АДВОКАТСЬКЕ бюро
Кучерявого Олега Петровича

повний комплекс юридичних послуг, захист інтересів громадян і юридичних осіб

Чер

27

Новые нормы по делам о нарушении миграционного законодательства

Автор: Advocat

1 ukr_mova19 мая 2016 года Верховная Рада Украины приняла Закон № 1379-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования положений судебной защиты иностранцев и лиц без гражданства и урегулирования отдельных вопросов, связанных с противодействием нелегальной миграции», название которого говорит само за себя.

Прежде всего, следует отметить, что в Кодексе Украины об административных правонарушениях (КУоАП) статью 259 («Лица, имеющие право составлять протоколы об административных правонарушениях») дополнено частью 11 такого содержания: «В случае нарушения иностранцем или лицом без гражданства правил пребывания в Украине и транзитного проезда через территорию Украины, если личность нарушителя невозможно установить на месте совершения нарушения, уполномоченные должностные лица … могут доставлять таких лиц в помещения центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сферах миграции (иммиграции и эмиграции), … его территориальных органов и подразделений, в полицию, в пункты временного пребывания иностранцев и лиц без гражданства, которые незаконно находятся в Украине, для установления лица нарушителя и выяснения обстоятельств правонарушения». Т.е., если проще, то в случае неустановления на месте личности нарушителя, пограничники или миграционная служба имеют право его задержать, но в согласно с этой статьей – только для установления личности нарушителя и выяснения обстоятельств правонарушения.

Одновременно, согласно с дополнением части 3 к статье 261, органы (должностные лица), которые правомочны осуществлять административное задержание, о каждом случае административного задержания обязаны в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, информировать центры по предоставлению безвозмездной вторичной правовой помощи, кроме случаев, если лицо защищает себя лично или само пригласило защитника.

Изменились и нормы Кодекса административного судопроизводства Украины (КАСУ). В частности, изменен пункт 6 части 1 статьи 18 («Предметная подсудность административных дел») и теперь, согласно с ним, местным общим судам как административным судам, подсудны административные дела относительно:

  • принудительного возврата иностранцев и лиц без гражданства в страну происхождения или третью страну;
  • принудительного выдворения иностранцев и лиц без гражданства за пределы Украины;
  • задержания с целью идентификации и обеспечения принудительного выдворения иностранцев и лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Украины;
  • продления срока задержания с целью идентификации и обеспечения принудительного выдворения иностранцев и лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Украины;
  • задержания иностранцев и лиц без гражданства до решения вопроса о признании их беженцами или лицами, нуждающимися в дополнительной защите в Украине.

При этом, из КАСУ исключена статья 183-5, которая до этого определяла особенности производства в делах по административным искам, относительно выдворения иностранцев и лиц без гражданства, но одновременно кодекс дополнено статьей 183-7, которая называется «Особенности производства в делах по административным искам, относительно задержания и выдворения иностранцев и лиц без гражданства». Непонятно – зачем было надо вводить новую статью, если можно было просто изменить старую норму, но в любом случае, теперь порядок совершения процессуальных действий по таким делам является следующим:

исковые заявления иностранцев и лиц без гражданства относительно обжалования решений об их принудительном возврате в страну происхождения или третью страну, а также исковые заявления центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает реализацию государственной политики в сфере миграции, его территориальных органов и подразделений, органов охраны государственной границы или Службы безопасности Украины о принудительном выдворении иностранцев и лиц без гражданства за пределы Украины подаются в административный суд по местонахождению центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере миграции, его территориальных органов и подразделений, органа охраны государственной границы или Службы безопасности Украины или по местонахождению пункта временного пребывания иностранцев и лиц без гражданства, которые незаконно находятся в Украине. Если проще, то будут подавать – там, где задержали, или, скорее всего – там, где содержат нарушителя.

В случае наличия обоснованных оснований считать, что иностранец или лицо без гражданства, относительно которого подан административный иск о принудительном выдворении, не имеет документа, дающего право на выезд из Украины, будет уклоняться от исполнения решения о его принудительном выдворении, будет препятствовать проведению процедуры выдворения или если существует риск его побега, административный суд по ходатайству органа (подразделения), подавшего такой иск, может принять одно из таких решений:

  • взять лицо на поруки предприятия, учреждения или организации;
  • обязать иностранца или лицо без гражданства внести залог;
  • задержать иностранца или лицо без гражданства с помещением в пункт временного пребывания иностранцев и лиц без гражданства, которые незаконно находятся в Украине.

