Січ
26
Новый порядок регистрации недвижимости
С 1 января 2016 года вступило в силу Постановление Кабинета Министров Украины от 25 декабря 2015 г. № 1127 «О государственной регистрации вещевых прав на недвижимое имущество и их отягощений». Из названия понятно, что это кабминовское постановление определяет новый порядок регистрации недвижимого имущества. И изменения существенны!
Постановлением утверждены три порядка, связанные с регистрацией недвижимости, а именно:
- Порядок государственной регистрации вещевых прав на недвижимое имущество и их отягощений,
- Порядок предоставления информации из Государственного реестра вещевых прав на недвижимое имущество,
- Порядок доступа в Государственный реестр вещевых прав на недвижимое имущество.
Одновременно утратили силу несколько ранее действующих нормативных актов.
Что касается важных нововведений, прежде всего, следует отметить, что изменениями отменяется такой документ, как свидетельство о праве собственности, а само право собственности на недвижимость будет подтверждаться через сеть Интернет. Т.е., владельцам квартир, домов, земель и другой недвижимости при регистрации недвижимости не будет выдаваться свидетельство о праве собственности на эту недвижимость, а вместо этого, факт владения недвижимостью будет подтверждаться решением регистратора о регистрации права на недвижимость, которое, в свою очередь, будет оформляться только в электронном виде. При этом момент, с которого право зарегистрировано – это момент опубликования такого решения на веб-портале Министерства юстиции Украины. На руки владелец может получить распечатку указанного решения, но без использования специальных бланков, без подписи и без печати регистратора. Т.е., Вы получаете бумажку, которая по стоимости равняется клочку туалетной бумаги и которую Вы, по большому счету и не сможете использовать по другому назначению.
Правда, заявителю на проведение регистрационного действия выдается копия поданного им заявления. На этом заявлении должен расписаться тот, кто его (заявление) формирует и принимает, а именно – уполномоченное лицо субъекта государственной регистрации прав, нотариус или его помощник. После проставления подписей на заявлении, уполномоченное лицо субъекта государственной регистрации прав, нотариус или его помощник регистрирует заявление в базе данных заявлений. Но все равно, даже с подписью какого-то, к примеру, помощника нотариуса, стоимость этой копии заявления не намного большая, чем у вышеуказанной интернет-бумажки.
Регистрацию недвижимости теперь можно проводить у нотариусов без ограничений, что с одной стороны, выглядит более или менее положительно, если бы не вышеуказанное нововведение относительно способа регистрации.
В целом, такая «электронная регистрация» представляется совершенно не понятной по замыслу. По меньшей мере, с точки зрения нормальной логики? Почему регистратор, вытягивая распечатку из реестра не ставит на ней даже подпись и печать? Кому мешает наличие у владельцев недвижимости документального подтверждения их прав собственности на недвижимость? К сожалению, напрашивается только один вывод: рейдерам, которые планируют в дальнейшем такую недвижимость захватывать (возможно, что и в массовых масштабах)? А в чьих интересах тогда действовали авторы этого постановления Кабмина?
Относительно рейдеров, то вряд ли планируются рейдерские захваты квартир в хрущевках, хотя и это не исключено. Наверное, правильнее предположить, что речь идет о будущей направленности на земельные участки, которые слишком уж разбросаны в массах населения и многие «солидные» дяди и тети считают, что нужно эту разбросанность ликвидировать, путем перераспределения собственности и объединения этих участков в руках ограниченного количества людей? Кроме того, видимо следует не забывать, что к недвижимости относятся не только квартиры и земли, но еще и промышленная недвижимость…
Нас успокаивают, что такие случаи не будут массовыми (что-то не верится!). Но в любом случае, они все же будут, с чем в общем-то ни кто не спорит, поскольку для этого достаточно всего лишь завладеть электронно-цифровой подписью нотариуса или регистратора, или подкупить кого-то из них. Или Вы верите, что все будут честными? Ну что же, тогда остается радоваться за Вас…
Но даже, если отбросить в сторону теорию «сговора рейдеров», ни когда не следует забывать, что любые электронные системы, чтобы там не говорили их создатели, администраторы и властители, не являются достаточно надежными. Всегда остается опасность хакерского вмешательства, повреждения аппаратуры, электромагнитного разрушения систем и даже их физического уничтожения в периоды разнообразных общественных волнений, которые, кстати, могут быть организованы специально для их уничтожения. И после этого, у Вас и у огромной массы населения не останется ни какого подтверждения права собственности на недвижимое имущество и даже не останется ни единой возможности уверенно подтвердить свое право собственности. Как говорится, замучаетесь «бегать по судам», чтобы доказать это свое право. И замучаетесь платить судебные сборы, если будете иметь с чего, поскольку они нашей властью уже предусмотрительно и существенно повышены.
Но при этом, Вы всегда можете порадоваться, что у Вас будет довольно удобный, открытый доступ в реестр через сайт электронных сервисов Минюста. Так, не выходя из дома можно проверить информацию о любой недвижимости на территории Украины (если, конечно, такая информация указана в реестре). Достаточно только пройти несложную регистрацию на сайте. Удобной является и возможность через нотариуса проводить не только регистрацию недвижимости, относительно которой проводились нотариальные действия, но и все другие регистрационные операции. Кроме того, подать документы можно и через центры предоставления административных услуг.
Также полезным нововведением является возможность подавать жалобу на действия регистраторов не только в суд, но и в Министерство юстиции Украины и его территориальные органы. Но, как Вы подтвердите действия регистратора, которые хотите обжаловать, если они не выдают ни какого документа на подтверждение свои действий, совершенно не понятно?
Владельцам недвижимости теперь остается посоветовать периодически, при чем, как можно чаще проверять свои объекты собственности в реестре. При чем, ни в коем случае не выбрасывайте имеющиеся у Вас в настоящее время оригиналы свидетельств о праве собственности на недвижимость, извлечения из реестра, государственные акты о праве собственности на земельные участки, на которых есть «мокрые» печати. А если Вы проводите какие-то новые действия со своей недвижимостью, при которых у Вас эти оригиналы документов должны забрать для приобщения к соответствующим делам, обязательно сделайте себе копию. В идеале – нотариально удостоверенную.
________________________________________________
Публикация – январь 2016 года