АДВОКАТСЬКЕ бюро
Кучерявого Олега Петровича

повний комплекс юридичних послуг, захист інтересів громадян і юридичних осіб

Кві

5

Карантинные запреты и штрафы: разъяснение доступным языком

Автор: Advocat

Постановлением Кабинета Министров Украины от 2 апреля 2020 г. № 255 внесены изменения в «карантинное» постановление Кабинета Министров Украины от 11 марта 2020 г. № 211 (Постановление КМУ-211). Слово «изменения» в этом случае не совсем соответствует тому, что сделали с этим постановлением, поскольку его просто практически полностью заменили, изменивши даже название самого постановления. Теперь оно называется «О предотвращении распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2». Наверное, поэтому, что КабМин наконец выяснил – в связи с каким вирусом и с какой болезнью был введен карантин. К сожалению, похоже все же выяснил не до конца? Поскольку к содержанию постановления есть очень много вопросов, как юридических, так и неюридических… Но относительно этого, как говорится, «по ходу пьесы».

Всё постановление мы разбирать не будем, остановимся лишь на тех вопросах, которые касаются большинства граждан и, как обычно, попробуем перевести все на максимально понятный – «человеческий» язык, потому что наши кабминовские (и не только) «писаря» нормативных актов умеют настолько «закрутить» даже простейший вопрос, что его не каждый юрист может понять с двух-трёх прочтений. К тому же ещё все время надо «бегать» туда-сюда по нормативному акту, чтобы найти или понять информацию, которая касается одного и того же вопроса.

И всё же, следует отметить, что за весь период «короновирусных» событий, это первый более или менее конкретный и относительно понятный нормативный акт, касающийся, в частности, поведения населения во время карантина. Ещё бы доводить до сведения населения научились нормально! А то сегодня видел: ездит полицейская машина, что-то говорится из громкоговорителей, некоторые куски предложений удаётся услышать, но что-то понять в целом не возможно. То есть, напрасный расход времени и бензина… Ни на одном, из известных мне сайтов областной, городских и районных властных органов (в том числе сайты Черновицкой ОГА, Черновицкого облсовета, Сокирянськой РГА, и т.п.) нет конкретной страницы или ссылки на какую-то страницу, где бы в простой и доступной форме были изложены правила поведения населения во время карантина. Есть ссылки на какие-то протоколы, но кто будет рыться в этих протоколах? И для чего? Я уже не говорю о разъяснении необходимости тех или иных шагов и решений…

 

&&&

Итак, карантин на всей территории Украины считается действующим с 12 марта 2020 г. до 24 апреля 2020 г. (как и было).

 

При этом, на период до 24 апреля 2020 г. теперь запрещено:

 

  • запрещено находиться на улицах без документов, которые удостоверяют личность, подтверждают гражданство или его специальный статус;
  • запрещено с 6 апреля 2020 г. пребывание в общественных местах без одетых средств индивидуальной защиты, в частности респиратора или защитной маски, в том числе изготовленных самостоятельно;
  • запрещено с 6 апреля 2020 г. перемещение группой лиц в количестве более 2 лиц. Как говорится: «больше двух не собираться!» (при чём, это касается и поездок в личных транспортных средствах!). Но это – исключительно на улице и в транспорте, хотя и в помещениях не следует собираться в компании. Однако есть случаи, когда можно перемещаться в количестве более 2-х лиц: если с Вами есть Ваши дети, или дети, которые находятся под Вашей опекой, попечительством, Ваши воспитанники. Также ребенок может перемещаться вместе с другими совершеннолетними родственниками;
  • запрещено пребывание в общественных местах лиц, которые не достигли 14 лет, без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов, попечителей, приёмных родителей, родителей-воспитателей, других лиц или хотя бы иных совершеннолетних родственников ребенка;
  • запрещено посещение учебных заведений соискателями образования;
  • запрещено проведение всех массовых (культурных, развлекательных, спортивных, социальных, религиозных, рекламных и других) мероприятий, кроме мероприятий, необходимых для обеспечения работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, при условии обеспечения участников средствами индивидуальной защиты, в частности респираторами или защитными масками, в том числе изготовленными самостоятельно, а также соблюдения соответствующих санитарных и противоэпидемических мер;
  • запрещено посещение спортивных и детских площадок;
  • запрещено посещение учреждений и заведений, которые предоставляют паллиативную помощь, социальную защиту, в которых временно или постоянно проживают/ находятся дети, граждане преклонного возраста, ветераны войны и труда, лица с инвалидностью, лица со стойкими интеллектуальными или психическими нарушениями, учреждений и заведений, которые предоставляют социальные услуги семьям/лицам в сложных жизненных обстоятельствах, кроме учреждений и заведений, которые предоставляют услуги экстренно (кризисно);
  • запрещено посещение пунктов временного пребывания иностранцев и лиц без гражданства, незаконно находящихся в Украине, и пунктов временного размещения беженцев, кроме лиц, которые предоставляют правовую помощь лицам, содержащимся в таких пунктах;
  • запрещено самовольно оставлять места обсервации (изоляции);
  • запрещены посещение парков, скверов, зон отдыха, лесопарковых и прибрежных зон, кроме выгула домашних животных одним человеком и в случае служебной необходимости.

 

Несколько отвлекаясь от содержания самого постановления, следует отметить, что этот запрет посещать парки, лесопарки и т.п., на мой взгляд, принимая во внимание медицинские характеристики коронавируса и характер заболевания, является крайне негативным запретом. Наверное, авторы постановления не знают, что на солнце, свежем воздухе, в лесных массивах подхватить короноавирус нет практически никаких шансов. А ту же самую атипичную пневмонию вызывает не сам короноавирус, а бактерии для развития которых он создает условия в легких. При этом, в спертом воздухе квартиры или другого помещения эти бактерии имеют намного больше шансов для развития, чем на свежем воздухе. Можно и нужно было бы что-то ограничить – например запретить пользоваться в парках лавочками, столиками, спортивными тренажерами (турники и т.п.), запретить собираться большими компаниями, но для чего запрещать прогуливаться? Но, наверное в Кабмине еще не нашли людей, которые бы могли инициаторам и авторам постанови объяснить нормально – с чем они имеют дело? Хотя, видимо, легче все подряд запрещать, чем выяснять и детализировать?

 

За посещение которых именно мест Вас имеют право оштрафовать?

 

Что такое – эти указанные в Постановлении КМУ-211, запрещенные «парки», «скверы», «лесопарки», «зоны отдыха», «прибрежные зоны»? Что такое «общественное место», наконец? Куда можно ходить, а куда нельзя?

На большую часть этих вопросов отвечает приказ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 10.04.2006 г. N 105, которым утверждены Правила содержания зеленых насаждений в населенных пунктах Украины.

 

Итак, согласно с этим приказом:

 

лесопарк (буферный парк) – лесной массив с элементами паркового благоустройства для массового отдыха населения. То есть, должны быть элементы паркового благоустройства для массового отдыха населения (официально установленные коммунальными предприятиями (а не «самоделкиными») лавочки, столики, мангалы, и т.п.). Если такой массив официально не входит в границы населенного пункта, запрет на него не распространяется и его, слава Богу, можно посещать, иметь возможность дышать не через бактерии, которые собрались в Вашей маске и могут нанести вред больший, чем короноавирус, а дышать свежим воздухом, улучшать свое физическое состояние, улучшать иммунную защиту организма, любоваться природой и, в конце концов, получать какой-то душевное спокойствие… То есть, получить намного меньше возможностей заболеть атипичной пневмонией, чем при малоподвижном образе жизни в спертом воздухе своей квартиры, просматривая «ужастики», которые беспрерывно демонстрируют телеСМИ;

парк – самостоятельный архитектурно-организационный комплекс площадью свыше 2 га, который выполняет санитарно-гигиенические функции (для сведения кабминовцев !!!) и предназначен для кратковременного отдыха населения;

сквер – упорядоченный и озелененный участок площадью от 0,02 га до 2,0 га, который является элементом архитектурно-художественного оформления населенных мест, предназначенный для кратковременного отдыха населения;

зона отдыха – в Постановлении Кабмина упомянут несуществующий термин. В нормативных актах Украины (статьи 50, 51 Земельного кодекса Украины и в упомянутом приказе используется исключительно термины «земли рекреационного назначения» и «рекреационная зона», хотя по сути – это одно и то же. Согласно указанному приказу, зона отдыха (она же – рекреационная зона) это – специально выделенная генеральным планом и организованная территория в городе и зеленой зоне, предназначенная для отдыха населения. Такое определение соответствует нормам указанных статей Земельного кодекса. Ключевыми в данном случае являются признаки: «выделенная генеральным планом» и «организованная территория». То есть, если эта территория не обозначена на генеральном плане населенного пункта, как зона отдыха, или рекреационная зона, или эта территория не является организованной (то есть, с теми же самыми элементами хотя бы какого-то благоустройства для отдыха), такая зона не является зоной отдыха, упомянутой в Постановлении КМУ-211.

В любом случае, ключевыми факторами является обустроенность территории для массового отдыха населения. Нет обустроенности – нет запрета посещения по Постановлению КМУ-211, нет оснований для штрафования.

Остается проблема с прибрежной зоной, но на этот вопрос дать ответ тяжелее, потому что она слишком по-разному расписана в разных нормативных актах. И так же не понятно – кому помешало, чтобы люди на берегу водоема занимались спортом, дышали свежим воздухом, и т.п.? Можно и нужно ввести какие-то ограничения, например – запрет купаться, не собираться в группы, и т.п., но для чего запрещать вообще? Или цель постановления не сохранить здоровье населения, а наоборот превратить его в дохляков?

Относительно определения общественных мест, где нельзя находиться без маски, то этот юридический термин так же не имеет конкретного определения в законодательстве. Наверное, единственная законодательная норма – статья 1 Закона Украины «О мерах по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения», которую можно применять по аналогии закона. Она определяет общественное место, как часть (части) любого здания, сооружения, которое доступно или открыто для населения свободно, или по приглашению, или за плату, постоянно, периодически или время от времени, в том числе подъезды, а также подземные переходы, стадионы. Судебная же практика по делам о хулиганстве и появлении в пьяном виде в общественных местах, по обыкновению, относит к таким местам любые места, где собираются и обычно скапливаются люди, места массового отдыха. Не относятся к таким глухие закоулки, нелюдные дворы, и т.п. Но это, видимо, в каждом конкретном случае будет определять суд.

 

А разрешено следующее:

  • торговля продуктами питания, горючим, деталями и принадлежностями для транспортных средств и сельскохозяйственной техники, средствами гигиены, лечебными средствами и изделиями медицинского назначения, техническими и другими средствами реабилитации, ветеринарными препаратами, кормами, пестицидами и агрохимикатами, семенами и садовым материалом, суточным молодняком домашней птицы, средствами связи и телекоммуникации, в том числе мобильными телефонами, смартфонами, планшетами, ноутбуками и другими товарами, которые воссоздают и передают информацию, в специализированных магазинах. Пребывание в помещении таких торговых «точек» возможно не более одного посетителя на 10 кв. метров торговой площади. Кроме того, расстояние в прикассовой и кассовой зонах между лицами (за исключением покупателя и продавца) должно быть не менее чем 1,5 метра и/или должно быть наличие между ними соответствующих защитных экранов. Расстояние между посетителями, которые ожидают разрешения на вход в помещение должно быть не менее чем 1,5 метра;
  • осуществление деятельности по предоставлению финансовых услуг, деятельности финансовых учреждений и деятельности по инкассации и перевозке валютных ценностей;
  • осуществление медицинской практики, ветеринарной практики, осуществление деятельности по изготовлению технических и других средств реабилитации;
  • осуществление деятельности автозаправочных комплексов, деятельности по продаже, предоставлению в аренду, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, периодической проверке автотранспортных средств на предмет дорожной безопасности, сертификации транспортных средств, их частей и оборудования;
  • технического обслуживания регистраторов расчетных операций;
  • осуществление деятельности по подключению потребителей к Интернету, пополнению счетов мобильной связи, уплате коммунальных услуг и услуг доступа к Интернету, ремонту офисной и компьютерной техники, оборудованию, принадлежностей, бытовых изделий и предметов личного употребления;
  • объектов почтовой связи, квалифицированных предоставителей электронных доверительных услуг;
  • торговой деятельности и деятельности по предоставлению услуг общественного питания с применением адресной доставки заказов.

 

Относительно транспортного сообщения:

 

Разрешена перевозка пассажиров легковыми автомобилями.

Запрещены регулярные и нерегулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом в городском, пригородном, междугородном, внутреобластном и межобластном соединении, в частности пассажирские перевозки на городских автобусных маршрутах в режиме маршрутного такси.

 

Кто нуждается в самоизоляции?

  • все лица, достигшие 60-тилетнего возраста, кроме лиц, которые осуществляют меры, связанные с недопущением распространения COVID-19, обеспечивают деятельность объектов критической инфраструктуры;
  • лица, имевшие контакт с больным на COVID-19, кроме лиц, которые находились в средствах индивидуальной защиты в связи с исполнением служебных обязанностей;
  • лица, относительно которых имеется подозрение на инфицирование, или лица, болеющие COVID-19 и не нуждающиеся в госпитализации;

 

Обязанности лица в случае назначения обязательства относительно самоизоляции:

  • лица, которые нуждаются в самоизоляции, обязаны постоянно находиться в определенном ими месте самоизоляции, воздерживаться от контакта с другими лицами, кроме тех, с которыми совместно проживают;
  • лицам, которые нуждаются в самоизоляции (кроме лиц, которые больны на
    COVID-19) и заявили о невозможности обеспечения заботы о них в период самоизоляции другими лицами, разрешается посещения мест торговли продуктами питания, средствами гигиены, лечебными средствами, медицинскими изделиями, которые размещены на расстояния не более чем 2 километра от места самоизоляции, при условии использования средств индивидуальной защиты, в частности респираторов или защитных масок без клапана выдоха (наверное, тем, кому до магазина более 2-х км. – просто помирать от голода? Наверное, кабминовские жители Киева и не знают, что такое бывает? Как говорится: «страшно далеки они от народа…»);
  • лицам, нуждающимся в самоизоляции (кроме лиц, которые больны на
    COVID-19) и заявили о невозможности обеспечения заботы о них в период самоизоляции другими лицами, разрешается дважды на день выгул домашних животных;
  • лицо указывает место своей самоизоляции и информацию о средствах связи (номер телефона), краткие сведения о состоянии здоровья и хронических заболеваниях на время самоизоляции (по согласию лица).

В неотложных случаях лицо, которое находится на самоизоляции, обращается за экстренной медпомощью.

Контроль за соблюдением режима самоизоляции осуществляется работниками Национальной полиции и Национальной гвардии, работниками государственных учреждений Министерства здравоохранения эпидемиологического профиля, уполномоченными органами местного самоуправления, должностными лицами, в том числе с использованием мобильного приложения Единого государственного портала-веб-портала электронных услуг.

При этом, Министерству цифровой трансформации до 5 апреля 2020 г. поручено разработать электронный сервис с использованием мобильного приложения Единого государственного портала-веб-портала электронных услуг для возможности проведения мониторинга соблюдения самоизоляции и/или обсервации (изоляции) лицами, указанными в пунктах 4 и 5 этого постановления. Но такой мониторинг может осуществляться только при наличии согласия соответствующего лица.

ИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА

Для некоторой разрядки напряжения и передачи нашим властным органам некоторого старого опыта составления нормативных актов и их публикации следует обратить их внимание на 2 исторических документа, о том, как этом делалось в подобных ситуациях в прошлом, несмотря на отсутствие тогда Интернета и таких развитых СМИ (кому не интересно, можно не читать…)

Первый документ – это объявление 1918 года о правилах поведения населения и о наведении порядка в Хотинском уезде, которое военные власти Австро-Венгрии вывешивали в местах для официальных объявлений и на всяких видных местах.

С весны 1918 года Хотинской уезд находился под австрийской военной властью. Австро-венгерские войска захватили Хотинщину 28 февраля 1918 года. За короткое время в Хотинском уезде был наведён порядок, после того, как 10 марта (25 февраля по стар. стилю) 1918 года было опубликовано объявление Хотинской уездной земской управы об установлении военного режима следующего содержания:

«На основании распоряжения австро-венгерских военных властей Хотинская уездная земская управа уведомляет население Хотинского уезда:

  1. в течение семи суток со дня этого объявления все земские недоимки должны быть полностью уплачены. Оклад же в этом году должен быть уплачен немедленно после получения окладовых уведомлений.
  2. Любые сборища и митинги, как в открытых, так и в закрытых помещениях, безусловно запрещаются.
  3. Всем лицам безусловно запрещается вывоз из уезда съедобных припасов без разрешения земской управы.
  4. Утаивание предметов первой необходимости со спекулятивной целью преследуется по закону военного времени.
  5. До 1 марта с.г. весь Хотинской уезд должен быть очищен от падали и нечистот.
  6. Выполнение изложенных распоряжений возлагается на чинов милиции и на волостные земские управы.
  7. Все мосты и дороги должны быть отремонтированы в самый кратчайший срок.
  8. За нарушения пунктов этого объявления виновные подвергаются денежному штрафу в первый раз от 10 до 100 руб. или аресту от 1 до 10 дней, во второй раз – от 100 до 500 руб. или аресту от 10 до 30 дней. При повторении нарушения виновные будут подвергаться штрафу и аресту.

За нарушение данного объявления виновные подвергаются наказанию по законам военного времени.

Глава земской управы П. Ф. Китайгородский.

С подлинным верно, и.о. секретаря»[1].

 

Второй документ относительно поддержания санитарно-эпидемиологического порядка был издан уже местным органом советской власти в 1945 году.

11 марта 1945 г. Сокирянским райисполкомом было вынесено обязательное постановление «О санитарном оздоровлении Сокирянского района и райцентра местечка Сокиряны», которым было решено, в частности:

«С целью улучшения санитарного состояния в районе и райцентре м. Сокиряны, а также предупреждения от возможности желудочно-кишечного заболевания населения в связи с потеплением, Районный исполнительный комитет постановляет:

Всем главам сельских советов, директорам предприятий, руководителям учреждений, райкомунхозу, арендаторам домов и частным домовладельцам провести такие мероприятия:

  1. Очистить улицы, дворы, скверы, планы, закоулки, уборные, помойные ямы и другие свалки грязи. Вывезти и закопать все отходы на места для этого предназначенные. Отремонтировать, а там где нет устроить уборные и помойные ямы выгребного типа. Райсанинспектору следить и своевременно проводить хлорирование уборных и помойных ям. Расходы, связанные с этим отнести на руководителей учреждений, предприятий и владельцев домов.

  2. За санитарное состояние бесхозных брошенных домовладений возлагается ответственность на местечковый совет м. Сокиряны, председателей сельсоветов и райкомунхоз.

  3. Сделать ремонт и обсыпку землей колодцев, очистить от грязи, ко всем колодцам общественного пользования приделать крышки и общую бадью. Выполнение работ возлагается на председателей сельсоветов и райкомунхоз.

  4. Заведующему райсанстанцией, дезбюро обеспечить все работы по дезинфекции в районе.

  5. Председателям сельсоветов, райкомунхозу, арендаторам домов и частным домовладельцам возобновить, или насадить уничтоженные зеленые насаждения в городах и других населенных пунктах района.

  6. Надзор за исполнением этого постановления возлагается на Сокирянский отдел раймилиции, местечковый совет, сельсоветы и райсанстанцию.

  7. Виновные в нарушении этого постановления притягиваются к ответственности: по первому разу штрафу в размере до 100 рублей, или принудительным работам до одного месяца, во второй раз к уголовной ответственности.

  8. Срок обжалования устанавливается 10-дневный.

Председатель райисполкома Тимошенко, Секретарь райисполкома Бондаренко»[2]

 

Оба документа изложены просто и доступно для восприятия, чего не скажешь о Постановлении Кабмина № 211. Хотя следует заметить, что власть уже постепенно чему-то учится – например, издали эту листовку, достаточно понятного содержания:

 

__________________________________________________________

[1] Борьба трудящихся Молдавии против интервентов и внутренней контрреволюции в 1917–1920 гг. Сборник документов и материалов. – Кишинев: «Картя Молдовеняскэ», 1967.

[2] Обов’язкова постанова «Про санітарне оздоровлення Сокирянського району та райцентру містечка Сокиряни» // Оновлене життя. Газета Сокирянського райкому КП(б)У та райвиконкому. – Сокиряни, 29.03.1945.

______________________________________________________

Публикация – апрель 2020 года



Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *