Адвокатское Интернет-бюро
Кучерявого Олега Петровича

полный комплекс юридических услуг, защита интересов граждан

Янв

17

Уклоняться от уплаты алиментов теперь будет сложно

Автор: Advocat

Вскоре, а именно 6 февраля 2018 года, вступит в силу один из довольно значимых и одновременно проблемных для очень многих граждан закон — Закон Украины от 7 декабря 2017 года № 2234-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления защиты прав ребёнка на надлежащее содержание, путём усовершенствования порядка принудительного взыскания задолженности по уплате алиментов».

Сразу же отмечу, что наши «избранники», уже традиционно для себя, всунули в этот закон многое, из того, что не имеет никакого отношения к алиментам и их взысканию, в частности использовали этот законопроект для исправления «на ходу» значительного количества ошибок и недоработок предыдущих законов, так называемой «судебной реформы», внесли ещё кучу изменений во все процессуальные кодексы (даже в Хозяйственный процессуальный кодекс). Но это я отмечаю для ведома тех юристов, которые ещё ошибочно полагают, что название закона, принятого Верховной Радой Украины, всегда отображает его направленность.

Но в любом случае, этот закон видимо коренным образом изменит отношение многих плательщиков алиментов к исполнению алиментных судебных решений, поскольку он устанавливает довольно жёсткое отношение к лицам, которые не платят алименты: от применения до таких лиц ограничений в праве выезда за пределы Украины, в праве управления транспортными средствами, в праве пользования огнестрельным охотничьим, пневматическим оружием, в праве охоты и до привлечения таких лиц к общественно полезным работам. Законом также установлено и некоторое ограничение родительских прав лиц, имеющих задолженность по алиментам на детей.

Законом внесены соответствующие изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Семейный кодекс Украины (СКУ), законы Украины «О дорожном движении», «О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины», «О Государственной пограничной службе Украины», «О судебном сборе», «О Национальной полиции», «Об исполнительном производстве».

Далее – более детально…

&&&

В Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП) внесена новая статья 183-1 с названием «Неуплата алиментов», согласно которой неуплата алиментов на содержание ребёнка, одного из супругов, родителей или других членов семьи, которая привела к возникновению задолженности, совокупный размер которой превышает сумму соответствующих платежей за шесть месяцев со дня предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению, — влечёт за собой исполнение общественно-полезных работ на срок от 120 до 240 часов.

При этом, следует отметить, что данная новая норма закона не определяет зависимости её применения от наличия умысла плательщика алиментов на уклонение от алиментов. То есть: мог платить, или не имел возможности вследствие каких-то обстоятельств, не имеет значения, а имеет значение только совокупный размер задолженности.

Что же такое – эти общественно-полезные работы?

Их понятие введено также новой нормой КУоАП – статьёй 31-1: общественно полезные работы (ОПР) состоят в исполнении лицом, совершившим административное правонарушение, оплачиваемых работ, вид которых определяет соответствующий орган местного самоуправления. ОПР назначаются районным, районным в городе, городским или горрайонным судом (судьёй) на срок от 120 до 240 часов и выполняются не более 8 часов, а несовершеннолетними — не больше 2 часов в день.

Имеются и ограничения по применению ОПР, а именно, они не назначаются:

  • лицам, признанным инвалидами I или II группы,
  • беременным женщинам,
  • женщинам, старше 55 лет,
  • мужчинам, старше 60 лет.

Статья 325-1 КУоАП уточняет, что за выполнения ОПР нарушителю начисляется плата за выполненную им работу. Оплата труда осуществляется почасово за фактически отработанное время, в размере не меньшем, чем установленный законом минимальный размер оплаты труда.

Сразу следует отметить, что в преобладающем количестве случаев, формально отбывать это наказание не удастся, поскольку, статья 325-3 КУоАП возлагает на владельца предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган по месту исполнения нарушителем ОПР, начисление платы нарушителю за исполнение ОПР и перечисление её на соответствующий счёт органа государственной исполнительной службы для дальнейшего погашения задолженности по уплате алиментов. А статья 325-4 КУоАП указывает, что в случае уклонения нарушителя от исполнения ОПР, постановлением суда (судьи) срок невыполненных общественно полезных работ может быть заменён административным арестом. Срок ареста определяется из расчёта, 1 сутки ареста равняется 15-ти часам невыполненных общественно полезных работ, но в целом арест не может превышать 15-ти суток.

Понятно, что владельцы предприятий вряд ли будут платить деньги «за красивые глазки» алиментщиков. Хотя, разумеется, что некоторые возможности для отдельных «принципиальных» неплательщиков алиментов все же остаются.

Также я уже отмечал, что законом установлена возможность введения ряды временных ограничений в осуществлении отдельных прав.

Как это в целом будет осуществляться?

Это определяет новая редакция части 9 статьи 71 Закона Украины «Об исполнительном производстве».

При наличии задолженности по уплате алиментов, совокупный размер которой превышает сумму соответствующих платежей за шесть месяцев, государственный исполнитель выносит мотивированные постановления:

  • об установлении временного ограничения должника в праве выезда за границы Украины — до погашения задолженности по уплате алиментов в полном объёме;
  • об установлении временного ограничения должника в праве управления транспортными средствами — до погашения задолженности по уплате алиментов в полном объёме;
  • об установлении временного ограничения должника в праве пользования огнестрельной охотничьим, пневматическим и холостым оружием, устройствами отечественного производства для отстрела патронов, снаряжённых резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами несмертельного действия, — до погашения задолженности по уплате алиментов в полном объёме;
  • об установлении временного ограничения должника в праве охоты — до погашения задолженности по уплате алиментов в полном объёме.

Постановления направляются сторонам для сведения не позднее следующего рабочего дня со дня их вынесения и подаются к исполнению соответствующими органами после истечения срока, определённого частью 5 статьи 74 этого Закона, для обжалования решения, действия исполнителя (то есть, на протяжении 10 рабочих дней со дня, когда лицо узнало или должная была узнать о нарушении ее прав, свобод или законных интересов), если решение, действия исполнителя не были обжалованы. Вынесение этих постановлений относится не к правам, а к обязанности исполнителя. Но при этом, временное ограничение должника в праве управлять транспортными средствами не может быть применено в случае:

  • если установление такого ограничения лишает должника основного законного источника средств для существования;
  • использования должником транспортного средства в связи с инвалидностью или пребыванием на содержании должника лица с инвалидностью I, II группы, признанной в установленном порядке, или ребёнка с инвалидностью;
  • прохождения должником срочной военной службы, военной службы по призыву лиц офицерского состава, военной службы по призыву во время мобилизации, в особый период или если должник проходит военную службу и выполняет боевые задачи военной службы в боевой обстановке или в районе проведения антитеррористической операции;
  • рассрочки или отсрочки уплаты задолженности по алиментам в порядке, установленном законом.

Как уже отмечалось, такие постановления государственного исполнителя могут быть обжалованы. Видимо, такая возможность имеется при отсутствии мотивации в постановлении, а также, если должник полагает, что у него нет такой задолженности. Если постановление исполнителя обжаловано, оно вступает в силу только после его подтверждения судом.

Кстати, согласно новой редакции статьи 126 КУоАП, управление транспортным средством лицом, относительно которого установлено временное ограничение в праве управления транспортными средствами, — влечёт за собой лишение права управления транспортными средствами на срок от 3 до 6 месяцев.

При наличии задолженности по уплате алиментов, совокупный размер которой превышает сумму соответствующих платежей за 3 месяца, исполнитель разъясняет взыскателю право на обращение в органы досудебного расследования с заявлением (сообщением) о совершённом уголовном правонарушении должником, которое состоит в уклонении от уплаты алиментов. Это для того, чтобы полиция определилась, есть ли в действиях неплательщика состав преступления, то есть – умышленно он уклоняется, или просто ему «не удаётся» платить алименты.

При наличии задолженности по уплате алиментов, совокупный размер которой превышает сумму соответствующих платежей за 6 месяцев, государственный исполнитель составляет протокол о совершении должником административного правонарушения, предусмотренного статьёй 183-1 КУоАП, и направляет его для рассмотрения в суд по местонахождению органа государственной исполнительной службы.

Внесены этим законом изменения и в Семейный кодекс Украины. По новой редакции части 5 статьи 157 СКУ, тот из родителей, с кем по решению суда проживает ребёнок, самостоятельно решает вопрос относительно временного выезда ребёнка за границы Украины с целью лечения, обучения ребенка за границей, отдыха, при наличии выданной органом государственной исполнительной службы  справки о наличии задолженности по уплате алиментов, совокупный размер которой превышает сумму соответствующих платежей за шесть месяцев.

То есть, алиментщика, имеющего задолженность в шестимесячном размере и более, никто уже не будет испрашивать разрешения на вывоз ребёнка за границу. Достаточно будет справки органа государственной исполнительной службы. Такую справку орган государственной исполнительной службы по требованию взыскателя предоставляет в течение 10-ти дней и она является действительной в течение 1-го месяца со дня её выдачи.

Это, с одной стороны, открывает путь для злоупотреблений со стороны отдельных родителей и государственных исполнителей, но тем не менее, пожалуй, это — правильная норма.

Также, не следует забывать, что в соответствии с частью 2 статьи 71 Закона Украины «Об исполнительном производстве», при наличии задолженности по уплате алиментов свыше 3 месяцев взыскание может быть обращено на имущество должника. При этом, обращение взыскания на заработную плату не препятствует обращению взыскания на имущество должника, если существует непогашенная задолженность свыше 3 месяцев.

И напоследок: согласно с частью 4 статьи 11 Закона Украины «Об исполнительном производстве», срок исчисления задолженности по уплате алиментов для применения указанных мер, исчисляется со следующего рабочего дня после вынесения постановления об открытии исполнительного проведения (независимо от того, доведено ли это постановление до сведения должника).

 

 

_________________________________________________

 

Публикация – январь 2018 года

 

Заинтересовала публикация?
  • Получайте новые публикации по RSS или E-mail.

комментария 2

Уважаемый Олег Петрович если какой-то пример наглядного расчета размеров алиментов и пени за их неуплату для предоставления в суд, возможно имеется типовое исковое заявление и т. п.

Владимир, не совсем понятно, что Вы имеете в виду? Если о пене, то прежде всего, нужен расчет задолженности, который делает гос. исполнитель. А уже по этому расчету насчитывается пеня. Если же Вас интересует иск о взыскании с ответчика алиментов, то пеня здесь не при чем

Ваш отзыв