Сер
13
Угрозы независимости судей
Группа государств против коррупции Совета Европы GRECO провела четвертый раунд оценки Украины относительно предотвращения коррупции, в том числе среди судей, и представила отчет с рекомендациями (четвертый раунд оценки предотвращения коррупции среди народных депутатов, судей и прокуроров, ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОЦЕНКИ Украины, принятый на 76-м пленарном заседании GRECO (Страсбург, 19-23 июня 2017). Основная цель этого отчета – дать оценку эффективности мер, принятых органами власти Украины для предотвращения коррупции среди народных депутатов, судов и прокуроров и для обеспечения их добропорядочности на бумаге и на практике.
В отчете содержится критический анализ ситуации в Украине, который освещает принятые меры и достигнутые результаты, а также выявляет возможные недостатки и предлагает рекомендации по дальнейшему совершенствованию. В соответствии с практикой GRECO, рекомендации предоставляются органам власти Украины, которые должны определить органы / учреждения, обязанные отвечать за принятие необходимых мер. Украина должна отчитаться о принятии мер по исполнению рекомендаций через 18 месяцев после принятия нынешнего отчета.
Пятый раздел отчета касается предотвращения коррупции среди судей. В общем, эксперты GRECO приветствуют новое законодательство, касающееся судебной власти и прокуратуры, однако, считают необходимым ввести дополнительные гарантии для укрепления независимости судей и прокуроров для предотвращения ненадлежащего влияния на процесс их назначения на должности, карьерное продвижение и вообще – на повседневную работу. По их мнению, надо сделать еще больше для укрепления профессионализма, добропорядочности и ответственности судей и прокуроров.
В частности, по результатам оценки проведенных Украиной реформ в сфере судопроизводства, группа GRECO обращает внимание на одну особую угрозу независимости судей, а именно – давления на судей, путем использования прокурорами статьи 375 Уголовного кодекса Украины “Постановление судьей (судьями) заведомо неправосудного приговора, решения, определения или постановления”. В связи с этим GRECO обращаясь к стандартам Совета Европы, конкретно отмечает, что “толкование закона, оценивание фактов или доказательств, которые осуществляют судьи для решения дела, не должны быть поводом для уголовной ответственности, кроме случаев преступного умысла”. В то же время, ст. 376 Уголовного кодекса Украины, которая запрещает вмешательство в деятельность судебных органов, как отмечается в отчете, на практике используется редко.
Справка: Украина присоединилась к GRECO в январе 2006 года. С тех пор GRECO были проведены совместные первый и второй (в ноябре 2006 г.), а также третий (в апреле 2011 г.) раунды оценки Украины. Было подготовлено соответствующие отчеты по результатам оценки, а также отчеты о выполнении рекомендаций http://www.coe.int/greco. Текущий четвертый раунд оценки GRECO, длящийся с 1 января 2012 года, посвящен вопросам “предотвращения коррупции среди народных депутатов, судей и прокуроров”. В рамках четвертого раунда оценивания внимание сосредотачивается на однообразных приоритетных вопросах по отношению ко всем лицам/функциям, а именно: этические принципы, кодексы поведения и конфликты интересов; запрет или ограничение определенных видов деятельности; декларирования имущества, доходов, обязательств; применение соответствующих правил; уровень осведомленности.
В том, что касается судей и других сторон досудебного и судебного процесса, оценка была посвящена прокурорам и судьям (профессиональным и непрофессиональным судьям) независимо от вида судов, в которых они работают, подпадающих под действие национального законодательства. В 2019 году GRECO изучит выполнение Украиной рекомендаций, содержащихся в указанном отчете, в рамках процедуры внедрения рекомендаций. Украина должна устранить угрозы независимости судей.
GRECO По публикации сайта «Судова влада України»
__________________________________________
Публикация – август 2017 года