АДВОКАТСЬКЕ бюро
Кучерявого Олега Петровича

повний комплекс юридичних послуг, захист інтересів громадян і юридичних осіб

Сер

12

УПК-2012: показания и вещдоки

Автор: Advocat

Одним из доказательств могут быть показания. В соответствии со ст. 95 УПК, показания – это сведения, которые предоставляются в устной или письменной форме при допросе подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, эксперта относительно известных им обстоятельств в уголовном производстве, имеющие значение для этого уголовного производства.

Подозреваемый, обвиняемый, потерпевший имеют право давать показания во время досудебного расследования и судебного разбирательства. Свидетель, эксперт обязаны давать показания следователю, прокурору, следственному судье и суду в установленном УПК порядке. Суд может основывать свои выводы только на показаниях, которые он непосредственно воспринимал при проведении судебного заседания или полученных в порядке, предусмотренном статьей 225 УПК.

Очень важным является положение этой же статьи о том, что суд не вправе обосновывать судебные решения показаниями, данными следователю, прокурору, или ссылаться на них. В данном случае следует обратить внимание заинтересованных посетителей сайта на то, что эта норма, так сказать – “палка о двух концах”. С одной стороны, она является довольно прогрессивной, с другой стороны, зная практическую сторону “системы”, уже можно предвидеть – как будут действовать в новых условиях наши правоохранители, из числа тех, кто не способен (или не считает нужным) работать мозгами, а работает кулаками или с помощью пыток: забитого и запуганного подозреваемого, который не имеет защитника (или что-то “нахимичивши”, чтобы имеющийся защитник не присутствовал) ведут на допрос к судье и предупреждают подозреваемого, что-то на манер: “не дай бог скажешь не так, мы тебя кончим”. И слабовольный подозреваемый рассказывает судье заученную со слов оперов “сказочку”. И вот после этого, такой подозреваемый уже ни когда не сможет заявить, что его заставили оговорить себя. Точнее, заявить он сможет – что угодно, но цена такому заявлению будет меньше стоимости воздуха, который колыхалось при ее провозглашении. Такой подозреваемый может потом надеяться исключительно на то, что настоящий виновник преступления когда-то – где-то случайно напишет явку с повинной (такое бывает), или будет задержан при совершении других преступлений и также признается (и такое бывает).

Таким образом, следует иметь в виду, что в подобных случаях судьба подозреваемого на довольно короткий промежуток времени (время допроса в суде) оказывается целиком в его руках, а точнее словах, зависит от его воли. И если кто-то не осознает этого и не выдержит психологического давления, он уже не сможет рассчитывать на реальную защиту от ложного обвинения.

Статья 95 также определяет, что лицо дает показания только относительно фактов, которые оно воспринимало лично, за исключением случаев, предусмотренных УПК. Вывод или мнение лица, дающего показания, могут признаваться судом доказательством, только если такой вывод или мнение полезны для ясного понимания показаний (их части) и основываются на специальных знаниях в понимании статьи 101 УПК. Если лицо, дающее показания, высказало мнение или вывод, который основывается на специальных знаниях в понимании статьи 101 УПК, а суд не признал их недопустимыми доказательствами в порядке, предусмотренном частью второй статьи 89 УПК, другая сторона имеет право подвергнуть допросу лицо, согласно правилам допроса эксперта.

Стороны уголовного производства, потерпевший имеют право получать от участников криминального производства и других лиц по их согласию объяснения, которые не являются источником доказательств. Но это положение является недостаточно понятным: для чего эти объяснения, если они даже не могут быть не только доказательством, но даже и источником доказательств?

По ст. 96 УПК, стороны уголовного производства имеют право ставить свидетелю вопросы относительно его возможности воспринимать факты, о которых он дает показания, а также относительно других обстоятельств, которые могут иметь значения для оценки достоверности показаний свидетеля. Для доказывания недостоверности показаний свидетеля сторона имеет право предоставить показания, документы, подтверждающие его репутацию, в частности, относительно его осуждения за заведомо неправдивые показания, обман, мошенничество или другие действия, подтверждающие нечестность свидетеля. Свидетель обязан отвечать на вопрос, направленные на выяснение достоверности его показаний. Свидетель может быть допрошен относительно предыдущих показаний, которые не согласовываются с его показаниями.

