Січ
8
Балансируя бюджет, повредили защиту прав потребителей
Предновогодний период принес много юридических сюрпризов жителям Украины. Один из таких сюрпризов касается довольно значительной части жителей Украины, а именно – потребителей сложных бытовых товаров. Верховная Рада Украины 20 декабря 2016 года приняла Закон Украины № 1791-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2017 году». Вообще то, вроде бы в нашей стране уже не стоит удивляться чудачествам законотворцев, но они все же находят возможности удивить вновь и вновь. Как было записано в пояснительной записке Министра финансов Украины к этому, поданному Кабмином Украины законопроекту: «Принятие законопроекта будет содействовать увеличению доходной части бюджета и позволит обеспечить его сбалансированность, а также адаптацию к нормам Европейского законодательства». По большому счету, он в этом году связан по большей части с существенным повышением размера минимальной зарплаты, должен устранить связанную с таким повышением непропорциональность бюджетных платежей реалиям украинской экономики.
Но при чем здесь, к примеру, Закон Украины «О защите прав потребителей»?
А не скажите! Оказывается, что без его корректировки ни как не сбалансировать бюджет и не адаптировать его к нормам Европейского законодательства!
Вообще то, этот закон уже довольно хорошо отработан, проверен со всех сторон и практически не нуждался в корректировке, а тем более – таким извращенным способом. Думаю, что происходило все таким образом, как это вероятно уже стало нормой в украинском законотворчестве… Подошел какой-то хороший и далеко не бедный «дядя Вася» (или несколько таких дядей) к кому-то из тех, кто непосредственно готовит законопроект и говорит ему: «Слушай, друг! Я же завожу в Украине всякий китайский электронный хлам, а покупателям «втираю», что это все очень классные вещи. Но все тяжелее и тяжелее дурить народ и удовлетворять требования по гарантийному ремонту и возврату некачественных товаров. А тут еще «минималка» возрастает, расходы увеличиваются. Так дойдет до того, что мне хатынку в Швейцарщине и квартирку в Лондоне придется продавать. Давай в этот закон, что ты пишешь, тихонько втиснем изменения к закону о защите потребителей, сделаем этот закон более справедливым для меня лично – усложним процедуру требований потребителя к продавцам и производителям. Там у тебя в законопроекте должно быть много всяких табличек, цифирок, кто там его читать будет перед Новым годом? Вот и проектик изменений у меня есть… Подсунем потребителям «свинью» в год Петуха! Гы… гы… гы… А вот это для твоей Машуни…».
Ну как отказать «дяде Васе»?
И прошло же!..
Но что было до, и что должно быть теперь?
Есть (точнее была до Нового года) в Законе Украины «О защите прав потребителей» такая статья 8, которая называется «Права потребителя в случае приобретения им товара ненадлежащего качества». В соответствии с частью 11 этой статьи, «Требования потребителя рассматриваются после предъявления потребителем расчетного документа, а относительно товаров, на которые установлен гарантийный срок, – технического паспорта или иного документа, который его заменяет, с пометкой о дате продажи. При продаже товара продавец обязан выдать потребителю расчетный документ установленной формы, которая удостоверяет факт покупки, с пометкой о дате продажи. В случае утери потребителем технического паспорта или иного документа, который его заменяет, их восстановление осуществляется в порядке, определенном законодательством».
Вроде бы, все отрегулировано, продуманно, но же, «дядям Васям» не нравится!
И вот в законе об обеспечении сбалансированности бюджетных поступлений в 2017 году, который совершенно не имеет отношения к каким бы то ни было производителям, импортерам и продавцам сложной бытовой техники, отвечающим за качество продукции, продаваемой в Украине потребителям – физическим лицам, в разделе «II. Заключительные положения» появляется статья 5: «абзац первый части одиннадцатой статьи 8 изложить в такой редакции: “11. Требования потребителя рассматриваются после предъявления потребителем расчетного документа, а относительно товаров, на которые установлен гарантийный срок, – технического паспорта или иного документа, который его заменяет, с пометкой о дате продажи».
Пока все вроде бы то же самое, но далее начинаются чудеса жонглирования фразами: «Требования потребителя относительно технически сложных бытовых товаров рассматриваются после предъявления потребителем расчетного документа, предусмотренного Законом Украины “О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг” и технического паспорта или иного документа, который его заменяет, с отметкой о дате продажи”».
То есть, для сложной бытовой техники необходим и расчетный документ, и технический паспорт с отметкой. А расчетный документ не какой-нибудь, а обязательно соответствующий Закону Украины “О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг”.
При этом, совершенно пропала обязанность продавца выдать расчетный документ установленной формы, который удостоверяет факт покупки, с пометкой о дате продажи, а также пропала фраза о возможности восстановления утраченного техпаспорта.
Этот самый госбюджетный (!) закон даже разъясняет: «251) технически сложные бытовые товары – непродовольственные товары широкого потребления (приборы, машины, оборудование и прочие), которые состоят из узлов, блоков, комплектующих изделий, соответствуют требованиям нормативных документов, имеют технические характеристики, сопровождаются эксплуатационными документами и на которые установлен гарантийный срок».
Что это означает?
Не знаю, что это значит для госбюджета, но знаю – что значит для потребителя товаров: приобрели Вы (потребитель), например смартфон или телевизор или стиральную машину, а Вам продавец не дал кассовый или товарный чек, а Вы не подумали попросить… А может и написал продавец что-то на коробке или в том же техпаспорте… Или у Вас есть чек, но нет отметки в техпаспорте о дате продажи… Или Вы потеряли чек или техпаспорт… Значит, Вы попали!..
Т.е., теперь, чтобы обратиться с какими бы то ни было претензиями по качеству приобретенного товара из числа сложной бытовой техники в течение гарантийного срока, Вам необходимо предъявить не какую-то там коробку с записью продавца, а расчетный документ, которой соответствует требованиям закона. В данном случае, это почти исключительно кассовый чек или товарный чек, или расчетная квитанция. Может быть (в крайнем случае) еще пройдет накладная, в которой конкретно прописана отметка о получении продавцом от Вас наличной оплаты за приобретенный товар. Но одного надлежащим образом оформленного расчетного документа не достаточно. Вы еще должны представить продавцу или представителю сервисного центра технический паспорт с отметкой о дате продажи. При этом, надеюсь, что в качестве места для отметки такого технического паспорта будут признаваться гарантийные талоны, которые в принципе являются составной частью техпаспортов, поскольку в самом техпаспорте ни кто, ни когда и ни где не ставит отметок о дате продажи (но до этому мозги у авторов бюджетного законопроекта не дошли или оно им было и не надо).
Т.е., приобретая с 1 января 2017 года технически сложные непродовольственные бытовые товары (приборы, машины, оборудование и прочие), которые состоят из узлов, блоков, комплектующих изделий, имеют технические характеристики, сопровождаются эксплуатационными документами и на которые установлен гарантийный срок, Вы, если не хотите остаться в дураках, должны настоятельно требовать от любого продавца обязательной выдачи Вам кассового или товарного чека и отметки о дате продажи в техническом паспорте или документе, который его заменяет.
И берегите эти документы, по меньшей мере, в течение гарантийного срока.
И не будьте глупцами, которые, как попугаи, все чаще повторяют предрассудочную фразу: «Хранить кассовые чеки – плохая примета». Этот предрассудок выдумали и распространяют для дураков именно «дяди Васи».
Ну и на всякий случай – когда продавцы будут лишний раз морочить главу, хочу заметить, что на товары, приобретенные до 31 декабря 2016 г. (включительно), вся эта законодательная «адаптация к нормам Европейского законодательства» не распространяется, но тем не менее, кассовые чеки и техпаспорта все равно храните..
_____________________________________________________
Публикация – январь 2017 года.