Гру
29
Отмена госактов на землю
В правоотношениях, связанных с правом собственности на землю довольно часто возникают вопросы, касающиеся признания недействительными и отмены государственных актов о праве собственности на землю. Иногда это связано с проблемой определения законности выдачи такого акта, а в некоторых случаях связанно с теми или иными существенными ошибками, возникающими при изготовлении таких актов и определении границ земельных участков в этих актах и в технической документации для изготовления государственных актов.
При этом, в одних случаях инициаторами отмены государственного акта являются органы власти или иные посторонние заинтересованные лица, а в отдельных случаях такими инициаторами выступают и сами владельцы земельных участков.
Следует отметить, что в судебной практике довольно часто встречаются решения судов с выводом о том, что государственные акты о праве собственности на землю не могут быть отменены. Это связано с недостаточной прописанностью этого вопроса в законодательстве, но безусловно, это неправильная правовая позиция, поскольку выдача государственного акта является сделкой (правочином), а любую сделку можно обжаловать и отменить.
Государственные акты на право собственности на земельные участки являются документами, заверяющими право собственности и выдаются на основании соответствующих решений органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий. В спорах, связанных с правом собственности на земельные участки, недействительными могут признаваться как указанные решения, на основании которых выдано соответствующие государственные акты, так и сами акты на право собственности на земельные участки. Вдобавок, выдача государственного акта на право собственности на земельный участок без определенных законом (ч. 1 ст. 116 Земельного кодекса Украины (ЗК)) оснований является неправомерным, а государственный акт, выданный с нарушениями требований статей 116, 118 ЗК Украины, – недействительным.
Наконец, это подтверждено решениями Верховного Суда Украины, принятыми по результатам рассмотрения заявлений о пересмотре судебных решений по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 237 КАСС Украины. А именно, постановлением Судебной палаты по гражданским делам Верховного Суда Украины от 6.02.2013 г. в деле № 6-169цс12, в котором Верховный Суд сослался на норму статьи 155 Земельного кодекса Украины (ЗК), согласно которой, в случае издания органом исполнительной власти или органом местного самоуправления акта, которым нарушаются права лица касательно владения, пользования или распоряжения принадлежащим ему земельным участком, такой акт признается недействительным.
Но, каким образом можно отменить государственный акт о праве собственности на землю?
Если исходить из того, что решение о выдаче государственного акта на земельный участок связано с изданием распоряжения главы местной государственной администрации об утверждении технической документации о составлении проекта землеустройства организации территории по передаче земельных участков или частей (паев) в собственность, следует обратить внимание на то, что согласно части 3 статье 43 Закона Украины от 9.04.1999 г. № 586-XIV «О местных государственных администрациях», распоряжение главы государственной администрации, противоречащее Конституции Украины, законам Украины, решениям Конституционного Суда Украины, другим актам законодательства, или же являющиеся нецелесообразными, неэкономичными, неэффективными по ожидаемым или фактическим результатам, отменяются Президентом Украины, главой местной государственной администрации высшего уровня или в судебном порядке. Право отменять распоряжения глав районных государственных администраций (РГА), противоречащие Конституции и законам Украины, решениям Конституционного Суда Украины, актам Президента Украины, КМУ, предоставлено главам областных государственных администраций (ст. 33 указанного Закона).
В то самое время, распоряжение главы РГА, на основании которого выдан государственный акт на право собственности на земельный участок, является ненормативным правовым актом одноразового применения, которое исчерпало свое действие фактом его выполнения, а потому оно не может быть в дальнейшем упраздненное должностным лицом, которое его приняло, то есть – самим главой РДА (постановление Верховного Суда Украины от 5 марта 2012 г. в деле № 21-423а11).
Таким образом, для решения вопросов, связанных с отменой распоряжения главы РГА об утверждении технической документации с составление проекта землеустройства организации территории по передаче земельных участков или долей (паев) в собственность можно обращаться к главе областной госадминистрации (ОГА). После отмены можно пробовать решить вопрос переоформления государственного акта во внесудебном порядке.
Понятно, что вряд ли глава ОГА отменит такое распоряжение главы РГА, если за такой отменой обращается не сам владелец земельного участка. Наверняка, в таких случаях ответ может быть одна: Вы имеете право обратиться в суд. А скорее всего, такой же ответ получит и владелец земельного участка.
И действительно, судам подведомственны (подсудны) дела по заявлениям, в частности, по поводу владения, пользования, распоряжения земельными участками, находящимися в собственности граждан или юридических лиц, и признание недействительными государственных актов на право собственности и право постоянного пользования земельными участками.
А тем, кто считает необходимым обратиться в суд с иском о признании недействительными государственных актов иных лиц, следует обратить внимание на выводы постановления Судебной палаты по гражданским делам Верховного Суда Украины от 19.06.2013 г. в деле № 6-57цс13, согласно которому ссылка на то, что перечень оснований прекращения права собственности на земельный участок содержится в ст. 140 ЗК и что он является исчерпывающим, не может быть признана основанием для пересмотра судебного решения, поскольку указанной нормой такой перечень установлен для случаев, когда право собственности приобретено в предусмотренном законом порядке.
Т.е., если кто-то приобрел земельный участок не в предусмотренном законом порядке, например – на основании незаконного распоряжения органа местного самоуправления, его право собственности на этот земельный участок может быть прекращено даже в том случае, когда имеющееся основания для такого прекращения не определены в ст. 140 ЗК.
______________________________________________
Публикация – декабрь 2013 г.
Щиро дякую за таке роз’яснення, оскільки маю разом із сусідами таку проблему. Міською радою видані держакти на землю на самозахоплені прибережні смуги із струмком 15 жителям в центрі міста для ведення особистого селянського гсподарства, а за генпланом ці землі відносяться до житлової та госпбудови. В результаті самозахвату люди загородили нам 10 сім’ям доступ до природного русла, перенесли штучно русло струмка біля наших господарських забудов , а в природному викопали ставки. При дощах штучне русло наші земділянки підтоплює. Міська рада не реагує на наші звернення та приписи екоінспекції та сільгоспінспекції, надала ці земділянки їм у приватну власність (не погоджуючи з нами межі) . Прокуратура відповіла, що немає повноважень подавати у суд про повернення фактично земель водного фонду у держвласність, адвокат чомусь сказав, що ми особисто неможемо звертатися в суд в користь держави. Дякую.
Алла, Ви можете звертатися в суд в своїх інтересах, які цими діями теж порушуються. Крім того, Ви можете звернутися до суду через громадську організацію відповідної направленості.