АДВОКАТСЬКЕ бюро
Кучерявого Олега Петровича

повний комплекс юридичних послуг, захист інтересів громадян і юридичних осіб

Лип

19

Квалификация некоторых преступлений в сфере хоздеятельности

Автор: Advocat

В этой статье будут обсуждены применения судами законодательства об ответственности за отдельные преступления в сфере хозяйственной деятельности. Комментарии даются на основе изданного Пленумом Верховного Суда Украины Постановления от 25.04.2003 № 3 о практике рассмотрения таких дел, а также с учетом собственной практики и опыта коллег.

Хозяйственная деятельность – это деятельность физических и юридических лиц, связанная с производством или реализацией продукции (товаров), выполнением работ или предоставлением услуг с целью получения прибыли (коммерческая хозяйственная деятельность) или без такой цели (некоммерческая хозяйственная деятельность). Предпринимательская деятельность является одним из видов хозяйственной деятельности, обязательные признаки которой – непосредственность, систематичность ее осуществления с целью получения прибыли.

Частью 1 ст. 202 Уголовного кодекса Украины (далее – УК) предусмотрена уголовная ответственность за такие нарушения порядка занятия хозяйственной деятельностью, как осуществление без государственной регистрации, в качестве субъекта предпринимательской деятельности, которая содержит признаки предпринимательской и которая подлежит лицензированию; или же осуществление без получения лицензии видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию согласно законодательству; или осуществление таких видов хозяйственной деятельности с нарушением условий лицензирования, если это было связано с получением дохода в крупных размерах. Т.е., ответственность за эти действия наступает при условии, что от них получен доход в крупных размерах. При этом, получение дохода в крупном размере имеет место, когда его сумма в тысячу и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан, который в настоящее время для квалификации преступлений по УК применяется в сумме, равной налоговой социальной льготе.

Осуществление физический лицом, не зарегистрированным в качестве субъекта предпринимательства, или зарегистрированными юридическими лицами и субъектами предпринимательства – физическими лицами деятельности, содержащей признаки предпринимательской и подлежащей лицензированию, или осуществление без лицензии видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, при условии, что полученный доход не представляет большого размера, состава преступления, предусмотренного ст. 202 УК, не составляет, а является административным правонарушением, предусмотренным, соответственно ст. 164 или статьями 160, 160-2, 164-3, 177-2 Кодекса Украины об административных правонарушениях или Декретом Кабинета Министров Украины “О налоге на промысел”.

Под осуществлением лицом, не зарегистрированным в качестве субъекта предпринимательства, любого вида предпринимательской деятельности из числа подлежащих лицензированию, следует понимать деятельность физического лица, связанную с производством или реализацией продукции, выполнением работ, предоставлением услуг с целью получения прибыли, которая содержит признаки предпринимательской, т.е. осуществляется указанным лицом непосредственно, самостоятельно, систематически (не менее трех раз в течение одного календарного года) и на собственный риск.

Под осуществлением без получения лицензии видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию согласно нормам Законов Украины “О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности”, “О предпринимательстве” и действующего с в этом года Налогового кодекса Украины (далее – ПКУ), следует понимать осуществление без лицензии таких видов хозяйственной деятельности физическими лицами, зарегистрированными как субъекты предпринимательства, и юридическими лицами. Осуществление без лицензии определенного вида деятельности, который нуждается в лицензировании, не может считаться преступлением, ответственность за которое предусмотрено ст. 202 УК, если лицо, которое занималось такой деятельностью, не могло получить лицензию в установленном порядке (не был создан орган лицензирования, не были определены лицензионные условия и т.п.).

Под осуществлением хозяйственной деятельности с нарушением условий лицензирования следует понимать осуществление зарегистрированными в качестве субъектов предпринимательской деятельности физическими или юридическими лицами подлежащих лицензированию видов хозяйственной деятельности, с нарушением – как порядка получения лицензии, так и лицензионных условий.

По части 2 ст. 202 УК ответственность наступает за осуществление банковской деятельности, банковских операций или другой деятельности по предоставлению финансовых услуг, а также профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг без получения статуса финансового учреждения или без специального разрешения (лицензии), если законом предусмотрено получение статуса финансового учреждения или получение специального разрешения (лицензии) для осуществления указанных видов деятельности, или с нарушением условий лицензирования, если это было связано с получением дохода в крупных размерах. Уголовная ответственность за деятельность и операции, указанные в диспозиции ч. 2 ст. 202 УК, наступает при условии, что они осуществляются без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) или с нарушением условий лицензирования, если вследствие такой деятельности и операции получен доход в крупных размерах (такого же размера, как и по ч. 1 этой статьи).

Ответственность за это преступление несут служебные лица субъекта хозяйственной деятельности. Такую ответственность могут нести и граждане-предприниматели (например, в случаях, когда лицо осуществляет соответствующую деятельность или операции без государственной регистрации). К банковским относятся операции, перечень которых указан в ст. 47 Закона Украины “О банках и банковской деятельности”. Банковская деятельность – это деятельность по привлечению во вклады средств (в денежном выражении) физических и юридических лиц и размещение указанных средств от своего имени, на собственных условиях и на собственный риск, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, которые может осуществляться банками – юридическими лицами, имеющими исключительное право на проведение таких операций на основании лицензии Национального банка Украины. При этом следует учитывать, что операции, определенные в пунктах 1-3 ч. 1 ст. 47 этого Закона, являются исключительно банковскими операциями, осуществлять которые в совокупности могут только юридические лица, имеющие банковскую лицензию.

Согласно статьям 1, 4 Закона Украины “О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине” профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, в том числе посреднической, признается деятельность по выпуску и обращению ценных бумаг, которую могут осуществлять юридические и физические лица исключительно на основании лицензий, выдаваемых в порядке, установленном действующим законодательством. Небанковским финансовым учреждением является юридическое лицо, которое согласно законодательству предоставляет одну или несколько финансовых услуг и внесено в соответствующий реестр в установленному законом порядке. В частности, к таким учреждениям относятся названные в п. 1 ч.1 ст. 1 Закона Украины “О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг”. Под операциями таких учреждений следует понимать те из них, которые осуществляются при предоставлении финансовых услуг, перечень которых содержится в ст. 4 указанного Закона.

Под видами хозяйственной деятельности, относительно которых имеется специальный запрет и за занятие которыми предусмотрена уголовная ответственность по ст. 203 УК, необходимо понимать, в частности, такие:

которыми граждане, в т.ч. зарегистрированные как субъекты предпринимательства, и юридические лица – субъекты хозяйственной деятельности определенной формы собственности или организационно-правовой формы заниматься не вправе без изменения своего правового статуса (отсутствие необходимого образования, квалификации и т.п.), в связи с чем не могут получить лицензии на их осуществление, т.е. виды деятельности, которые могут осуществляться лишь специальными субъектами;

которыми ни физические, ни юридические лица не вправе заниматься вообще (вследствие полного запрета законом такой деятельности);

которые могут осуществляться только государственными предприятиями, или предприятиями определенных организационно-правовых форм, или предприятиями, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины (по ч. 1 ст. 2 Закона Украины “О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий” производство спирта этилового (в том числе как лечебного средства), спирта этилового ректифицированного виноградного, спирта этилового ректифицированного плодового может осуществляться только на государственных предприятиях при наличии у них лицензий);

которыми не могут заниматься определенные субъекты хозяйственной деятельности из-за того, что виды деятельности, которыми они уже занимаются, исключают такую возможность (например, аудиторам запрещено непосредственно заниматься торговой, посреднической и производственной деятельностью);

которыми граждане по закону не имеют права заниматься в связи с наличием в них непогашенной или неснятой судимости за отдельные преступления.

Преступление, ответственность за которое предусмотрена частью 1 ст. 203 УК, считается оконченным с начала осуществления вида деятельности, относительно которого имеется специальный запрет, а по ч. 2 этой статьи – с момента получения дохода в крупных размерах. Фактические данные в подтверждение размера полученного дохода от совершения действий, предусмотренных ст. 202, ч. 2 ст. 203 УК, могут устанавливаться как заключением эксперта, так и с помощью актов документальной проверки исполнения налогового законодательства и ревизии финансово-хозяйственной деятельности по вычету расходов, непосредственно связанных с получением такого дохода, а в случае необходимости – с применением косвенных методов, согласно Закону Украины “О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами” (относительно действий, совершенных до 1.01.2011 г.) и ныне действующим ПКУ.

По ст. 203-1 КК ответственность наступает за незаконное производство, экспорт, импорт, хранение, реализацию и перемещение дисков для лазерных систем считывания, матриц, оборудования и сырья для их производства, если эти действия совершены в значительных или в крупных размерах. Под значительным размером понимается стоимость дисков для лазерных систем считывания, матриц, оборудования или сырья для их производства, которое в двадцать и более раз превышает уровень необлагаемого минимума доходов граждан. Под крупным размером следует понимать стоимость дисков для лазерных систем считывания, матриц, оборудования или сырья для их производства, которое в сто раз и больше превышает уровень необлагаемого минимума доходов граждан.

Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 204 УК, являются незаконно изготовленные алкогольные напитки, табачные изделия и другие подакцизные товары, т.е. товары, в цену которых, согласно действующему законодательству, включается акцизный сбор. Перечни подакцизных товаров определены законами Украины “О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий”, “О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на табачные изделия”, “О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на некоторые транспортные средства” и “О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на некоторые товары (продукцию)”. К иным подакцизным товарам (кроме алкогольных напитков и табачных изделий), о которых речь идет в диспозиции ст. 204 УК, относятся: спирт этиловый, транспортные средства, дистилляты, специальные и моторные бензины, керосин, пиво солодовое. Перечень подакцизных товаров, определенных названными законами, является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.

Незаконно изготовленными считаются указанные в ст. 204 УК товары, изготовленные: 1) лицом, которое не зарегистрировано как субъект предпринимательства, независимо от того, относится ли деятельность по их изготовлению лицензированию; 2) субъектом предпринимательской или хозяйственной деятельности без получения лицензии, если их изготовление подлежит лицензированию.

Приобретение, хранение, транспортировка незаконно изготовленных алкогольных напитков или табачных изделий с целью их сбыта и сам сбыт лицом, которое не имеет лицензии на оптовую или розничную торговлю ими, квалифицируется по ч. 1 ст. 204 УК. Те самые действия, совершенные без лицензии, относительно алкогольных напитков, изготовленных на основе этилового спирта путем его разбавления водой, влекут ответственность по ст. 204 УК. Изготовление, приобретение, хранение, транспортировка с целью сбыта и сбыт самогона и других крепких спиртных напитков домашнего изготовления квалифицируется – как преступление, предусмотренное ст. 203 УК.

Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 204 УК, является законченным с момента незаконного изготовления любого количества подакцизных товаров. Действия лица, направленные на открытие (создание) подпольного цеха для незаконного изготовления таких товаров, а так же приобретение для их изготовления оборудования, с помощью которого возможно обеспечить их массовое производство, квалифицируются – как приготовление к совершению указанного преступления.

Под недоброкачественным сырьем (материалами), о котором речь идет в ч. 3 ст. 204 УК, следует понимать предметы работы и естественные компоненты, подлежащие переработке при изготовлении (производстве) подакцизных товаров, но не отвечающие установленным для них стандартам, нормам и техническим условиям.

Незаконно изготовленными из недоброкачественного сырья (материалов) подакцизными товарами, представляющими угрозу для жизни и здоровья людей, следует считать такие, употребление, пользование или использование которых создает реальную угрозу для жизни и здоровья потребителей (возможность отравления, радиоактивного облучения и т.п.). Под иными тяжелыми последствиями (ч. 3 ст. 204 УК) следует понимать уничтожение или повреждение имущества, животных, флоры, фауны, воздуха, грунта, вод, чем причинен вред в крупных или особо крупных размерах.

Каждой частью ст. 204 УК предусмотрен самостоятельный состав преступления, поэтому при наличии оснований действия виновного лица квалифицируются по совокупности этих преступлений. Совершение предусмотренных ст. 204 УК действий под прикрытием легально созданного или приобретенного субъекта предпринимательской деятельности – юридического лица дополнительно квалифицируется по ст. 205 УК, но только при наличии в действиях лица состава этого преступления.

Действия, предусмотренные ст. 204 УК, соединенные с легализацией (отмыванием) денежных средств и другого имущества, добытых преступным путем, при наличии оснований, квалифицируются по соответствующим частям статей 204 и 209 УК.

Незаконное изготовление алкогольных напитков или табачных изделий, соединенное с использованием незаконно изготовленных, полученных или поддельных марок акцизного сбора или незаконным использованием чужого знака для товаров или услуг, фирменного (зарегистрированного) наименования, маркирования товара, дополнительно квалифицируется по ст. 216 или ст. 229 УК.

Изготовление из доброкачественного сырья (материалов) недоброкачественных (фальсифицированных) подакцизных товаров (продукции) и их реализация, в том числе выпуск на товарный рынок, квалифицируются по ст. 227 УК, если при этом был получен доход в крупном размере. Если же употребление или использование таких товаров (продукции) послужило причиной вреда здоровью потребителей или их смерть, действия виновных необходимо дополнительно квалифицировать как преступление против здоровья или жизнь (умышленное или неосторожное – в зависимости от наличия или отсутствия умысла).

Под незаконной деятельностью, о которой речь идет в ст. 205 УК, следует понимать такие виды деятельности, которые лицо или не имеет права осуществлять вообще, или же, имея право на это при определенных условиях или с соблюдением определенного порядка, осуществляет с их нарушением. На наличие цели – прикрытие незаконной предпринимательской деятельности или осуществление ее видов, относительно которых установлен запрет (фиктивного предпринимательства), – может указывать использование похищенных, найденных, поддельных, одолженных паспортов или принадлежащих умершим гражданам, а также документов лиц, давших согласие зарегистрировать юридическое лицо на свое имя. Использование при этом поддельных документов или их подделка дополнительно квалифицируются за ст. 358 или ст. 366 УК. Такое преступление считается оконченным с момента государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности (юридического лица) или приобретения права собственности на него. Субъектами этого преступления являются граждане Украины, лица без гражданства, иностранцы (как служебные лица, так и неслужебные), которые с определенной в этой статье целью совершили действия, направленные на создание (учреждение или регистрацию) или приобретение субъекта предпринимательской деятельности.

Действия лиц, на имя которых, с их согласия, зарегистрирован субъект предпринимательства с целью, указанной в ст. 205 УК, квалифицируются как пособничество фиктивному предпринимательству, а в случае, когда их действиями осуществлена легализация (государственная регистрация) субъекта предпринимательства (подписание и нотариальное удостоверение учредительных документов, назначение на должность руководителя предприятия и т.п.), – как исполнительство этого преступления. Ответственность по ч. 2 ст. 205 УК по признаку причинения крупного материального вреда наступает только в случае причинения такого вреда вследствие создания или приобретения субъекта предпринимательской деятельности.

В случае, если созданный или приобретенный субъект предпринимательской деятельности начал незаконную деятельность, содержащую признаки еще и иного преступления, действия виновного лица квалифицируются по совокупности преступлений – по ст. 205 УК и той статье УК, которой предусмотрена ответственность за осуществление незаконной деятельности. Если при создании или приобретении такого субъекта виновное лицо имело целью не только прикрытие незаконной деятельности или осуществление запрещенных видов деятельности, а и незаконное получение кредитов и присвоение полученных средств или их использование не по целевому назначению, его действия дополнительно квалифицируются и как приготовление к совершению преступления, предусмотренного соответствующими частями ст. 190 или ст. 222 УК. Когда такие действия соединены с последующим фиктивным банкротством или доведением до банкротства, им также квалифицируют совместно преступлений, предусмотренных соответствующей частью ст. 205 УК и ст. 218 или ст. 219 УК.

Статьей 222 УК предусмотрена уголовная ответственность за мошенничество с финансовыми ресурсами, которые могут быть предоставлены или были предоставлены как субсидии, субвенции, дотации, кредиты или льготы по налогам при отсутствии признаков преступлений против собственности. Преступление, предусмотренное ч. 1 этой статьи, считается оконченным с момента предоставления виновным лицом заведомо неправдивой информации независимо от того, удалось ли ему таким образом получить субсидии, субвенции, дотации, кредиты или льготы по налогам. Заведомо неправдивая информация, предоставленная соответствующим органам власти, банкам или другим кредиторам, – это такая информация, которая могла быть или стала основанием для принятия решения о предоставлении соответствующему субъекту субсидий, субвенций, дотаций, кредитов или льгот по налогам (когда не указано в документах, предоставленных банку для получения кредита, что имеется другой невозвращенный кредит, или заведомо неправдиво указана цель использования средств, которые лицо имеет намерение получить как дотацию, субсидию, субвенцию и т.п.). В случае, если мошенничество с финансовыми ресурсами одновременно содержит признаки преступлений, предусмотренных ст. 218 или ст. 220 УК, содеянное квалифицируется по совокупности преступлений.

Ответственность по ст. 222 УК могут нести только те субъекты, круг которых определен в ч. 1 этой статьи. Если заведомо неправдивая информация предоставлена юридическим лицом – основателем или владельцем субъекта хозяйственной деятельности, ответственность за мошенничество с финансовыми ресурсами несет то служебное лицо, которое предоставило такую информацию. Это касается и тех случаев, когда основателем или владельцем субъекта хозяйственной деятельности являются юридические лица, не являющиеся предприятиями (объединения граждан, благотворительные фонды и т.п.). Не могут признаваться субъектами преступления, предусмотренного ст. 222 УК, не зарегистрированные как субъекты предпринимательства физические лица, которые для получения субсидий, кредитов (в том числе потребительского) и льгот по налогам предоставили указанным в диспозиции ч. 1 ст. 222 УК органам заведомо неправдивую информацию. При наличии оснований они могут нести ответственность за преступления против собственности.

При размежевании мошенничества с финансовыми ресурсами от преступлений против собственности, в частности от мошенничества и завладения чужим имуществом, путем злоупотребления лицом своим служебным положением, следует исходить из содержания и направленности умысла лица, мотива, цели и момента их возникновения. Если виновное лицо предоставляло заведомо неправдивую информацию с целью присвоения средств в виде субсидии, субвенции, дотации или кредита, его действия следует квалифицировать – как приготовление к завладению чужим имуществом путем мошенничества или покушение на совершение этого преступления, а в случае фактического обращения полученных средств в свою пользу или в пользу иных лиц – как оконченное мошенничество по соответствующей части ст. 190 УК. Средства или имущество, правомерно полученные субъектом хозяйственной деятельности, как субсидии, субвенции, дотации, кредиты, переходят в его собственность с момента их фактического получения. В случае, когда после получения этих средств или имущества у служебного лица такого субъекта возникает умысел на их присвоение, его действия квалифицируются только по ст. 191 УК. Если указанные средства были получены с этой целью неправомерно, то такие действия квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующими частями статей 222 и 190 УК. Таким же образом квалифицируются действия лица, имевшего умысел на присвоение только части полученных средств.

Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 222 УК, считается оконченным с момента фактического причинения крупного материального вреда государству или органам местного самоуправления, банку или иному кредитору. В частности, уклонение от уплаты налогов в результате получения льгот по ним, считается оконченным преступлением с момента непоступления средств в соответствующий бюджет или государственные целевые фонды, а именно – со следующего дня после наступления срока, в который должен был быть уплачен налог, сбор или другой обязательный платеж. А когда закон связывает этот срок с исполнением определенного действия, – с момента фактического уклонения от их уплаты.

Материальный вред государству, органам местного самоуправления, банку или иному кредитору может быть причинен вследствие использования субсидий, субвенций, дотаций или кредитов не по их целевому назначению, невозвращения полученного кредита или неуплаты процентов по ним, уклонения от уплаты налогов, сборов, иных обязательных платежей.

_____________________________________________________________

Публикация – июль 2011 г.



коментарі 4

  1. Сергей :

    Нужна помощь – на предприятии в сельском хозяйстве где я работаю издали приказ о наказании за нарушение трудовой дисциплины в результирующей части приказа написали … за нахождение в алкогольном состоянии объявить выговор и лишить премию за июль месяц в размере …. грн. Я изложу своё видение…….В то время статья 147 КЗОТУ Украины четко дает понять за нарушение трудовой дисциплины существуют две санкции – выговор или увольнение. Часть 2 статьи 147 КЗОТУ определяет акты – законодательство, уставы и положения об дисциплине как нормативные документы которыми можно устанавливать другие санкции за нарушение дисциплины.

  2. admin :

    Сергей: выплата премии – не обязанность, а право предприятия, если иное не установлено трудовым договором с работником или коллективным договором. Премия – это поощрение. Лишение поощрения при наказании работника – это нормально и это не наказание. Это просто – лишение поощрения.
    Но, в любом случае, порядок премирования должен определяться каким-то положением по предприятию или просто приказом. Там же должны быть изложены и основания лишения премии. Если Ваш случай соответствует нормам этого положения, то руководство ничего не нарушило.

  3. Дмитрий :

    Помогите пожалуйста!Хочу открыть интернет-магазин игрушкек,планирую регистрироваться после того,как наберу некий оборот,скажите пожалуйста какая ответсвенность грозит за данный вид деятельности?

  4. admin :

    Дмитрий, обычная – за незаконную предпринимательскую деятельность. Административная или уголовная – в зависимости от суммы выявленного оборота. А зачем? Зарегистрируйтесь предпринимателем…