АДВОКАТСЬКЕ бюро
Кучерявого Олега Петровича

повний комплекс юридичних послуг, захист інтересів громадян і юридичних осіб

Лип

4

Регрессные иски страховых компаний

Автор: Advocat

Наш сайт уже разъяснял читателям вопросы, связанные с новым порядком выплаты страховых возмещений по договорам обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ТС). Однако следует иметь в виду, что новый закон регулирует не только вопросы выплаты застрахованным лицам, но также и вопросы, касающиеся предъявления материальных претензий со стороны страховых компаний к гражданам и юридическим лицам, которые так или иначе причастны к ДТП и возникновению вреда.

И эти моменты тоже следует знать, что бы не оказаться в нехорошей ситуации, когда Вы “вдруг” получили из суда повестку и копию иска к Вам – с требованием взыскать с Вас очень немалую сумму.

Сначала объясним, что такое регрессный иск. Это в гражданском праве требование физического или юридического лица (назовем его – “А”), к иному физическому или юридическому лицу (назовем его – “Н”) о возврате денежной суммы, которую “А” уплатил третьему лицу по вине “Н”. Например, страховщик выплатил пострадавшему лицу страховое возмещение и хочет вернуть уплаченные деньги, предъявляя иск к лицу, которое непосредственно виновно в причинении ущерба пострадавшему.

Итак, страховщик после выплаты страхового возмещения имеет право подать регрессный иск:

1) к страхователю или водителю обеспеченного транспортного средства, которое послужило причиной ДТП:

а) если он управлял транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под влиянием медицинских препаратов, снижающих внимание и скорость реакции;

б) если он управлял транспортным средством без удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории;

в) если он после ДТП, совершенного при его участии, самовольно оставил место происшествия или отказался от прохождения в установленном порядке осмотра относительно состояния алкогольного, наркотического или другого опьянения или относительно употребления медицинских препаратов, которые снижают внимание и скорость реакции, или употребил алкоголь, наркотики или медицинские препараты, изготовленные на их основе (кроме входящих в официально утвержденный состав аптечки или назначенные медицинским работником);

г) если ДТП определено в установленном порядке непосредственным следствием несоответствия технического состояния и оборудования транспортного средства существующим требованиям Правил дорожного движения;

ґ) если он не сообщил страховщику в сроки и при условиях, определенных в подпункте 33.1.2 пункта 33.1 статьи 33 этого Закона;

д) если страховой случай настал с использованием обеспеченного транспортного средства в период, не предусмотренный договором внутреннего страхования (при заключении договора страхования с условием использования ТС в период, предусмотренный договором страхования);

2) к предприятию, учреждению, организации, отвечающему за состояние дороги, если причиненный в результате ДТП вред возник по их вине (хоть что-то розумное!);

3) к лицу, причинившему вред умышленно.

МТСБУ после уплаты страхового возмещения имеет право подать регрессный иск:

к владельцу, водителю транспортного средства, которое стал виновником дорожно-транспортного происшествия и не застраховал свою гражданско-правовую ответственность;

к водителю транспортного средства, который завладел транспортным средством с помощью противоправных действий;

к страховщику, если обеспеченное транспортное средство, причинившее вред, было установлено и страховщик был обязан, но не выплатил страховое возмещение в порядке, установленном этим Законом;

к предприятию, учреждению, организации, отвечающему за состояние дороги, если причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия вред возник по их вине;

к лицам льготных категорий, которые причастны к ДТП, если они управляли транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения или под воздействием врачебных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, а также, если они отказались от прохождения осмотра относительно состояния алкогольного, наркотического или другого опьянения или относительно употребления врачебных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, и/или употребили алкоголь, наркотики или врачебные препараты, изготовленные на их основе (кроме входящих в официально утвержденный состав аптечки или назначенные медицинским работником), и/или они управляли транспортным средством без права на управление транспортным средством соответствующей категории, и/или самовольно оставили место ДТП.

В случае если страховщик осуществил страховое возмещение за вред, причиненный во при использовании обеспеченного ТС, в сфере, которая предусматривает большее значение корректирующего коэффициента, чем определено договором страхования, или водителем, водительский стаж которого является меньшим, чем определено условиями договора страхования, то лицо, ответственное за вред, причиненный вследствие ДТП, обязано компенсировать страховщику 50 процентов выплаченного страхового возмещения.

В случае если невыполнение (ненадлежащее исполнение) лицом, ответственность которого застрахована, водителем обеспеченного ТС или лицом льготной категории, привело к нарушению срока осуществления страхового возмещения (регламентной выплаты), страховщик (МТСБУ) имеет право требовать от такого лица компенсацию в размере 20 процентов выплаченного страхового возмещения (регламентной выплаты).

В этом материале неоднократно упоминалась статья 41 закона, относительно МТСБУ. Эта статья определяет регламентные выплаты из централизованных страховых резервных фондов МТСБУ, которая за счет средств фонда защиты пострадавших возмещает вред на условиях, определенных Законом “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств” в случае ее причинения:

а) транспортным средством, владелец которого не застраховал свою гражданско-правовую ответственность, кроме вреда, причиненного транспортному средству, которое не соответствует требованиям пункта 1.7 статьи 1 этого Закона, и имуществу, которое находилось в таком транспортном средстве;

б) неустановленным транспортным средством, кроме вреда, который причинен имуществу и окружающей природной среде (к слову, об этом пункте мало, кто знает и по таким возмещениям потерпевшие по обыкновению не обращаются);

в) транспортным средством, которое вышло из владения владельца не по его вине, а в результате противоправных действий других лиц;

г) лицами, на которых распространяется действие пункта 13.1 статьи 13 этого Закона (льготные категории);

ґ) в случае недостаточности средств и имущества страховщика – участника МТСБУ, признанного банкротом и/или ликвидированного, для исполнения его обязательств по договору обязательного страхования гражданско-правовой ответственности;

д) в случае предоставления страхователем или лицом, ответственность которой застрахована, своего транспортного средства работникам милиции и медицинским работникам заведений здравоохранения, согласно действующему законодательству;

е) при иных обстоятельствах, определенных законодательством о гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств.

МТСБУ за счет средств фонда страховых гарантий возмещает вред на условиях, определенных этим Законом, в случае его причинения:

а) в случае недостаточности средств и имущества страховщика – полного члена МТСБУ, признанного банкротом и/или ликвидированного, для исполнения его обязательств по договору обязательного страхования гражданско-правовой ответственности;

б) владельцами зарегистрированных в Украине транспортных средств, если такие владельцы предоставили соответствующим уполномоченным органам других стран страховой сертификат “Зеленая карточка”, выданный от лица страховщиков – членов МТСБУ, и при условии, что такой страховщик не возместил вред;

в) на территории Украины, водителями-нерезидентами, на условиях и в объемах, установленных законодательством об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств и принципами взаимного урегулирования вреда на территории стран – членов международной системы автомобильного страхования “Зеленая карточка”;

г) при других обстоятельствах, определенных законом о гражданско-правовой ответственности и международными договорами относительно обязательного страхования гражданско-правовой ответственности.

МТСБУ не возмещает вред пострадавшим, если они могут удовлетворить требования на основании договоров других видов страхования. В таких случаях МТСБУ возмещается часть вреда, который не компенсирована по договорам других видов страхования.

Еще раз напоминаем Вам, что изменения в этот Закон вступают в силу через шесть месяцев со дня его опубликования, то есть, как уже говорилось – с 18 сентября 2011 г., поскольку понятно, что различным органам для обеспечения действия этого закона нужно еще разработать и ввести в действие кучу инструкций, образцов документов, и т.п..

В целом Закон Украины “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств” можно увидеть на сайте Верховной Рады Украины.

_____________________________________________________________

 Публикация – июль 2011 г.



коментарів 10

  1. Владимир :

    Огромное спасибо за столь исчерпывающую и своевременную юридическую информацию! Я работаю страховым агентом СК “Провидна” в Днепропетровске. У меня к Вам просьба: я не совсем понял из этой статьи
    – п.1д в части периода не предусмотренного договором страхования;
    – о 50% и 20% компенсациях выплаченного страхового возмещения;
    – если ТС не установлено, то МТСБУ не возмещает ущерб за имущество(т.е. на ремонт авто), а что же тогда возмещается?
    Если Вас не затруднит, разъясните, пожалуйста, более подробно эти моменты.
    С уважением, Шолохов Владимир.

  2. admin :

    Владимир: к сожалению, затруднит, поскольку по 1-м 2-м цитатам (или что это?) не понял – в чем вопрос, по 3-му понял в чем вопрос, не не понял – какой нормы он касается? В принципе, все что в статье – все взято из закона. Закон явно еще сырой, как и все, которые у нас сейчас принимаются. Могут быть там и мутные моменты. Во все детали я пока еще не вник, просто попытался перевести закон на человеческий язык и предупредить людей об опасностях, которые заметил.

  3. Александр :

    Здравствуйте Олег Петрович.У меня возникла такая ситуация.которую не знаю как назвать.Это регрессивный иск или беспредел.В марте 2009 г у сына произошло ДТП по его вине.У сына было ОСАГО страховая “Страховые традиции”.Страховому комиссару было сообщено о ДТП вовремя.Документы на оформление страхового случая были поданы вовремя.И 2,5 года мы об этом больше ничего не слышали.Знаю что за это время “Страховые традиции” самоликвидировались. А теперь пришел вызов в суд от страховой компании истца с иском на выплату 23000 грн.за немного помятое крыло.И что нам теперь делать?И как это все называется,по вашему?

  4. admin :

    Александр: ничего Вам не отвечу, такие вопросы удаленными консультациями не решаются. Надо собирать и изучать документы

  5. Лариса :

    Здравствуйте! Скажите пожалуйста, является ли регрессным иском иск к владельцу машины, на которой было совершено ДТП, но за рулем сидел его сын. Суд вынес приговор в отношении сына, но он, являясь по документам неплатежеспособным за 2 года ничего не выплатил. Можно ли перекинуть иск на реального владельца машины и есть ли у Вас представители в Харькове? Списибо.

  6. admin :

    Лариса: это не регрессный иск. Исходя из того, что Вы написали, можно сделать предположительный вывод, что решение суда по иску уже было принято и оно вступило в законную силу. Повтороное обрашение в суд по тому же поводу и по тем же основаниям, хотя и к иному лицу, крайне затруднительно. Представителя в Харькове нет.

  7. Артур :

    Здравствуйте Олег Петрович. Не могли бы вы больше разъяснить смысл слов: “д) если страховой случай настал с использованием обеспеченного транспортного средства в период, не предусмотренный договором внутреннего страхования (при заключении договора страхования с условием использования ТС в период, предусмотренный договором страхования);”. Дело в том, что я приобрел автомобиль, и предыдущий владелец, а вместе с ним и страховой агент, который осущестлял страховку, уверяли меня, что она, т.е. страховка гражданской ответственности по этому страховому полису привязана к ТС. Полгода я ездил на авто, и инспектора ГАИ проверяя страховку, так же ничего отрицательного мне не говорили, Но вот произошло ДТП. И выяснилось, что когда я покупал и переоформлял ТС на другого владельца, то страховой полис прекратил свое действие, но по сроку указанному в нем, он еще был, как бы, действительным. МТСБУ возместило потерпевшему ущерб, а мне направило письмо о добровольном компенсировании сделанной выплаты. Но ведь то, что я на момент ДТП не имел, так сказать, страховки, есть вина подотчетной ему страховой компании, страховой агент которой меня убедил, что страховой полис сохраняет свое действие и при смене владельца ТС. А так же и инспектора ГАИ, которые не предупредили меня о том, что страховка моя не действительная. Что бы вы посоветовали предпринять в этой ситуации. Заранее благодарен. Артур.

  8. admin :

    Артур: честно говоря, я эту галиматью из закона сам не понимаю, но из описанного Вами, мне кажется, что к Вам это не относится. Однако, если наличный у Вас страх. полис не предусматривал возможности управления транспортным средством другими лицами, кроме застрахованного лица, то это будет Ваша вина. А то, что Вас кто-то там не предупредил, от ответственности Вас не избавит. Это может быть только основанием для предъявления уже Вами регрессного иска к страховому агенту (в данном случае). Однако, Вы вряд ли докажете, что он Вам сказал именно так.

  9. Евгений :

    Здравствуйте, Олег Петрович. Страховщик после выплаты страхового возмещения собирается подать регрессный иск (7000 грн), поскольку я в силу экстремальных личных обстоятельств забыл сообщить страховщику о ДТП (это сделал пострадавший). Как указано в Законе сообщить надо было «в сроки и при условиях, определенных в подпункте 33.1.2 пункта 33.1 статьи 33 Закона». Однако подпункт 33.1.2 ничего не говорит ни о сроках, ни об условиях, а касается обязанности ГАИ предоставлять информацию страховой по запросу. Законодатель, видимо, имел в виду подпункт 33.1.1. Ошибка в законе!? Можно ли на этом строить защиту от регрессного иска в суде, который собирается подать коллекторская компания.
    Заранее благодарю. Евгений

  10. admin :

    Евгений: не важно, что имел в виду законодатель, это его проблемы. Строить на этом защиту вполне можно, хотя суд может, конечно, не согласиться с Вашими доводами. Вам также надо доказывать свое состояние в экстремальных условиях и невозможность вовремя сообщить, если таковые обстоятельства имели место. Также, не плохо, если потерпевший подтвердит, что он по Вашей просьбе уведомил страховую. Только это не должно противоречить Вашим доводам о невозможности своевременного уведомления Вами лично страховой компании. Детальнее я Вам издалека ни чего сказать не смогу.