АДВОКАТСЬКЕ бюро
Кучерявого Олега Петровича

повний комплекс юридичних послуг, захист інтересів громадян і юридичних осіб

Лип

1

Порядок получения разрешений на оперативно-розыскную деятельность и обыск

Автор: Advocat

В наше время, в отличие от советских времен, наверняка большая часть населения в самых общих чертах знает, что такое оперативно-розыскная деятельность (ОРД). В соответствии с Законом Украины “Об оперативно-розыскной деятельности”, ОРД – это система гласных и негласных поисковых, разведывательных и контрразведывательных мероприятий, которые осуществляются с применением оперативных и оперативно-технических средств (ОТС).

Задачей ОРД является поиск и фиксация фактических данных о противоправных действиях отдельных лиц и групп, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом Украины (УК), розведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и организаций, с целью прекращения правонарушений и в интересах криминального судопроизводства, а также получение информации в интересах безопасности граждан, общества и государства.

ОРД осуществляется оперативными подразделениями Министерства внутренних дел, Службы безопасности Украины, Государственной пограничной службы, Управления государственной охраны, оперативными подразделениями налоговой милиции, подразделениями органов и учреждений Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний, разведывательного органа Министерства обороны. Проведение оперативно-розыскной деятельности другими подразделениями указанных органов, подразделениями других министерств, ведомств, общественными, частными организациями и лицами запрещается.

Оперативным подразделениям для выполнения задач ОРД, в частности предоставляется право: опрашивать лиц с их согласия, проводить контрольную и оперативную закупку и поставку товаров, предметов и веществ, в том числе изъятых из оборота; знакомиться с документами и данными, которые характеризуют деятельность предприятий, учреждений и организаций; проводить операции по захвату преступников, прекращению преступлений, розведывательно-подрывной деятельности спецслужб иностранных государств, организаций и отдельных лиц.

Также оперативные подразделения в ходе ОРД имеют право посещать жилые и иные помещения с согласия их владельцев или жителей для выяснения обстоятельств совершенного или готовящегося преступления; негласно выявлять и фиксировать следы тяжкого или особо тяжкого преступления, документы и прочие предметы, которые могут быть доказательствами подготовки или совершения такого преступления; получать разведывательную информацию, в том числе путем проникновения оперативного работника у помещение, транспортные средства, на земельные участки; осуществлять проникновение в преступную группу негласного работника оперативного подразделения или лица, которое сотрудничает с последним; снимать информацию с каналов связи; контролировать телеграфно-почтовые отправления; осуществлять визуальное наблюдение в общественных местах с применением фото-, кино- и видеосъемки, других технических средств; иметь гласных и негласных штатных и внештатных работников; устанавливать конфиденциальное сотрудничество с лицами на началах добровольности; создавать с целью конспирации предприятия, организации, использовать документы, которые зашифровывают лицо или ведомственную принадлежность работников, помещений и транспортных средств оперативных подразделений.

Далеко не все из изложенных прав работники оперативных подразделений могут реализовывать по собственному усмотрению. Относительно большинства из них существует определенный порядок получения разрешений, в том числе для проведения некоторых из них необходимо разрешение суда. Это касается таких ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина:

Øнегласное проникновение в жилье или иное владение лица;

Øснятие информации с каналов связи;

Øконтроль за перепиской, телефонными разговорами, телеграфной и другой корреспонденцией;

Øприменение иных технических средств получения информации;

Øарест на корреспонденцию;

Øистребование документов и данных, характеризующих деятельность предприятий, учреждений, организаций, а также образ жизни отдельных лиц, подозреваемых в подготовке или совершении преступления, источник и размеры их доходов.

В связи с неоднозначным применением судами норм законодательства при даче оперативным подразделениям разрешений на проведение таких оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), а также обысков и принудительных выемок, Пленум Верховного Суда Украины, своим Постановлением от 28.03.2008 г. N 2, разъяснил судам некоторые вопросы применения судами Украины законодательства при даче разрешений на временное ограничение отдельных конституционных прав и свобод человека и гражданина во время осуществления ОРД, дознания и досудебного следствия.

Относительно снятия информации с каналов связи Пленум указал, что судам следует учитывать положение ст. 1 Закона Украины “О телекоммуникациях”, которой определены соответствующие сроки, употребляемые в указанном Законе. Такая информация может включать данные как о взаимосоединениях телекоммуникационных сетей, так и относительно содержания информации, которая была передана каналом связи. Под контролем за телефонными разговорами следует понимать не только их прослушивание и фиксирование, но и получение информации о телефонных разговорах, которые состоялись, об абонентах разговоров, о времени и продолжительности разговоров. Под иными техническими средствами получения информации следует понимать такие средства, которые дают возможность негласно фиксировать вне каналов связи разговоры, действия, обстановку.

Перечень видов корреспонденции, на которую может быть наложен арест, определенный ч. 2 ст. 187 УПК, не является исчерпывающим, поэтому судам необходимо также учитывать положение ст. 1 Закона “О почтовой связи”.

Относительно порядка получения разрешения на проведение ОРМ, Пленум отмечает, в частности, что представление руководителя оперативного подразделения или его заместителя о проведении соответствующих ОРМ во время проверки заявления или сообщения о преступлениях до возбуждения уголовного дела (ч. 5 ст. 97 УПК), представление следователя о проведении мероприятий, предусмотренных ч. 5 ст. 177, ч. 4 ст. 178, ст. 187-1, ч. 4 ст. 190 УПК, и представление органа дознания о проведении таких же мероприятий после возбуждения уголовного дела (ст. 104 УПК) должно быть согласовано с прокурором.

Согласование с прокурором представления руководителя оперативного подразделения или его заместителя о негласном проникновении в жилье или в иное владение лица, снятие информации с каналов связи, контроль за перепиской, телефонными разговорами, телеграфной и другой корреспонденцией, применение иных технических средств получения информации во всех прочих случаях закон не требует.

В случае поступления в производство суда представления, которое должно быть согласовано с прокурором, но с ним не согласовано, суд должен отказать в его рассмотрении, о чем выносится мотивированное постановление. Такой отказ не препятствует повторному обращению в суд по тому же вопросу после согласования представления с прокурором.

В представлении руководителя оперативного подразделения или его заместителя о негласном проникновении в жилье или в иное владение лица, о снятии информации с каналов связи, на осуществление контроля за перепиской, телефонными разговорами, телеграфной и другой корреспонденцией, на применение других технических средств получения информации должно отмечаться: кем и когда заведено оперативно-розыскное или контрразведывательное дело, его номер; лицо, относительно которого предлагается осуществить соответствующие мероприятия, с указанием всех возможных данных о нем; основания осуществления оперативно-розыскной и контрразведывательной деятельности, признаки преступления, которые указаны в постановлении о заведении дела и статьи (части статьи) УК.

В представлении должны содержаться ссылки на соответствующие положения законов Украины, которыми определены основания применения мероприятий, указана цель, для которой предлагается их осуществить, обоснование срока их применения и невозможности получить информацию другим способом, орган или лицо, которое будет осуществлять мероприятия. Должно быть указано, какие именно мероприятия предлагается осуществить, способ их осуществления, объект осуществления мероприятий по конкретным характеристикам (номер канала связи, его вид, адрес жилья или иного владения лица, мотивированные данные об их принадлежности лицу и данные о том, что лицо может пользоваться ими и т.п.).

Если ОРД осуществляется по поручению органа дознания, следователя, прокурора или суда, прочих, предусмотренных ч. 2 ст. 6 Закона Украины “Об оперативно-розыскной деятельности” лиц, органов или организаций, об этом должно быть указано в представлении со ссылкой на конкретный документ, его номер и дату, номер уголовного дела, относительно кого оно возбуждено, по каким статьям (частям статей) УК.

Суды не вправе давать разрешения на проведение ОРМ, которыми временно ограничиваются конституционные права и свободы человека и гражданина, если относительно лица не заведено оперативно-розыскное или контрразведывательное дело, или же нет данных, которые бы свидетельствовали, что получить информацию иным способом невозможно.

В представлении о проведении обыска, осмотра или выемки должны быть указаны адрес жилья или иного владения лица, где планируется провести эти действия, данные о том, что орудие преступления, вещи или ценности добыты преступным путем, а также другие предметы и документы, следы преступления и другие вещевые доказательства, которые могут иметь значения для дела, находятся в этом жилье или в ином владении лица.

При рассмотрении представления о временном ограничении конституционных прав и свобод человека и гражданина судья проверяет, отображены ли в нем все необходимые данные для его рассмотрения, подписано ли оно полномочным служебным лицом и (или) согласовано ли оно в определенных законом случаях с прокурором. Судья изучает материалы оперативно-розыскного, контрразведывательного или уголовного дела, при необходимости выслушивает субъекта внесения представления и выносит мотивированное постановление об удовлетворении представления или об отказе в таком удовлетворении. Объемы предоставления материалов дела определяются судьей. Невыполнение законных требований судьи может быть основанием для отказа в удовлетворении представления.

Пленум подчеркивает, что при рассмотрении представлений суды должны обращать особое внимание на сроки, в течение которых планируется ограничить права человека. В любом случае эти сроки не могут превышать сроки ведения конкретного оперативно-розыскного дела (ст. 9-1 Закона Украины “Об оперативно-розыскной деятельности”).

Рассмотрение представлений, внесенных в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 97 и ч. 3 ст. 187 УПК, ч. 2 ст. 8 Закона Украины “Об оперативно-розыскной деятельности”, ст. 15 Закона Украины “Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью”, ст. 7 Закона Украины “О контрразведывательной деятельности”, осуществляется судьей безотлагательно в режиме, который обеспечивает неразглашение данных, содержащихся в них и в соответствующих материалах дела.

Оригиналы и вторые экземпляры представления и постановления суда готовятся и сохраняются с соблюдением правил секретного делопроизводства, определенных в “Порядке организации и обеспечения режима секретности в органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях”, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 2 октября 2003 г. N 1561-12.

Ведение протокола судебного заседания законом не предусмотрено.

Представление следователя о проведении осмотра, обыска или выемки из жилья или иного владения лица, об аресте на корреспонденцию и ее осмотр, на снятие информации с каналов связи рассматривается судом исключительно по возбужденному уголовному делу, которое находится в его производстве, после внесения в суд такого представления, согласованного с прокурором, в порядке, предусмотренном статьями 177, 178, 187, 187-1, 190 УПК. Возбуждение уголовного дела по факту совершения преступления не является препятствием для рассмотрения указанных представлений.

Арест на корреспонденцию и снятие информации с каналов связи допускается только при наличии достаточных оснований полагать, что в письмах, телеграфной и иной корреспонденции подозреваемого или обвиняемого другим лицам или других лиц подозреваемому или обвиняемому, а также в информации, которой они обмениваются с помощью средств связи, содержатся данные о совершенном преступлении или о документах и предметах, которые имеют доказательное значение, и если другими способами получить эти данные невозможно.

Кроме того, согласно ч. 3 ст. 187 УПК до возбуждения уголовного дела может быть наложен арест на корреспонденцию и принято решения о снятии информации с каналов связи с целью предотвратить преступление.

Под жильем в значении, которое используется в статьях 177, 178 УПК, п. 7 ч. 1 ст. 8 Закона Украины “Об оперативно-розыскной деятельности”, следует понимать: личный дом со всеми помещениями, которые предназначены для постоянного или временного проживания в них, а также те помещения, которые хотя и не предназначены для постоянного или временного проживания в них, но являются составляющей дома; любое жилое помещение, независимо от формы собственности, относящееся к жилищному фонду и использующееся для постоянного или временного проживания (дом, квартира в доме любой формы собственности, отдельная комната в квартире и т.п.); любое другое помещение или постройка, которые не относятся к жилищному фонду, однако приспособлены для временного проживания (дача, садовый дом и т.п.). В соответствии с практикой Европейского суда по правам человека, понятия “жилье” в п. 1 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) охватывает не только жилье физических лиц. Оно может распространяться на офисные помещения, принадлежащие физическим лицам, а также офисы юридических лиц, их филиалов и прочие помещения. Как “иное владение” следует понимать такие объекты (естественного происхождения и искусственно созданные), которые по своим свойствам дают возможность туда проникнуть и сохранить или спрятать определенные предметы (вещи, ценности). Ими могут быть, в частности, земельный участок, сарай, гараж, другие хозяйственные здания и прочие здания бытового, производственного и другого назначения, камеры хранилища вокзала (аэропорта), индивидуальный банковский сейф, автомобиль и т.п..

При изучении оперативно-розыскного дела (контрразведывательного дела), подлежат исследованию судьей данные о фактическом использовании жилья или иного владения, канала связи или о принадлежности конкретному лицу, об уголовно-правовой квалификации преступления и т.п..

Суд не вправе решать вопрос о виновности лица в совершении преступления, давать оценку доказательствам с точки зрения их достоверности и достаточности для квалификации действий лица или решать другие вопросы, которые подлежат решению во время судебного разбирательства уголовного дела.

Постановление судьи о наложении ареста на корреспонденцию или на снятие информации с каналов связи должна быть мотивировано в соответствии с требованиями ст. 187 УПК. Начало срока действия разрешения, данного судом, исчисляется с момента подписания постановления судьей. В постановлении необходимо указать: орган, который обратился с представлением; содержание представления, при этом обязательно отмечается дата заведения оперативно-розыскного дела относительно лица (контрразведывательного дела); данные о лице; статья УК, которой предусмотрена уголовная ответственность за действие, совершенное лицом, или к которому оно готовится; название мероприятия, которое планируется осуществить с разрешения суда; номер канала связи; адрес жилья или иного владения лица, его принадлежность или задокументированные данные (в том числе оперативные) о фактическом использовании лицом жилья или иного владения, канала связи; основания предоставления разрешения, предусмотренные Конституцией Украины и законами (со ссылкой на них); точное название мероприятия, предусмотренное действующим законодательством, и только того, которое указано в представлении; лицо, относительно которого будет применяться мероприятие; срок применения и его обоснование; орган, который будет осуществлять оперативно-розыскные мероприятия. Постановление подписывается судьей, скрепляется гербовой печатью и оформляется по правилам тайного делопроизводства.

В постановлении о проведении обыска должно быть указано название и состав суда, который рассмотрел представление; данные о лице, которое внесло представление; сведения о лице, в жилье или в ином владении которого необходимо провести обыск; точный адрес жилья или иного владения; если это автомобиль, то необходимо указать марку автомобиля и государственный регистрационный номер; а также данные, на основании которых суд пришел к выводу о необходимости проведения обыска в жилье или в ином владении конкретного лица.

В постановлении о проведении принудительной выемки из жилья или иного владения лица должны быть указаны точные данные о предметах, которые подлежат изъятию, в частности их описание и характеристика. Если эти предметы имеют номера или прочие данные (например, технический паспорт), об этом суд также должен указать в постановлении. Кроме того, постановление должно содержать конкретный перечень предметов (вещей, документов), подлежащих изъятию. Не допускается при этом такая формулировка постановления, которая допускает ее расширенное толкование.

Постановление о наложении ареста на корреспонденцию и на снятие информации с каналов связи должны соответствовать требованиям, установленным частями 5 и 6 ст. 187 УПК.

Постановление судьи о производстве обыска и выемки обжалованию не подлежит. На постановление судьи об отказе в производстве этих действий прокурор может подать апелляцию в апелляционный суд, которая рассматривается в порядке, предусмотренном ст. 382 УПК. Согласно ст. 187 УПК постановление о наложении ареста на корреспонденцию или на снятие информации с каналов связи обжалованию не подлежит и на него не может быть внесено представление прокурора. Прокурор имеет право опротестовать постановление суда о разрешении или отказе на проведение ОРМ. Апелляционный суд при рассмотрении апелляции прокурора на постановление судьи местного суда об отказе в проведении обыска или выемки из жилья или другого владения лица не уполномочен выносить свое постановление о даче разрешения на проведение указанных следственных действий. При наличии оснований апелляционный суд, отменяя постановление местного суда, возвращает дело на новое судебное разбирательство.

______________________________________________________________

Публикация – июль 2010 г.

Зацікавила публікація?
  • Одержуйте нові публікації по RSS або E-mail.


коментарі 4

  1. admin :

    Алексей: в соответствии с нормами Семейного кодекса и Закона “Об исполнительном производстве”, с неработающего плательщика алиментов взыскиваются алименты в процентном размере, установленном судом – от суммы средней зарплаты по региону.
    Вопрос Ваш удален, поскольку размещен не по теме. На сайте есть целая рубрика по семейным вопросам, в том числе, несколько статей по алиментам.

  2. татьяна :

    Вопрос: какова процедура легализации материалов негласных мероприятий, их использование как доказательств в суде, если негласные мероприятия проводились по подозрению в совершении прест по ст 205 ук украины

  3. admin :

    татьяна, я не могу Вам здесь распечатать учебник по оперативно-розыскной деятельности. Методов масса, многие из них зависят даже от фантазии работника.

  4. admin :

    татьяна, я не могу Вам здесь распечатать учебник по оперативно-розыскной деятельности. Методов масса, многие из них зависят даже от фантазии оперработника.