АДВОКАТСЬКЕ бюро
Кучерявого Олега Петровича

повний комплекс юридичних послуг, захист інтересів громадян і юридичних осіб

Тра

10

Новый госбюджет – что интересного для населения?

Автор: юрист Денис Кучерявый

Уже, наверняка всем известно, что Верховной Радой 24 апреля принят и уже вступил в силу Государственный бюджет Украины на 2010 год. Принят он немного с опозданием, ведь новый премьер обещал подать его в Верховную Раду не позднее 11 апреля этого года. Однако, по сравнению с тем, насколько просрочило его подачу предыдущее правительство (месяцев этак на 4-5), эти 13 дней можно не брать во внимание.

Также понятно, что этот госбюджет не очень совершенен. Это не очень приятно, но главное – что он достаточно реалистический и вообще-то хорошо, что он есть, какой бы он ни был. Потому что, продолжительное отсутствие бюджета почти полностью парализовало много направлений обществено-экономической жизни страны. Например, это касалось прекращения финансирования материально-технического обеспечения судов, других государственных структур, невозможности финансирования социальных выплат, выплат из бюджета по решениям судов, и многое другое.

Безусловно, что все статьи бюджета большинству населения Украины не интересны да и излагают их законодатели именно таким образом, чтобы даже не каждый юрист или экономист мог их понять. Депутаты (в большинстве) и сами не очень понимают – что там написано. У нас вообще много законопроектов подаются в Верховную Раду по принципу сказки о голом короле. Например, подает Кабмин, или какое-то министерство, или даже группа депутатов (не сами же писали) закон в Верховную Раду. А в нем накручено, наворочено, ни кто, ни чего не понимает, что и о чем там написано, однако признаться боятся, делают умные физии и даже порой стараются туда что-то свое добавить, чем еще больше запутывают те законы.

Но вернемся к госбюджету. Что в нем интересного для большинства, или для значительного количества населения? Идем постатейно и попробуем перевести на хотя бы относительно человеческий язык…

Статьей 29 (ч. 4) установлено, что возмещение, согласно закону, вреда, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры, а также судов, в 2010 году по требованию органов государственной исполнительной службы осуществляется органами Государственного казначейства Украины в пределах бюджетных назначений, утвержденных в Государственном бюджете для этой цели. В случае необходимости в таких расходах свыше объема бюджетных ассигнований госказначейством подаются соответствующие предложения о выделении средств из резервного фонда государственного бюджета или о внесении изменений в закон о Государственном бюджете. При этом, до принятия специального закона в 2010 году (будет ли этот закон?) списание средств из бюджета по решениям судов относительно возмещения стоимости конфискованного и бесхозного имущества, перешедшего в собственность государства, для юридических лиц осуществляется в размерах сумм средств, поступивших в бюджет от реализации этого имущества.

Списание средств по соответствующему решению в пользу работников бюджетного учреждения (военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава), которые имеют право на безвозмездное или льготное материальное и бытовое обеспечения, осуществляется Государственным казначейством Украины со счетов распорядителей бюджетных средств за счет и в пределах бюджетных ассигнований, установленных на содержание этого учреждения. Если не будет в соответствующих учреждениях средств – не будет и выплат.

Списание средств по соответствующему решению в пользу работников учреждений системы образования по выплатам, предусмотренным статьей 57 Закона Украины “Об образовании”, осуществляется Государственным казначейством со счетов распорядителей бюджетных средств и в пределах соответствующих бюджетных ассигнований. Также, если не будет в соответствующих учреждениях средств – не будет и выплат.

Статьей 30 установлено, что в 2010 году равноценная и полная компенсация потерь доходов военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, связанных с налогообложением денежного обеспечения, денежных вознаграждений и других выплат, осуществляется учреждениями (организациями, предприятиями), которые содержат военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, за счет соответствующих средств, которые являются источником доходов этих лиц, в размере фактически уплаченного налога и в пределах расходов на денежное обеспечение, предусмотренных в Государственном бюджете. Так же: может выплатят, а может и нет, а может не всем, а только руководству и приближенным лицам, которые и так немало получают.

Согласно части 3 ст. 30, в случае если лицо имеет право на получение пенсии согласно Закону Украины “О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц” (военные пенсионеры, пенсионеры ОВД, СБУ, и т.п.) и Закона Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании”, назначается одна пенсия по выбору лица. При этом разница между размером пенсии, на которую имеет право лицо согласно Закону Украины “О пенсионном обеспечении лиц, уволенных из военной службы, и некоторых других лиц”, и размером пенсии согласно Закону Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании”, выплачивается за счет средств государственного бюджета.

Статьей 37 утверждена субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на выплату государственной социальной помощи на детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, денежного обеспечения родителям-воспитателям и приемным родителям за предоставление социальных услуг в детских домах семейного типа и приемных семьях по принципу “деньги ходят за ребенком” в сумме 275.086,2 тыс. гривен. Также предоставлено право Кабинету Министров осуществлять на протяжении 2010 года дополнительное распределение и перераспределение общих объемов указанной субвенции между местными бюджетами. Имеется в виду, что на эти цели выделены средства из госбюджета и их должны выплачивать.

Статьей 38 за счет субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на предоставление льгот и жилищных субсидий населению на оплату электроэнергии, природного газа, услуг тепло-, водоснабжения и водоотвода, квартирной платы (содержания домов и сооружений и придомовых территорий), вывоз бытового мусора и жидких нечистот предоставляются жилищные субсидии населению и льготы ветеранам войны; лицам, на которых распространяется действие Закона Украины “О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты”; лицам, которые имеют особые заслуги перед Родиной; вдовам (вдовцам) и родителям умерших (погибших) лиц, которые имеют особые заслуги перед Родиной; лицам, которые имеют особые трудовые заслуги перед Родиной; вдовам (вдовцам) и родителям умерших (погибших) лиц, которые имеют особые трудовые заслуги перед Родиной; жертвам нацистских преследований; ветеранам военной службы; ветеранам органов внутренних дел; ветеранам налоговой милиции; ветеранам государственной пожарной охраны; ветеранам Государственной уголовно-исполнительной службы; ветеранам службы гражданской защиты; ветеранам Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины; вдовам (вдовцам) умерших (погибших) ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел, ветеранов налоговой милиции, ветеранов государственной пожарной охраны, ветеранов Государственной уголовно-исполнительной службы, ветеранов службы гражданской защиты и ветеранов Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины; уволенным со службы по возрасту, болезнью или выслугой лет военнослужащим Службы безопасности Украины, работникам милиции, лицам начальствующего состава налоговой милиции, рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы, государственной пожарной охраны; пенсионерам из числа следователей прокуратуры; детям (до достижения совершеннолетия) работников милиции, лиц начальствующего состава налоговой милиции, рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы, государственной пожарной охраны, погибших или умерших в связи с выполнением служебных обязанностей, нетрудоспособным членам семей, которые находились на их содержании; уволенным с военной службы лицам, которые стали инвалидами во время прохождения военной службы; родителям и членам семей военнослужащих, которые погибли (умерли) или пропали безвести во время прохождения военной службы; родителям и членам семей лиц рядового и начальствующего состава органов и подразделений гражданской защиты, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, которые погибли (умерли), пропали безвести или стали инвалидами при прохождении службы; реабилитированным гражданам, которые стали инвалидами вследствие репрессий или являются пенсионерами; гражданам, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы; женам (мужьям) и опекунам (на время опекунства) детей умерших граждан, смерть которых связана с Чернобыльской катастрофой; судьям в отставке; пенсионерам из числа специалистов по защите растений, согласно части четвертой статьи 20 Закона Украины “О защите растений”; гражданам согласно пункту “ї” части первой статьи 77 Основ законодательства Украины о здравоохранении, частях четвертой статьи 29 Основ законодательства Украины о культуре, частях второй статьи 30 Закона Украины “О библиотеках и библиотечном деле”, абзаца первого части четвертой статьи 57 Закона Украины “Об образовании”; детям войны; многодетным семьям. Т.е., фактически указанным категориям граждан на этот год подтвержден льготы на оплату коммунальных услуг и предусмотрены средства на возмещение коммунальным службам соответствующих потерь по этим льготам.

Это именно касается льгот и субсидий для этих же категорий на приобретение твердого и жидкого печного бытового топлива и сжиженного газа.

Подтверждено выделение средств на предоставление льгот на услуги связи категориям, которые по законам Украины имели такие льготы.

Статьей 46 установлено, что за счет субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на предоставление льгот и жилищных субсидий населению на приобретение твердого и жидкого печного бытового топлива и сжиженного газа предоставляются льготы исходя из расчета стоимости одной тонны твердого топлива и одного баллона сжиженного газа на домохозяйство на год. Лицам, которые имеют такое право согласно статье 48 Горного закона Украины, из расчета стоимости 3,1 тонны угля на бытовые нужды на домохозяйство на год. Предельная стоимость твердого и жидкого печного бытового топлива и сжиженного газа определяется Кабинетом Министров Украины.

Статьей 52 на 2010 год определен прожиточный минимум на одного человека в расчете на месяц в размере с 1 января – 825 гривен, с 1 апреля – 839 гривен, с 1 июля – 843 гривен, с 1 октября – 861 гривен, с 1 декабря – 875 гривен, и для тех, кто относится к основным социальным и демографическим группам населения:

·для детей возрастом до 6 лет: с 1 января – 755 гривен, с 1 апреля – 767 гривен, с 1 июля – 771 гривен, с 1 октября – 787 гривен, с 1 декабря – 799 гривен;

·для детей возрастом от 6 до 18 лет: с 1 января – 901 гривен, с 1 апреля – 917 гривен, с 1 июля – 921 гривен, с 1 октября – 941 гривен, с 1 декабря – 957 гривен;

·для трудоспособных лиц: с 1 января – 869 гривен, с 1 апреля – 884 гривен, с 1 июля – 888 гривен, с 1 октября – 907 гривен, с 1 декабря – 922 гривен;

·для лиц, которые утратили работоспособность: с 1 января – 695 гривен, с 1 апреля – 706 гривен, с 1 июля – 709 гривен, с 1 октября – 723 гривен, с 1 декабря – 734 гривен.

При этом законом установлено, что размеры государственных социальных гарантий на 2010 год, которые определяются в зависимости от прожиточного минимума, устанавливаются соответствующими законами Украины, этим Законом и нормативно-правовыми актами Кабинета Министров Украины. Т.е., Кабмин будет снова рубить эти “социальные гарантии”, например, предусмотренные для чернобыльцев, одиноких матерей, и т.п…

Статьей 53 установлено на 2010 год минимальную заработную плату:

·в месячном размере: с 1 января – 869 гривен, с 1 апреля – 884 гривен, с 1 июля – 888 гривен, с 1 октября – 907 гривен, с 1 декабря – 922 гривен;

·в почасовом размере: с 1 января – 5,2 гривен, с 1 апреля – 5,29 гривен, с 1 июля – 5,32 гривен, с 1 октября – 5,43 гривен, с 1 декабря – 5,52 гривен.

Руководителей бюджетных учреждений обязаны обеспечить проведение индексации заработной платы работников, согласно Закону Украины “Об индексации денежных доходов населения”.

Статья 54 указывает, что в 2010 году размеры минимальной ординарной (обычной) академической стипендии для учеников профессионально-технических и студентов высших учебных заведений I-IV уровней аккредитации, учеников и студентов из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, действуют в размерах, которые действовали в декабре 2009 года. Руководители учебных заведений должны обеспечить проведение индексации стипендий учеников и студентов, согласно Закону Украины “Об индексации денежных доходов населения”.

(ст. 72): в 2010 году передача в аренду государственного и коммунального имущества осуществляется исключительно на конкурсных началах, кроме государственного и коммунального имущества, которое передается в аренду бюджетным учреждениям; музеям; предприятиям и общественным организациям в сфере культуры и искусств (в том числе национальным творческим союзам и их членам под творческие мастерские); общественным организациям ветеранов; общественным организациям инвалидов; центрам профессиональной, социальной реабилитации инвалидов и центрам ранней социальной реабилитации детей-инвалидов, а также предприятиям и организациям общественных организаций инвалидов, которым определенная целесообразность предоставления государственной помощи, согласно статей 14-1, 14-2 Закона Украины “Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине”; государственным издательствам и предприятиям книгораспространения; отечественным издательствам и предприятиям книгораспространения книжной продукции, которые обеспечивают подготовку, выпуск и (или) распространение не менее чем 50 процентов книжной продукции на государственном языке (за исключением изданий рекламного и эротического характера); религиозным организациям для обеспечения проводки богослужений, религиозных обрядов и церемоний.

Арендатор, который надлежащих образом исполняет свои обязанности по договору аренды недвижимого имущества, срок действия которого заканчивается, имеет право на продолжение договора аренды на новый срок, но не больше чем на два года. Арендатор, который имеет намерение воспользоваться таким правом, должен сообщить об этом арендодателя не позднее чем за месяц ко всплыву срока договора аренды недвижимого имущества.

В 2010 году недвижимое имущество органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Украины, Службы безопасности Украины, Государственной пограничной службы Украины, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, правоохранительных и таможенных органов, которое не используется указанными органами для осуществления своих функций, может быть передано в аренду сроком до 1 января 2011 года.

(ст. 73): в 2010 году продажа определенных Законом Украины “Об особенностях приватизации объектов незавершенного строительства” объектов незавершенного строительства осуществляется на открытых аукционах вместе с земельным участком, на котором расположен объект незавершенного строительства.

Кроме всего этого, следует обратить внимание читателей на то, что пунктом 5 Заключительных положений Закона о госбюджете поручено Кабинету Министров до 1 октября 2010 года изучить вопрос о внедрении социальных карточек с целью оптимизации действующей системы предоставления льгот отдельным категориям граждан. Т.е. будут думать: чтобы такое вытворить, чтобы сократить выплаты населению по льготам, а соответственно – и сами льготы. Как это будет – не понятно, однако понятно одно: проблем у льготников, если что-то придумают, будет “выше крыши”.

____________________________________________________________

Публикация – 2010 год.



Коментарі закриті.