АДВОКАТСЬКЕ бюро
Кучерявого Олега Петровича

повний комплекс юридичних послуг, захист інтересів громадян і юридичних осіб

Тра

26

Ликвидация ООО в Украине

Автор: Advocat

6Предпринимательская деятельность сталаукраїнською мовою неотъемлемой частью жизни очень значительной части украинцев. Наверняка, самым большим по количеству, предпринимательским сегментом являются физические лица – предприниматели. Довольно много открыто и действуют в Украине разнообразных предприятий, которые зарегистрированы в качестве юридических лиц. И среди них, наверное, наиболее распространенной формой являются общества с ограниченной ответственностью.

Но предприятия не только открываются и работают, а порой, по тем или иным причинам, их приходится закрывать. Поэтому сегодня мы рассмотрим порядок закрытия юридического лица на примере общества с ограниченной ответственностью (ООО), в которых отсутствует доля государственной или коммунальной собственности.

Порядок ликвидации юридического лица, в частности – ООО, определен Гражданским кодексом Украины (ГК), Хозяйственным кодексом Украины (ХКУ), Законами Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей», «О хозяйственных обществах» и другими нормативно-правовыми актами.

Случаи добровольной ликвидации юридического лица предусмотрены ст. 59 ХКУ и ст. 110 ГК, в частности – по решению ее участников или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физический лиц – предпринимателей», юридическое лицо является ликвидированным с даты внесения в Единый государственный реестр записи о государственной регистрации ликвидации (укр.-юр. – «припинення») юридического лица.

Принятие решения о ликвидации ООО осуществляется общим собранием ООО. О проведении общего собрания общества участники уведомляются способом, который предусмотрен уставом ООО, с указанием времени и места проведения собрания и повестки дня, но в любом случае, не менее чем за 30 дней до созыва общего собрания (ст. 61 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и физический лиц – предпринимателей»). Решение оформляется протоколом сборов участников.

Общее собрание общества принимает решение по таким вопросам:

  1. о ликвидации общества;
  2. об избрании состава ликвидационной комиссии и главы ликвидационной комиссии, в т.ч., с внесением в протокол сведений о персональном составе ликвидационной комиссии   (относительно каждого члена комиссии, в т.ч. главы, обязательно указываются идентификационные номера);
  3. об утверждении порядка и сроков ликвидации (ст. 105 ГК). При этом срок не может быть меньшим, чем срок заявления кредиторами своих требований (2 месяца) и с учетом времени, необходимого для удовлетворения таких требований (если они подлежат удовлетворению) и выполнения прочих требований законодательства;
  4. о порядке распределения между участниками имущества, которое остается после удовлетворения требований кредиторов;
  5. о порядке утверждения ликвидационного баланса;
  6. о прочих вопросах, необходимых для прекращения общества путем ликвидации (на собственное усмотрение, если что-то такое действительно необходимо).

Сразу после принятия решения необходимо выдать под расписку или направить заказным письмом с уведомлением о вручении письменные сообщения работникам предприятия, согласно ст. 49-2 КЗоТ Украины, об их увольнении через 2 месяца в связи с ликвидацией предприятия по п. 1 ч. 1 ст. 40 КЗоТ Украины, а также направить уведомления службам занятости по местожительству каждого работника о высвобождении работников, с указанием профессий, специальности, квалификации и размеров оплаты труда работника.

После принятия решения о ликвидации участники юридического лица обязаны немедленно письменно уведомить об этом государственного регистратора, который вносит в единый государственный реестр сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (укр.-юр. – «припинення»). Для этого согласно ст. 34 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и физический лиц – предпринимателей», заявитель должен подать (отправить заказным письмом с описбю вложения) государственному регистратору оригинал или нотариально заверенную копию решения основателей (участников) или уполномоченного ими органа относительно ликвидации юридического лица.

При этом государственному регистратору запрещается требовать дополнительные документы для внесения в Единый государственный реестр (ЕГРПОУ) записи о решении основателей (участников) юридического лица или уполномоченного ими органа относительно ликвидации юридического лица.

Если документы для внесения в ЕГРПОУ записи о решении относительно ликвидации юридического лица подаются лицом, которое согласно сведениям, внесенным в ЕГРПОУ, имеет право совершать юридические действия от лица юридического лица без доверенности, государственному регистратору дополнительно предъявляется паспорт гражданина Украины.

Если такие документы подаются другим представителем юридического лица, государственному регистратору предъявляется паспорт гражданина Украины или паспортный документ иностранца и дополнительно подается экземпляр оригинала (ксерокопия, нотариально заверенная копия) документа, который удостоверяет полномочия такого представителя.

Документы, поданные для внесения в ЕГРПОУ записи о решении относительно ликвидации юридического лица, принимаются по описи, копия которой в день поступления документов выдается (направляется почтовым отправлением) заявителю с отметкой о дате поступления документов.

Государственный регистратор вносит в ЕГРПОУ запись о начале процедуры ликвидации и о назначении комиссии по ликвидации не позднее следующего рабочего дня с даты получения (поступления) указанных сведений. Сообщение о внесении записи в ЕГРПОУ относительно принятия решения основателей (участников) юридического лица, суда или уполномоченного ими органа о ликвидации юридического лица публикуется в специализированном печатном органе массовой информации.

Государственный регистратор имеет право оставить без рассмотрения документы, которые представлены для внесения в ЕГРПОУ записи о решении основателей (участников) юридического лица или уполномоченного ими органа относительно ликвидации юридического лица, исключительно, если:

  1. документы поданы по ненадлежащему месту проведения государственной регистрации ликвидации юридического лица по решению основателей (участников) юридического лица или уполномоченного ими органа;
  2. документы не соответствуют требованиям, которые установлены частью первой статьи 8 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей»;
  3. решение относительно ликвидации юридического лица оформлено с нарушением требований, которые установлены частью 3 ст. 34 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей»;
  4. документы поданы не в полном объеме;
  5. решение относительно ликвидации юридического лица не содержит сведений о персональном составе ликвидационной комиссии, ее председателе или о ликвидаторе, идентификационные номера членов комиссии, о порядке или сроке заявления кредиторами своих требований, или же, если такой срок не соответствует закону.

Об оставлении документов, которые поданы для внесения в ЕГРПОУ записи о решении относительно ликвидации юридического лица, без рассмотрения заявителю не позднее следующего рабочего дня с даты их поступления государственным регистратором выдается (направляется почтовым отправлениям с описанием вложения) соответствующее уведомление с указанием оснований оставления документов без рассмотрения и документы, которые подавались для внесения в ЕГРПОУ записи о решении относительно ликвидации юридического лица, согласно описи.

Оставление документов для внесения в ЕГРПОУ записи о решении относительно ликвидации юридического лица без рассмотрения не препятствует повторному обращению к государственному регистратору в общем порядке после устранения причин, которые были основанием для оставления этих документов без рассмотрения.

Теперь рассмотрим более детально вопрос назначения и обязанности ликвидационной комиссии.

Согласно ст. 105 ГК и ст. 60 ХКУ участники юридического лица или орган, который принял решение о ликвидации юридического лица, назначают комиссию по ликвидации юридического лица (ликвидационную комиссию, ликвидатора и т.п.) и устанавливают порядок и сроки ликвидации юридического лица. Выполнение функций комиссии по ликвидации юридического лица также может быть возложено на орган управления юридического лица, но наверное лучше все же назначить ликвидационную комиссию, председателем которой можно назначить директора, или кого-то другого.

С момента назначения комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Комиссия выступает в суде от имени юридического лица, которое ликвидируется. Все документы (кроме протоколов и решений общего собрания участников) уже подписываются не директором, а председателем ликвидационной комиссии.

Согласно п. 20.4. Инструкции о порядке открытия, использование и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденной Постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 N 492, ликвидационной комиссией для проведения ликвидационной процедуры используется единый текущий счет ООО, определенный комиссией по ликвидации. Для этого в банк подаются такие документы:

–       копия решения участников или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами, а в случаях, предусмотренных законом, – копия решения суда, на основании которого осуществляется ликвидация юридического лица, удостоверенная нотариально или органом, который принял такое решение;

–       карточка с образцами подписей и оттиском печати, удостоверенная нотариально. В этой карточке  указываются образцы подписей ликвидатора (уполномоченных членов ликвидационной комиссии) и оттиск печати юридического лица, которое ликвидируется.

Прочие счета, выявленные во время проведения ликвидационной процедуры, подлежат закрытию ликвидационной комиссией. Закрытие иных счетов, которые не используются для проведения ликвидационной процедуры, осуществляется ликвидационной комиссией на основании заявления о закрытии счета, подписанного председателем комиссии, и копии решения участников, удостоверенной нотариально. Дополнительно подается карточка с образцами подписей и оттиск печати, удостоверенная нотариально, если на счете есть остаток средств.

Со временем, после осуществления всех расчетов, текущий счет, который использовался для проведения ликвидационной процедуры, закрывается ликвидатором на основании его заявления о закрытии текущего счета.

Ликвидационная комиссия принимает необходимые меры по взысканию дебиторской задолженности юридического лица, которое ликвидируется, и выявлению требований кредиторов, с письменным уведомлением последних о ликвидации предприятия. Такое уведомление направляется заказным письмом или вручается под расписку с указанием в нем сроков и порядка удовлетворения требований кредиторов. Кредиторы могут заявлять требования не только по тем обязательствам, по которым срок исполнения уже наступил, но и по обязательствам, срок исполнения которых наступает позже. Такая возможность им предоставлена в связи с тем, что юрлицо ликвидируется, после чего заявить свои требования они уже не смогут.

Ликвидационная комиссия обеспечивает инвентаризацию и оценивает имеющееся имущество предприятия (согласно п. 11.7 Инструкции по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальних ценностей, денежных средств, документов и расчетов, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 11 августа 1994 г. N 69, частей 1 и 2 ст. 10 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине». При этом осуществляется инвентаризация основных средств, нематериальных активов, товарно-материальних ценностей, средств и документов и расчетов, т.е. всех активов и обязательств, в том числе по отделенным филиалам, представительствам. Комиссия должна принять меры по возврату имущества предприятия, которое находится у третьих лиц. Результаты инвентаризации отображаются в бухгалтерском и налоговом учете.

Ликвидационная комиссия принимает меры по закрытию отделенных подразделений юридического лица (филиалов, представительств) и согласно трудовому законодательству осуществляет увольнение работников юридического лица, которое ликвидируется.

Лицензии, документы разрешительного характера и прочие документы, а также печати и штампы, которые подлежат возврату органам государственной власти, органам местного самоуправления, возвращаются им ликвидационной комиссией.

По результатам составляется промежуточный ликвидационный баланс (ч. 8 ст. 111 ГК), включающий сведения о составе имущества юридического лица, которое ликвидируется, перечне предъявленных кредиторами требований и результате их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается участниками юридического лица.

Начинается удовлетворение требований кредиторов, которые были заявлены в установленный решениям о ликвидации срок, из выявленного ликвидационной комиссией имущества юрлица.

При этом важно помнить, что законодательство устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов. По общему правилу выделяются такие очереди кредиторов (ст. 112 ГК):

–       в первую очередь удовлетворяются требования о возмещении вреда, причиненного увечьем, другим ущербом здоровью или смертью, и требования кредиторов, обеспеченные залогом или иным способом;

–       во вторую очередь удовлетворяются требования работников, связанные с трудовыми отношениями, требования авторов о плате за использование результатов их интеллектуальной, творческой деятельности;

–       в третью очередь удовлетворяются требования относительно налогов, сборов (обязательных платежей);

–       в четвертую очередь – все прочие требования.

Требования одной очереди удовлетворяются пропорционально сумме требований, которые принадлежат каждому кредитору этой очереди.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются с имущества ликвидированного юрлица, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов, заявленных своевременно. Однако заявить такие требования кредитор может до составления ликвидационного баланса. Кроме того, те требования кредиторов, которые ликвидационная комиссия не признала или отказала в их удовлетворении, кредитор может заявить в судебном порядке. Для этого у него есть месяц со дня получения уведомления о полном или частичном отказе в признании его требований. Но подача такого иска не прекращает процедуру ликвидации. Соответственно, если иск будет удовлетворен, но к этому моменту юрлицо уже будет ликвидировано, требования кредитора могут быть удовлетворены за счет имущества, которое осталось после ликвидации юрлица (ч. 3 ст. 112 ХКУ). Такое имущество может быть уже распределено между бывшими участниками юрлица, соответственно значит, что с требованием о его передаче кредитор должен обращаться уже к бывшим участникам.

Если кредитор не заявляет своих требований в процессе ликвидации юрлица или не обжалует в установленный срок отказ ликвидационной комиссии в удовлетворении его требований, или если суд отказывает ему в удовлетворении таких требований, они считаются погашенными. Погашенными также будут считаться требования, которые хотя и были признаны судом, но не были удовлетворены в связи с отсутствием имущества ликвидированного юрлица.

Дальше ликвидкомиссия составляет окончательный ликвидационный баланс и подает его владельцу (участникам).

Увольнение работников предприятия по п. 1 ч. 1 ст. 40 КЗоТ осуществляется на протяжении периода ликвидации, до составления окончательного ликвидационного баланса, но не ранее, чем через 2 месяца после вручения им под роспись уведомления об увольнении. При увольнении работнику в день увольнения выплачивается полный расчет, в том числе выходное пособие в размере не менее среднего месячного заработка (ст. 44 КЗоТ), выдается копия приказа об увольнении и трудовая книжка. Если выплаты зарплаты осуществляется через банковскую карту, то соответствующая сумма перечисляется в этот день в банк на счет для оплаты.

Окончательный ликвидационный баланс составляется в объеме, определенном для годовой финансовой отчетности и включает: баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет о собственном капитале и примечания к отчетам (ч. 2 ст. 11 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»).

Согласно п. 44.3 Налогового кодекса Украины (НКУ), в случае ликвидации налогоплательщика документы, определенные в пункте 44.1 НКУ, за период деятельности налогоплательщика не менее чем 1095 дней, которые предшествовали дате ликвидации налогоплательщика, в установленном законодательством порядке передаются в архив. Также сдаются документы по трудовым отношениям и документы длительного хранения (годовые отчеты и т.п.). Архивы принимают документы предприятий, которые ликвидируются, на платной основе.

Для проведения государственной регистрации ликвидации юридического лица в результате его ликвидации (ст. 36 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей») председатель ликвидационной комиссии должен подать (отправить заказным письмом с описью вложения) государственному регистратору такие документы:

–       заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации ликвидации юридического лица;

–       справку соответствующего органа доходов и сборов об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов;

–       справку соответствующего органа Пенсионного фонда Украины об отсутствии задолженности по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и страховых средств в Пенсионный фонд Украины и фонды социального страхования;

–       справку архивного учреждения о принятии документов, которые согласно закону подлежат долгосрочному хранению.

В регистрационной карточке на проведение государственной регистрации ликвидации юридического лица председатель ликвидационной комиссии письменно указывает и подтверждает своей личной подписью, что ими совершены все предусмотренные законодательством действия по ликвидации юридического лица, включая завершение расчетов с кредиторами (в том числе по уплате налогов, сборов, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых средств в Пенсионный фонд Украины и фонды социального страхования).

Государственный регистратор, получив документы для проведения государственной регистрации ликвидации юридического лица, обязан проверить информацию о наличии открытых исполнительных производств относительно такого юридического лица.

В случае если после истечения процедуры ликвидации, предусмотренной законом, но не ранее истечения срока заявления кредиторами своих требований, юридическому лицу в установленном законом порядке органом доходов и сборов и/или Пенсионным фондом Украины не предоставлены справки об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых средств в Пенсионный фонд Украины и фонды социального страхования или решение об отказе в их выдаче, председатель комиссии не ранее, чем через десять рабочих дней со дня истечения такого срока, приобретает право на подачу государственному регистратору документов, предусмотренных частями 1-3 ст. 36 «О государственной регистрации юридических лиц и физический лиц – предпринимателей», за исключением указанных справок, для проведения государственной регистрации ликвидации юридического лица в результате ее ликвидации по принципу молчаливого согласия.

При наличии таких оснований государственный регистратор проводит государственную регистрацию ликвидации юридического лица в результате ее ликвидации по принципу молчаливого согласия, о чем вносит соответствующую запись в ЕГРПОУ. Государственному регистратору запрещается требовать дополнительные документы для проведения государственной регистрации ликвидации юридического лица в результате его ликвидации.

Если документы для проведения государственной регистрации ликвидации юридического лица подаются председателем ликвидационной комиссии лично, государственному регистратору дополнительно предъявляются паспорт гражданина Украины и документ, который подтверждает его (ее) полномочие.

Документы, поданные для проведения государственной регистрации ликвидации юридического лица, принимаются по описи, копия которого в день поступления документов выдается (направляется почтовым отправлением) председателю ликвидационной комиссии или уполномоченному им лицу с отметкой о дате поступления документов.

Дата поступления документов для проведения государственной регистрации ликвидации юридического лица вносится в журнал учета регистрационных действий.

При отсутствии оснований для оставления документов, которые поданы для проведения государственной регистрации ликвидации юридического лица, без рассмотрения государственный регистратор должен внести в ЕГРПОУ запись о проведении государственной регистрации ликвидации юридического лица в результате ее ликвидации.

Дата внесения к ЕГРПОУ записи о проведении государственной регистрации ликвидации юридического лица является датой государственной регистрации ликвидации юридического лица. Срок государственной регистрации ликвидации юридического лица не должен превышать одного рабочего дня с даты поступления документов для проведения государственной регистрации ликвидации юридического лица.

Государственный регистратор не позднее следующего рабочего дня с даты проведения государственной регистрации ликвидации юридического лица должен выдать (отправить заказным письмом) председателю ликвидационной комиссии уведомление о проведении государственной регистрации ликвидации юридического лица, второй экземпляр которого приобщается к регистрационному делу такого юридического лица.

 

Этапы ликвидации ООО можно изложить в таком табличном виде (в таблицу не включены описанные выше вопросы увольнения рабоников):

 

Этап действий

необходимое время

уведомление директором ООО участников ООО о проведении внеочередного собрания за 30 дней до собрания
принятие на собрании решения о ликвидации юридического лица и о создании ликвидационной комиссии, определение сроков заявления кредиторами своих требований и сроков ликвидации, о порядке распределения между участниками имущества, которое остается после удовлетворения требований кредиторов, о порядке утверждения ликвидационного баланса и о иных вопросах, необходимых для ликвидации общества путем ликвидации через 30 дней после уведомления участников
нотариальное удостоверение копии решения собрания(сразу необходимо делать несколько копий) 1 день
уведомление государственного регистратора о решении собрания о ликвидации юридического лица для внесения в ЕГРПОУ и публикации объявления 1 день
внесение госрегистратором сведений в ЕГРПОУ на следующий день
определение ликвидационной комиссией единого счета для обеспечения деятельности комиссии и удовлетворения требований кредиторов, аккумулирование на нем всех средств предприятия и закрытие прочих счетов по условиям договора
уведомление о начале процедуры ликвидации ГНИ, УПФ, фондов соцстраха и подача им, по их требованию, документов на проверку (п. 78.1.7 ст. 78 НКУ, и т.п.)
письменное уведомление каждого из должников о начале процедуры ликвидации и о сроках ликвидации, определенных комиссией, с требованием вернуть долги немедленно после определения единого счета
письменное уведомление участникам о иных созданных обществом юрлицах, отдельных филиалах, самостоятельных представительствах (если такие есть) немедленно после определения единого счета
заявление судебных исков о взыскании долгов в тех случаях, когда это необходимо после установления необходимости
принятие мер к закрытию филиалов и представительств (если такие есть) согласно Положениям о филиалах и представительствах
аннулирование лицензий, патентов, иных документов разрешительного характера (возврат их соответствующим органам) письменно
инвентаризация и оценка имущества предприятия (самостоятельно) и филиалов, представительств, принятие мер по возврату имущества, которое находится у третьих лиц (недвижимость оценивается независимым оценщиком) до составления ликвидационного баланса
составление промежуточного ликвидационного баланса через 2 месяца после истечения срока на предъявление кредиторами требований, т.е. – через 2 мес. после публикации объявления
утверждение участниками ООО промежуточного ликвидационного баланса
удовлетворение требований кредиторов в течении минимально возможного времени
составление окончательного ликвидационного баланса и утверждение его участниками через 2 месяца после истечения срока на предъявление кредиторами требований, т.е. – через 2 міс. после публикации объявления
составление и подача органам ДПІ, УПФ, фондам отчетность за последний период, получение от них справок об отсутствии задолженности
утверждение ликвидационного баланса участниками
передача имущества, которая осталась – участникам
получение от органов ГНИ, УПФ, фондов уведомлений о снятии с учета
сдача в архив документов ООО, которые подлежат хранению (трудовые документы, бух. отчетность за период не менее чем 1095 дней, которые предшествовали дате ликвидации, отчетность большего стока хранения) с получением справки архивного учреждения
закрытие банковского счета по условиям договора
подача госрегистратору документов для проведения государственной регистрации окончательного ликвидации юридического лица
внесение сведений госрегистратором в ЕГРПОУ 1 пор после представления документов
получение выписки из ЕГРПОУ на следующий день после проведения госрегистрации
в целом: не менее 3-х месяцев

_____________________________________________________________

Публикация – май 2014 года



Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *