АДВОКАТСЬКЕ бюро
Кучерявого Олега Петровича

повний комплекс юридичних послуг, захист інтересів громадян і юридичних осіб

Тра

20

О дискриминации в трудовых отношениях

Автор: admin

українською мовоюВысший специализированный суд Украины по рассмотрению4608ae7e903cd гражданских и уголовных дел (ВССУ) издал письмо – разъяснение по поводу надлежащего обеспечения равенства трудовых прав граждан при рассмотрении споров, возникающих в сфере трудовых отношений (письмо от 07.05.2014 № 10-644/0/ 4-14).

Письмо издано в связи с совместным обращением в ВССУ от Министерства юстиции Украины и Министерства иностранных дел Украины от 3 апреля 2014 года, а также с целью обеспечения реализации положений законодательства, которые гарантируют равенство трудовых прав граждан.

При этом, ВССУ отмечает, что в соответствии с частями 1, 2 ст. 24 Конституции Украины граждане имеют равные конституционные права и свободы и являются равными перед законом; не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или иным признакам.

Частью 1 ст. 21 Хартии основных прав Европейского Союза от 7 декабря 2000 года установлен запрет дискриминации любого вида, в частности, по признакам пола, расы, цвета кожи, этнического или социального происхождения, генетических характеристик, языка, религии, политических или иных взглядов, принадлежности к национальному меньшинству, имущественному состоянию, происхождению, ограниченной трудоспособности, возрасту или сексуальной ориентации.

Пунктом 12 Директивы Европейского Союза от 27 ноября 2000 года № 2000/78/ЕС относительно установления общих рамок для равного обращения в сфере трудовых отношений и занятости предусмотрен запрет прямой или косвенной дискриминации на основе религии или вероисповедания, инвалидности, возраста или сексуальной ориентации в сферах, охваченных этой Директивой.

Соответствующие гарантии равенства закреплены также ст. 2-1 Кодекса законов о труде Украины (КЗоТ), которым установлено, что Украина обеспечивает равенство трудовых прав всех граждан независимо от происхождения, социального и имущественного состояния, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, рода и характера занятий, местожительства и иных обстоятельств.

ВССУ считает, что для надлежащего обеспечения равенства трудовых прав граждан Украины необходимо учитывать положения Закона Украины «Об основах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине» (Закон), согласно п. 2 ч. 1 ст. 1 которого дискриминация – это решение, действие или бездеятельность, направленные на ограничение или привилегии относительно лица и/или группы лиц по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, возраста, инвалидности, этнического и социального происхождения, семейного и имущественного состояния, местожительства, по языковым или иным признакам, если они делают невозможным признание и реализацию на равных основаниях прав и свобод человека и гражданина. При этом, учитывая положения ч. 2 ст. 6 Закона, запрещаются любые формы дискриминации лиц и/или групп лиц по их определенным признакам не только со стороны государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, их должностных лиц, а и со стороны юридических и физический лиц.

Запрет дискриминации гарантируется Европейской конвенцией о защите прав человека и основопологающих свобод 1950 года (Конвенция), ратифицированной Украиной 17 июля 1997 года, согласно ст. 14 которой «пользование правами и свободами, признанными в этой Конвенции, должно быть обеспечено без дискриминации по любым признакам – пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественному состоянию, рождению, или по другим признакам».

При этом Протокол № 12 к Конвенции, ратифицированный Украиной 9 февраля 2006 года, расширяет сферу действия запрета дискриминации на любое право, которое гарантируется национальным законодательством, даже если такое право не предусмотрено Конвенцией.

Статьей 1 этого Протокола предусмотрено, что «осуществление любого предусмотренного законом права обеспечивается без дискриминации по любым признакам, например по признакам пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству, имущественному состоянию, рождению, или по иным признакам».

Таким образом, при рассмотрении споров, возникающих в сфере трудовых отношений, судам следует учитывать, что перечень признаков, по которым не может быть привилегий или ограничений в реализации трудовых прав граждан, не является исчерпывающим. В частности, недопустимым является нарушение равенства трудовых прав граждан не только на основании признаков, указанных в ч. 2 ст. 24 Конституции Украины, ст. 2-1 КЗоТ, п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона, но и по признакам возраста, цвета кожи, другим физическим признакам (вес, рост, недостатки речи, недостатки лица), семейного состояния, сексуальной ориентации и т.п..

При этом остается заметить, что в свете новейших тенденций вероятно именно последняя позиция стала главным фактором, который побуждал указанные министерства обратиться в ВССУ с просьбой предоставить судам это рекомендательное разъяснение. И, тем не менее, это разъяснение является важным и для иных категорий граждан.

__________________________________________________________

Публикация – май 2014 года



Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *