АДВОКАТСЬКЕ бюро
Кучерявого Олега Петровича

повний комплекс юридичних послуг, захист інтересів громадян і юридичних осіб

Вер

7

И вновь – об индивидуальном отоплении…

Автор: Advocat

українською мовоюВ предыдущей публикации речь шла о поданном Кабинетом министров1331295236_06_r-garnizonu Украины в Верховную Раду законопроекте относительно ограничительных мер, касающихся перехода квартир на индивидуальное отопление и горячее водоснабжение. Как и было обещано, представляется комментарий к этому законопроекту, который, по моему мнению, является существенным и беспардонным нарушением прав граждан.

Едва ли кто-то сомневается, что этот законопроект подан исключительно в угоду владельцам теплоснабжающих предприятий: нынешним и тем, кто планирует стать таковыми в ходе будущей очередной волны «прихватизации» объектов коммунального хозяйства?

А всякие сказки об экологических рисках, о какой-то непонятной для подавляющего большинства населения диверсификации видов топлива, о повышении концентрации диоксида азота в приземном слое атмосферы (уверен, что никто ничего даже и не пытался измерять), и т.п., все это – очередная «пурга в глаза» народу, чтобы меньше выступал. Ну и, например, которые могут быть выбросы диоксида азота при электрическом отоплении или водоподогреве. Однако, законопроект предлагает запретить отсоединение в любом случае, при чем, не только от отопления, но и от централизованного горячего водоснабжения. Единственное, что на самом деле соответствует действительности, то это то, что при массовом отключении несколько разбалансируются системы централизованного отопления. Но именно власть и ее подручные на протяжении последних 23-х лет разбалансировали это самое централизованное отопление и не очень этим проникались, что и привело к массовому спросу на индивидуальное отопление и горячее водоснабжение.

Да и, по большому счету, которая разница конкретному потребителю – разбалансируется оно, или нет? Потребителю нужно, чтобы отопление было качественным и доступным. А качественное и доступное оно в нашей стране большей частью только для представителей власти, для владельцев и руководителей тех же теплоснабжающих организаций, и «иже с ними», которые давно уже сделали себе индивидуальное отопление, или живут в собственных домах с индивидуальным отоплением, или в квартирах «элитных новостроек» с отдельным отоплением. В то же время, централизованное отопление для них – только способ заработка денег на «быдле», которым они, судя по содержанию законопроекта, считают большинство украинского народа.

Как указано в законопроекте, предлагается запретить самовольное отключение потребителей от централизованных теплосетей и централизованных систем горячего водоснабжения, и при этом давать такие разрешения исключительно в том случае, если это предусмотрено схемой теплоснабжения населенного пункта, с указанием зон, в которых должны применяться централизованная или индивидуальная системы отопления. Эту схему должны утверждать органы местного самоуправления, но если документ не утвержден, то по умолчанию используется только централизованное теплоснабжение, если иное не заложено в проекте дома (т.е. – той самой «новостройки»).

Что это означает? А это явным образом означает, что людям полностью отсекают дальнейший переход на индивидуальное отопление квартир и, даже, не планируют разрешать потребителям самостоятельно отключаться от централизованного отопления, по меньшей мере, в тех населенных пунктах, где оно еще есть. И именно для этого внесено в законопроект это положение о схемах теплоснабжения, поскольку местные власти населенных пунктов в подавляющем большинстве совершенно не заинтересованы в отключениях потребителей от «централки» и в переходах на «индивидуалку». Соответственно, они будут всяческими путями затягивать с разработкой и утверждением таких схем. Скорее всего, они просто их не будут составлять, а там, где они уже есть – изменять.

И даже там, где самим руководителям местной власти такие отключения и переходы, как это говорится «по-барабану», или они, вроде бы, лично и не против этого, все равно, владельцы и руководители теплоснабжающих организаций будут любыми способами очень настойчиво «стимулировать» их через взятки, через давление властней высшего уровня, и т.п., чтобы не утверждали такие схемы.

Более того, пострадают и жители даже тех населенных пунктов, в которых благодаря нашим кабминам и таким же местным властям давно уже нет централизованного отопления и которые еще не успели установить индивидуальное отопление. Ведь, скорее всего, пока в этих населенных пунктах местные чинуши «раскрутятся» с составлением схемы, там где ее нет, ее утверждением (а на это еще деньги в бюджет нужно заложить, при чем, с учетом «откатов»), ни кто, ни кому не даст разрешения на установление индивидуального отопления.

Этот законопроект, по моему мнению, является антиконституционным и не соответствует прочим основам украинского законодательства. Прежде всего, он нарушает ст. 21 Конституции Украины, согласно которой, все люди равны в своих правах. Это, безусловно, касается и права выбора товаров и услуг. А законопроект изначально поставил одних (кто успел установить индивидуальное отопление, отсоединиться от централизованного отопления) в лучшие условия перед другими – перед теми, кто желает, но не будет иметь возможности этого сделать.

Также, законопроект явно нарушает статью 41 Конституции Украины, согласно которой, каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью. При этом, еще можно спорить относительно прав на отсоединение и установление индивидуального отопления граждан, проживающих в неприватизированных квартирах, но, если Вы являетесь владельцем квартиры, то это Ваше личное дело – как именно распоряжаться ею и всеми ее частями. По меньшей мере, это касается того, что Вашим безусловным правом является решать для себя: пользоваться или не пользоваться системами централизованного отопления в своей собственной квартире!

По большому же счету, если Вы не пользуетесь системами теплоснабжения, которые проходят через Вашу квартиру, то предприятие теплоснабжения должно Вам платить за то, что через Вашу квартиру проходят его трубы (право сервитута – ст. 401 Гражданского кодекса Украины).

Также следует отметить, что часть 3 этой статьи Конституции определяет, что граждане для удовлетворения своих нужд могут пользоваться объектами права государственной и коммунальной собственности, согласно закону. В частности это касается и предприятий теплоснабжения, которые кое-где, как не удивительно, еще находятся в коммунальной собственности. Но здесь в Конституции употреблено слово «может», а не слово «обязан». Т.е., Вам, конечно, могут запретить установить индивидуальное газовое отопление, но ни кто не может обязать Вас пользоваться услугами таких предприятий, даже закон.

По части 2 ст. 42 Конституции Украины, не допускается злоупотребление монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции. Вместе с тем законопроект явно направлен на обеспечение злоупотребления монопольным положением предприятий теплоснабжения в каждом отдельном населенном пункте, на ограничение конкуренции со стороны производителей и поставщиков систем индивидуального отопления.

Также, часть 3 ст. 42 Конституции четко определяет, что государство защищает права потребителей, осуществляет контроль за качеством и безопасностью продукции и всех видов услуг и работ. О качестве услуг предприятий теплоснабжения и говорить не стоит. А вот относительно защиты прав потребителей, то здесь уже вступает в действие Закон Украины «О защите прав потребителей», принятый на основании этой самой, обязательной для исполнения (в том числе Кабмином) нормы Конституции.

А согласно абзацу 3 частью 2 ст. 17 этого Закона, запрещается принуждать потребителя приобретать продукцию ненадлежащего качества или ненужного ему ассортимента. А ведь, именно это и старается устроить Кабмин своим законопроектом: заставить граждан приобретать услуги ненужного ему ассортимента, да и еще, независимо от их качества. К тому же, пункты 1 и 2 части 1 ст. 21 Закона Украины «О защите прав потребителей» прямо устанавливает, что если при реализации продукции (услуги в этом законе согласно ст. 1 определяются, как «продукция») каким бы то ни было образом нарушается право потребителя на свободу выбора продукции, или же, если при реализации продукции каким бы то ни было образом нарушается свобода волеизъявления потребителя и/или высказанное им волеизъявление – это является безусловным нарушением прав потребителей.

Кстати, защита прав потребителей, даже согласно Закону Украины «О теплоснабжении», относится к основным задачам государственного регулирования деятельности в сфере теплоснабжения (часть 1 ст. 15 этого Закона).

Кроме того, по установленным Гражданским кодексом Украины положениям, к основам гражданского законодательства относятся, в том числе: недопустимость своевольного вмешательства в сферу личной жизни человека (пункт 1 ст. 3 ЦК) и свобода договора (пункт 2 ст. 3 ЦК). А что же это, как не своевольное вмешательство в сферу личной жизни человека?

Вдобавок, теплоснабжение населению осуществляется исключительно по договорам (ст. 19 Закона «О теплоснабжении»). И какая же здесь свобода договора, согласно кабминовскому законопроекту? А ведь Гражданский кодекс, согласно его же части 2 ст. 4, является не просто законом, а основным актом гражданского законодательства Украины.

Т.е., новый кабминовский законопроект явно не соответствует Конституции Украины и явно противоречит Закону «О защите прав потребителей», принятому в соответствии с частью 3 статьи 42 Конституции.

Ну, а если Вы все же захотите воспользоваться своими конституционными и законными правами, то Вас будут штрафовать. Но об этом уже писалось в предыдущей публикации.

Что можно порекомендовать на случай, если этот законопроект «пройдет»?

Само по себе, то, что написано выше, уже в какой-то мере является для заинтересованных посетителей сайта правовым обоснованием исковых требований в суд при обжаловании отказов в отсоединении от централизованного отопления, централизованного горячего водоснабжения, отказов в предоставлении разрешений на установление индивидуального отопления, или при обжаловании применений штрафных санкций по новоявленному закону.

Тот, кто хочет отсоединиться, должен расторгнуть договор с теплоснабжающей организацией и, наверняка, в каждом договоре можно найти основания для этого. Если такого договора у Вас еще нет, то в подобном случае не следует его и заключать. А без договора Вам не имеют права предоставлять услуги и получать оплату за них.

В случае, если кто-то, несмотря на угрозу штрафа, таки самовольно отсоединится от системы теплоснабжения, то после уплаты штрафа (если даже не удастся от него «отбиться» в суде), Вас ни кто не сможет принудить подключиться снова. Но все же, будут проблемы при попытке подключения системы индивидуального отопления. Скорее всего, без судебного иска не обойтись, а его результаты в наших условиях предвидеть сложно при любом правовом обосновании. Правда, если Вы самовольно отключились от горячего водоснабжения, то на подключение электрического водонагревательного бойлера не нужно никаких технических условий и согласований.

При этом, если Вы после самовольного отсоединения фактически уже не получали услуги, то и платить за них не должны, поскольку оплата взимается только за фактически полученные услуги (часть 6 ст. 19 Закона «О теплоснабжении»).

В случае попытки привлечения к ответственности по запланированной законопроектом статье 185-13 Кодекса Украины об административных правонарушениях, т.е., за воспрепятствование доступу или недопуск представителей теплоснабжающей организации к собственным теплоиспользующим установкам, приборам коммерческого учета тепловой энергии, при условии предъявления соответствующего удостоверения при исполнении служебных обязанностей, то работник организации должен будет доказать, что он предъявил Вам такое удостоверение. Кроме того, не каждый член семьи обязан допускать таких представителей в квартиру, а только владелец или совладелец, вдобавок, только совершеннолетний. А если у Вас с теплоснабжающей организацией, представитель которой к Вам явился, нет договора, то Ваш недопуск представителя такой организации является правомерным, поскольку он для Вас – никто! Не обязаны же Вы допускать к себе в квартиру представителей всех теплоснабжающих организаций Украины. Правда, если такая организация (предприятие) официально признана в Вашем населенном пункте исполнителем коммунальных услуг, то это может быть более сложным.

Ну и в конце концов – посмотрим: а вдруг, у депутатов хватит здравого смысла и совести не принимать этот закон? Однако, вряд ли… Откуда?

_________________________________________________________

Публикация – сентябрь 2013 г.



коментарів 13

  1. Александр :

    Это теория, а на практике все суды решают наоборот.
    Дайте хоть одну ссылку на решение суда по теплу, подтверждающие вашу фразу:
    «А без договора Вам не имеют права предоставлять услуги и получать оплату за них.»

