Сер
3
О новом законе «О судоустройстве и статусе судей»
На сайте Верховной Рады уже опубликован, подписанный Президентом Украины Закон от 7 июля 2010 года N 2453-VI “О судоустройстве и статусе судей”. Закон определяет правовые основы организации судебной власти и осуществления правосудия в Украине, а также систему судов общей юрисдикции, статус профессионального судьи, народного заседателя, присяжного, систему и порядок осуществления судейского самоуправления; устанавливает систему и общий порядок обеспечения деятельности судов и регулирует другие вопросы судоустройства и статуса судей.
Официально декларируется, что это все делается с целью защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, интересов государства на началах верховенства права.
В данной статье, минуя декларативные и сугубо профессиональные моменты, попробуем понятным языком изложить основные нормы закона – те, которые интересны широким массам.
Общие положения
Прежде всего – о самостоятельности судов. Осуществляя правосудие, суды являются независимыми от любого незаконного влияния. Суды, в соответствии со статьей 6 Закона, осуществляют правосудие на основе Конституции (как видите, Конституция на первом месте и на это следует обращать внимание судей во время судебных разбирательств или в апелляционных и кассационных жалобах, если они это забывают или делают вид – что забыли) и законов Украины, обеспечивая при этом верховенство права. Обращение в суд граждан, организаций или должностных лиц, которые согласно закону не являются участниками судебного процесса, по поводу рассмотрения конкретных дел судом не рассматриваются, если иное не предусмотрено законом. Вмешательство в осуществление правосудия, влияние на суд или судей любым способом, неуважение к суду или судьям, сбор, хранение, использование и распространение информации устно, письменно или иным способом, с целью нанесения вреда авторитету судей или влияния на беспристрастность суда запрещается и влечет за собой ответственность, установленную законом.
Для обеспечения справедливого и непредубежденного рассмотрения дел в разумные сроки, установленные законом, в Украине действуют суды первой, апелляционной, кассационной инстанций и Верховный Суд Украины. Каждый гражданин имеет право на участие в рассмотрении своего дела, в определенном процессуальным законом порядке, в суде любой инстанции. Иностранцы, лица без гражданства и иностранные юридические лица имеют право на судебную защиту в Украине наравне с гражданами и юридическими лицами Украины.
Каждый имеет право на правовую помощь. В случаях, предусмотренных законом, эта помощь предоставляется безвозмездно. Каждый является свободным в выборе защитника своих прав. Порядок и условия предоставления правовой помощи определяются законом. Для обеспечения права на защиту от обвинения и для оказания правовой помощи при рассмотрении дел в судах, в Украине действует адвокатура.
Никто не может быть ограничен в праве на получение в суде устной или письменной информации о результатах рассмотрения его судебного дела. Каждый, кто не является стороной в деле, имеет право на свободный доступ к судебному решению в порядке, установленном законом. Рассмотрение дел в судах происходит открыто, кроме случаев, установленных процессуальным законом. Участники судебного процесса и другие лица, присутствующие на открытом судебном заседании, могут использовать портативные аудиотехнические средства. Проведение в зале судебного заседания фото- и киносъемки, видеозаписи, а также трансляция судебного заседания допускаются по решению суда. При рассмотрении дел ход судебного процесса фиксируется техническими средствами в порядке, установленном процессуальным законом.
Язык судопроизводства. Судопроизводство и делопроизводство в судах Украины осуществляется на государственном языке. Суды обеспечивают равенство прав граждан в судебном процессе по языковым признакам. Суды используют государственный язык в процессе судопроизводства и гарантируют право граждан на использование ими в судебном процессе родного языка или языка, которым они владеют. В судах, вместе с государственным, могут использоваться региональные языки или языки меньшинств, в соответствии с Законом “О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств”, в порядке, установленном процессуальным законом. Использование в судопроизводстве региональных языков или языков меньшинств гарантируется государством и обеспечивается за счет средств Государственного бюджета Украины.
Обязательность судебных решений. Судебные решения, вступившие в законную силу, являются обязательными к исполнению всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами, физическими и юридическими лицами и их объединениями на всей территории Украины. Судебные решения других государств являются обязательными к исполнению на территории Украины при условиях, установленных законом, в соответствии с международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины. Неисполнение судебных решений влечет за собой ответственность, установленную законом.
Право на обжалование. Участники судебного процесса и иные лица в случаях и порядке, установленных процессуальным законом, имеют право на апелляционное и кассационное обжалование судебного решения, а также на пересмотр дела Верховным Судом Украины (последнее – то, что недавно признал неконституционным Конституционный суд).
Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел. Дела в судах рассматриваются судьей единолично, а в случаях, определенных процессуальным законом, – коллегией судей, а также при участии народных заседателей и присяжных. Судья, рассматривающий дело единолично, действует как суд. В судах общей юрисдикции функционирует автоматизированная система документооборота. Персональный состав суда для рассмотрения конкретного дела определяется автоматизированной системой документооборота по принципу вероятности распределения дел во время регистрации в суде исковых заявлений, ходатайств и жалоб.
Суды общей юрисдикции
Система судов общей юрисдикции строится по принципам территориальности, специализации и инстанционности. Систему судов общей юрисдикции составляют:
Ø местные суды;
Ø апелляционные суды;
Ø высшие специализированные суды;
Ø Верховный Суд Украины.
Высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции является Верховный Суд Украины. Высшими судебными органами специализированных судов являются соответствующие высшие специализированные суды.
Единство системы судов общей юрисдикции обеспечивается (в том числе): единым статусом судей; обязательностью для всех судов правил судопроизводства, определенных законом; обеспечением Верховным Судом Украины одинакового применения судами (судом) кассационной инстанции норм материального права.
Специализация судов общей юрисдикции. Суды общей юрисдикции специализируются на рассмотрении гражданских, уголовных, хозяйственных, административных дел, а также дел об административных правонарушениях. В судах общей юрисдикции может вводиться специализация судей по рассмотрению конкретных категорий дел.
Административные должности судей. Председатель местного суда, его заместитель, Председатель апелляционного суда, его заместители, Председатель высшего специализированного суда, его заместители назначаются на должности сроком на пять лет из числа судей этого суда и освобождаются с должностей Высшим советом юстиции по представлению соответствующего совета судей. Судья не может занимать одну административную должность соответствующего суда более чем два срока подряд. Председатель Верховного Суда Украины, заместитель Председателя Верховного Суда Украины избираются на должности и освобождаются с должностей Пленумом Верховного Суда Украины. Пребывание судьи на административной должности в суде не освобождает его от осуществления полномочий судьи соответствующего суда. Освобождение судьи с административной должности не прекращает его полномочий судьи. Освобождение от должности судьи, а также истечение срока, на который судья назначен (избран) на административную должность в суде, прекращает осуществление им полномочий на административной должности.
Виды и состав местных судов. Местными общими судами есть районные, районные в городах, городские и горрайонные суды. Местными хозяйственными судами являются хозяйственные суды Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя. Местными административными судами являются окружные административные суды, а также другие суды, предусмотренные процессуальным законом.
Полномочия местного суда. Местный суд является судом первой инстанции и рассматривает дела, отнесенные процессуальным законом к его подсудности. Местные общие суды рассматривают гражданские, уголовные, административные дела, а также дела об административных правонарушениях в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.
Местные хозяйственные суды рассматривают дела, возникающие из хозяйственных правоотношений, а также другие дела, отнесенные процессуальным законом к их подсудности.
Местные административные суды рассматривают дела административной юрисдикции (административные дела).
Подсудность отдельных категорий дел местным судам, а также порядок их рассмотрения определяются процессуальным законом.
Полномочия Председателя местного суда:
Ø представляет суд как орган государственной власти в сношениях с прочими органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами;
Ø определяет административные полномочия заместителя председателя местного суда;
Ø контролирует эффективность деятельности аппарата суда, вносит руководителю территориального управления Государственной судебной администрации Украины представление о назначении на должность руководителя аппарата суда, заместителя руководителя аппарата суда и об освобождении их от должностей, а также о применении к руководителю аппарата суда, его заместителю поощрений или наложения дисциплинарного взыскания;
Ø издает на основании акта о назначении (избрании) судьей или освобождения судьи из должности соответствующий приказ;
Ø сообщает в Высшую квалификационную комиссию судей Украины о наличии вакантных должностей в суде в десятидневный срок со дня их образования;
Ø обеспечивает исполнение решений собрания судей местного суда;
Ø контролирует ведение в суде судебной статистики, заботится об информационно-аналитическом обеспечении судей, с целью повышения качества судопроизводства;
Ø обеспечивает исполнение требований относительно повышения квалификации судей местного суда;
Ø осуществляет другие полномочия, определенные законом.
Я специально так детально оставил в этой статье все полномочия Председателя суда, чтобы читатели четко поняли, что Председатель суда не имеет никаких полномочий контролировать рассмотрение дел судьями, не имеет право вмешиваться в рассмотрение дел и не имеет ни какого права проверять законность действий какого бы то ни было судьи при рассмотрении дел. Поэтому, нет необходимости и какой бы то ни было целесобразности писать Председателю суда жалобы на действия судей во время рассмотрения дел. Если проще – то это бессмысленно, поскольку Председатель суда не имеет прав на рассмотрение подобных жалоб. Так же было и до сих пор.
Виды и состав апелляционных судов. Апелляционными судами по рассмотрению гражданских, уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях являются: апелляционные суды областей, апелляционные суды городов Киева и Севастополя, Апелляционный суд Автономной Республики Крым (ничего не изменилось).
Апелляционными судами по рассмотрению хозяйственных дел, апелляционными судами по рассмотрению административных дел являются соответственно апелляционные хозяйственные суды и апелляционные административные суды, которые создаются в апелляционных округах, согласно указу Президента Украины (также ничего не изменилось).
Полномочия апелляционного суда. Апелляционный суд: рассматривает дела соответствующей судебной юрисдикции в апелляционном порядке согласно процессуальному закону; в случаях, предусмотренных процессуальным законом, рассматривает дела соответствующей судебной юрисдикции как суд первой инстанции; анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику; предоставляет местным судам методическую помощь в применении законодательства; осуществляет другие полномочия, определенные законом. Опять же отмечу, что апелляционные суды не являются руководящими органами относительно местных судов и формально не имеют права вмешиваться в рассмотрение дел. Они имеют право проверять законность действий судей и их решений исключительно при апелляционном рассмотрении. Т.е., писать в апелляционные суды жалобы на действия или решения судей есть смысл исключительно в порядке апелляционного обжалования решений и приговоров.
Виды и состав высших специализированных судов. В системе судов общей юрисдикции действуют высшие специализированные суды, как суды кассационной инстанции по рассмотрению гражданских, уголовных, хозяйственных и административных дел. Высшими специализированными судами являются: Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел (которого пока нет), Высший хозяйственный суд Украины, Высший административный суд Украины. В высшем специализированном суде создаются палаты по рассмотрению отдельных категорий дел в пределах соответствующей судебной юрисдикции.
Полномочия высшего специализированного суда. Высший специализированный суд: рассматривает дела соответствующей судебной юрисдикции в кассационном порядке согласно процессуальному закону; в случаях, предусмотренных процессуальным законом, рассматривает дела соответствующей судебной юрисдикции как суд первой или апелляционной инстанции; анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику; предоставляет методическую помощь судам низшего уровня с целью одинакового применения норм Конституции и законов Украины в судебной практике на основе ее обобщения и анализа судебной статистики; дает специализированным судам низшего уровня рекомендательные разъяснения по вопросам применения законодательства относительно решения дел соответствующей судебной юрисдикции; осуществляет другие полномочия, определенные законом. Пленум высшего специализированного суда действует в составе всех судей высшего специализированного суда для решения вопросов, связанных с обеспечением единства судебной практики в делах соответствующей судебной юрисдикции, и других вопросов, отнесенных к его полномочиям этим Законом. Здесь также следует указать, что высшие специализированные суды не являются административно-руководящими органами относительно местных и апелляционных судов, формально не имеют права вмешиваться в рассмотрение дел и также имеют право проверять законность действий судей и их решений исключительно во время кассационного рассмотрения. Подчеркиваю, что разъяснения высших специализированных судов носят сугубо рекомендательный характер, т.е., к сожалению, не являются обязательными для судов первой и апелляционной инстанций. К сожалению – потому что, на мой взгляд, это противоречит принципу однообразия применения законодательства.
Верховный Суд Украины (в том числе): пересматривает дела по основаниям неодинакового применения судами (судом) кассационной инстанции одной и той же нормы материального права в одних и тех же правоотношениях в порядке, предусмотренном процессуальным законом; пересматривает дела в случаях установления международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дел судом. В Верховном Суде Украины действует Пленум Верховного Суда Украины для решения вопросов, определенных Конституцией Украины и этим Законом. Думаю, что из изложенного также понятно, что Верховный Суд, хотя и является высшим судебным органом, но он не является административно-руководящим. Поэтому писать жалобы на имя Председателя Верховного Суда на действия судей, на их незаконные решения и приговоры не следует, ведь он не имеет права их проверять. Это можно делать исключительно в порядке обжалования по исключительным обстоятельствам. Пленум Верховного Суда Украины является коллегиальным органом, полномочия которого определяются Конституцией Украины и этим Законом. В состав Пленума Верховного Суда Украины входят все судьи Верховного Суда Украины.
В следующем материале, который будет опубликован 6 августа, будут предоставлены разъяснения, касающиеся статуса судей, народных заседателей, присяжных, возможностей и порядка привлечения их к ответственности, а также о том – как можно стать судьей или народным заседателем.
Добрый день. Поясните пожалуйста – имеет ли право судья на которого подано представление о привлечении к дисциплинарной ответственности за нарушение присяги, рассматривать гражданское дело о бездействии Министерства юстиции Украины. Через 2 недели после вынесения неправомерного и незаконного решения , постановлением ВР Украины (июнь 2010 г.) он был уволен на нарушение присяги судьи.
Сергей, Киев: имеет право. Представление – не решение. Пока по представлению нет окончательного решения, это просто бумажка с неприятным содержанием. А если Вы считаете решение незаконным, то Вы могли его обжаловать.
Добрый день. Помогите пожалуйста ответить на вопрос.
Какая будет ежемесячная надбавка за выслугу лет судьи местного суда при условии, что стаж работы в правоохранительных органах составляет 3 года, а стаж работы в должности судьи городского суда составляет 6 лет.
Елена: извините, но не знаю. Я как то, никогда расчетами зарплат и надбавок не занимался.