АДВОКАТСЬКЕ бюро
Кучерявого Олега Петровича

повний комплекс юридичних послуг, захист інтересів громадян і юридичних осіб

Тра

13

Гражданин не должен платить за то, что и так положено ему по закону

Автор: admin

1319628905_223Приходится констатировать, что наше, такукраїнською мовою называемое, «независимое государство», которое по Конституции лживо числится социальным, к сожалению, фактически является вымогательской структурой по выкачиванию денег из населения для дальнейшего их перераспределения (большей частью) в карманы правящей верхушки и приближенных к ней олигархических структур. Предлагаем Вашему вниманию интервью первого заместителя председателя Верховной Рады Игоря Калетника, посвященное проблеме такой устоявшейся в Украине завуалированной формы вымогательства денег у народа, как предоставление «социальных услуг», которые в общем-то и услугами не являются, а также забюрократизированности госучреждений и предприятий.

**********************************************************

–  Игорь Григорьевич, Вы на протяжении несколько месяцев занимаете должность первого заместителя председателя Верховной Рады. У вас было время проанализировать условия нынешней работы, оценить, чем предстоит заниматься. Сферы деятельности – существенно отличаются от вашей предыдущей должности. Теперь в вашем ведении находится законодательство. И что вы видите?

– Первое и одно их самых ярких впечатлений – сложность и зарегулированность государственных процедур. Я вижу много анекдотических, если не сказать нелепых норм, которые часто доводят ситуацию до абсурда. И чаще всего вся сложность создается даже не самими законами, а различными подзаконными актами.

Например, вы можете не получить положенную по закону помощь при рождении ребенка, если у вас есть … задолженность по оплате коммунальных услуг! То есть ЖЭК может не выдать вам определенную справку, которая значится в перечне документов, необходимых для получения «детских денег». Такой порядок разработан Минсоцполитики. И схожих норм в украинском законодательстве – множество.

Именно из-за чрезмерной зарегулированности государственных процедур возникла идея написания законопроекта об упрощении получения помощи при рождении ребенка. Буквально на этой неделе Парламент поддержал мой законопроект за основу и в целом. Новые правила должны вступить в силу через три месяца со дня публикации закона. Если Президент подпишет документ, то новый порядок может начать действовать уже этим летом.

В нем предлагается максимально упростить процедуру, установить исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения помощи. Чтобы родителями подавали в орган соцзащиты только 1 документ – заявление в произвольной форме. Паспорт и свидетельство о рождении ребенка необходимо будет просто предъявить. Все дальнейшие действия по получению необходимых данных, в том числе и регистрации места жительства ребенка, государственные органы осуществлять самостоятельно – в порядке обмена информацией. На все процедуры властям отводится 10 дней.

Получение «детских денег» – это только один из примеров, небольшая часть той работы, которую мы должны на законодательном уровне провести, исправить. Потому что у нас сегодня получается так, что у нас всегда гражданин противостоит бесконечному количеству отдельных государственных органов, каждый из которых действует «в рамках своей компетенции».

То есть гражданин при общении с государством должен постоянно доказывать свои права. А чиновники решают – дать гражданину, что ему и так положено по закону, или отобрать.

Мы должны перевернуть эту ситуацию. В частности, для начала, как законодатели, проанализировать, каким образом потом действуют законы, принимаемые в сессионном зале. Стало ли от этих законов людям легче жить? Или, наоборот, создан дополнительный бюрократический барьер!

– А почему так происходит, что у нас чиновники – всевластные?

– Закон – это, прежде всего, идея. После того, как законопроект принят парламентом и подписан Президентом, Кабмин должен детализировать положения закона рядом нормативных подзаконных актов. Задача правительства – разъяснить, как должен действовать чиновник в той или иной ситуации.

Вместо этого, часто своими подзаконными актами министерства и ведомства расширяют полномочия чиновника, устанавливают дополнительные перечни документов, которые гражданин должен собрать по всем инстанциям и снести в одно место. В итоге получается так, как в миниатюре Аркадия Райкина «Дайте мне справку о том, что мне нужна справка». И соответственно сама суть законопроектов часто просто меняется.

–  А что сделала Верховная Рада для того, чтобы эту практику искоренить?

– К огромному сожалению, Верховная Рада еще ничего не сделала, и это нужно исправлять! В Украине упрощение процедур предоставления административных услуг идет очень медленными темпами. С 1 января вступил в силу новый закон об административных услугах, он нес много положительных нововведений. Но воплощение его действия в жизнь – тормозится, прежде всего, потому, что многие чиновники понимают, что могут потерять дополнительный «заработок».

Одной из его положительных норм является то, что с 1 января 2013 года предприятиям, учреждениям и организациям запретили предоставлять платные административные услуги. Теперь – это исключительно компетенция государства, то есть министерств и ведомств. Пока что у нас происходит так, что при министерстве создается государственное предприятие, или даже частное, которое за деньги выдает справки под эгидой государственного учреждения. С этого года эту практику по закону обязаны прекратить. Контролировать процесс должны Кабмин и органы местного самоуправления, это огромный объем работы. Но проходит он очень медленно, потому что прозрачность государственных процедур не выгодна чиновникам.

Сколько на самом деле в Украине разных административных услуг, разных разрешительных процедур – никто точно не подсчитывал. Потому что право предоставлять такие услуги могут не только центральные органы исполнительной власти, но и органы местного самоуправления. С Нового года в Украине ведется реестр государственных административных услуг, по состоянию на сегодня 618 различных видов разрешений, лицензий, аттестаций, регистраций и т.д. И этот перечень далеко не полный! По предварительным оценкам, в нем должно появиться еще более 200 услуг. При чем официально большинство из них у нас бесплатные.

– Насколько справедливы цены на услуги от государства. Уже не раз мы слышали скандалы насчет того, что тот же загранпаспорт в разных регионах стоит по-разному?

– Сама услуга может быть дешевой, но перед тем, как ее получить, гражданин должен пройти кучу инстанций и потратить уйму денег. При чем, заранее спрогнозировать, сколько именно придется платить дополнительно – невозможно. Нет единой цены, тарифы различаются по регионам, либо официально заявлена низкая стоимость государственной услуги, а по факту – все наоборот. Часто все эти разрешительные документы просто дублируют друг друга, но за них нужно платить.

То же оформление права собственности на землю. При чем, на сегодня для граждан и для юридических лиц услуги стоят практически одинаково. В перечне услуг госрегистрации права собственности на землю – Государственная регистрация земельного участка, которая стоит 93 гривны, и госрегистрация государственного акта на право собственности на земельный участок, который стоит 102 гривны. Скажите, чем они отличаются между собой, по сути, гражданин сначала регистрирует право владения землей, а потом право владения документами на землю?

–  А как парламент может повлиять на эту ситуацию, и что, по вашему мнению, еще нужно сделать?

– Во-первых, необходимо более широко использовать контрольные функции парламента. Обеспечить на постоянной основе мониторинг и контроль за соблюдением законов, принятых в сессионном зале, сохранения идеи законопроектов до конца. Ценность закона состоит именно в том, что его требования должны безусловно выполняться, а не усложняться.

Кроме того, мы живем в 21 веке, когда отношения между государством и гражданином, государством и бизнесом должны проходить в электронной форме. Органы власти должны самостоятельно осуществлять между собой обмен информацией. Роль чиновника должна быть сведена к минимуму – к этому мы должны идти. Такой подход сэкономит время и будет предупреждать коррупцию, потому что во время электронного обмена информацией все процедуры происходят прозрачно, публично. По таким правилам живет весь цивилизованный мир, и мы не должны от него отставать.

Игорь Калетник

 «Сегодня»

_____________________________________________________________

Публикация – май 2013 г.



Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *