А Д В О К А Т
Кучерявый Олег Петрович

полный комплекс юридических услуг, защита интересов граждан и юридических лиц

Дек

10

Налоговые изменения не только в Налоговом кодексе

Автор: Advocat

Без сомнения, всем уже хорошо известно о принятии Верховной Радой Налогового кодекса Украины (НК). Но под шумок, который поднялся вокруг НК, почти никто и не слышал, что депутаты тихонечко приняли еще один (а может и не один?) закон по налоговым вопросам. Это закон № 2756-17 от 02.12.2010 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины»

Закон, в основном, вступит в силу одновременно с НК, т.е. — с 1 января 2011 года.

В частности, в Гражданский кодекс Украины (ГК) внесено изменения в ст. 93, часть первую которой изложено в такой редакции: «Местонахождением юридического лица является фактическое место ведения деятельности или расположения офиса, из которого проводится ежедневное управление деятельностью юридического лица (преимущественно находится руководство) и осуществление управления и учета«.

Изменения постигли и очень значимую ст. 203 ГК об основаниях недействительности правочина. Часть первая статьи 203 теперь будет в такой редакции: «Содержание правочина не может противоречить этому Кодексу, другим актам гражданского законодательства, а также интересам государства и общества, его моральным основам«. Напомню, что ранее в этой норме не было ничего об интересах государства. Учитывая, что понятие «интересы государства» не менее расплывчатое, чем понятие «моральные основы общества», шансы для признания недействительными тех или иных правочинов у желающих увеличились.

Статья 228 ГК о правовых последствиях совершения правочина, который нарушает публичный порядок, дополнена частью третьей, согласно которой, в случае несоблюдения требования относительно соответствия правочина интересам государства и общества, его моральным основам такой правочин может быть признан недействительным. Если признанный судом недействительным правочин был содеян с целью, которая заведомо противоречит интересам государства и общества, то:

  • при наличии умысла у обеих сторон — в случае исполнения правочина обеими сторонами — в доход государства по решению суда взыскивается все (!!!) полученное ими по соглашению, а в случае выполнения правочина одной стороной, с другой стороны по решению суда взыскивается в доход государства все полученное ею и все надлежащее — с нее первой стороне в возмещение полученного;
  • при наличии умысла только у одной из сторон, все полученное ею за правочином должно быть возвращено другой стороне, а полученное последней, или надлежащее ей в возмещение исполненного по решению суда, взимается в доход государства.

Статью 234 ГК дополнено частью третьей такого содержания: «Правовые последствия признания фиктивного правочина недействительным устанавливаются законами«;

Часть первая статьи 657 ГК теперь выглядит так: «Договор купли-продажи земельного участка, единого имущественного комплекса, жилого дома (квартиры) или другого недвижимого имущества заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации, кроме договоров купли-продажи имущества, которое находится в налоговом залоге«.

Внесено изменения и в Уголовный кодекс Украины (УК), касательно уголовной ответственности за нарушения налогового законодательства. Часть четвертую статьи 212 УК изложено в такой редакции: «Лицо, совершившее действия, предусмотренные частями первой, второй, или действия, предусмотренные частью третьей (если они привели к фактическому непоступлению в бюджеты или государственных целевых фондов средств в особо крупных размерах) этой статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно до привлечения к уголовной ответственности уплатило налоги, сборы (обязательные платежи), а также возместило вред, причиненный государству их несвоевременной уплатой (финансовые санкции, пеня)«.

Постигли изменения также и Кодекс административного судопроизводства Украины (КАС), который дополнен статьей 183-3 об особенностях производства по делам, по обращению органов государственной налоговой службы (ГНС). Производство по делам, по обращению органов ГНС при осуществлении ими предусмотренных законом полномочий осуществляется на основании представления таких органов относительно:

1) приостановления расходных операций налогоплательщика на счетах налогоплательщика;

2) подтверждения обоснованности административного ареста имущества налогоплательщика;

3) взыскания средств по налоговым долгам.

Представление подается в суд первой инстанции в течение 24-х часов с момента установления обстоятельств, которые предопределяют обращение в суд, по общим правилам подсудности, установленным этим Кодексом, в письменной форме и должно иметь форму, установленную этой же статьей КАС. В случае несоблюдения этих требований суд уведомляет об этом заявителя и предоставляет ему срок, но не более 24-х часов, для устранения недостатков. Неисполнение требований суда в установленный срок влечет за собой возврат заявителю представления и приложенных к нему документов. Возврат представления не является препятствием для повторного обращения с ним в суд после устранения его недостатков, но не позже, чем в течение 48-ми часов с момента установления обстоятельств, предопределивших обращение в суд.

Суд определением (ухвалой) отказывает в принятии представления в случае, если заявлено требование, не предусмотренное частью первой этой статьи, а также, если из представленных в суд материалов усматривается спор о праве. Отказ в принятии представления делает невозможным повторное обращение заявителя с таким же представлением. Заявитель в этом случае имеет право обратиться с теми же требованиями в суд в общем порядке. Определение об отказе в принятии представления может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение 24-х часов с момента его вынесения.

В случае постановления судом определения об открытии производства по делу, суд принимает в трехдневный срок, но не позже чем в течение 96-ти часов с момента установления обстоятельств, предопределивших обращение заявителя в суд, постановление по сути заявленных требований, которое подлежит немедленному исполнению. Рассмотрение представления происходит при участии органа государственной налоговой службы, который его внес, и налогоплательщика, относительно которого его внесено. При этом интересно, что неявка сторон в судебное заседание не препятствует рассмотрения представления. При чем, в статье не указано, что имеется в виду неявка в случае надлежащего уведомления налогоплательщика. Т.е., существует возможность неуведомления налогоплательщика и рассмотрения дела без него. Уверен, что это будет широко применяемой практикой.

Апелляционный пересмотр постановления суда первой инстанции осуществляется по общей процедуре. Постановление суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке по общей процедуре.

В Законе Украины «Об информации» теперь определено понятие налоговой информации. Закон дополнен статьей 25-1 такого содержания: «Налоговая информация — совокупность сведений и данных, что созданные или полученные субъектами информационных отношений в процессе текущей деятельности и необходимые для реализации возложенных на контролирующие органы задач и функций. Защита налоговой информации гарантируется государством. Система налоговой информации, ее источники и режим определяются Налоговым кодексом Украины и другими нормативно-правовыми актами«.

В Законе Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» статью 3 дополнено частью третьей такого содержания: «Предприятия, имеющие право ведения упрощенного учета доходов и расходов и не зарегистрированные плательщиками налога на добавленную стоимость, могут обобщать информацию в регистрах бухгалтерского учета без применения двойной записи«.

Часть девятую статьи 9 изложено в такой редакции: «Копии первичных документов и регистров бухгалтерского учета могут быть изъяты на предприятии только по решениям соответствующих органов, принятым в пределах их полномочий, предусмотренных законами. Обязательным является составление реестра документов, которые изымаются в порядке, установленном законодательством. Изъятие оригиналов таких документов и регистров запрещается, кроме случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законом«.

Одновременно пункт 4 части первой статьи 8 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» дополнен предложением такого содержания: «Изъятие оригиналов первичных финансово-хозяйственных документов запрещается, кроме случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законом«. Такая же норма введена и в статью 12 Закона Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью»: «Изъятие оригиналов первичных финансово-хозяйственных документов запрещается, кроме случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законом» (часть 5).

Следует отметить, что депутаты побеспокоились и о пчеловодах. Теперь, в соответствии со ст. 77 Лесного кодекса, специальное использование лесных ресурсов, кроме размещения пасек, является платным. Этот сбор устанавливается Налоговым кодексом Украины.

В Законе Украины «Об основах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине», согласно пункту 2 части первой статьи 9, лицам, которые имеют особые трудовые заслуги перед Родиной, предоставляются льготы по уплате налогов, сборов, пошлины и прочих платежей в бюджет, согласно налоговому и таможенному законодательству. Но при этом одновременно из закона исключена часть четвертая статьи 15, согласно которой до настоящего времени одноразовые денежные выплаты гражданам преклонного возраста в связи с выходом на пенсию, осуществляющиеся по решению трудового коллектива за счет средств предприятий, налогообложению не подлежали.

Такая же норма введена и в Закон Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы»: лицам, отнесенным к категории 1 пострадавших от чернобыльской катастрофы (пункт 18 части первой статьи 20) теперь предоставляются льготы по уплате налогов, сборов, пошлины и других платежей в бюджет, согласно налоговому и таможенному законодательству, а не вообще — как было до сих пор.

Лица, которые постоянно проживают и постоянно работают, или постоянно проживают в зоне усиленного радиоэкологического контроля, и лица, которые постоянно работают, но не проживают в зоне усиленного радиоэкологического контроля, при условии, что они по состоянию на 1 января 1993 года прожили или отработали в этой зоне не менее четырех лет, получают льготы относительно уплаты налогов, сборов, пошлины и других платежей в бюджет также исключительно, согласно налоговому и таможенному законодательству (ч. 2 ст. 23).

Аналогичные изменения постигли и Закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты». Согласно пункту 18 части первой статьи 12, пункту 23 части первой статьи 13, пункту 17 части первой статьи 14, пункту 19 части первой статьи 15 и пункту 2 статьи 16 льготы по уплате налогов, сборов, пошлины и иных платежей в бюджет этим категориям граждан также предоставляются не автоматически по всему, а исключительно — согласно налоговому и таможенному законодательству.

Заинтересовала публикация?
  • Получайте новые публикации по RSS или E-mail.

комментариев 19

Олег Петрович, не могли бы Вы объяснить мне следующую ситуацию: я, работая на едином налоге(маленький магазинчик), в конце 2009 года родила ребенка. После выхода Налогового кодекса (пусть все «утрясется»)решила пойти в отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет. До 15 декабря, как положено, написала заявление в налоговую админ., с уведомлением о принятом решении, приложив при этом копию свидетельства о рождении ребенка. Но инспектор мне объяснила, что так поступать нельзя, что необходимо в исполкоме официально приостановить(а это все равно, что ракрыть торг.точку)действие свидетельства о предпринимательстве. В Законе я не нашла, как поступают в моем случае.

Татьяне: закрывать не надо. Приостанавливать работу предприятия тоже нет оснований. Уход за ребенком — конституционное и законное право, никто не может запретить. А вообще-то, что бы избежать всяких малограмотных наездов, перейдите на этот период на «загальну систему оподаткування» и показывайте нули в доходах.

Олег Петрович, спасибо за ответ. Меня автоматически уже перевели на общую систему налогооблажения. Но налоговики так не любят, когда сдаешь декларацию с нулями.

Татьяне: пусть терпят

ОлегПетрович,обьясните пожалуйста ,какие штрафы будут с 01.01.2011г. за торговлю на вещевом рынке без документов, ведь разовый патент отменен?

С Новым Годом Вас !
Пусть принесет удачи и счастья !!!

Олег Петрович, подскажите пожайлуста, когда будет извесно точно , принят ли закон о пенсионом взносе,для предпринимателей и для каких категорий он будет обязателен.Ну Вы понимаете о чем я говорю?

Оксане: два закона приняты еще в июле 2010 г. и обязательны для всех категорий предпринимателей. По одному поситайте http://ukr-advokat.org.ua/?p=3944#more-3944 . Текст второго закона http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=2464-17&p=1293180326604045

;( Я в таком шоке от этих законов. Туда зашло от туда вышло.Чесно ничего не поняла. Если смотреть с одной стороны то пулачается, что пенсионные взносы это добровольное отчисление, а так не получается. Я работаю на заводе,там я отчисляю в пенсионный фонд и будь добр дай еще, если ты предприниматель.Заплати 200гр. налога,300гр. в пенсионный фонд и это при том, что ты уже заплатил на заводе.Где логика? А за пенсионеров я вообще молчю,они уже заработали свою пенсию,почему они должны опять платить,такие суммы,чтобы потом им пересчитали пенсию в конце года и добавили гривен 30? Может быть я что то опять не так поняла?

Оксане: увы, но платить должны все.

Просто кошмар!!!!!!!!!

Олег Петрович! Должен ли СПД на общей системе с нулевыми доходами платить в ПФ взносы с мин.зарплаты?

Ирине: нет прибыли, значит нет платежей ни в ПФ ни по налогам.

Всех с Новых годом и Рождеством!Олег Петрович, не могли бы Вы мне дать ответ на два вопроса, так как нигде не могу найти ответ? С 1997 по 2004 я работала на фиксированном доходе и у меня было 5 наёмных продавцов, за которых я тоже отчитывалась. В 2004 году, по стечении обстоятельств, мне пришлось дать доверенность, на 10 лет, на иностранного гражданина для представления моих интересов во всех местах связанных с ведением предпринимательства. В 2005 я поменяла место прописки и перевелась с одного района в другой, при этом мне выдали другое свидетельство,а дальше я никуда не ходила. До III квартала 2010 года — сдаю нулевые декларации. 1 вопрос: действительна ли всё это время доверенность? 2 вопрос: возможно ли автоматическое закрытие деятельности, если отправлять нулевые декларации какой то определённый период?

Ире: по доверенности точно можно ответить только если ее увидеть, но скорее всего — действительна. Просто аналируйте ее у того ж нотариуса и все проблеммы…
Закрыть Вашу предпринимательскую деятельность можете или Вы сами, или если ее признають фиктивной. По Вам таких основний нет, поскольку Вы изначально работали.

Доброго дня! Будь ласка підскажіть, у випадку оскарження в касаційному порядку ухвали суду апеляційної інстанції (апеляційний адмін суд частково задовольнив наш позов про скасування податкових повідомлень-рішень) чи будуть податкові зобов’язання вважатися неузгодженими, чи ж навпаки сам факт подання касаційної скарги не позбавляє платника податків від необхідності сплати штрафних санкцій до закінчення розгляду справи у косац. інстанції? Дякую

Maksim: податкові зобов’язання после рішення апелсуду будут вважатися неузгодженими в частині, яка скасована. Рішення суду після апеляції набирає законної сили, незалежно від касаційного оскарження.

щодо запитання від 12 та наданої відповіді від 14.08.11р.: тобто якщо припустити що за наслідками розгляду справи в касаційній інстанції рішення буде прийняте на нашу користь і якщо на той час ми будемо вимушені сплатити штрафні санкції, то яким чином повернути сплачені кошти?

Maksim: є таке поняття — «поворот виконання рішення суду». Вам повинні будуть повернути гроші, або за домовленістю з Вами, зарахувати їх в рахунок інших платежів податків

Ваш отзыв