УПК допускает также показания с чужих слов, которыми является высказывания, осуществленное в устной, письменной или иной форме, относительно определенного факта, которое основывается на объяснении другого лица. Суд имеет право признать допустимым доказательством показания с чужих слов, независимо от возможности подвергнуть допросу лицо, которое дало первичные объяснения, в исключительных случаях, если такие показания являются допустимым доказательством согласно прочим правилам допустимости доказательств. При принятии этого решения суд обязан учитывать:

1) значение объяснений и показаний, в случае их правдивости, для выяснения определенного обстоятельства и их важность для понимания других сведений;

2) другие доказательства относительно вопросов, предусмотренных пунктом 1 этой части, которые подавались или могут быть даны;

3) обстоятельства дачи первичных объяснений, вызывающих доверие относительно их достоверности;

4) убедительность сведений относительно факта дачи первичных объяснений;

5) сложность опровержения объяснений, показаний с чужих слов для стороны, против которой они направлены;

6) соотношение показаний с чужих слов с интересами лица, которое дало эти показания;

7) возможность допроса лица, которое дало первичные объяснения, или причины невозможности такого допроса (ст. 97).

Суд имеет право признать невозможным допрос лица, если оно:

1) отсутствует во время судебного заседания вследствие смерти или тяжелой физической или психической болезни;

2) отказывается давать показания в судебном заседании, не подчиняясь требованию суда дать показания;

3) не прибывает на вызов в суду, а его местонахождение не было установлено путем проведения необходимых мер розыска;

4) находится за границей и отказывается давать показания.

Суд может признать доказательствами показания с чужих слов, если стороны соглашаются признать их доказательствами. Суд имеет право признать допустимым доказательством показания с чужих слов, если подозреваемый, обвиняемый создал или оказывал содействие созданию обстоятельств, в связи с которыми лицо не может быть допрошено. Но, показания с чужих слов не могут быть допустимым доказательством факта или обстоятельств, на доказывание которых они представлены, если показания не подтверждаются другими доказательствами, признанными допустимыми согласно правилам, отличным от положений части второй этой статьи. В любом случае не могут быть признаны допустимым доказательством показания с чужих слов, если они даются следователем, прокурором, сотрудником оперативного подразделения или другим лицом относительно объяснений лиц, данных следователю, прокурору или сотруднику оперативного подразделения при осуществлении ими криминального производства (ст. 97).

Кроме показаний, в уголовном процессе всегда использовались вещественные доказательства и документы. Вещественными доказательствами являются материальные объекты, которые были орудием совершения уголовного правонарушения, сохранили на себе его следы или содержат прочие данные, которые могут быть использованы как доказательство факта или обстоятельств, которые устанавливаются при проведении уголовного производства, в том числе предметы, которые были объектом уголовно-противоправных действий, деньги, ценности и другие вещи, приобретенные уголовно-противоправным путем. Документы являются вещественными доказательствами, если они содержат признаки, указанные в части первой этой статьи (ст. 98).

Документом является специально созданный с целью сохранения информации материальный объект, содержащий зафиксированные с помощью письменных знаков, звука, изображения и т.п. сведения, которые могут быть использованы как доказательство факта или обстоятельств, которые устанавливаются при проведении уголовного производства. К документам, при условии наличия в них сведений, предусмотренных частью первой этой статьи, могут относится:

1) материалы фотосъемки, звукозаписи, видеозаписи и другие носители информации (в том числе электронные);

2) материалы, полученные вследствие осуществления при производстве уголовного производства мер, предусмотренных действующими международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины;

3) составленные в порядке, предусмотренном УПК, протоколы процессуальных действий и приложения к ним, а также носители информации, на которые с помощью технических средств зафиксированы процессуальные действия;

4) выводы ревизий и акты проверок.

Материалы, в которых зафиксированы фактические данные о противоправных действиях отдельных лиц и групп лиц, собранные оперативными подразделениями, с соблюдением требований Закона Украины “Об оперативно-розыскной деятельности”, при условии соответствия требованиям этой статьи, являются документами и могут использоваться в уголовном производстве, как доказательства. В последнем случае следует особо обращать внимание на фразу “фактические данные”.

Сторона уголовного производства, потерпевший обязаны предоставить суду оригинал документа. Оригиналом документа является сам документ, а оригиналом электронного документа – его отображение, которому предоставляется такое же значение, как документу, что в наших условиях является очень опасным с обеих сторон криминального производства, поскольку практически любые электронные документы очень легко фабриковать даже без особых знаний в этой сфере. Дубликат документа (документ, изготовленный таким же способом, как и его оригинал) может быть признан судом как оригинал документа.

Также очень ошибочным, на мой взгляд, положением является то, что для подтверждения содержания документа могут быть признаны допустимыми и другие сведения, если:

1) оригинал документа утрачен или уничтожен, кроме случаев, если он утрачен или уничтожен по вине пострадавшего или стороны, которая его подает;

2) оригинал документа не может быть получен с помощью доступных правовых процедур;

3) оригинал документа находится во владении одной со сторон криминального производства, а она не предоставляет его на запрос другой стороны.

Сторона уголовного производства, потерпевший имеют право представить извлечения, компиляции, обобщения документов, которые неудобно полностью исследовать в суде, а по требованию суда – обязаны предоставить документы в полном объеме. Сторона обязана предоставить другой стороне возможность осмотреть или скопировать оригиналы документов, содержание которых приводилось в предусмотренном этой статьей порядке (ст. 99).

Вещественное доказательство, которое было предоставлено стороне уголовного производства или ею изъято, должно быть как можно быстрее возвращено владельцу, кроме случаев, предусмотренных статьями 160-166, 170-174 УПК. Вещественное доказательство или документ, предоставленный добровольно или на основании судебного решения, сохраняется у стороны уголовного производства, которой он предоставлен. Сторона уголовного производства, которой предоставлено вещественное доказательство или документ, обязана сохранять их в состоянии, пригодном для использования в уголовном производстве. Вещественные доказательства, которые получены или изъяты следователем, прокурором, осматриваются, фотографируются и подробно описываются в протоколе осмотра. Хранение вещественных доказательств стороной обвинения осуществляется в порядке, определенном КабМином Украины. Документ должен сохраняться в течение всего времени уголовного производства. По ходатайству владельца документа, следователь, прокурор, суд могут выдать копии этого документа, а при необходимости – его оригинал, приобщив вместо них к уголовному производству заверенные копии. В случае утери или уничтожения стороной уголовного производства предоставленного ей вещевого доказательства она обязана возвратить владельцу такую же вещь или возместить ее стоимость. В случае утери или уничтожения стороной криминального производства предоставленного ей документа она обязана возместить владельцу расходы, связанные с потерей или уничтожением документа и изготовлением его дубликата (ст. 100).



коментарі 4

  1. Віталій :

    ДОБРОГО ВЕЧОРА ОЛЕГ ПЕТРОВИЧ!
    Якщо я хочу зібрати компромат на будь яку особу, чи може бути прийняте на суді відео яке я зроблю власноруч, і чи не понесу я за це покарання?

  2. admin :

    Віталій: все залежить від конкретних обставин. Якщо це докази на обвинувачення людини, то найбільш вірогідно, що то буде неналежним доказом і не буде взято судом до уваги. Покараня теж може бути, залежно від багатьох обставин (зокрема – яким чином Ви одержали запис?) і які мені з Вашого запитання не відомі.

  3. Валерій Борисович :

    Доброго вечора Олег Петрович!Віталік у вас питає конкретно а ви-іюрист-даєтьевідповідь на кшалт-або дощ або сніг,або буде,або ні!Вас питаютьконкректно-як це г..но зтаким же гі..няним та дубовим КПК,а ви тут починаєте волинку-если да ,то оно конечно нет,с точки зрения банальной эрундиции то ,конеччно безусловно,и вообще-ни в склад ни в лад-поцелуй блоху в кирпич!З такими правозахисниками як ви напівшановний-точно сядеш!Менше словоблудія,гаспадін аблакат!Ну і що з вашої відповіді Віталік зрозумів?Чи з вашої відповіді він зрозумів-хто ,відповідно до цього бандитського КПК -має право зробити те що він хоче-має право?Чи матимуть його кондуїти правову силута сиду доказу? Чи відео,аудіо та фото матимуть силу як доказ протиправної діяльності?Чому ж як ні,ви,як особо яку найняли захищати права особи-не можете зробити такі речі як хоче цей пацан і яка різниця-відповідно до цього пацанатського КПК-між вами,який діє в законі та лягавим?

  4. admin :

    Валерій Борисович (теж напівшановний): на запитання Віталія була дана достатньо конкретна відповідь. Настільки конкретна, наскільки можна було дати, виходячи з обсягу закладеної у його запитанні інформації і норм нашого законодавства. Нічого іншого я в рамках цього сайту ні кому не пропоную і не маю наміру пропонувати, тому, що давати більш конкретні відповіді на неконкретні запитання, це навпаки – підставити людину під проблему, нашкодити їй. А головне правило юристів, як і лікарів – “Не нашкодь!”
    Доречи, правила викладені на сторінці “О сайті”.
    Щодо другої частини Вашого словоблудія, в суміши з бризками слиною, то вона не має жодного відношення до запитання Віталія. Чого це Ви взялися за інших відвідувачів сайту додумувати та дописувати? Ви що, кіно про Мессінга надивилися? Його лаври спокою не дають?

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *