АДВОКАТСЬКЕ бюро
Кучерявого Олега Петровича

повний комплекс юридичних послуг, захист інтересів громадян і юридичних осіб

Лют

27

Украина внедряет принцип равных возможностей для доступа к правосудию?

Автор: Advocat

По сообщению пресс-службы Министерства юстиции Украины, милицию и другие органы, уполномоченные осуществлять административное задержание, задержание согласно поручениям правоохранительных органов или задержание органами дознания и досудебного следствия обяжут немедленно сообщать о задержании любого лица в центры по предоставлению безвозмездной вторичной правовой помощи.

Соответствующее Постановление, разработанное Министерством юстиции во исполнение Закона Украины “О безвозмездной правовой помощи”, было принято 28 декабря прошлого года на заседании Кабинета Министров Украины. Постановление вступит в силу с 1 января 2013 года.

До этой даты Министерство юстиции, согласно требованиям Закона Украины “О безвозмездной правовой помощи”, обязано образовать при управлениях юстиции в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе центры по предоставлению безвозмездной вторичной правовой помощи. Такие центры будут предоставлять помощь в составлении процессуальных документов, осуществление представительства интересов лиц в судах, других государственных органах, органах местного самоуправления, по защите от обвинения. С 1 января 2013 года центры будут обеспечивать предоставление безвозмездной вторичной правовой помощи лицам, к которым применено административное задержание и арест; подозреваемым в совершении преступления лицам, которые задержаны органами дознания и следствия; лицам, к которым в качестве меры пресечения избрано содержание под стражей; лицам, в делах которых согласно положениям Уголовно-процессуального кодекса Украины участие защитника является обязательным.

По словам Министра юстиции, исходя из указанных требований закона, Кабинет Министров своим постановлением утвердил порядок, которым установил общие требования и механизм информирования центров по предоставлению безвозмездной вторичной правовой помощи о случаях задержания лиц.

Так, после фактического задержания лица служебное лицо, осуществившее задержание, будет обязано немедленно сообщить с помощью телефонной, факсимильной связи, электронной почты или через специальные информационно-комуникационные системы соответствующему центру по предоставлению безвозмездной вторичной правовой помощи такие сведения:

  • фамилия, имя, отчество задержанного лица (если они известны);
  • время и основания задержания лица;
  • точный адрес места для конфиденциального свидания адвоката с задержанным лицом;
  • наименование субъекта представления информации, его почтовый адрес, номера телефона и адрес электронной почты;
  • фамилия, имя, отчество и должность лица, которое передало сообщение.

Сообщение о задержании лиц будут приниматься центром по предоставлению помощи круглосуточно.

В течение одного часа с момента регистрации сообщения о задержании лица, центр по предоставлению помощи будет обязан назначить адвоката и выдать доверенность для подтверждения его полномочий. Адвокат будет обязан прибыть в течение одного часа с момента получения доверенности, а в исключительных случаях – не позднее чем в течение шести часов с момента получения доверенности, к задержанному лицу для предоставления безвозмездной вторичной правовой помощи. В случае, если назначенный адвокат по независимым от него причинам не может предоставить безвозмездную вторичную правовую помощь, он немедленно будет сообщать об этом центру.

Органы, осуществившие задержание, будут подавать ежеквартально в центр по предоставлению безвозмездной вторичной помощи информацию о количестве случаев задержания лиц в течение отчетного периода. Должностные лица этих органов будут нести ответственность за несвоевременное сообщение о задержании лица и препятствование предоставлению адвокатом безвозмездной вторичной правовой помощи.

Кроме того, следует отметить, что 11 января 2012 г. Кабмин утвердил Постановление N 8 “Об утверждении Порядка и условий заключения контрактов с адвокатами, которые предоставляют безвозмездную вторичную правовую помощь на постоянной основе, и договоров с адвокатами, которые предоставляют безвозмездную вторичную правовую помощь на временной основе”.

Закон “О безвозмездной правовой помощи” определяет, что безвозмездная первичная правовая помощь – вид государственной гарантии, которая заключается в информировании лица о его правах и свободах, порядке их реализации, восстановления в случае их нарушения и порядок обжалования решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц. Она включает такие виды правовых услуг:

1) предоставление правовой информации;

2) предоставление консультаций и разъяснений по правовым вопросам;

3) составление заявлений, жалоб и других документов правового характера (кроме документов процессуального характера);

4) предоставление помощи в обеспечении доступа лица к вторичной правовой помощи и медиации.

Право на такую – безвозмездную первичную правовую помощь имеют все лица, находящиеся под юрисдикцией Украины.

Безвозмездная вторичная правовая помощь – вид государственной гарантии, которая состоит в создании равных возможностей для доступа лиц к правосудию. Она включает такие виды правовых услуг:

1) защита от обвинения;

2) осуществление представительства интересов лиц, имеющих право на безвозмездную вторичную правовую помощь, в судах, других государственных органах, органах местного самоуправления, перед другими лицами;

3) составление документов процессуального характера.

Право на такую – безвозмездную вторичную правовую помощь имеют следующие категории лиц:

1) лица, которые находятся под юрисдикцией Украины, если среднемесячный совокупный доход их семьи меньше суммы прожиточного минимума, рассчитанного и утвержденного согласно Закону Украины “О прожиточном минимуме” для лиц, которые относящихся к основным социальным и демографическим группам населения; инвалиды, получающие пенсию или помощь вместо пенсии, в размере меньше двух прожиточных минимумов для нетрудоспособных лиц, – на все виды правовых услуг, предусмотренные частью второй статьи 13 этого Закона (см. закон по этой гиперссылке);

2) дети-сироты, дети, лишенные родительской заботы, беспризорные дети, дети, которые могут стать или стали жертвами насилия в семье, – на все виды правовых услуг, предусмотренных частью второй статьи 13 этого Закона;

3) лица, к которым применено административное задержание, – на правовые услуги, предусмотренные пунктами 2 и 3 части второй статьи 13 этого Закона;

4) лица, к которым применен административный арест, – на правовые услуги, предусмотренные пунктами 2 и 3 части второй статьи 13 этого Закона;

5) подозреваемые в совершении преступления лица, задержанные органами дознания и следствия, – на правовую услугу, предусмотренную пунктом 1 части второй статьи 13 этого Закона;

6) лица, к которым в качестве меры пресечения избрано содержание под стражей, – на правовую услугу, предусмотренную пунктом 1 части второй статьи 13 этого Закона. Такая помощь предоставляется в течение 72-х часов с момента задержания. В случае если суд принял решение о содержании лица под стражей, безвозмездная правовая помощь предоставляется, если такое лицо относится к одной из категорий лиц, указанных в пунктах 1 и 2 части первой этой статьи;

7) лица, в делах которых, согласно положениям Уголовно-процессуального кодекса Украины, участие защитника является обязательным, – на правовую услугу, предусмотренную пунктами 1 и 3 части второй статьи 13 этого Закона;

8) лица, на которых распространяется действие Закона Украины “О беженцах”, – на все виды правовых услуг, предусмотренных частью второй статьи 13 этого Закона, до момента принятия решения о предоставлении статуса беженца и в случае, если лицо подает жалобу на решение относительно статуса беженца;

9) ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона Украины “О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты”, лица, имеющие особые заслуги и особые трудовые заслуги перед Родиной, лица, относящиеся к числу жертв нацистских преследований, – на правовые услуги, предусмотренные пунктами 1-3 части второй статьи 13 этого Закона, по вопросам, связанным с их социальной защитой;

10) лица, относительно которых суд рассматривает дело об ограничении гражданской дееспособности физического лица, признании физического лица недееспособным и о возобновлении гражданской дееспособности физического лица, – на правовые услуги, предусмотренные пунктами 2 и 3 части второй статьи 13 этого Закона, на протяжении рассмотрения дела в суде;

11) лица, относительно которых суд рассматривает дело о предоставлении психиатрической помощи в принудительном порядке, – на правовые услуги, предусмотренные пунктами 2 и 3 части второй статьи 13 этого Закона, на протяжении рассмотрения дела в суде;

12) лица, реабилитированные согласно законодательству Украины, – на правовые услуги, предусмотренные пунктами 2 и 3 части второй статьи 13 этого Закона, по вопросам, связанным с реабилитацией.

Право на безвозмездную вторичную правовую помощь имеют также граждане государств, с которыми Украина заключила соответствующие международные договора о правовой помощи, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, а также иностранцы и лица без гражданства согласно международным договорам, участником которых является Украина, если такие договора обязывают государств-участниц предоставлять определенным категориям лиц безвозмездную правовую помощь.

_____________________________________________________________

Публикация – февраль 2012 г.



коментарів 8

  1. ольга николаевна :

    Добрый день! Скажите, правомерно ли судья при вынесении приговора применил ст.75 п.1 назначив 4 года и освободил от отбытия наказания, дав 3 года испытательного срока? Осужден по ст.15 ч.2 ст.185 ч.3 и ст.185 ч.3, плюс имеет не снятую судимость за разбой и грабеж с конфискацией.

  2. admin :

    ольга николаевна: откуда я знаю? Надо хотя бы приговор видеть – какие основания указал судья для такого наказания. Хотя, вызывает удивление… Обжалуйте в апелляцию.

  3. Сергей :

    Олег Петрович скажите пожалуйста имеют ли юридическую силу приказы предприятия об отмене дисциплинарного взыскания с гражданина трудовые отношения с которым были прекращены пол года назад? Именно в таком ракурсе. Так как в суде по иску о восстановлении на работу суд взял во внимание данный приказ об отмене дисциплинарного решения и следствием этого суд признал приказ о прекращении трудовых отношений с работником за систематическое нарушение трудовых обязанностей п.3 ст. 40 КЗоТУ незаконным из-за отсутствия систематичности.

  4. admin :

    Сергей: конечно имеют юридическую силу

  5. Сергей :

    Олег Петрович здраствуйте. У нас в коллективном договоре прописано – предприятием предоставляется дополнительный отпуск за непрерывный стаж работы на предприятии от 3 лет до 5 лет – 1 календарный день, от 5 до 10 лет – 2 календарных дня, от 10 лет и далее – 3 дня.
    Ко мне обратилась женщина (она поступила на работу 2 февраля 2007 года) и написала заявление на этот отпуск на 3 дня. Я не подписал заявление по причине что по вышеуказанному пункту положено 2 дня. Она мне заявляет, что тот 1 день который предусмотрен мне от 3 до 5 лет не пропал (я же его неиспользовала). Мои действия правильны

  6. admin :

    Сергей, ситуация неординарная, четко законом не прописанная: с одной стороны, если записано в колдоговоре, что это дополнительный отпуск, то она может его получить только в случае написания заявления на этот дополнительный отпуск. Но с другой стороны – это не использованный дополнительный отпуск. Пожалуй, что правильнее будет ей дать не как один дополнительный отпуск в 3 дня, а 2 дополнительных отпуска: один – 1 день за неиспользованный прошлогодний, а 2-й – 2 дня за последний год. Однако, если прошло 12 месяцев после окончания рабочего года, за который предоставляется такой доп. отпуск, то этот неиспользованный отпускной день не предосталяется. Если она имеет детей, то за неиспользованный доп. отпуск может просить денежную компенсацию.

  7. Сергей :

    Олег Петрович я считаю как…это дополнительный отпуск…а не ежегодный. Это дополнительный отпуск за непрерывный стаж. Если отработал человек на предприятии 3 года то 3 года и 1 день работы дает право на 1 день этого отпуска. Не желаешь брать отпуск ты можешь взять в следующем году то есть в период начала 4 года непрерывного стажа работы и по 5 год включительно. Если ты не воспользовался этим днем…то коллективный договор дает право с 5 года и 1 дня право и 10 лет непрерывного стажа уже на 2 рабочих дня. И эти условия не указывают что сохраняется 1 день

  8. admin :

    Сергей, это ежедневный дополнительный отпуск – так по закону.