Сер
5
Ассоциация с ЕС: выигрыш или проигрыш?
Сегодня нет, пожалуй, более популярной темы в украинских средствах массовой информации, чем европейская интеграция Украины. Прессой позабыты позаброшены насущные проблемы и нужды украинцев, стремительное вымирание населения, невиданная коррупция, межэтнические проблемы в стране, даже успехи украинских спортсменов на Универсиаде в Казани, главное – подпишет или не подпишет Украина в ноябре Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом.
Что же кроется за такими пристальным интересом политиков, экспертов, СМИ к этой теме, что ищет Украина в ЕС и насколько оправданы надежды и ожидания украинцев.
Надежда может убедить человека в чём угодно
Хотя результаты соцопросов на Украине не дают статичного среза общественного мнения относительно выбора вектора внешней политики (к примеру, в декабре 2012 года Центр «Социальный мониторинг» сообщил, что более 46% украинцев высказались за вхождение страны в ТС и ЕЭП, а за договор о Зоне свободной торговли и ассоциации с ЕС – около 35%, но уже в мае этого года Центр Разумкова представил иные данные – почти 42% украинцев предпочитают «вступление в ЕС» и только около 33% поддерживают вхождение в ТС), примерно половина населения считает приоритетом евроинтеграцию.
Очевидно, что значительная часть украинцев надеется на то, что членство в Евросоюзе улучшит их жизнь и ускорит развитие страны, а именно, позволит:
– примкнуть к престижному европейскому сообществу – клубу избранных, сильных мира сего, что тут же повысит страну в классе, ее граждан – в статусе, а отечественных политиков сделает равными ведущим европейским лидерам;
– демократизировать государство, в котором будут неукоснительно соблюдаться свобода слова и права человека, независимость суда и неподкупность милиции;
– свободно перемешаться по территории стран ЕС, легко трудоустраиваться, учиться в самых престижных европейских университетах и получать высококачественное медицинские услуги. И неважно, что на самом деле большинство там ждет работа сантехниками и сиделками, сборщиками клубники и яблок, домработницами и официантками, зато наши гастарбайтеры смогут мыть унитазы в Польше или Чехии без виз;
– быстро поднять экономику. Учитывая, что, как сказал экс-президент Леонид Кучма, «Мы не строим ничего, мы быстро движемся к полусырьевой экономике, быстро-быстро», евросубсидии и кредиты, по мнению еврооптимистов, могут одним махом решить все наши проблемы. Членство в ЕС позволит Украине использовать богатые ресурсы этого сообщества, получить доступ на обширный рынок и повысить свою инвестиционную привлекательность. К примеру, пока Украина не является членом Евросоюза, то отечественные производители при поставках курятины в ЕС должны платить высокие ввозные пошлины – от 160 до 800 евро за тонну, а вот после подписания договора о Зоне свободной торговли, можно будет её поставлять без уплаты ввозных пошлин. А ещё из Европы могут прийти новые технологии, которые помогут реформировать и модернизировать больную украинскую экономику (известно, что в срочном реформировании нуждаются до 50 сфер жизнедеятельности страны);
– внедрить европейские социальные стандарты и высокие европейские зарплаты. Вполне объяснимая надежда, если учесть, что Украина занимает 136-е место в рейтинге Всемирного банка по уровню валового дохода на душу населения – 3,5 тыс. долларов (в этом списке она соседствует с Молдавией, Узбекистаном и Грузией). Вот только как быть с той же Грецией, которая ради 7 млрд. евро займов пришлось согласиться на массовое сокращение госслужащих, и это притом, что уровень безработицы в стране достиг 27 процентов.
Итак, Европа, конечно, манит Украину своей развитой экономикой и большими перспективами. Оттого большинство украинцев смотрит на нее как на «дойную корову», источник больших и дармовых денег и халявных возможностей. Обычно, при таких настроениях разочарование бывает особенно горьким и болезненным.
Надежда – это чаще всего отсроченное разочарование
Проблема в том, что Соглашение об ассоциации в умах украинцев почти идентично членству в Евросоюзе. Но у ЕС на сегодняшний день договоры о свободной торговле существуют с 27-ю странами, в том числе со странами Латинской Америки и Ближнего Востока, у которых нет никаких шансов на вступление в это сообщество. На полноценное членство в ЕС мало шансов и у Украины, и всё же есть смысл здесь поговорить об основных рисках украинского разворота на Запад.
Во-первых, никто Украину не ждёт в Евросоюзе. Не ждёт, хотя бы в силу затяжного экономического кризиса, уже который год терзающего еврозону. Чего стоят для ЕС хотя бы проблемы Италии. Рейтинги её снижаются, в стране затяжная рецессия, госдолг приближается к отметке в 130 процентов ВВП, безработица увеличивается – на следующий год прогнозируется её рост до 12,5 процента. Как известно, одной из причин нынешних проблем ЕС стало неподготовленное расширение в 2004 году, когда к нему присоединилось сразу десять стран, к тому же недостаточно экономически развитых. Хотя бы поэтому всерьез говорить о перспективах дальнейшего расширения Евросоюза не приходится. Другими словами, Европе сегодня не до Украины. Им бы с Грецией, Португалией, Испанией и Италией разобраться, взваливать на себя содержание еще одной страны-обузы, ЕС не станет. То есть, полноценное членство в ЕС Киеву в любом случае ещё долго не будет светить.
Получается, политолог Валерий Коровин прав, когда предположил, что возможная интеграция Украины с Евросоюзом происходит лишь по желанию и воле США, которым нужно окончательно оторвать Украину от России.
Во-вторых, выгода от подписания Киевом Соглашения о зоне свободной торговли с ЕС принесет ему незначительную выгоду, ибо, как пишет Энтони Сальвия, исполнительный директор Американского Института на Украине, этот союз не рассчитан на выгоду. И далее. У ЕС нет желания модернизировать украинскую экономику по той простой причине, что на это у Европы сегодня нет средств. В таком случае, какова же тогда цель Соглашения об ассоциации? Сальвия убежден – не допустить Украину в Таможенный союз, цитируем, «все что угодно, лишь бы насолить Москве». Вопрос об Ассоциации это еще один фронт геополитической борьбы между Москвой и Вашингтоном, только борьбу эту США ведут руками ЕС. Вот и свежие новости из этой серии. ЕС дал Украине добро на экспорт курятины, вот только квота страны составит всего 40 тыс. тонн в год, и это при общем производстве 1,2 млн. тонн курятины. Кстати, дал добро после того, как Украина вынуждена была приостановить экспорт в страны Таможенного союза из-за их претензий к качеству курятины.
В-третьих, упущенные выгоды из-за ухудшения отношений с Россией и ТС. В случае подписания Соглашения о зоне свободной торговли с ЕС Украина автоматически становится для России и ТС конкурентом, а это предполагает совсем иные отношения. Уже сегодня на рынке ТС белорусы успешно заменяют украинцев в машиностроении и химии, казахи – в угледобывающей отрасли, россияне – в производстве труб большого диаметра. Между тем товарооборот Украины и России ещё недавно, в 2012 году, составлял 57 млрд. долларов, тогда как с ЕС только 31 млрд. долларов. Причём, если в Европу Украина поставляла в основном продовольствие, сырьё для металлургии и электроэнергию, то в Россию – продукцию машиностроения. Без российского рынка остановятся многие украинские предприятия. Еврокомиссия и не скрывает, что Украина в первые годы действия Соглашения о ЗСТ будет терять 5-6 миллиардов долларов ежегодно. Тогда как присоединение к Таможенному союзу могло бы давать по 10 миллиардов долларов в год.
Впрочем, на Украине убеждены, что Соглашение об ассоциации убережет ее от слишком тесной интеграции с Россией и вынудит ЕС защищать ее интересы в экономических спорах. Вот только почему-то ее, еще не подписавшую договор с ЕС, отчитывает, как провинившегося школяра посол Литвы в Украине, мол, почему не посоветовалась с ЕС перед тем, как подписывать Меморандум об углублении взаимодействия между Украиной и Евразийской экономической комиссией.
В Таможенном союзе Украина была бы равной среди равных, а в ЕС ей уготовлена роль глухой периферии. И быть нашим политикам в Евросоюзе на равных с европейскими только на торжественных приемах и парадных фотосессиях. В общем, не прогадать бы стране в выборе.
Добавим, что о каких либо дивидендах для курса украинской гривны речь вообще не идет. С начала года курс гривны на межбанке снизился на 1,30% с 8,0500 гривны за доллар до 8,1550 гривны за доллар.
За 2012 год курс гривны на межбанке снизился на 0,12% с 8,0400 гривны за доллар до 8,0500 гривны за доллар, за 2011 год снизился на 0,94% с 7,9650 гривны за доллар до 8,0400 гривны за доллар.
Если верить экономисту Джиму О’Нилу, у России, если она избежит серьезных кризисов, есть все шансы, чтобы войти в число самых крупных мировых экономик. Уже в этом году Россия в рейтинге крупнейших экономик мира опередила саму Германию, потеснив ее с почетного пятого места. Если думать над будущем, внимательно вглядываясь в перспективу, помимо всего прочего следует учесть ресурсную базу стран-союзниц. Так вот на территории России сосредоточено 35 процентов мировых ресурсов и больше 50 процентов стратегического сырья. Учитывая, что население России составляет всего 3 процента от мирового, получается, что по суммарной оценке ресурсов каждый россиянин в 3-5 раз богаче американца и в 10-15 раз – европейца. Как говорится, надеяться на чудо надо, но не вздумайте его дожидаться. Ибо, кто живёт одной надеждой, рискует умереть голодной смертью (Бенджамин Франклин).
Окончательных ответа на эти вопросы два:
• украинцы выиграют, так как ЕС это, демократия, престиж, права человека, крупный мировой рынок;
• украинцы проиграют, так как в Ассоциации с ЕС нет экономической выгоды, а ссора с Россией становится очевидной.
По публикации: EUROUA.COM. Новости мира и Украины с европейским акцентом.
___________________________________________________________
Примечание администратора сайта: именно в последних фразах содержится то, исходя из чего украинцам следует делать свой выбор: из приоритетов “для души” или все-таки исходя из реальных экономических соображений.
При этом, обращаем Ваше внимание, что выход на “крупный мировой рынок”, это все же выгода практически исключительно для олигархов, которые уже давно за счет выкачивания денег из “прихватизированных” украинских предприятий приобрели массу европейских предприятий. И им с каждым днем все менее интересны проблемы своих украинских предприятий и их работников, а тем более – украинского народа. К тому же, стогнирующий и практически не имеющий ресурсов европейский рынок перенасыщен.
___________________________________________________________
Публикация август 2013 г.