничивать или запрещать доступ граждан на отдельные участки местности или объекты с целью обеспечения общественного порядка, общественной безопасности, охраны жизни и здоровья людей.

3.1.11. Ограничивать или запрещать в случаях задержания преступников, при авариях, иных чрезвычайных обстоятельствах, которые угрожают жизни и здоровью людей, движение транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и автомобильных дорог.

3.1.12. Изымать у граждан и служебных лиц предметы и вещи, запрещенные или ограниченные в обороте, а также документы с признаками подделки.

3.1.13. Использовать беспрепятственно транспортные средства, которые принадлежат предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам (кроме транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств, международных организаций, транспортных средств специального назначения), для прибытия к месту происшествия, стихийного бедствия, доставки в лечебное учреждение лиц, нуждающихся в неотложной медпомощи, для преследования правонарушителей и их доставки в милицию.

3.1.14. Пользоваться в неотложных случаях беспрепятственно и бесплатно средствами связи, которые принадлежат предприятиям, учреждениям и организациям, а средствами связи, принадлежащими гражданам, — с их согласия.

3.1.15. Пользоваться бесплатно средствами массовой информации с целью установления обстоятельств совершения уголовных правонарушений и лиц, их совершивших, свидетелей, потерпевших, розыска беглых правонарушителей, без вести пропавших лиц и с иной целью, которая связана с необходимостью оказания помощи гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям в связи с исполнением милицией возложенных на нее обязанностей.

3.1.16. Применять физическое воздействие, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и в порядке, предусмотренных статьями 13-15-1 Закона Украины «О милиции».

3.1.17. Пользоваться иными правами, предоставленными Законом Украины «О милиции».

Основные обязанности работников милиции относительно реагирования на сообщения об уголовных правонарушениях и иных происшествиях:

3.2.1. Обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок.

3.2.2. Выявлять, предотвращать и пресекать уголовные правонарушения, использовать с этой целью оперативно-розыскные и профилактические мероприятия, предусмотренные действующим законодательством.

3.2.3. Выявлять и пресекать административные правонарушения, осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых законом возложено на органы внутренних дел.

3.2.4. Разыскивать лиц в случаях, предусмотренных законодательством и международными договорами Украины.

3.2.5. Исполнять в предусмотренных законодательством случаях и в пределах своей компетенции постановления прокурора, следователя, следственного судьи, суда, органа дознания.

3.2.6. Сообщать соответствующим государственным органам и общественным объединениям об авариях, пожарах, катастрофах, стихийных бедствиях, чрезвычайных ситуациях и иных происшествиях, применять в пределах компетенции неотложные меры по ликвидации их последствий, спасению людей и оказанию им помощи, охраны безнадзорного имущества.

3.2.7. Принимать участие в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий.

3.2.8. Предоставлять неотложную, в том числе медицинскую, помощь лицам, которые пострадали от правонарушений, чрезвычайных ситуаций и несчастных случаев, находятся в беспомощном или опасном для жизни и здоровья состоянии, детям, оставшимся без опеки, а также задержанным и взятым под стражу лицам.

3.2.9. Работник милиции на территории Украины независимо от должности, которую он занимает, местонахождения и времени, в случае обращения к нему граждан или служебных лиц с заявлением или сообщением о происшествиях, которые угрожают личной или общественной безопасности, или в случае непосредственного выявления таковых, обязан принять меры к предупреждению и пресечению правонарушений, спасению людей, оказанию помощи лицам, которые в ней нуждаются, к установлению и задержанию лиц, совершивших правонарушение, к охране места происшествия и сообщить об этом в ближайшее подразделение милиции.

3.2.10. При задержании лица работник милиции:

  • немедленно сообщает задержанному на понятном для него языке основания задержания и в совершении какого преступления он подозревается, разъясняет право обжаловать их в суде, а также право иметь защитника, получать медпомощь, давать объяснения, показания или не говорить ничего по поводу подозрения против него и иные процессуальные права, предусмотренные Уголовным процессуальным кодексом (далее — УПК);
  • в случае задержания лица, которое владеет только иностранным языком, основания задержания разъясняются в присутствии переводчика (непонятно – где в момент задержания правонарушителя — иностранца работник милиции должен взять переводчика?);
  • устно разъяснить часть первую статьи 63 Конституции Украины о праве отказаться от дачи любых объяснений или показаний до прибытия защитника и одновременно в печатном виде (носить с собой нужно, что ли???) — разъяснение статей 28, 29, 55, 56, 59, 62 и 63 Конституции Украины и прав лиц, задержанных или взятых под стражу, установленных законами, в том числе право осуществлять защиту своих прав и интересов лично или с помощью защитника, с момента задержания, право отказаться от дачи любых объяснений или показаний до прибытия защитника;
  • о каждом задержании сразу уведомляются с помощью технических средств ответственные лица в подразделении органа досудебного расследования;
  • задержанное лицо доставляется в ближайшее подразделение органа досудебного расследования, в котором немедленно регистрируются дата, точное время (час и минуты) доставки задержанного и иные сведения, предусмотренные законодательством;
  • о задержании сразу уведомляется орган (учреждение), уполномоченный законодательством на предоставление безвозмездной правовой помощи;
  • задержанному с момента задержания обеспечивается право защищать себя лично и пользоваться правовой помощью защитника, реализация иных прав задержанных;
  • в случае заявления задержанными лицами устного или письменного требования о привлечении защитника, работники милиции не имеют права требовать от них дачи каких бы то ни было объяснений или показаний до прибытия защитника;
  • о заявлении требования о привлечении защитника или об отказе в привлечении защитника в протоколе задержания делается соответствующая запись, которая скрепляется подписью задержанного лица;
  • предоставляется задержанному лицу возможность немедленно сообщить о своем задержании и месте пребывания близким родственникам, членам семьи или иным лицам по выбору этого лица. Если работник милиции, который осуществил задержание, имеет основания для обоснованного подозрения, что при уведомлении о задержании это лицо может помешать досудебному расследованию, он осуществляет такое уведомление самостоятельно, тем не менее, без нарушения требования относительно его незамедлительности.

При обращении гражданина в дежурную часть, дежурный обязан внимательно выслушать заявителя, выяснить время, место, способ и иные обстоятельства уголовного правонарушения или иного происшествия. Если в заявлении (сообщении) речь идет о вопросе, который не относится к компетенции ОВД и не содержит признаков правонарушения, заявителю следует вежливо разъяснить, куда именно он должен обратиться. Отказ в принятии и регистрации заявления или сообщения об уголовных правонарушениях не допускается. При получении от лиц заявления или сообщения о уголовных правонарушениях и иных происшествиях дежурный горрайлиноргана обязан:

5.3.1. Предупредить заявителя об уголовной ответственности за заведомо неправдивое сообщение о совершенном уголовном правонарушении, что подтверждается его подписью в протоколе устного заявления, кроме случаев поступления заявления или сообщения по почте или средствами связи.

5.3.2. Полученное заявление (сообщение) представить руководителю органа досудебного расследования, который определяет следователя, который будет осуществлять досудебное расследование, при этом выяснить у руководителя органа досудебного расследования или следователя предварительную правовую квалификацию правонарушения и проинформировать начальника и ответственного по ОВД.

5.3.3. Немедленно направить на место происшествия СОГ или ОГ, ГБР, иные наряды или отдельных работников милиции.

5.3.4. Предпринять все необходимые шаги к пресечению уголовных правонарушений, к обеспечению задержания правонарушителей, к оказанию помощи потерпевшим, к ликвидации негативных последствий правонарушения, происшествия или чрезвычайной ситуации, руководствуясь при этом Картотекой неотложных действий и иными нормативно-правовыми актами.

5.4. При получении информации об уголовных правонарушениях или иных происшествиях, которые совершены на территории обслуживания иных ОВД, дежурный должен выполнить требования пунктов 5.1-5.3 (кроме подпункта 5.3.3) этого раздела и немедленно уведомить дежурную часть горрайлиноргана, на территории обслуживания которого совершено уголовное правонарушение или иное происшествие, для соответствующего реагирования.

5.5. При получении одновременно двух и более сообщений об уголовных правонарушениях и иных происшествиях дежурный должен задействовать для реагирования на них СОГ, ГБР, ОГ, иные наряды или отдельных работников милиции. В случае невозможности немедленного реагирования на эти сообщения имеющимися силами доложить об этом ответственному по ОВД, начальнику или лицу, которое исполняет его обязанности, и по их поручению собрать, экипировать и направить на места происшествий дополнительные силы и средства.

5.6. Информацию о уголовных правонарушениях, подследственных органам прокуратуры, Службы безопасности Украины, Государственного бюро расследований или органам, которые осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства, дежурный обязан зарегистрировать и немедленно сообщить дежурному соответствующего органа, предпринять необходимые шаги для прекращения уголовных правонарушений, организовать проведение неотложных действий по выявлению и задержанию лиц, его совершивших.

5.7. Если сообщения об уголовных правонарушениях и иных происшествиях поступили в дежурную часть МВД, ГУМВД, УМВД дежурный обязан:

5.7.1. Выполнить требования пунктов 5.1, 5.2 этого раздела и немедленно сообщить о полученной информации в дежурную часть горрайлиноргана, на территории обслуживания которого совершено уголовное правонарушение или иное происшествие, для соответствующего реагирования.

5.7.2. Организовать проведение неотложных действий по пресечению уголовного или иного правонарушения или происшествия, по установлению и задержанию подозреваемых в их совершении лиц, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (в пределах компетенции), предоставлению помощи потерпевшим, обеспечению сохранности материальных ценностей (в зависимости от содержания информации), а в необходимых случаях выезд на место происшествия СОГ, иных нарядов (работников соответствующих служб МВД, ГУМВД, УМВД) и получение от них информации о проведении неотложных мероприятий по установлению обстоятельств уголовного или иного правонарушения или происшествия.

5.7.3. Истребовать информацию из горрайлиноргана относительно реагирования СОГ, суточными нарядами на уголовные правонарушения и иные происшествия (подтвердилась ли информация, какие именно меры применены для пресечения правонарушения, выявления и задержания лиц, его совершивших и т.п.).

Для обеспечения реагирования на сообщения об уголовных правонарушениях и иных происшествиях во всех ГУМВД, УМВД, горрайлинорганах, территориальных отделах милиции (далее — ТОМ) формируются не менее двух СОГ: основная и дополнительная. При необходимости организуется дежурство СОГ также в подчиненных подразделениях — территориальных, городских и поселковых отделах (отделениях) милиции, линейных отделениях и т.п.. В горрайлинорганах и ТОМ СОГ формируются из числа работников структурных подразделений: следствия (старший СОГ), уголовного розыска, борьбы с экономической преступностью, борьбы с незаконным оборотом наркотиков, уголовной милиции по делам детей, научно-исследовательских экспертно-криминалистических центров, милиции общественной безопасности и кинологов со служебно-розыскными собаками (при необходимости). С учетом оперативной ситуации и штатной численности горрайлиноргана в состав СОГ включаются работники иных служб. Запрещается включать в состав СОГ лиц, которые не имеют опыта самостоятельной работы и за которыми не закреплено огнестрельное оружие.

В горрайлинорганах и ТОМ для обеспечения реагирования на семейно-бытовые конфликты, иные уголовные правонарушения и чрезвычайные происшествия начальник ОВД имеет право своим приказом создавать, кроме СОГ, оперативные группы в составе инспекторов-дежурных (там, где они предусмотрены штатной структурой) и работников иных подразделений. Работники, включенные в состав СОГ или ОГ, обеспечиваются огнестрельным оружием, боеприпасами и спецсредствами индивидуальной защиты и активной обороны (бронежилетом и защитной каской не ниже 2-го класса защиты, резиновой дубинкой, баллончиком с аэрозолем слезоточивого или раздражающего действия, наручниками). По решению начальника ОВД им могут выдаваться автоматическое оружие и иные специальные средства. Все члены СОГ или ОГ несут службу в форменной одежде, имеют при себе служебные удостоверения, а лица среднего и старшего начальствующего состава — жетоны с личным номером и личные печати. СОГ дежурят круглосуточно.

Каждый факт нереагирования или ненадлежащего реагирования на сообщения об уголовных правонарушениях и иных происшествиях или несвоевременная регистрация этих сообщений является нарушением Закона Украины «О милиции». По таким фактам в течении трех дней проводить служебные расследования, по результатам которых принимать решение о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности, а при необходимости, материалы проверки направлять в органы прокуратуры.

____________________________________________________________

Публикация — февраль 2013 г.

Заинтересовала публикация?
  • Получайте новые публикации по RSS или E-mail.