АДВОКАТСЬКЕ бюро
Кучерявого Олега Петровича

повний комплекс юридичних послуг, захист інтересів громадян і юридичних осіб

Тра

19

Новый порядок обжалования актов, действий и бездействия высших органов государственной власти и управления

Автор: Advocat

Верховная Рада Украины, стремясь несколько поправить законодательно установленный порядок обжалования по делам административного судопроизводства, довольно существенно изменила некоторые положения Кодекса административного судопроизводства Украины (КАСУ) и внесла дополнения и изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), а также в Закон “О Высшем Совете юстиции”. Вероятно законодатели посчитали, что существовавшие до этого времени положения закона (прежде всего – КАСУ), предоставляли гражданам слишком много прав и возможностей на обжалование актов, действий и бездеятельности высших органов государственной власти и управления.

Вследствие принятия Закона от 13.05.2010 № 2181-VI, который называется: “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно недопущения злоупотреблений правом на обжалование”, основные изменения постигли КАСУ.

В частности, в статье 18 часть вторую после слов “должностное или служебное лицо” дополнено словами “кроме случаев, предусмотренных этим Кодексом, и”. Это означает, что теперь окружным административным судам подсудны административные дела, в которых одной со сторон является орган государственной власти, другой государственный орган, орган власти Автономной Республики Крым, их должностное или служебное лицо, кроме случаев, предусмотренных этим Кодексом, и кроме дел по поводу их решений, действий или бездеятельности в делах об административных правонарушениях и дел, которые подсудны местным общим судам как административным судам.

Часть четвертую ст. 18 КАСУ изложено в такой редакции: “Высшему административному суду Украины как суду первой инстанции подсудны дела относительно установления Центральной избирательной комиссией результатов выборов или всеукраинского референдума, а также дела относительно обжалования актов, действий или бездеятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Высшего совета юстиции“. Т.е., теперь подавать жалобу на акты, действия и бездеятельность Верховной Рады, Президента Украины, Высшего совета юстиции можно исключительно в Высший административный суд. Это не очень хорошо, поскольку существенно ограничивает реальные возможности обжалования. Хотя, следует отметить, что вероятно большинству граждан такая постановка вопроса может даже понравиться, поскольку нашим гражданам очень нравится жаловаться сразу “на самый верх”, хотя это, как правило, только затягивает решение вопроса по сути. Однако, нравится, хочется – и все тут…

В статье 19 КАСУ часть вторую дополнено словами “кроме дел по поводу обжалования актов индивидуального действия, а также действий или бездеятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Высшего совета юстиции, касающихся интересов конкретного лица”. Т.е., теперь, административные дела по поводу обжалования правовых актов индивидуального действия, а также действий или бездеятельности субъектов властных полномочий, касающихся интересов конкретного лица, решаются административными судами по месту проживания (пребывания, нахождения) истца, кроме дел по поводу обжалования актов индивидуального действия, а также действий или бездеятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Высшего совета юстиции, касающихся интересов конкретного лица.

На практике, теперь уже не будет возможности обжаловать в Окружной административный суд указы Президента, в том числе такие, как например, о присвоении Шухевичу и Бандере званий Героев Украины.

Часть третью статьи 19 КАСУ изложено в такой редакции: “Административные дела по поводу обжалования нормативно-правовых актов Кабинета Министров Украины, министерства или другого центрального органа исполнительной власти, Национального банка Украины или другого субъекта властных полномочий, полномочия которого распространяются на всю территорию Украины, кроме случаев, предусмотренных этим Кодексом, административные дела, ответчиком в которых является заграничное дипломатическое или консульское представительство Украины, его должностное или служебное лицо, а также административные дела об аннулировании регистрационного свидетельства политической партии, о запрете (принудительный роспуск, ликвидацию) политической партии решаются окружным административным судом, территориальная юрисдикция которого распространяется на город Киев”. Т.е., если хотите обжаловать акт всеукраинского действия, пожаловаться на министерство или посольство, то дома Вам уже это не удастся – езжайте в Киев. Да и действительно, когда там государственным служащим кататься по Украине из-за всяческих обжалований? Пусть истцы самые катаются, свидетелей и представителей своих возят, деньги тратят. Может быть, поездят – и надоест… А фактически, из КАСУ, можно считать, убрано последнее, что при его принятии декларировалось – как законодательные нормы, направленные на защиту интересов народа перед органами государственной власти и управления. Теперь это Кодекс сугубо для обслуживания интересов власти и приближенных к ней лиц, хотя в реальности он и раньше служил прежде всего этим интересам.

Из части первой статьи 24 КАСУ исключены слова “Президента Украины”. Это – тоже самое: акты, действия и бездеятельность Президента нельзя обжаловать в окружном админсуде.

Часть пятую статьи 117 изложено в такой редакции: “Не допускается обеспечение иска путем: 1) приостановления актов Верховной Рады Украины, Президента Украины, Высшего совета юстиции и установления для них запрета совершать определенные действия; 2) приостановления решений Национального банка Украины относительно назначения и осуществления временной администрации или ликвидации банка, запрета проведения определенных действий временному администратору, ликвидатору банка или Национальному банку Украины при осуществлении временной администрации или ликвидации банка”. Т.е., не допускаются ни какие из возможных в таких случаях видов обеспечения иска. Хотя, это частично оправданно, поскольку такими “обеспечениями” можно парализовать любую деятельность органов государственной власти.

Статью 171 КАСУ об особенностях производства по делам, относительно обжалования нормативно-правовых актов органов исполнительной власти, Верховной Рады Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления и других субъектов властных полномочия также изложено в новой редакции. Заметим, что это была одна из самых интересных и действенных статей КАСУ. Не будем цитировать всю ее новую редакцию, а обратим внимание на разницу между старой и новой редакцией, тем более, что она опять же касается исключительно обжалования законности постановлений Верховной Рады Украины, указов и распоряжений Президента Украины. В частности, теперь, в отличие от предыдущей редакции, правила, установленные этой очень важной статьей не распространяются на рассмотрение административных дел относительно законности подобных актов.

При этом, кодекс дополнен статьей 171-1 об особенностях производства по делам относительно обжалования актов, действий или бездеятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Высшего совета юстиции. Правила этой статьи распространяются на рассмотрение административных дел относительно: законности (кроме конституционности) постановлений Верховной Рады Украины, указов и распоряжений Президента Украины; актов Высшего совета юстиции; действий или бездеятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Высшего совета юстиции. Такие акты, действия и бездеятельность обжалуются в Высший административный суд Украины (ВАСУ). Для этого в ВАСУ создается отдельная палата (которую будет легче контролировать).

В случае открытия производства в административном деле относительно обжалования нормативно-правового акта Верховной Рады Украины, Президента Украины, ВАСУ обязывает ответчика опубликовать об этом объявление. Объявления публикуются с соблюдением требований, установленных частями третьей – пятой статьи 171 этого Кодекса. Если объявление опубликовано своевременно, считается, что все заинтересованные лица надлежащим образом оповещены о судебном рассмотрении дела. Административное дело относительно обжалования актов, действий или бездеятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Высшего совета юстиции рассматривается коллегией судей в составе не менее пяти судей в течение разумного срока, но не позднее одного месяца после открытия производства в деле. В исключительных случаях, с учетом особенностей рассмотрения дела, суд постановлением может продолжить срок рассмотрения дела, но не более чем на один месяц.

ВАСУ по результатам рассмотрения дела может: признать акт Верховной Рады, Президента Украины, Высшего совета юстиции незаконным полностью или в отдельной его части; признать действия или бездеятельность Верховной Рады, Президента Украины, Высшего совета юстиции противоправными, обязать Верховную Раду, Президента Украины, Высший совет юстиции совершить определенные действия. В случае признания незаконным и недействующим нормативно-правового акта, резолютивная часть постановления суда безотлагательно публикуется ответчиком в издании, в котором его было официально опубликовано, после обретения постановлением законной силы. Решение ВАСУ относительно обжалования актов, действий или бездеятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Высшего совета юстиции является окончательным и не подлежит пересмотру в апелляционном или кассационном порядке, что явно является нарушением прав человека и повлечет для Украины проблемы в случаях обжалования отказов в апелляционном рассмотрении в Европейский суд по правам человека.

Изменения Закона Украины “О Высшем совете юстиции”, будут отдельной темой.



коментарі 4

  1. metamoving :

    Ох и тяжело с ними бороться..

  2. admin :

    Да, уж… нелегко!

  3. Валентна :

    Сами же выбрали такую всласть…бачили очі що купували – ….

  4. Евгений :

    Это заказные судилища, а не суды ! И ничего Вы не сделаете!
    Все дебилы заняли посты председателей админ. судов начиная от окружных, особенно в столице.Вся вертикаль куплена на корню. Осталось еще купить адвокатов и можно Украину назвать незалежной ТЮРЬМОЙ и красной зоной с ее справедливыми решениями.
    Я не предлагаю рецептов, но правильно делает Юлька обращаясь в Европейские правозащитные организации и американские суды !

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *