АДВОКАТСЬКЕ бюро
Кучерявого Олега Петровича

повний комплекс юридичних послуг, захист інтересів громадян і юридичних осіб

Бер

20

Физические лица-предприниматели и гражданско-хозяйственное законодательство

Автор: Advocat

Публикуем для ведома физических лиц – предпринимателей интересное разъяснение Министерства юстиции Украины от 14.01.2011 года, которое касается проблем применения законодательства, связанного со статусом этой категории предпринимателей. Разъяснение дается в несколько сокращенном виде.

Статус физического лица – предпринимателя – это юридический статус, который удостоверяет право лица на занятие предпринимательской деятельностью, а именно: самостоятельной, инициативной, систематической, на собственный риск хозяйственной деятельностью, которая осуществляется субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли.

При этом, юридический статус “физическое лицо – предприниматель” сам по себе не влияет и никаким чином не ограничивает любые правомочия лица, вытекающие из его гражданской право -, и дееспособности.

Вместе с тем, согласно части первой статьи 128 Хозяйственного кодекса Украины (ХК) гражданин признается субъектом хозяйствования в случае осуществления им предпринимательской деятельности при условии государственной регистрации его – как предпринимателя без статуса юридического лица согласно статье 58 этого Кодекса. Именно в хозяйственных отношениях физические лица – предприниматели принимают участие, прежде всего как предприниматели, а не как физические лица, и лишь на основании их регистрации и внесения сведений о них в Единый государственный реестр юридических и физических лиц – предпринимателей.

Статьей 51 Гражданского кодекса Украины (ГК) предусмотрено, что к предпринимательской деятельности физических лиц применяются нормативно – правовые акты, которые регулируют предпринимательскую деятельность юридических лиц, если иное не установлено законом, или не вытекает из сути отношений. Неоднозначное толкование указанной нормы в научно-юридической литературе и на практике обуславливает появление противоречивых выводов, которые безусловно влияют на ее правоприменение, поскольку определенным чином происходит слияние правового статуса физического лица с правовым статусом юридического лица, которые по своей правовой природе являются разными. Как показывает системный анализ, на практике данное положение толкуется, исходя из следующего.

Во-первых, правоспособность индивидуального предпринимателя практически приравнивается к правоспособности юридических лиц – коммерческих организаций. Он может иметь права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, и относительно которых законом не предусмотрены ограничения (статья 50 ГК). Указанное прослеживается, в частности, исходя из положений статьи 91 ГК.

Во-вторых, к предпринимательской деятельности физических лиц применяются нормы как общего гражданского (ГК), так и специального законодательства (ХК), Законы Украины “О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей”, “О государственной поддержке малого предпринимательства”, “О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности” и т.п.). Вместе с тем, следует заметить, что в хозяйственном законодательстве “юридическое лицо” и “физическое лицо – предприниматель” охватываются общим понятием “субъект хозяйствования”. Учитывая все вышеупомянутые факторы, в судебной практике имеются случаи неоднозначного подхода к применению статьи 51 ГК, исходя из разной трактовки ее содержания.

В качестве примера, можно привести постановление Высшего хозяйственного суда от 14 сентября 2006 года в деле N 41/102 о признании недействительным договора аренды транспортного средства между физическим лицом – предпринимателем (арендодатель) и обществом (арендатор) в связи с отсутствием его нотариального удостоверения. Договор найма (аренды) транспортного средства регулируется параграфом 5 ГК. В частности, частью второй статьи 799 указанного Кодекса предусмотрено, что договор найма транспортного средства при участии физического лица подлежит нотариальному удостоверению. В отличие от части второй статьи 799 ГК нормы параграфа 5 главы 30 ХК не устанавливают требований относительно нотариального удостоверения договоров аренды транспортных средств в сфере хозяйствования. В этой связи следует заметить, что Правилами государственной регистрации и учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов и мотоколясок, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины (КМУ) от 7 сентября 1998 года N 1388, установлено, что эти Правила являются обязательными для всех юридических и физических лиц, которые являются владельцами транспортных средств, производят или эксплуатируют их. Согласно указанным Правилам, транспортные средства регистрируются за юридическими и физическими лицами (т.е., за субъектами права собственности).

Однако, Высшим хозяйственным судом принято решение, которым “положения части второй статьи 799 не могут быть применены в отношении договора аренды, поскольку правовое регулирование предпринимательской деятельности юридических лиц и физических лиц – предпринимателей в данном случае являются тождественными. В отношении договоров аренды транспортных средств, заключенных юридическими лицами, ГК и ХК не требуют обязательного нотариального удостоверения”. Обоснование такой позиции объяснялось следующим: “Во время осуществления хозяйственной деятельности физические лица – предприниматели реализуют свою хозяйственную компетенцию, т.е. совокупность хозяйственных прав и обязанностей. При этом, прочие права и обязанности физического лица, составляющие его правоспособность – как человека, приобретаются и исполняются им вне границ осуществления хозяйственной деятельности, в порядке реализации им его гражданской дееспособности, предусмотренной ГК, и регулируются им. Последнее вытекает из содержания части третьей статьи 45 ХК, согласно которой относительно граждан положения этого кодекса распространяются на ту часть их деятельности, которая по своему характеру является предпринимательской. По общему правилу (статья 209 ГК), правочин, совершенный в письменной форме, подлежит нотариальному удостоверению только в случаях, установленных законом или договоренностью сторон. По требованию физического или юридического лица любой правочин с его участием может быть нотариально удостоверен”. Таким образом, по мнению Высшего хозяйственного суда, договор аренды не нуждался в нотариальном удостоверении.

Противоречивая судебная практика имеет место и при решении земельных вопросов. Так, предоставление государственными органами земельных ресурсов услуг на платной основе урегулировано постановлением КМУ от 1 ноября 2000 года N 1619 “Об утверждении Порядка выполнения земельно-кадастровых работ и предоставления услуг на платной основе государственными органами земельных ресурсов” и общим приказом Госкомзема, Министерства финансов Украины, Министерства экономики от 15 июня 2001 года N 97/298/124 “Об утверждении размеров оплаты земельно-кадастровых работ и услуг” (далее – Приказ).

Согласно пунктам 1, 3, 8, 9 таблицы 6.1 Приказа, услуги за регистрацию государственных актов на право собственности на землю, на право постоянного пользования землей и договоров аренды в государственном реестре земель и предоставление извлечений из него для физических лиц составляет 5 грн., для юридических лиц – 25 грн.; за подготовку и выдачу справок о правовом статусе, количественных и качественных характеристиках земельного участка, распределение земель среди владельцев и пользователей для физических лиц составляет 5 грн., для юридических лиц – 15 грн.; за предоставление информации о денежной оценке земельного участка для физических лиц составляет 5 грн., для юридических лиц – 25 грн.; за подготовку выводов по передаче земельных участков в пользование для физических лиц составляет 30 грн., для юридических лиц – 80 грн. Проведенные Государственной инспекцией по контролю за ценами в Киевской области проверки установили, что в большинстве случаев к физическим лицам – предпринимателям применялись тарифы, установленные для юридических лиц. При этом, мотивацией применения указанных тарифов было применение норм статьи 51 ГК.

Решением Киевского окружного административного суда от 27 мая 2010 года N а-4476/10/1070 вышеупомянутые действия признаны неправомерными, мотивируя тем, что согласно пункту 3.8.1 пункта 3.8 приказа Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 28 мая 2004 года N 97 предприниматель – физическое лицо, которое является гражданином Украины, иностранным гражданином, лицом без гражданства, осуществляющим предпринимательскую деятельность.

К указанному следует добавить, что субъектами права собственности на землю являются граждане и юридические лица – на землях частной собственности (пункт “а” статьи 80 Земельного кодекса Украины).

Интересным с точки зрения практического применения являются вопросы, связанные с регистрацией прав собственности физических лиц – предпринимателей на недвижимое имущество. В этом смысле следует отметить, что субъектами права собственности являются Украинский народ и другие участники гражданских отношений, определенные статьей 2 ГК, т.е. физические и юридические лица, государство Украина, автономная Республика Крым, территориальные общины, иностранные государства и другие субъекты публичного права (статьи 2 и 318 ГК). Согласно статье 325 ГК, субъектами права частной собственности являются физические и юридические лица. Физические и юридические лица могут быть владельцами любого имущества, за исключением отдельных видов имущества, которые согласно закону не могут им принадлежать. При этом, владелец имеет право использовать свое имущество для осуществления предпринимательской деятельности, кроме случаев, установленных законом (часть первая статье 320 ГК.

Согласно статье 42 ХК, предпринимательство – это самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, которая осуществляется субъектами хозяйствования (предпринимателями). Между тем, субъектами хозяйствования признаются, в частности, граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, зарегистрированные согласно закону как предприниматели, и осуществляющие хозяйственную деятельность, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей), имеют отделенное имущество и несут ответственность по своим обязательствам в пределах этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством (статья 55 ХК).

Учитывая приведенное, следует отметить, что действующее законодательство не выделяет такого субъект права собственности как физическое лицо – предприниматель и не содержит норм относительно права собственности физического лица – предпринимателя. Законодательство только устанавливает, что физическое лицо – предприниматель отвечает по обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью, всем своим имуществом, кроме имущества, на которое согласно закону не может быть обращено взыскание. То есть, субъектом права собственности признается именно физическое лицо, которое может быть владельцем любого имущества, кроме имущества, которое не может находиться в собственности физического лица. При этом, правовой статус физического лица – предпринимателя не влияет на правовой режим имущества, находящегося в его собственности. Таким образом, недвижимое имущество должно регистрироваться за физическим лицом.

Предметом судебного разбирательства являются также вопросы, связанные с предоставлением льгот по уплате государственной пошлины гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и которые являются инвалидами I и II групп и выступают участниками судебного процесса в хозяйственном суде. В связи с этим Высший хозяйственный суд Украины обратился с соответствующим запросом к Государственной налоговой администрации Украины, которая сообщила такое: “Согласно Закону Украины от 25 июня 1991 года N 1251-XII “О системе налогообложения” (с изменениями и дополнениями) государственная пошлина относится к общегосударственным налогам и сборам (обязательных платежей). Взыскание государственной пошлины в Украине регулируется Декретом Кабинета Министров Украины от 21 января 1993 года N 7-93 “О государственной пошлине” (далее – Декрет). Перечень наименований документов и действий, за которые оплачивается государственная пошлина, приведен в статье 2, а размер ставок государственной пошлины – в статье 3 Декрета. Перечень физических лиц, которые освобождаются от уплаты государственной пошлины, а также действий, за которые не платится государственная пошлина, приведен в статье 4 Декрета. В частности, согласно пункту 18 статьи 4 Декрета, от уплаты государственной пошлины освобождаются инвалиды I и II группы.

При этом, статьей 1 Закона Украины от 21 марта 1991 года N 875-XII “Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине” определено, что инвалиды в Украине владеют всей полнотой социально-экономических, политических, личных прав и свобод, закрепленных Конституцией Украины и другими законодательными актами. Согласно статье 17 указанного Закона, с целью реализации творческих и производственных способностей инвалидов и с учетом индивидуальных программ реабилитации им обеспечивается право работать на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также заниматься предпринимательской и другой трудовой деятельностью, которая не запрещена законом. Учитывая вышеизложенное, физическое лицо – предприниматель, как участник судебного процесса, при этом этот гражданин является инвалидом I или II группы, имеет право пользоваться льготой, определенной в абзаце пятом пункта 18 статьи 4 Декрета”.

Итак, принимая во внимание приведенные материалы можно указать, что физическое лицо – предприниматель в гражданско-хозяйственных отношениях является разносторонним участником. Принципы осуществления им предпринимательской деятельности делают его подобным юридическим лицам, тогда как в частных отношениях, несмотря на любые изменения в его статусе, он остается гражданином – физическим лицом. Поэтому, следует четко разграничивать эти разные сферы отношений. Усматривается, что на основании правила, установленного в статье 51 ГК, к физическим лицам – предпринимателям следует применять нормы специального (хозяйственного) законодательства, если предметом регулирования непосредственно является их предпринимательская деятельность. Вместе с тем, необходимо принимать во внимание нормы гражданского законодательства, если предмет регулирования выходит за пределы предпринимательской деятельности, задевая частные интересы субъекта, и в полной мере регулируется нормами ГК.

Ведущий специалист департамента гражданского законодательства и предпринимательства Министерства юстиции Украины О.В. Демьяненко.

(Источник документа – сайт Верховной Рады)

____________________________________________________

Публикация – март 2011 г.



коментарів 5

  1. admin :

    Олег, мы не против, что бы Вы разместили какую-то информацию-предупреждение. Но она должна быть изложена в корректной форме. Кроме того, мы не имеем подтверждений правдивости Ваших утверждений и не исключаем, что они могут быть следствием конкурентной борьбы или личных неприязненных отношений. Изложенные Вами ссылки на сайт иного юриста или на какую-то известную только Вам визитку – это пустой звук. Если же Вы считаете кого-то мошенниками – обратитесь в правоохранительные органы. И уж тем более, никак нельзя зачислять в мошенники всех юристов целого города. Поэтому Ваши комментарии удалены.

  2. Костянтин :

    Чи можна при перереєстрації ФОП(зміна району, сист. оподаткування та ін) за умови доручення здійснення цих дій(представництво в держ. установах) іншій особі, шляхом укладання довіреності та засвідчення її власною печаткою ФОП або підписом без печатки, без нотаріального посвідчення.

  3. admin :

    Костянтин: не можна

  4. Борис Бойков :

    Мои предки хоть и выходцы из Украины, но мой отец и я родились в Росии. И моя фамилия уже не Бойко, а Бойков. Наверно ваши законы предпринимательского права, на наши не действуют.
    Так что своим чинушам ссылаясь на ваши законы, я доказать ничего не могу. Так да?

  5. admin :

    Борис Бойков: совершенно верно. В РФ свое законодательство, которое во многих вопросах существенно отличается от украинского