  2. admin :

    Александр, я слышал о многих таких решениях, например по Сокирянскому райсуду Черновицкой области, но поскольку я в них личного участия не принимал, то конкретно ответить Вам не могу, а искать специально не буду, поскольку мне оно не надо. Статья написана для общей консультации, а вообще-то, народ по таким вопросам привык решать все сам – без обращения к адвокатам. Поэтому, нет смысла тратить время. Но в значительной мере, Вы правы: суды с некоторого времени, действительно чаще принимают решения не в пользу потребителей, вне зависимости от наличия договора об услугах.
    Однако, при этом, есть один момент: если потребитель, не имея договора, тихонько пользовался услугами, а платить не хочет, потому что нет договора, то в этом случае комунпредприятия и суды совершенно правы (учитывая, что комунпредприятия, что естественно в наших условиях, действуют по системе предоставления сплошных услуг). И если, к примеру, отказаться от обслуживания (и соответственно) дома и придомовой территории действительно не реально, то от пр. услуг все же можно. Надо писать письма в комунпредприятия, что не хотите, что бы Вам предоставляли услуги и т.п. Тогда у Вас появляется шанс.

  3. Александр :

    Пожалуйста напишите название предприятия поставщика тепла для жителей Сокирян (на украинском языке) и я сам поищу эти решения в базе.
    Заранее благодарен.

  4. admin :

    Александр – даже не знаю, кто именно у них поставщик и как он правильно называется. В Новоднестровске он давно здох и у всех автономки разного рода. Но решения, о которых я писал, касались не только поставщиков тепла, а вообще поставщиков комунуслуг на основе договоров, и не только по Сокирянам, но и по Новоднестровску. Требования всех законов по комунуслугам относительно обязательности договоров – одинаковые

  5. Александр :

    Но статья именно о поставке тепла, поэтому давая рекомендации людям необходимо самому ознакомиться с судебной практикой.

  6. admin :

    Александр: статья о законопроекте, который еще не принят. Какая может быть судебная практика, если по сути обсуждаемого вопроса ее еще не существует? Она только будет нарабатываться, если законопроект примут. А в статье указаны примерные направления действий на случай принятия законопроекта. Вот будут такие или иные действия – будет и практика. Не будут – не будет и практики.

  7. Иван :

    Я зробив простіше.Я написав на ТЕЦ листа про те, що не бажаю отримувати їх послуги і оплачувати їх не буду, попросив відключити теплопостачання в квартирі. Пять років не плачу і мене ніхто не турбує, а опалення є.
    Начебто є Постанова Пленуму Верховного Суду України, де зазначено, що якщо споживач вчинив таким чином, то ніякий суд не може з нього стягнути кошти. Це так чи ні?

  8. admin :

    Иван, прямо таки постанови Пленуму не маэ, але цілком може бути таке рішення Верховного суду по кокретній справі, як і цілком протилежне його ж рішення по іншій аналогічній справі. Так саме і рішення ВССУ. Думаю, що рано чи пізно, тепловики за Вас згадають і щонайменше за 3 роки будуть намагатися стягнути з Вас кошти.

  9. Николай :

    Здравствуйте Олег Петрович, есть вопрос по задолженностям: У меня жилье в котором не живу в связи с обучением, там растет долг за отопление и услуги ЖБК(вода и газ опломбированы 13лет назад).
    Мне сейчас 23года, я сирота, поступил на первый курс университета по льготе, и могу жить в общежитии до конца обучения ещё 4 года(я из другого города). Квартира пустует а долги растут + старые висят.
    Есть ли какие то возможности приостановить рост долгов(отопление и ЖБК)на время обучения?
    дом кооперативный, в квартире некто не прописан, опломбирована вода и газ, свет не используется, хозяин студент прописан и учится на бюджете в другом городе в университете.

  10. admin :

    Николай, по п. 6 части 1 ст. 20 Закона “Про житлово-комунальні послуги”, возможно такое приостановление при надлежащем документальном оформлении. Надо подать заяву в Ваш ЖБК с предоставлением справки. За прошлый период вряд ли Вам отменят, но может хотя бы на дальнейшее не будут начислять. А вот за отопление – не факт, что перестанут начислять, поскольку отопление фактически производится.

  11. Николай :

    Благодарю Вас, теперь у меня появилась новая возможность.

  12. Наталья :

    Скажите пожалуйста , на данный момент что-то поменялось в законах Украины по данной теме? Как раз сейчас столкнулась с бюрократической волокитой и взяточничеством.

  13. admin :

    Наталья, “новое время – взятки по новому”, а если по сути, то – ни чего не изменилось.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *