Тра
29
Реестр досудебных расследований
На сайт поступает много вопросов, тем или другим образом, связанных с использованием правоохранительными органами Единого реестра досудебных расследований, созданного в соответствии с требованиям нового уголовного процессуального кодекса. Непосредственно создание этого реестра осуществлено по приказу Генерального прокурора Украины от 17 августа 2012 года N 69 «О Едином реестре досудебных расследований». Данным приказом также утверждено Положения о порядке ведения Единого реестра досудебных расследований (далее – Реестр).
Согласно этому Положению, Реестр – это созданная с помощью автоматизированной системы электронная база данных, согласно которой осуществляется сбор, хранение, защита, учет, поиск, обобщение данных, указанных в пункте 2.1 этого Положения, которые используются для формирования отчетности, а также предоставление информации о сведениях, внесенных в Реестр.
Реестр создан и ведется с целью обеспечения:
- единого учета уголовных правонарушений и принятых в период досудебного расследования решений, лиц, которые их совершили, и результатов судебного производства;
- оперативного контроля за соблюдением законов во время производства досудебного расследования;
- анализа состояния и структуры уголовных правонарушений, совершенных в государстве.
- Держателем Реестра является Генеральная прокуратура Украины (далее – ГПУ).
- ГПУ, как держатель, осуществляет:
- разработку средств организационного, методологического и программно-технического ведения Реестра;
- исполнение функций администратора электронной базы данных (накопление, их хранение, защиту, контроль права доступа и т.п.);
- организацию взаимодействия с базами данных Министерства внутренних дел Украины и Государственной судебной администрации Украины;
- разработку нормативных документов относительно создания, ведения и пользования данными Реестра.
- Регистраторами Реестра (далее – Регистратор) являются:
- прокуроры;
- следователи – органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности, органов, которые осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства, и органов государственного бюро расследований (с момента создания).
Пользователями Реестра (далее – Пользователь) являются руководители прокуратур и органов досудебного расследования, прокуроры, следователи и другие уполномоченные лица органов внутренних дел, безопасности, органов, осуществляющие контроль за соблюдением налогового законодательства, и Государственного бюро расследований, исполняющие функции по информационно-аналитическому обеспечению правоохранительных органов и ведению специальных учетов (оперативных, оперативно-учетных, дактилоскопических и т.п.) согласно действующему законодательству.
Согласно уже указанному пункту 2.1 Положения, в Реестр вносятся сведения о:
- времени и дате поступления заявления, сообщения о уголовном правонарушении или выявления из другого источника обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного правонарушения;
- фамилия, имя, отчество (наименование) потерпевшего или заявителя;
- другом источнике, из которого выявлены обстоятельства, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного правонарушения;
- краткое изложение обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного правонарушения, указанные потерпевшим, заявителем или выявленные из иного источника;
- предварительной правовой квалификации уголовного правонарушения с указанием статьи (части статьи) закона Украины об уголовной ответственности;
- передаче материалов и сведений иному органу досудебного расследования или по месту производства досудебного расследования (ч. 5 ст. 36, ч. 7 ст. 214, ст. 216, ст. 218 УПК Украины);
- фамилия, имя, отчество и должность следователя, прокурора, который внес сведения в Реестр и/или начал досудебное расследование;
- дате задержания лица;
- избрании, изменении и отмене меры пресечения (ст. ст. 178, 200, 202 УПК);
- времени и дате уведомления о подозрении, сведениях о лице, которое уведомило о подозрении, о правовой квалификации уголовного правонарушения, в совершении которого подозревается лицо, с указанием статьи (части статьи) закона Украины об уголовной ответственности;
- приостановлении и возобновлении досудебного расследования;
- объявлении розыска подозреваемого;
- объединении и выделении досудебных расследований;
- продлении сроков досудебного расследования и содержания под стражей;
- установленном, возмещенном материальном ущербе, суммах предъявленных исков в уголовном производстве, стоимости арестованного имущества;
- окончании досудебного расследования.
Согласно п. 2.2. Положения, в Реестр вносятся также иные сведения, предусмотренные первичными учетными документами, и результаты судебного производства.
Внесение сведений осуществляется путем занесения регистратором информации в Реестр и выбора данных в справочниках для заполнения документов первичного учета о:
- уголовном правонарушении;
- последствия досудебного расследования уголовного правонарушения;
- причиненном ущербе, результатах их возмещения и изъятия предметов преступной деятельности;
- лицо, совершившее уголовное правонарушение и подозреваемое в их совершении;
- движение уголовного производства.
После внесения сведений в Реестр регистратором проводится наложение электронной цифровой подписи. Использование электронной подписи осуществляется согласно Закону Украины “Об электронной цифровой подписи”.
Учет уголовных правонарушений, лиц, которые их совершили, проводится по территориальному принципу его совершения (юрисдикцией места совершения уголовного правонарушения) или по определению прокурора соответствующего уровня согласно требованиям ст. 218 УПК.
Порядок передачи, учета и использования данных о результатах судебного производства регулируется совместным приказом Генеральной прокуратуры Украины и Государственной судебной администрации Украины, с учетом требований законодательства о доступе к судебным решениям.
Внесение сведений в Реестр осуществляется с соблюдением таких сроков (о):
- заявлении, сообщении о совершенных уголовных правонарушениях – в срок, определенный ч. 1 ст. 214 УПК;
- дате составления уведомления о подозрении, дате и времени вручения уведомления о подозрении, изменении ранее уведомленного подозрения – безотлагательно;
- передаче материалов и сведений (ч. 5 ст. 36, ч. 7 ст. 214, ст. 216, ч. 4 ст. 218 УПК, приостановлении и возобновлении досудебного расследования (ч. 4 ст. 280, ч. 2 ст. 281, ч. 3 ст. 282 УПК), объединении, выделении материалов досудебного расследования (ст. 217 УПК), истечении досудебного расследования (ч. 3 ст. 283 УПК) – на протяжении 24 часов с момента принятия процессуальных решений;
- продлении сроков расследования (ст. ст. 219, 294, 296 УПК) – в течение 24 часов с момента удовлетворения прокурором ходатайства по этим вопросам;
- объявлении розыска (ст. 281 УПК) – в течение 24 часов с момента вынесения прокурором или следователем соответствующего постановления;
- принятых мерах обеспечения уголовного производства (ст. 131 УПК), открытия материалов досудебного расследования другой стороне (ст. 290 УПК) – в течение 24 часов с момента совершения процессуального действия;
- возвращении судом уголовного производства, обвинительного акта, ходатайстве об освобождении от уголовной ответственности, ходатайстве о применении мер принуждения воспитательного или медицинского характера в порядке ч. 3 ст. 314, ч. 4 ст. 288, ч. 2 ст. 407 УПК – вдоль 24 часов с момента поступления из суда материалов прокурору;
- иные сведения, предусмотренные первичными учетными документами, – вдоль 24 часов с момента принятия процессуального решения.
Сведения из Реестра предоставляются в виде извлечения в порядке, установленном Криминальным процессуальным кодексом Украины.
В извлечение из Реестра включается информация о:
- номере уголовного производства;
- дате поступления заявления, сообщения и дате внесения сведений о заявлении, сообщения о совершенном уголовном правонарушении в Реестр, правовой квалификации уголовного правонарушения;
- фамилии, имени, отчестве потерпевшего, заявителя (наименовании юридического лица и идентификационном коде ЕГРПОУ);
- краткое изложение обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного правонарушения;
- фамилии, имени, отчестве и дате рождения лица, которому уведомлено о подозрении;
- органе досудебного расследования;
- фамилии, имени, отчестве следователя, который осуществляет досудове расследование или прокуроре, который осуществляет процессуальное руководство.
Регистраторы самостоятельно формируют (получают) извлечение из Реестра в пределах внесенной в уголовное производстве информации и заверяют его своей подписью.
ГПУ получает извлечение из Реестра в пределах всей внесенной в Реестр информации, согласно требованиям действующего законодательства.
Доступ к сведениям относительно уголовных правонарушений о взяточничестве, которые внесены в Реестр, открывается с момента выдвижения подозрения лицу. Исключением из этого правила являются следователь и прокурор, осуществляющие процессуальное руководство, руководитель следственного подразделения и руководитель прокуратуры, которые соответственно осуществляют досудебное расследование и осуществляют контроль и надзор в этом уголовном производстве.
Номер уголовного производства состоит из таких реквизитов: код органа, который начал досудебное расследование, год, код ведомства и территориального органа, номер уголовного производства. Реквизиты номера уголовного производства сохраняются на всех стадиях досудебного расследования.
В случае указания в заявлении, сообщении о нескольких совершенных уголовных правонарушениях, или которые были выявлены непосредственно прокурором, следователем или работником иного подразделения, независимо от времени их совершения, установления лиц, совершивших уголовные правонарушения, сведения о них вносятся в Реестр по каждому правонарушению отдельно.
При установлении факта ведения уголовного производства по аналогичному заявлению (дубликатом), сообщения о уголовном правонарушении следователь приобщает материалы к ранее учтенному уголовному производству без дальнейшего учета его в отчетности. Этот порядок распространяется на случаи получения из разных источников заявлений, сообщений о совершении одного и того самого уголовного правонарушения.
Кроме этого, в Реестр вносятся сведения о уголовном правонарушении в случаях:
- ведении уголовного производства относительно гражданина Украины, которое поступило в установленном законом порядке из иностранного государства для производства досудебного расследования, если сведения об этом уголовном правонарушении раньше не было внесено в Реестр;
- выделении досудебного расследования в отдельное производство.
Если уголовные правонарушения совершены группой лиц (всеми ее членами), то при выделении из уголовного производства материалов относительно лица сведения о правонарушении в Реестр вторично не вносятся, а учитывается только уголовное производство;
Внесение сведений в Реестр о физических и юридических лицах, которые пострадали от уголовных правонарушений, происходит на основании заявления о совершении относительно них уголовного правонарушения или привлечении их к производству, как потерпевших (ст. 55 УПК). Исключением из этого правила являются наличие пострадавших лиц, которые не установлены, или без вести пропали, ребенка (несовершеннолетнего или малолетнего), а также лица, погибшего вследствие преступных действий.
Учет лиц, которым уведомлено о подозрении в совершении уголовного правонарушения, осуществляется прокурором или следователем, путем внесения сведений в Реестр после:
- составления уведомления о подозрении (ст. 277 УПК);
- вручения (дата и время) уведомления о подозрении (ст. 278 УПК Украины).
Сведения о лице, которое подозревается в совершении уголовного правонарушения и относительно которого при производстве досудебного расследования принято решение, предусмотренное частями 2-4, 6 ч. 1 ст. 284 УПК, исключаются из числа лиц, совершивших уголовное правонарушение.
Правовая квалификация уголовного правонарушения с указанием статьи (части статьи) закона Украины об уголовной ответственности вносится в Реестр с учетом всех правонарушений, в совершении которых подозревается лицо.
Сведения о лице, совершившем уголовное правонарушение, вносятся в Реестр в случаях, когда относительно него принимается одно из таких решений о:
- а) обращении в суд с обвинительным актом (п. 3 ч. 2 ст. 283, ст. 291 УПК), с ходатайством об освобождении лица от уголовной ответственности (ст. 44-49 КК Украины), с ходатайством о применении принудительных мер медицинского или воспитательного характера (ст. 292 УПК);
- б) закрытии уголовного производства, когда умер подозреваемый, обвиняемый, кроме случаев, когда производство необходимо для реабилитации умершего (п. 1 ч. 2 ст. 283, п. 5 ч. 1 ст. 284 УПК);
Право доступа к сведениям, внесенным в Реестр, имеют:
- ГПУ – в полном объеме с учетом полномочий, которыми наделены прокуроры и руководители подразделений Генеральной прокуратуры Украины;
- прокуроры и руководители прокуратур Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, специализированных (на правах областных), городских, городских с районным делением, районных, межрайонных и приравненных к ним прокуратур – в пределах уголовных правонарушений, относительно которых следователями прокуратуры и следователями поднадзорных им органов производится досудебное расследование;
- следователи и руководители органов досудебного расследования – органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности, органов, осуществляющие контроль за соблюдением налогового законодательства, и органов государственного бюро расследований (с момента создания) – в пределах уголовных правонарушений, относительно которых этими органами производится досудебное расследование и осуществляется контроль за соблюдением требований уголовного процессуального законодательства;
- пользователи – в пределах предоставленных администратором прав доступа для получения информации о начатых досудебных расследованиях и принятых во время досудебного расследования решениях, обеспечении ведения специальных учетов, анализа результатов деятельности правоохранительных органов.
Прокуроры, руководители органов досудебного расследования всех уровней несут ответственность по ведомствам за обеспечение своевременного, полного и достоверного внесения информации в Реестр. Прокуроры, осуществляющие надзор за соблюдением законов во время производства досудебного расследования в форме процессуального руководства, перед внесением в Реестр, согласно ч. 3 ст. 283 УПК данных о результатах досудебного расследования, лично проверяют правильность и полноту сведений о уголовном правонарушении, лицах, которые их совершили, и движении уголовных производств. Прокуроры, наделенные полномочиями контроля и надзора за учетной дисциплиной, обеспечивают систематические проверки полноты, правильности и своевременности внесения сведений в Реестр.
В случае установления фактов несоответствия внесенной в Реестр информации материалам уголовного производства принимаются меры к устранению выявленных нарушений.
Регистраторы отвечают за объективность внесенных в Реестр сведений, согласно требованиям действующего законодательства о государственной статистике и информации.
Нарушение требований Положения, утеря, повреждение носителей информации с электронной цифровой подписью и незаконное вмешательство в работу Реестра влекут за собой ответственность, в соответствии с действующим законодательством.
____________________________________________________________
Публикация – май 2013 г.
Олег Петрович, информация по реестру очень интересна, спасибо! Однако все ссылки идут на уголовное право. А что касается административного и хозяйственного – положения по реестру те же или нет?
Спасибо
Очень все понятно написано. Спасибо за статью. Но один момент все равно непонятен. А именно, внесли в реестр заявление о преступлении в отношении конкретного лица с указанием ФИО . Ну а если не подтверждается заявление о преступлении (нет доказательств, кто то отомстил таким образом, предположения заявителя о лице ,который ….. и т.д.) . Что предусматривает в данном случае УПК 2012 ?Как в таком случае будут изъяты из реестра данные об этом ФЛ , которое оболгали или его данные будут внесены уже пожизненно ?
Виктор, честно говоря, не очень понятно – что Вы имеете в виду. Реестр досудебных расследований не имеет отношения к административному и хозяйственному праву. По этим правоотношениям вообще нет никаких реестров
Лариса, в реестре делается соответствующая отметка. Изымать данные нет необходимости. Если Вы имеете в виду получение кем-то сведений о таких событиях, то доступ к реестру для этого не предусмотрен. Реестр существует только для контроля хода досудебных расследований. А сведения о судимостях, привлечении к уголовной ответственности в старом порядке фиксируются в информационных центрах МВД и выдаются ими – как прежде.
Добрый день! Спасибо за статью. Вопрос- может ли подозреваемый или потерпевший получить выписку из Единогшо реестра в отношении себя?
Ирина, подозреваемому при направлении дела в суд выписка выдается. Потерпевший может снять копию из дела в суде.