Гру
27
УПК-2012: видеоконференции
По правилам нового Уголовного процессуального кодекса, ряд следственных и судебных действий могут быть проведены в режиме видеоконференции. К примеру, допрос лиц, опознание лиц или вещей при производстве досудебного расследования могут быть проведены в режиме видеоконференции при трансляции из другого помещения (дистанционное досудебное расследование) в случаях:
1) невозможности непосредственного участия определенных лиц в досудебном производстве по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам;
2) необходимости обеспечения безопасности лиц;
3) проведение допроса малолетнего или несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего;
4) необходимости применения таких мер по обеспечению оперативности досудебного расследования;
5) наличия других оснований, определенных достаточными следователем, прокурором, следственным судьей.
Решение об осуществлении дистанционного досудебного расследования принимается следователем, прокурором, а в случае осуществления в режиме видеоконференции допроса согласно статье 225 УПК – следственным судьей по собственной инициативе, или по ходатайству стороны уголовного производства, или других участников уголовного производства. В случае, если сторона уголовного производства или потерпевший возражает против осуществления дистанционного досудебного расследования, следователь, прокурор, следственный судья может принять решение о его осуществлении только мотивированным постановлением (постановлением), обосновавши в ней принятое решение. Решение об осуществлении дистанционного досудебного расследования, в котором дистанционно будет находиться подозреваемый, не может быть принято, если он против этого возражает.
Использование в дистанционном досудебном расследовании технических средств и технологий должно обеспечивать надлежащее качество изображения и звука, а также информационную безопасность. Участникам следственного (розыскного) действия должна быть обеспечена возможность задавать вопросы и получать ответы лиц, которые принимают участие в следственном (розыскном) действии дистанционно, реализовывать другие предоставленные им процессуальные права и исполнять процессуальные обязанности, предусмотренные этим Кодексом.
Допрос лица в дистанционном досудебном производстве осуществляется согласно правилам, предусмотренным статьями 225-227 УПК. Опознание лиц или вещей в дистанционном досудебном производстве осуществляется согласно правилам, предусмотренным статьям 228 и 229 УПК.
Если лицо, которое будет принимать участие в досудебном расследовании дистанционно согласно решениям следователя или прокурора, находится в помещении, расположенном на территории, которая находится под юрисдикцией органа досудебного расследования, или на территории города, в котором он расположен, служебное лицо этого органа досудебного расследования обязано вручить такому лицу памятку о его процессуальных правах, проверить его документы, удостоверяющие личность, и находиться рядом с ним до завершения следственного (розыскного) действия.
Если лицо, которое будет принимать участие в досудебном расследовании дистанционно согласно решениям следователя или прокурора, находится в помещении, расположенном вне территории, которая находится под юрисдикцией органа досудебного расследования, или вне территории города, в котором он расположен, следователь, прокурор своим постановлением поручает в пределах компетенции органа внутренних дел, органа безопасности, налогового органа, органа государственного бюро расследований, на территории юрисдикции которого находится такое лицо, осуществить действия, предусмотренные этой нормой. Копия постановления может быть направлена по электронной почте, факсимильными или другими средствами связи. Служебное лицо органа, получившего доверенность, по согласованию со следователем, прокурором, который дал доверенность, обязано в кратчайший срок организовать исполнение указанной доверенности.
Проведение дистанционного досудебного расследования по решению следственного судьи осуществляется согласно положениям этой нормы и частями четвертой и пятой статьи 336 УПК.
Если лицо, которое будет принимать участие в досудебном расследовании дистанционно, содержится в учреждении предварительного заключения или учреждении исполнения наказаний, действия, предусмотренные частью пятой этой статьи, осуществляются служебным лицом такого учреждения.
Ход и результаты следственного (розыскного) действия, проведенного в режиме видеоконференции, фиксируются с помощью технических средств видеозаписи.
Лицо, которому обеспечивается защита, может быть допрошено в режиме видеоконференции с такими изменениями внешности и голоса, по которым его невозможно было бы узнать.
Следователь, прокурор с целью обеспечения оперативности уголовного производства имеет право провести в режиме видео- или телефонной конференции опрос лица, которое в связи с пребыванием в отдаленном от места производства досудебного расследования месте, болезнью, занятостью или по другим причинам не может без излишних сложностей своевременно прибыть к следователю, прокурору. По результатам опроса, проведенного в режиме видео- или телефонной конференции, следователь, прокурор составляет рапорт, в котором отмечает дату и время опроса, данные о личности опрашиваемого, идентификационные признаки средства связи, которое использовалась опрашиваемым, а также обстоятельства, которые были им сообщены. При необходимости опрос фиксируется с помощью технических средств аудио- или видеозаписи.
Следователь, прокурор обязан принять меры для установления личности опрашиваемого в режиме видео- или телефонной конференции и указать в рапорте, каким образом было подтверждена личность опрашиваемого. В случае необходимости получения показаний от опрошенных лиц следователь, прокурор проводит их допрос.
_____________________________________________________________
Пуликация – декабрь 2012 г.
Здравствуйте. С Новим Годом. Практика показала, что после поступления заявления про совершонное преступление милиция не регестрирует заявление в Едином реестре, а на протяжении семи дней проверяет факты и в случае отсутствия признаков преступления передает материалы для админ производства или оставляет без рассмотрения. Пи чем такая позиция поддерживается прокуратурой. При этом органы ссылаются на ынструкцию по ведению реэстра. Такая практика в Закарпатской обл. Считаю такие действия незаконными, а трактовку КПК и ынструкции перекрученой. Поделитесь пожалуйста своим опытом по этому поводу. Должен ли орган регестрировать заявление про преступление сразу, но не позже 24 часов после его поступления без каких либ исключений?
п. 3.1. Інструкції про порядок приймання, реєстрації та розгляду в Службі безпеки України заяв і повідомлень про вчинені кримінальні правопорушення, затверджена Наказом ЦУ СБУ № 515 від 16.11.2012 також підтверджує практику самостійної оцінки слідчим заяви про злочин на предмет наявності складу злочину, а вже після цього заява реєструється в Единому реєстрі. Така практика, на мій погляд, повністю суперечить ч.1 ст. 214 КПК та положенню про Єдиний реєстр. Нівілюється сама ідея усунення можливості залишення без розгляду по суті повідомлення про злочин, за яку так хвалили одні і так критикували інші новий КПК. Прошу прокоментувати та поділитися авторитетною думкою.
Георгий: конечно должны регистрировать сразу. Это они от растерянности. А практики по новому УПК сейчас у всех пока еще не много
Да, но уже есть ведомственная инструкция СБУ (указана высше), когда “проснутся” в МВД, примут что-то подобное и пойдет хорошая в принципе идея коту под хвост. Прошу, в случае появления соответствующей прктики, осветить тему на сайте.
Действительно такая практика существовала причём по взаимному согласию местных ОВД и прокуратуры. Однако, после проведения проверок ГПУ на местах, начали вносить в реестр абсолютно все заявления в том числе и бредового содержания (для примера “сосед угрожал натравить на меня своего коня” – угроза убийством )))
В то же время продолжают не вносить в реестр лишь часть заявлений, например таких как “соседи залили водой”, “играет громко музыка” и т.п.