Кві
21
О начале производства по исполнению судебных решений
30 ноября 2016 года вступила в силу новая редакция Закона Украины «Об исполнительном производстве». Закон претерпел довольно существенные изменения, но тем, кому придется соприкоснуться с его применением, прежде всего следует знать – каким образом начинается производство по исполнению судебных решений? Потому как, от ошибок и недопонимания на начальной стадии во многих случаях будет очень сильно зависеть возможность повлиять на ход исполнительного производства.
Непосредственно начало принудительного исполнения решения урегулировано статьей 26 Закона «Об исполнительном производстве». Принудительное исполнение решения суда и иных предусмотренных законом органов или лиц, исполнитель начинает на основании соответствующего исполнительного документа. Для большинства граждан и юридических лиц, это является выданный судом исполнительный лист или в случае судебного разбирательства хозяйственным судом – судебный приказ. Получивши один из этих документов, гражданин или юридическое лицо приобретает статус взыскателя (укр. – стягувача). Если Вы уже являетесь взыскателем и не видите возможности для исполнения должником решения суда в добровольном порядке, или даже если не считаете за возможное ожидать решение должника по этому поводу, Вы должны обратиться в государственную исполнительную службу или к частному исполнителю (когда они реально появятся) с заявлением о принудительном исполнении решения.
Но наше государство в лице «народной» власти с каждым годом и месяцем становится все «ближе» к народу, который до сих пор еще, не понятно почему формально считается носителем власти в стране? И каждый год, очень «беспокоясь» за народ, власть старается все больше «облегчить и улучшить» правосудие в стране. Наверное, именно поэтому властные структуры придумывают все новые виды обдирательства на ниве правосудия, как например, повышение судебных сборов, а те, кто прорвался в Верховную Раду «спасать» народ от «преступной власти» (и действительно же преступной!), почему-то вместе с правительством так давят народ и доступ к правосудию вообще, как это «преступной власти» и не снилось.
Что только не придумывали правители в разное время и в разных странах, чтобы искусно обобрать своих подданных. Например, испанцы в случае вступления на престол неженатого короля платили налог «туфля королевы». Деньги собирались монарху на свадьбу. А в Англии было время, когда за владение часами нужно было платить в казну 5 шиллингов в год, а король Карл II ввел налог на содержание королевского замка Филлингхем, которого никогда не существовало. А вот в Византии вообще взимали налог на воздух. Платили его владельцы зданий, которые были выше установленных норм.
Одним из самых колоритных выдумщиком налогов был, пожалуй, российский император Петр І-й. Он даже ввел при дворе должность «прибыльщиков». Они должны были «сидеть и чинить государю прибыли», то есть выдумывать налоги. И судя по тому, какие налоги были в Российской империи в эпоху Петра, прибыльщики отрабатывали свой хлеб сполна. Налоги приходилось платить за все: за печь в доме, за выращивание орехов, за веру, отличную от официальной, за бани, за усы и бороды…
Наш нынешний Петр, видимо тоже под иными названиями держит “при дворе” таких «прибыльщиков», которые неустанно думают о том, как ободрать народ?
Так вот, возвращаясь к Закону «Об исполнительном производстве», после того, как наша власть – эти «борцы за народное счастье» существенно подняли судебные сборы, после того, как существенно усложнили людям апелляционное и кассационное обжалования судебных решений, они теперь решили усложнить еще и исполнение тех решений, которых люди все же оказались в состоянии добиться. Они додумались до обязания взыскателей вносить авансовый взнос для финансирования исполнения судебных решения. Т.е., например, выплативши кучу довольно высоких судебных сборов по иску, определениям (ухвалам), апелляции, кассации, израсходовавши еще немало средств на правовую помощь и экспертизы (которые благодаря «радению» власти тоже существенно подорожали), и в конце-концов получивши решение суда, которое Вас удовлетворило, Вы, чтобы получить исполнение этого решения, должны уплатить исполнительной службе еще 2 % от суммы, которая подлежит взысканию и прямо таки к заявлению о принудительном исполнении решения приложить соответствующую квитанцию.
Интересно, что инициаторы и депутаты не лишены чувства юмора. В стране с нищенским населением они, «идя навстречу населению», ограничили сумму авансового взноса размером 10-ти минимальных заработных плат (32000 грн. на данный период времени) – как будто есть много людей, которые смогут вывалить за исполнение судебных решения, например по разделу семейного имущества, 1000 и больше долларов или евро? На самом деле, в данном случае инициаторы закона и их хозяева наверное побеспокоились о себе – чтобы самим экономить деньги по своим судебным делам? Хотя для них это не есть большие деньги, но отдавать государству свыше 1,1 тыс. баксов (приблизительно), не зная точно, будет ли реально исполнено решение суда, все равно не хочется?
Кстати, за исполнение решения неимущественного характера и даже постановлений об обеспечении иска во время судебных разбирательства (например – о наложении ареста на имущество) Вы должны будете заплатить авансовый взнос в размере одного минимального размера заработной платы (3200 грн.), если должник – физическое лицо, и в размере двух минимальных размеров заработной платы (6400 грн.), если должник – юридическое лицо. Почему по юридическому лицу вдвое больше – внятных ответов нет, но наверное таким образом наши «борцы с коррупцией» защищают свои предприятия и предприятия своих людей от взыскания средств по судебным решениям?
Ну а если у Вас после судебных мыканий на уплату авансового взноса уже денег нет, то вешайте решение суда в рамочку на стенку и смотрите на него. Ведь в современной Украине без денег Вы – никто!
Может и по злому написано, но суть этой законодательной нормы именно такая и ни какая иная?
Правда есть несколько категорий взыскателей, которые освобождаются от уплаты авансового взноса. Это взыскатели по решениям об:
- взыскании заработной платы, восстановлении на работе и по иным требованиям, проистекающим из трудовых правоотношений;
- начислении, назначении, перерасчете, осуществлении, предоставлении, получении пенсионных выплат, социальных выплат нетрудоспособным гражданам, выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, выплат и льгот детям войны, иных социальных выплат, доплат, социальных услуг, помощи, защиты, льгот;
- возмещении вреда, причиненного увечьем или другим повреждением здоровья, а также смертью физического лица;
- взыскании алиментов;
- возмещении имущественного и/или морального вреда, причиненного вследствие совершения уголовного правонарушения (преступления).
От уплаты авансового взноса также освобождаются государственные органы, инвалиды войны, инвалиды I и II групп, законные представители детей-инвалидов и недееспособных инвалидов I и II групп, граждане, отнесенные к категориям 1 и 2 лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, в случае их обращения в органы государственной исполнительной службы.
Кроме того, авансовый взнос не платится в случае исполнения решения Европейского суда по правам человека (тут они побоялись всунуться)?
Но это еще не все: в соответствии со статьей 43 того же Закона, в случае если расходы на привлечение к производству исполнительных действий субъектов хозяйствования на платной основе, изготовление технической документации на имущество, осуществление расходов на валютообменные финансовые операции и иных расходов, связанных с перечислением средств, превышают сумму уплаченного авансового взноса, взыскатель обязан дополнительно осуществить авансирование таких расходов. И будьте уверены – в очень многих случаях Вам будут предъявленные такие требования – государство и исполнители об этом побеспокоятся.
Правда, в соответствии с частью 3 статьи 43 Закона, после завершения исполнительного производства или возврата исполнительного документа взыскателю авансовый взнос должен быть возвращен взыскателю, если иное не предусмотрено этим Законом. А должникам следует знать, что эти средства будут «содраны» с них сверх сумм взыскания, определенных судом.
Возвращаемся к заявлению о принудительном исполнении решения: в заявлении о принудительном исполнении решения взыскатель имеет право (но не обязан) указать сведения, которые идентифицируют должника или могут оказать содействие принудительному исполнению решения (счет должника, место работы или получение им иных доходов, конкретное имущество должника и его местонахождение и т.п.), счета в банковских учреждениях для получения им средств, взысканных с должника, а также обязательно отмечает сумму, которая частично уплачена должником по исполнительному документу, если такое имело место.
Исполнитель не позднее следующего рабочего дня со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об открытии исполнительного производства, в котором указывает об обязанности должника подать декларацию о доходах и имуществе должника, предупреждает должника об ответственности за непредоставление такой декларации или внесение к нее заведомо неправдивых сведений. В постановлении об открытии исполнительного производства по решению, принудительное исполнение которого предусматривает взыскание исполнительного сбора, государственный исполнитель указывает о взыскании с должника исполнительного сбора в размере, установленном статьей 27 этого Закона (10% от суммы взыскания). По решению неимущественного характера исполнитель в постановлении об открытии исполнительного производства указывает о необходимости исполнения должником решения в течение 10 рабочих дней (кроме решений, которые подлежат немедленному исполнению).
В случае, если в заявлении взыскателя указаны счета должника в банках, иных финансовых учреждениях, исполнитель немедленно после открытия исполнительного производства накладывает арест на средства должника. В случае, если в заявлении взыскателя указано конкретное имущество должника, исполнитель немедленно после открытия исполнительного производства проверяет в электронных государственных базах данных и реестрах наличие права собственности или иного имущественного права должника на такое имущество и накладывает на него арест. На прочее имущество должника исполнитель накладывает арест.
Что является действительно разумным и прогрессивным в новом законе – в случае если при открытии исполнительного производства исполнителем наложен арест на имущество должника, арестованное имущество не обязательно должно быть реализовано исполнителем с торгов или по «левым» схемам, а должник по согласованию со взыскателем имеет право передать ему такое имущество, или реализовать его и передать средства от его реализации взыскателю в счет полного или частичного погашения долга по исполнительному документу. В случае продажи имущества должника покупатель должен внести средства за приобретенное имущество на счет органа государственной исполнительной службы или частного исполнителя. После передачи имущества взыскателю или внесения покупателем средств на счет органа государственной исполнительной службы или частного исполнителя, арест с проданного имущества должника снимается по постановлению исполнителя.
Далее, в соответствии со статьей 28 этого Закона, исполнитель должен направить копию постановления об открытии исполнительного производства сторонам (взыскателю и должнику) заказным письмом с уведомлением о вручении. При чем, должник считается уведомленным о начале принудительного исполнения решений, если ему направлено постановление об открытии исполнительного производства по адресу, указанному в исполнительном документе. То есть, если канцелярские работники суда указали не правильный адрес – это проблема должника, он все равно считается уведомленным. Возможно, как это не смешно выглядит, появление нового типа исков к судам: о возмещении ущерба, причиненного такой ошибкой.
Кстати, прочие документы исполнительного производства направляются взыскателю и должнику по их адресам, указанным в исполнительном документе, простыми письмами или курьером.
В случае изменения стороной местожительства или пребывания или местонахождения документы исполнительного производства направляются по адресу, указанному в соответствующем заявлении стороны исполнительного производства.
Все документы исполнительного производства доводятся до сведения или направляются адресатам не позднее следующего рабочего дня со дня их вынесения.
В случае если в исполнительном документе указаны адреса электронной почты взыскателя и/или должника, документы исполнительного производства направляются взыскателю и/или должнику также (но не исключительно) по электронной почте. А на основании письменного заявления участника исполнительного производства документы исполнительного производства могут направляться адресатам каналами факсимильной связи, по электронной почте или с использованием иных средств связи. Такие документы, присланные каналами факсимильной связи, по электронной почте или с использованием иных средств связи, считаются врученными, при наличии надлежащего подтверждения их получения адресатами.
Конечно, исполнитель или уполномоченное им лицо может лично вручить под расписку документы исполнительного производства сторонам, другим участникам исполнительного производства, а также администрации предприятия, учреждения, организации, физическому лицу – предпринимателю.
Понятно, что у посетителя сайта, который это все прочитал, возникает уместный вопрос относительно возврата средств, которые он израсходовал, если решился обратиться за исполнением судебных решения и таки смог профинансировать исполнительные действия.
Здесь тоже не все так просто. Ваши интересы в данном случае второстепенны (статья 45 Закона): сначала за счет взысканных с должника средств Вам возвращается авансовый взнос. Конечно, в гривнах и конечно без учета того, что за время исполнения деньги, как это водится в современной Украине, обесценились. Если после этого еще что-то осталось, то во вторую очередь компенсируются расходы исполнительного производства, не покрытые авансовым взносом взыскателя. И только после этого, если все же еще что-то осталось с взысканных с должника средств, исполнитель начисляет 10% исполнительного сбора (за свои непомерные труды) и из остатка взысканных средств пропорционально погашаются удовлетворенные судом взыскания Вам и взыскание исполнительного сбора. Ну а если после возвращении Вам авансового взноса (в полном объеме или частично) ни чего не осталось, то радуйтесь, что хотя бы это вернули и думайте: а оно Вам вообще надо было?
А должникам при этом следует иметь в виду, что если дойдет до принудительного исполнения судебных решений, особенно через государственных исполнителей, кроме присужденных судом взысканий, Вам придется «вывалить» еще очень «кругленькую» сумму денежек.
Я этой статьей не призываю к тому, что бы взыскатели не обращались за исполнением судебных решений. Но тем не менее, призываю все стороны (взыскателей и должников) решать эти вопросы мирным путем, если это, конечно возможно, а то обе стороны могут остаться вследствие такой помощи государства или частных исполнителей, как это говорится, «без штанов».
Понятно, что это далеко не всегда возможно и вследствие крайне обдирательской (по моему мнению) сути этого Закона, наверное будет обоснованным прогноз, что вновь вернется то, что уже было в 90-х годах: расцветут всякие неофициальные «исполнители»? И хотя это уже сейчас понятно, но только после массовых преступлений, связанных с «выбиванием» средств, на фоне плохой статистики некоторые представители «элиты» (как они себя любят называть) снова пропиарятся и изменят закон до того состояния, когда он хотя б немного будет направлен на реальное исполнение судебных решений?
И на завершение: после написанного-прочитанного, сами оценивайте то, что было записано в пояснительной записке, которую подала администрация Президента Украины, направляя проект закона в Верховную Раду: «Принятие Закона Украины “Об исполнительном производстве” обеспечит развитие современной, эффективной и действенной системы принудительного исполнения судебных решений и решений иных органов в соответствии с европейскими стандартами, создаст конкурентную среду между государственными и частными исполнителями, которая будет стимулировать повышение уровня профессиональности исполнителей и качества исполнения судебных решений, будет оказывать содействие снижению уровня заформализированности процедур и оптимизации стадий исполнительного производства, сроков проведения исполнительных действий, повысит уровень доверия общества к системе принудительного исполнения решений в целом».
Особенно умиляет последняя фраза!
Но что поделаешь? «Народным» депутатам понравилось, наверное и Вам должно понравиться, если они от Вас – от Народа?
_______________________________________________________________
Публикация – апрель 2017 года
Как красиво и в точку написано!!! именно так! вот у меня есть дело, где с 2011 года ответчик должен истцу 400 000,00 гривен и до сих пор не исполняет…. сейчас скоро опять вернут исполнительный лист и уже истец должен будет заплатить в госбюджет кругленькую сумму ради того, чтобы этот лист приняли на исполнение……. тоесть тебе должны, но ты ещё и государству должен за то, что оно ничего не делает….
Скажите, есть ли объяснения представителей законодательной власти, исполнительной почему государственные органы освобождены от уплаты авансового взноса? Можно ли утверждать, что в общем случае принцип обязательности уплаты авансового взноса физическими лицами/не государственными органами носит дискриминационный характер и нарушает соответствующую ст. Конвенции.
Unknown, я не встречал таких объяснений, но это и так понятно: так легче обдирать народ. Но вряд ли, это будет считаться дискриминацией, поскольку, с формальной стороны, государство – это вроде бы как объединение граждан и этот закон, опять же – вроде бы, действует в интересах граждан, что бы уменьшить их совместные затраты. Хотя в наших условиях это – красивая сказка
Есть ли состав преступления МОШЕННИЧЕСТВО если заключив договор о кредитовании человек не выплатил кредит в срок установленный договором?
Сергей, теоретически состав такого преступления в данном случае возможен, но только в том случае, если будет доказано, что он оформляя кредит и получая кредитные деньги, уже на тот момент имел умысел эти деньги присвоить и не возвращать. Но это редко возможно доказать и, как правило, кредитные взаимоотношения – гражданско-правовые отношения, не связанные с уголовным кодексом.
Добрый вечер!!!! Олег Петрович такой вопрос – компания ООО “Доверие и гарантия” выкупила право требования у компании Менивео договор кредитный. Доказательства переуступки она не отсылала по адресу указанный в договоре. пишут в смс верните долг а то приедут региональные представители и будут узнавать где живешь, где работаешь и т.д. Я им сказал ч. 1 ст. 1082 гку и ч. 2 ст. 517 гку ознакомьте меня с доказательством переуступки. они говорят что не обязанны делать это. как мне быть дальше? поидеее должно быть только через суд требовать. Максимум они могут написать претензию или требование верните долг. А вот вопрос при переуступки права требования срок исполнения обязательства сохраняется указанный в договоре или меняется с момента переуступки? И тогда действует ст. 530 гку где сказано что с момента требования должник в 7 срок обязан выполнить обязательство.
Сергей, они обязаны Вас официально уведомить, кроме того посмотрите по содержанию договора относительно права переуступки, но в любом случае не стоит платить кому попало по всяким СМС-кам. Мало ли “якій пес” пришлет Вам СМС-ку. Если будут “наезжать” без подтверждения, вызывайте полицию. А вообще, напишите в обе эти компашки-шаражки (нормальные бы уведомили) письма (с уведомлением о вручении) с требованием предоставить документы о подтверждении переуступки.