Однако, не могут применяться взятие на поруки и залог к иностранцам и лицам без гражданства, к которым ранее применялись такие меры, а также относительно которых имеются достаточные данные об их причастности к подготовке и/или к совершению террористической деятельности.

Такие меры также применяются административным судом к иностранцам и лицам без гражданства, подавшим заявление о признании беженцем или лицом, которое нуждается в дополнительной защите в Украине, но которые до принятия решения совершили нарушение законодательства Украины по пограничным вопросам и о правовом статусе иностранцев.

Суд во время применения залога и взятия на поруки письменно разъясняет иностранцу или лицу без гражданства возложенные на него обязанности:

  • прибывать к определенному служебному лицу с установленной судом периодичностью;
  • не отлучаться без разрешения определенного служебного лица из населенного пункта, в котором иностранец или лицо без гражданства временно находится;
  • безотлагательно уведомлять определенное служебное лицо об изменении своего местожительства.

Взятие на поруки состоит в подаче уполномоченными лицами предприятий, учреждений или организаций, которые суд считает заслуживающими особого доверия (поручителями), письменного обязательства о том, что они поручаются за исполнение иностранцем или лицом без гражданства возложенных на него обязанностей и обязываются при необходимости доставить его в суд или орган (подразделение), подавшее иск.

Внесение залога состоит во внесении иностранцем, лицом без гражданства или другим физическим или юридическим лицом (заставодателем) средств в денежной единице Украины на специальный счет, определенный в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Заставодателем не может быть юридическое лицо государственной или коммунальной собственности или иное, которое финансируется из государственного или местных бюджетов, или в уставном капитале которого имеется доля государственной, коммунальной собственности, или которое принадлежит субъекту хозяйствования, находящегося в государственной или коммунальной собственности. Размер залога определяется судом с учетом имущественного и семейного состояния иностранца или лица без гражданства в пределах от 50 до 100 размеров минимальной заработной платы и вносится на счет в течении 5 рабочих дней со дня принятия судом решения о внесении залога. До этого момента по решению суда лицо содержится в специально оборудованном для этих целей помещении органа (подразделения) охраны государственной границы или органа Службы безопасности Украины, который его задержал, или в пункте временного пребывания иностранцев и лиц без гражданства, которые незаконно находятся в Украине, и освобождается из него в день подачи истцу подтверждающих документов о внесении залога.

В случае невнесения залога в установленный срок, административный суд по ходатайству соответствующего органа (подразделения) безотлагательно постановляет без участия иностранца или лица без гражданства решение о его задержании с помещением в пункт временного пребывания иностранцев и лиц без гражданства. В период вынесения такого постановления лицо продолжает содержаться в специально оборудованном для этих целей помещении органа (подразделения) охраны государственной границы или органа Службы безопасности Украины, который его задержал, или в пункте временного пребывания иностранцев и лиц без гражданства.

В случае неисполнения иностранцем или лицом без гражданства обязанностей, возложенных судом, или совершения нарушения законодательства Украины по пограничным вопросам или о правовом статусе иностранцев:

  • внесенный залог по ходатайству соответствующего органа (подразделения) или по инициативе суда обращается судом в доход государства;
  • уполномоченный орган (подразделение) может обратиться в административный суд с ходатайством о задержании этого лица с помещением в пункт временного пребывания иностранцев и лиц без гражданства.

За неисполнение обязательств, возложенных судом поручитель несет предусмотренную законом ответственность. В связи с этим, в КУоАП, статья 185-3 дополнена частью 3, согласно которой неисполнение поручителем обязательств, возложенных судом при производстве в делах по административным искам по поводу задержания и выдворения иностранцев и лиц без гражданства влечет за собой наложение штрафа от 150 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Срок задержания иностранцев и лиц без гражданства в пунктах временного пребывания не может превышать 6-ти месяцев. В случае наличия условий, за которые невозможно обеспечить принудительное выдворение лица в указанный срок или принять решение по заявлению о признании его беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите в Украине, этот срок может быть продлен, но не более чем на 12 месяцев. О продлении срока задержания не позднее, чем за 5 дней до его истечения, орган (подразделение), по ходатайству которого задержан иностранец или лицо без гражданства, каждые 3 месяца подает соответствующий административный иск. В таком иске указываются действия или меры, которые применялись органом (подразделением) для выполнения решения о принудительном выдворении или для рассмотрения заявления о признании беженцем или лицом, которое нуждается в дополнительной защите в Украине.

Определены законом и условия, при которых невозможно обеспечить принудительное выдворение лица:

  • отсутствие сотрудничества со стороны иностранца или лица без гражданства во время процедуры его идентификации;
  • неполучение информации из страны гражданской принадлежности иностранца или страны происхождения лица без гражданства, или документов, необходимых для идентификации лица.

Все такие административные дела рассматриваются судом при обязательном участии сторон. Рассмотрение дел также может проводиться в режиме видеоконференции, в том числе с трансляцией из другого помещения, которое находится вне пределов помещения суда. В случае если иностранец или лицо без гражданства подал соответствующее ходатайство, дело рассматривается при его участии.

Административные дела рассматриваются судом в день подачи соответствующего ходатайства или искового заявления, кроме дел относительно принудительного выдворения и обжалования решений о принудительном возврате иностранца или лица без гражданства в страну происхождения или третью страну, которые суд рассматривает в пятидневный срок со дня подачи искового заявления. Копии судебных решений по таким административным делах безотлагательно выдаются лицам, которые принимали участие в деле.

Судебные решения в административных делах, предусмотренных этой нормой закона, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в пятидневный срок со дня их провозглашения. Но обжалование решения не приостанавливает его немедленного исполнения, а также не препятствует дальнейшему рассмотрению дела.

Судебные решения по таким административным делам вступают в силу после окончания срока апелляционного обжалования, а в случае их обжалования – с момента провозглашения судебного решения судом апелляционной инстанции. После их пересмотра в апелляционном порядке и судебные решения апелляционной инстанции, принятые по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, могут быть обжалованы в кассационном порядке. За подачу в административный суд исковых заявлений и апелляционных жалоб по таким делам, судебный сбор не платится.

Кроме указанных процессуальных норм, претерпели изменения и некоторые нормы Закона Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства». В частности, ими определено, что пункт временного пребывания иностранцев и лиц без гражданства, незаконно находящихся в Украине, это – государственное учреждение, предназначенное для временного содержания иностранцев и лиц без гражданства:

  • относительно которых судом принято решение о принудительном выдворении;
  • относительно которых судом принято решение о задержании с целью идентификации и обеспечения принудительного выдворения, в том числе принятых согласно международным договорам Украины о реадмиссии;
  • задержанных центральным органом исполнительной власти, которая обеспечивает реализацию государственной политики в сфере миграции, его территориальными органами и подразделениями на сроки и в порядке, предусмотренные законодательством Украины;
  • задержанных по решению суда до завершения рассмотрения заявления о признании беженцем;
  • или лицом, которое нуждается в дополнительной защите в Украине.

В соответствии с новой редакцией части 17 статьи 4 этого Закона, лица, освобожденные из пунктов временного пребывания на основании решения суда об отмене решения об их задержании или о принудительном выдворении за пределы Украины, или которые до завершения предельного срока пребывания в таких пунктах не были принудительно видворены за пределы Украины по причинам отсутствия проездного документа, транспортного сообщения со страной их происхождения или по другим причинам, независимо от таких лиц, признаются временно пребывающими в Украине на законных основаниях, на период действия обстоятельств, которые делают невозможным их принудительное выдворение за пределы Украины.

В статье 30 этого Закона («Принудительное выдворение иностранцев и лиц без гражданства») часть 1 дополнена абзацами 2 и 3, согласно с которыми, иск о принудительном выдворении не подается относительно иностранцев и лиц без гражданства, основания для принудительного выдворения которых выявлены в пунктах пропуска (пунктах контроля) через государственную границу во время их выезда из Украины.

Т.е., если иностранца или лицо без гражданства решили не впускать в пункте пропуска через границу (не прошел фейс-контроль, или что-то такое…), вся эта исковая волокита не нужна: развернули и до свидания…

Принудительно выдворенним иностранцам и лицам без гражданства запрещается дальнейший въезд в Украину сроком на 5 лет. Срок запрета на въезд в Украину исчисляется со дня вынесения такого решения и прибавляется к сроку запрета въезда в Украину, который лицо имело до этого.

Правда, как и ранее, решение суда о принудительном выдворении иностранцев и лиц без гражданства может быть обжаловано в порядке, предусмотренном законом – тем самым КАСУ. Но, если кого-то развернули прямо в пункте пропуска, это придется делать уже из-за границы, при чем, по большей части – через представителя.

_____________________________________________

Публикация – июнь 2016 года

 



Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *