АДВОКАТСЬКЕ бюро
Кучерявого Олега Петровича

повний комплекс юридичних послуг, захист інтересів громадян і юридичних осіб

Бер

9

Квалификация преступлений, связанных с взяточничеством

Автор: Advocat

Все годы “независимости” Украины всеми президентами, правительствами, всеми составами депутатского корпуса велось много разговоров о борьбе со взяточничеством и другими проявлениями коррупции. Эта борьба ведется компаниями, которые ничего по сути не меняют. Более того, такая компанейщина часто, даже пожалуй в большинстве случаев сопровождается очень грубыми злоупотреблениями властью и другими нарушениями законности со стороны работников правоохранительных органов.

Вследствие этих нарушений законности, с одной стороны, реальные и в особенности крупные коррупционеры уходят от ответственности, а с другой стороны, очень часто к ответственности привлекаются люди, не совершившие коррупционных нарушений, или эти нарушения настолько мелки, что фактически не содержат состава преступления.

Из практики известно, что немало выявленных “фактов” взяточничества является прямым следствием грубой и наглой провокации со стороны правоохранителей или прямой фальсификации событий (например – подкидывания).

Поэтому, видимо следует разъяснить отдельные моменты, связанные с рассмотрением уголовных дел о получении взятки. Данное разъяснение базируется на нормах Постановления Пленума Верховного Суда Украины N 5 от 26.04.2002 “О судебной практике в делах о взяточничестве”, на обобщении судебной практики, осуществленном судьями Верховного Суда Украины 01.07.2010 г. так и на собственной практике.

Получение взятки является преступлением в сфере служебной деятельности. Ответственность за получение взятки могут нести только служебные лица, которые имеют организационно-распорядительные обязанности или административно-хозяйственные обязанности.

Организационно-распорядительные обязанности – это обязанности по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях, независимо от формы собственности. Такие функции исполняют, в частности, руководители министерств, других центральных органов исполнительной власти, государственных, коллективных или частных предприятий, учреждений и организаций, их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами), их заместители, лица, руководящие участками работ (мастера, прорабы, бригадиры и т.п.).

Административно-хозяйственные обязанности – это обязанности по управлению или распоряжению государственным, коллективным или частным имуществом (установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечения контроля за этими операциями и т.п.). Такие полномочия в том или ином объеме имеются у начальников планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб, заведующих составами, магазинами, мастерскими, ателье, у их заместителей, у руководителей отделов предприятий, у ведомственных ревизоров и контролеров и т.п..

Лицо является служебным не только тогда, когда оно осуществляет соответствующие функции или исполняет обязанности постоянно, а и тогда, когда оно делает это временно или по специальным полномочиям, однако при условии, что указанные функции или обязанности возложены на него правомочным органом или правомочным служебным лицом. Работники предприятий, учреждений, организаций, исполняюшие профессиональные функции (адвокат, врач, учитель и т.п.), производственные функции (например, водитель) или технические функции (машинистка, охранник, и т.п.), могут признаваться служебными лицами только при условии, что вместе с этими функциями они исполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности.

Следует подчеркнуть, что служебными лицами могут признаваться не только граждане Украины, но также иностранцы и лица без гражданства.

В соответствии с п. 2 примечания к ст. 368 УК служебными лицами, занимающими ответственное положение, являются лица, указанные в п. 1 примечания к ст. 364, должности которых согласно ст. 25 Закона Украины от 16 декабря 1993 г. N 3723-XII “О государственной службе” отнесены к третьей, четвертой, пятой и шестой категорий, а также судьи, прокуроры и следователи, руководители, заместители руководителей органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, их структурных подразделений и единиц. Служебными лицами, занимающими особо ответственное положение, являются лица, указанные в ч. 1 ст. 9 названного Закона, и лица, должности которых согласно ст. 25 этого Закона отнесены к первой и второй категориям. Приведенные перечни являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат. Вывод суда о том, что служебное лицо занимало ответственное или особо ответственное положение, должен быть надлежащим образом мотивирован.

Ответственность за получение взятки наступает только при условии, что служебное лицо получило ее за исполнение или невыполнение в интересах того, кто дает взятку, или в интересах третьего лица, любого действия с использованием предоставленной ему власти или служебного положения, с использованием возложенных на него организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или таких обязанностей, которые оно (лицо) не было уполномочено совершать, но к совершению которых другими служебными лицами могла принять меры благодаря своему служебному положению. Получение служебным лицом незаконного вознаграждения от подчиненных или подконтрольных лиц за протежирование или потворство, за решение в их пользу вопросов, которые входят в его компетенцию, также следует расценивать – как получение взятки. Дачей и получением взятки признаются также действия, когда условия получения материальных ценностей или услуг хотя специально и не обусловливались, но участники преступления сознавали, что лицо дает взятку с целью удовлетворения тех или других собственных интересов или интересов третьих лиц.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 368 УК, заключается в получении взятки в любом виде. Поскольку исполнение или неисполнение служебным лицом соответствующих действий находится за пределами объективной стороны данного преступления, ответственность наступает независимо от того, до или после совершения этих действий была получена взятка, была ли или не была взятка обусловлена до их совершения, выполнило или не выполнило служебное лицо обусловленное, собиралось или нет оно это делать. Если выполненные служебным лицом в связи с получением взятки действия, сами по себе являются преступными (служебная подделка, злоупотребление властью или служебным положением и т.п.), содеянное надлежит квалифицировать по совокупности преступлений.

Поскольку получение взятки является корыстным преступлением, его предмет имеет исключительно имущественный характер. Им могут быть имущество (деньги, ценности и другие вещи), право на него (документы, предоставляющие право получить имущество, пользоваться им или требовать выполнения обязательств и т.п.), любые действия имущественного характера (передача имущественных удобств, отказ от них, отказ от прав на имущество, безвозмездное предоставление услуг, санаторных или туристических путевок, проведение строительных или ремонтных работ и т.п.).

Услуги, льготы и преимущества, которые не имеют имущественного характера (похвальные характеристики или выступления в печати, предоставление престижной работы и т.п.), не могут признаваться предметом взятки. Их получение может расцениваться как другая (некорыстная) заинтересованность при злоупотреблении властью или служебным положением и при наличии к тому оснований, должно квалифицироваться по соответствующей части ст. 364 УК (злоупотребление служебным положением).

Дача взятки заключается в передаче служебному лицу имущества, права на имущество или в совершении в его пользу действий имущественного характера за выполнение или невыполнение действий, которые лицо должно было или могло исполнить с использованием своего служебного положения или предоставленной ему власти.

Дача и получение в качестве взятки предметов, сбыт и приобретение которых является самостоятельным составом преступления (огнестрельного (кроме гладкоствольного охотничьего), холодного оружия, боевых припасов или взрывных веществ, наркотических средств, отравляющих или сильнодействующих веществ и т.п.), образует совокупность преступлений и квалифицируется по соответствующей части ст. 369 или ст. 368 и той статьи УК, которая предусматривает ответственность за сбыт или приобретение этих предметов.

Взятка может даваться и получаться также в завуалированной форме – под видом заключения законного соглашения, безосновательного начисления и выплаты заработной платы или премий, неэквивалентной оплаты услуг разного характера (консультации, экспертизы и т.п.). Установивши, что взятка была передана в завуалированной форме, суд должен указать это в приговоре и указать доказательства, на основании которых он пришел к выводу, что деньги, материальные ценности или услуги были переданы или предоставлены служебному лицу как взятка и что это сознавал и тот, кто его дал, и тот, кто получил.

Состав преступления, предусмотренного ст. 368 УК, имеется не только тогда, когда служебное лицо получило взятку для себя лично, а и тогда, когда оно сделало это в интересах близких ему лиц (родственников, знакомых и т.п.). При этом не имеет значения, как именно фактически был использован предмет взятки. Состав этого преступления имеется не только тогда, когда взятка дается за совершение определенных действий в интересах того, кто его дает, а и тогда, когда это делается в интересах других физических или юридических лиц.

Дача и получение взятки тесно связаны с умыслом лиц, которые совершают эти преступления. Если лицо, вручая служебному лицу незаконное вознаграждение, по тем или иным причинам не сознает, что дает взятку (например, в связи с обманом или злоупотреблением доверием), оно не может нести ответственность за дачу взятки, а служебное лицо – за получение взятки. Действия последнего при наличии к тому оснований могут квалифицироваться как злоупотребление властью или служебным положением, обман покупателей или заказчиков, мошенничество и т.п.. Действия служебного лица, которое, получая деньги или материальные ценности будто бы для передачи другому служебному лицу в качестве взятки, было намерено не передавать их, а присвоить, надлежит квалифицировать не по ст. 368 УК, а по соответствующим частям статей 190 и 364 УК как мошенничество и злоупотребления властью или служебным положением, а при наличии к тому оснований – и по соответствующим частям статей 27, 15 и 369 УК – как подстрекательство к покушению на дачу взятки. Лицо, которое в таком случае передало деньги или ценности, считая, что она дает взятку, несет ответственность за покушение на дачу последней.

Преступления, предусмотренные статьями 368, 369 УК, считаются законченными с момента, когда служебное лицо приняло хотя бы часть взятки. В случаях, когда оно отказалась принять предложенные деньги, ценности, услуги, действия того, кто старался дать взятку, надлежит квалифицировать как покушение на ее дачу. Если же служебное лицо выполнило определенные действия, направленные на получение взятки, но не получило ее по причинам, не зависящим от его воли, такие действия надлежит квалифицировать как покушение на совершение этого преступления.

Получение служебным лицом взятки от того, кто действует с целью его изобличения и освобождается от уголовной ответственности по предусмотренным законом основаниям, является оконченным составом преступления и квалифицируется, исходя из обстоятельств дела, по соответствующей части ст. 368 УК.

Действия лица, оказавшего содействие в совершении преступления тому, кто дал или получил взятку, или организовал это преступление, или подстрекал к его совершению, надлежит квалифицировать – как соучастие в даче или получении взятки. При этом, вопрос о квалификации действий соучастника следует решать с учетом направленности его умысла исходя из того, в чьих интересах, на чьей стороне и по чьей инициативе – того, кто дал, или того, кто получил взятку, – он действовал.

Служебное лицо, давшее взятку за получение определенных благ, льгот или преимуществ для учреждения, организации, предприятия, несет ответственность за дачу взятки, а при наличии к тому оснований – и за другое преступление (злоупотребление властью или служебным положением, незаконное овладение чужим имуществом и т.п.). Состав преступления, предусмотренный ст. 369 УК, в действиях служебного лица имеется и тогда, когда оно дало подчиненному указание добиваться таких благ, льгот или преимуществ путем подкупа других служебных лиц, выделило или распорядилось выделить для этого средства или другие ценности, представило законный вид выплатам в случаях дачи взяток в завуалированной форме и т.п.. Если же служебное лицо только рекомендовало подчиненному добиваться благ, льгот или преимуществ таким образом, ответственность за дачу взятки несет тот работник, который, исполняя такую рекомендацию, дал незаконное вознаграждение. Действия служебного лица в этом случае могут квалифицироваться как подстрекательство к даче взятки.

Поскольку от размера взятки зависит квалификация преступления, предмет взятки должен получить денежную оценку в национальной валюте Украины. Это является необходимым и в случаях, когда в качестве взятки было передано имущество, которое по тем или иным причинам не покупалось (похищенное, подаренное, найденное и т.п.). При определении стоимости предмета взятки следует исходить из минимальных цен, по которым в данной местности на момент совершения преступления можно было свободно приобрести вещь или получить услуги такого же рода и качества.

При квалификации получения взятки по признакам крупного или особо крупного размера надлежит руководствоваться примечанием к ст. 368 УК, исходя из необлагаемого минимума доходов граждан, установленного законодательством Украины на момент совершения этого преступления и размера социальной льготы, действующей на год совершения преступления.

Не объединенное единым умыслом получение нескольких взяток, каждая из которых не превышает в 200 (500) раз необлагаемый минимум доходов граждан, не может квалифицироваться как получение взятки в крупном (особо крупном) размере, даже если общая их сумма превышает последний. В связи с этим, последовательное получение одной взятки в крупном, а второй – в особо крупном размере надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, т.е. по частям 2 и 3 ст. 368 УК. Когда же умысел служебного лица при получении нескольких взяток был направлен на обогащение в крупных или особо крупных размерах (например, в случаях систематического получения взяток на основании так называемых такс или в форме поборов, дани и т.п.), его действия следует расценивать как одно преступление и в зависимости от фактически полученного квалифицировать по соответствующей частью статьи 368 УК. Если при умысле служебного лица на получение взятки в крупном или особо крупном размере им было получено по причинам, не зависящим от его воли, только часть обусловленной взятки, содеянное надлежит квалифицировать – как покушение на получение взятки в размере, который охватывался его умыслом.

В одном из следующих материалов будет дано разъяснение  прочих квалифицирующих признаков преступлений, связанных с взяточничеством.



Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *