АДВОКАТСЬКЕ бюро
Кучерявого Олега Петровича

повний комплекс юридичних послуг, захист інтересів громадян і юридичних осіб

Тра

4

Подсудность жилищных споров

Автор: Advocat

777777В практике судебных1 ukr_mova разбирательств споров по защите нарушенных, непризнанных или оспариваемых интересов, возникающих из жилищных правоотношений, достаточно часто возникают проблемы с определением юрисдикции в тех случаях, когда стороной спора (как правило – ответчиком) является субъект властных полномочий. Возникает вопрос: то ли спор должны рассматривать суды общей юрисдикции по правилам гражданского процессуального судопроизводства, то  ли административные суды по правилам Кодекса административного судопроизводства Украины (КАС)?

При этом, не редко бывает, что стороны судебного спора проходят первую и апелляционную инстанции, которые рассматривали дело, к примеру, по правилам гражданского процессуального судопроизводства и только в кассационной инстанции узнают, что они обратились в суд не правильно, в связи с чем производство по делу просто закрывается и истец вынужден обращаться в административный суд первой инстанции для рассмотрения спора с самого начала.  Или наоборот – рассматривали по правилам КАС, а кассационная инстанция решает, что следует – по правилам Гражданского процессуального кодекса Украины (ГПК).

По общему правилу, которое определено в частях 1 и 3 статьи 15 ГПК суды рассматривают в порядке гражданского судопроизводства дела о защите нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав, свобод или интересов, возникающих из гражданского, жилищного, земельного, семейного, трудового и других правоотношений, кроме случаев, когда рассмотрение таких дел осуществляется по правилам другого судопроизводства.

В то же время, по положениям пункта 1 части 2 статьи 17 КАС Украины, споры, в которых управленческие действия субъекта властных полномочий, связаны с реализацией жилых прав физических лиц (относительно учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, надзора и контроля за обеспечением реализации права граждан Украины на жилье, соблюдения правил пользования помещениями жилых домов и общежитий и т.п.), урегулированные нормативно определенной процедурой, являются публично-правовыми и рассматриваются по правилам административного судопроизводства.

По смыслу части 1 статьи 3 Жилищного кодекса Украинской ССР (ЖК) жилищные отношения регулируются, в основном, этим Кодексом, а согласно с частью 1 статьи 15 ГПК, как уже отмечалось, дела о защите нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав, свобод или интересов, возникающих из жилищных отношений рассматриваются судами в порядке гражданского судопроизводства, в частности тогда, когда исковые требования касаются сферы жилищных правоотношения и непосредственно регулируется нормами ЖК.

К сожалению, следует констатировать, что все разъяснения по этому поводу не дают полной ясности, размежевание юрисдикции жилищных споров при участии субъектов властных полномочий до сих пор остается довольно малопонятным и доставит еще много хлопот заинтересованным лицам. Эти хлопоты возможно было бы устранить усовершенствованием норм, определяющих юрисдикцию судов, или унификации процессуального законодательства до единого процессуального кодекса. Но законодателям сейчас не до этого…

**********************

Подготовлено с учетом Постановления Пленума Высшего административного суда Украины  от 20.05.2013 г. № 8 «Об отдельных вопросах юрисдикции административных судов», дела № 21-530а14 Верховного Суда Украины, Постановления ВАСУ от 12.04.2016 г. в деле № К/800/44296/14.

_______________________________________________

Публикация – май 2016 года

 

Зацікавила публікація?
  • Одержуйте нові публікації по RSS або E-mail.


Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *