АДВОКАТСЬКЕ бюро
Кучерявого Олега Петровича

повний комплекс юридичних послуг, захист інтересів громадян і юридичних осіб

Жов

10

Предвыборная агитация – 2012

Автор: Advocat

Приближаются очередные выборы народных депутатов Украины. В настоящее время они вступили в очень активную фазу. В обществе, не взирая на то, что вроде бы наши люди уже привыкли к практически непрерывному предвыборному процессу, усиливается политическое напряжение. И не зря, поскольку эти выборы могут реально изменить политическую ситуацию в стране.

И изменят они эту ситуацию, или же все останется – как есть, а то и хуже, в наибольшей мере зависит от избирателей.

К сожалению, политическая (да и общая) ментальность нашего народа, в частности, заключается и в том, что люди привыкли делать свои собственные твердые выводы, составлять свое твердое мнение о том, о чем они практически ничего не знают, о том – чего не видели и не читали лично, а только «где-то – что-то слышали». И по моему глубокому убеждению, именно в этом – главные политические проблемы украинской независимости и украинского народа. Для того, чтобы было более понятно: что я имею в виду, приведу пример последнего языкового закона от 3.07.2012 г. № 5029-VI «Об основах государственной языковой политики», который ужасно расколол общество, вызвал бурю эмоций, суждений, требований, высказываний (в том числе публичных) с разных сторон. Но попробуйте найти хотя бы одного человека среди знакомых, который этот закон читал хотя бы частично! Уверен, что большинству посетителей сайта это не удастся, поскольку даже самые яростные борцы «за» и «против» этого закона, даже из тех, кто ходил на разнообразные митинги, голодания, и т.п., в 99,9 % случаев даже близко тот закон в глаза не видели, как и старый закон от 28.10.1989 г. N 8312-11 «О языках в Украинской ССР». Все судили и в дальнейшем судят о нем по обрывкам информации и комментариям, услышанным из средств массовой информации (СМИ) или от еще кого-то. А те – такие же самые: не читали, а что-то слышали от депутатов, а что-то сами додумали и «ляпают» языками что хотят…

Но пока, не об языковом законе. Это только пример. Речь пойдет о восприятии политической ситуации в стране, политических партий, политиков и избирательного процесса. Это восприятие, к сожалению, происходит таким же образом, как и касательно языкового закона. Так же происходит и голосование. Поэтому, прежде всего, в этой первой публикации по теме, следует обратить внимание посетителей сайта – потенциальных избирателей на отдельные нормы Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины» от 17.11.2011 г. № 4061-V. При этом, не будем писать о том, что на данном этапе уже не касается большинства избирателей, а только о том, что актуально для них на данном этапе. В частности – о предвыборной агитации, в которой значительная часть избирателей активно участвует.

Предвыборная агитация – это осуществление любой деятельности с целью побуждения избирателей голосовать за или не голосовать за определенного кандидата в депутаты или партию. Предвыборная агитация может осуществляться в любых формах и любыми средствами, которые не противоречат Конституции Украины и законам Украины.

Предвыборная агитация может проводиться в таких формах:

1) проведение собраний граждан, иных встреч с избирателями;

2) проведение митингов, походов, демонстраций, пикетов;

3) проведение публичных дебатов, дискуссий, “круглых столов”, пресс-конференций относительно положений предвыборных программ и политической деятельности партий – субъектов избирательного процесса или политической деятельности кандидатов в депутаты;

4) обнародование в печатных и аудиовизуальных (электронных) средствах массовой информации политической рекламы, выступлений, интервью, очерков, видеофильмов, аудио- и видеоклипов, других публикаций и сообщений;

5) распространение избирательных открыток, плакатов и других печатных агитационных материалов или печатных изданий, в которых размещены материалы предвыборной агитации;

6) размещение печатных агитационных материалов или политической рекламы на носителях внешней рекламы;

7) проведение концертов, спектаклей, спортивных соревнований, демонстрации фильмов и телепередач или других публичных мероприятий в поддержку партии – субъекта избирательного процесса или кандидата в депутаты, а также обнародование информации о такой поддержке;

8) публичные призывы голосовать за или не голосовать за партию – субъекта избирательного процесса, кандидата в депутаты или публичные оценки деятельности этих партий или кандидатов в депутаты;

9) в других формах, которые не противоречат Конституции Украины и законам Украины.

Политическая реклама – это размещение или распространение материалов предвыборной агитации с помощью рекламных средств. К политической рекламе относятся также использование символики или логотипов партий – субъектов избирательного процесса, а также сообщения о поддержке партией – субъектом избирательного процесса или кандидатом в депутаты зрелищных или других публичных мероприятий или привлечение внимания к участию в таких мероприятиях партии – субъекта избирательного процесса или определенного кандидата в депутаты. Реклама печатных изданий (газет, журналов, книг), других товаров и услуг с использованием фамилий или изображений (портретов) кандидатов, названий или символики партий – субъектов избирательного процесса также является политической рекламой.

Местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления не позднее, чем за восемьдесят дней до дня голосования оборудуют стенды, доски объявлений в отведенных местах для размещения материалов предвыборной агитации партий и кандидатов в депутаты с соблюдением принципа равных условий.

Партия, кандидат в депутаты, на собственное усмотрение может изготовлять материалы предвыборной агитации за счет и в пределах средств избирательного фонда. Партия может изготовлять печатный материал своей предвыборной агитации с применением оборудования, которое ей принадлежит. Сведения, которые содержатся в этих материалах, должны соответствовать требованиям закона. Партия, кандидат в депутаты обязаны подать по одному экземпляру каждого печатного материала предвыборной агитации, изготовленного за счет средств избирательного фонда партии и с применением оборудования, которое ей принадлежит, не позднее чем через пять дней со дня его изготовления в Центральную избирательную комиссию. Печатные материалы предвыборной агитации должны содержать сведения о заказчике этих материалов, учреждении, которое осуществило печать, или указание, что печати осуществлена с использованием оборудования, принадлежащего партии, их тираж, информацию о лицах, ответственных за выпуск.

Предвыборная агитация с использованием СМИ всех форм собственности проводится с соблюдением принципа равных условий и в порядке, предусмотренном этим Законом. Следует отметить, что интернет-сайты и -блоги не являются средствами массовой информации, если они не зарегистрированные такими (именно – как СМИ).

Партия, кандидат в депутаты имеют право пользоваться средствами массовой информации государственной и коммунальной формы собственности на условиях, предусмотренных этим Законом. Средство массовой информации, которое предоставило эфирное время или печатную площадь для проведения предвыборной агитации одной партии, одному кандидату в депутаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, не может отказать в предоставлении эфирного времени или печатной площади на тех же условиях другой партии, другому кандидату в депутаты.

Указанные требования относительно равных условий предоставления возможностей агитации для разных партий и кандидатов не распространяются на печатные СМИ, основателями (владельцами) которых являются партии, кандидаты в депутаты для ведения собственной предвыборной агитации.

СМИ в случае обнародования результатов опросов общественной мысли, связанного с выборами депутатов, обязаны указать заказчика опроса, полное название организации, которая проводила опрос, время его проведения, территорию, которую охватывал опрос, размер и способ формирования социологической выборки опрошенных, метод опроса, точную формулировку вопросов, возможную статистическую погрешность.

Телерадиоорганизации обязаны осуществлять аудио-, видеозаписи всех передач, содержащих предвыборную агитацию, и сохранять их в течение 30-дневного срока со дня официального обнародования результатов выборов.

Заказчиками политической рекламы во время избирательного процесса для показа телерадиоорганизациями могут быть только партии, кандидаты в депутаты от которой зарегистрированы в общегосударственном округе, и кандидаты в депутаты в одномандатных округах. В течение демонстрации политической рекламы обязательно демонстрируется полное название (или фамилия, имя и отчество) ее заказчика в форме текстового сообщения, которое должных занимать не меньше пятнадцати процентов площади экрана и быть выполненное контрастным цветом к фону и быть воспринимаемым для зрителя.

Партия, кандидат в депутаты имеют право за счет средств своего избирательного фонда публиковать агитационные материалы в печатных средствах массовой информации любых форм собственности, которые издаются в Украине, за исключением средств массовой информации, указанных в части восемнадцатой статье 74 этого Закона (далее). Материалы предвыборной агитации публикуются на основании договора, который заключается от лица партии, кандидата в депутаты в одномандатном округе распорядителем текущего счета соответствующего избирательного фонда партии или кандидатом в депутаты с редакцией (издателем) печатного средства массовой информации. Без заключения соглашения и поступления средств на счет редакции (издателя) печатного средства массовой информации публикация этих материалов запрещается. Это требование не применяется к средству массовой информации, основателем (владельцем) которого является партия, кандидат в депутаты для ведения их собственной предвыборной агитации.

Статья 74 Закона устанавливает ограничения относительно ведения предвыборной агитации. При этом, участие в предвыборной агитации запрещается:

1) иностранцам и лицам без гражданства, в том числе через журналистскую деятельность или в форме участия в концертах, спектаклях, спортивных соревнованиях, других публичных мероприятиях, которые проводятся в поддержку или при поддержке партии – субъекта избирательного процесса или кандидата в депутаты;

2) органам исполнительной власти, органам власти Автономной Республики Крым и органам местного самоуправления, правоохранительным органам и судам;

3) в рабочее время должностным и служебным лицам, кроме случаев, когда соответствующее должностное или служебное лицо является кандидатом в депутаты;

4) членам избирательных комиссий в течение срока их полномочий в соответствующих избирательных комиссиях.

В воинских частях (формированиях), в учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах предвыборная агитация ограничивается. Посещение воинских частей (формирований), учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов отдельными кандидатами в депутаты, их доверенными лицами или уполномоченными лицами партий запрещается. Встречи этих лиц с избирателями организовываются соответствующей окружной избирательной комиссией совместно с командиром военной части (формирования) или руководителем учреждения исполнения наказаний или следственного изолятора с обязательным уведомлением не позднее чем за три дня до дня встречи всех уполномоченных лиц партий, кандидатов в депутаты или их доверенных лиц в соответствующем одномандатном округе.

Запрещается использование помещений органов государственной власти, органов власти АР Крым и органов местного самоуправления, для проведения предвыборной агитации за счет средств избирательных фондов партий, кандидатов в депутаты.

Запрещается размещение агитационных материалов и политической рекламы на зданиях и в помещениях органов государственной власти, органов власти АР Крым и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций государственной и коммунальной формы собственности.

Распространение в любой форме материалов, которые содержат призывы к ликвидации независимости Украины, изменению конституционного порядка насильственным путем, нарушению суверенитета и территориальной целостности государства, подрыву ее безопасности, незаконному захвату государственной власти, пропаганда войны, насилия и разжигание межэтнической, расовой, национальной, религиозной вражды, посягательство на права и свободы человека, здоровье населения, запрещается.

Средствам массовой информации, их должностным и служебным лицам и творческим работникам во время избирательного процесса в своих материалах и передачах, не обусловленных соглашениями, заключенными согласно вышеупомянутым требованиям закона, запрещается агитировать голосовать за или не голосовать за партии, кандидатов в депутаты или распространять информацию, имеющую признаки политической рекламы, безвозмездно или оплаченную из источников, не предусмотренных законом, а так же распространять любую информацию с целью побуждения избирателей голосовать за или не голосовать за определенного субъекта избирательного процесса. Авторам и ведущим телерадиопередач, которые являются кандидатами в депутаты, во время избирательного процесса также запрещается в телерадиопередачах вести предвыборную агитацию. Запрещается размещение политической рекламы в одном блоке с коммерческой или социальной рекламой.

Запрещается размещение носителей политической рекламы на внешней поверхности и внутри транспортных средств общественного пользования, в том числе такси, размещение политической рекламы в помещениях и на зданиях станций метрополитена, автобусных и железнодорожных вокзалов, портов и аэропортов, а также распространение материалов предвыборной агитации, в том числе политической рекламы, через телерадиотрансляционные или другие информационные сети оповещения пассажиров и информационные табло в помещениях станций и вагонах метрополитена, автобусных и железнодорожных вокзалов, портов и аэропортов, в транспортных средствах общественного пользования.

Запрещается распространение заведомо недостоверных или клеветнических сведений о партии – субъекте избирательного процесса или о кандидате в депутаты, недостоверность или клеветнический характер которых установлены в судебном порядке.

В случае установления судом при рассмотрении избирательного спора повторного или одноразового грубого нарушения средством массовой информации требований этого Закона суд принимает решение о временном (до завершения избирательного процесса) приостановлении действия лицензии или о временном запрете выпуска печатного издания.

Включение в информационные теле- и радиопрограмм (выпусков новостей) предвыборных агитационных материалов партий, в том числе политической рекламы, запрещается (что постоянно нарушается практически всеми украинскими телеканалами). Все материалы предвыборной агитации должны быть отделенными от других материалов и обозначенными как таковые.

Запрещается проведение предвыборной агитации в зарубежных средствах массовой информации, которые действуют на территории Украины, а также в зарегистрированных в Украине средствах массовой информации, в которых доля зарубежной собственности превышает пятьдесят процентов.

Запрещается проводить предвыборную агитацию, которая сопровождается предоставлением избирателям, учреждениям, учреждениям, организациям средств, или безвозмездно, или на льготных условиях товаров (кроме товаров, которые содержат визуальные изображения названия, символики, флага партии, при условии, что стоимость таких товаров не превышает 3 % минимального размера заработной платы), услуг, работ, ценных бумаг, кредитов, лотерейных билетов, других материальных ценностей. Такая предвыборная агитация, которая сопровождается призывами или предложениями голосовать за или не голосовать за определенную партию или кандидата в депутаты или упоминанием названия партии или имени кандидата, является косвенным подкупом избирателей.

Запрещается размещение материалов предвыборной агитации, политической рекламы, в том числе сообщений о ходе избирательного процесса, на объектах культурного наследия.

Запрещается изготовление и распространение печатных предвыборных агитационных материалов, которые не содержат сведений о заказчике печатных предвыборных агитационных материалов, учреждении, которое осуществило печать, их тираж, информацию о лицах, ответственных за выпуск.

Партия – субъект избирательного процесса, кандидат в депутаты имеют право обратиться в средства массовой информации, которые предали гласности информацию, которую партия или кандидат считают недостоверной, с требованием опубликовать их ответ. Средства массовой информации, которые предали гласности соответствующий материал, не позднее чем через 3 дня после дня обращения с требованием об ответе, но не позже последнего дня перед днем голосования обязан предоставить партии, кандидату в депутаты, относительно которых распространенно недостоверную информацию, возможность сделать достоянием гласности ответ: предоставить такое же эфирное время соответственно на телевидении или радио, или опубликовать в печатном средстве массовой информации предоставленный партией или кандидатом материал, который должен быть набран таким же шрифтом и размещенный под рубрикой “ответ” на том же месте столбца в объеме не меньшем, чем объем сообщения, которое опровергается. Ответ должна содержать ссылку на соответствующую публикацию в печатном средстве массовой информации, передачу на телевидении, радио и на информацию, которая опровергается. Ответ не должен содержать прямых призывов к голосованию за или не голосованию за определенные партии, кандидатов в депутаты. Ответ должен быть обнародован без приложений, комментариев и сокращений и осуществляться за счет средства массовой информации. Ответ на ответ не предоставляется.

Кандидатам в депутаты запрещается использовать для проведения предвыборной агитации служебный транспорт, связь, оборудование, помещение, другие объекты и ресурсы по месту работы, служебные или производственные совещания, собрания коллектива, а также привлекать для предвыборной агитации или использовать для любой работы, связанной с проведением предвыборной агитации, таких лиц:

1) кандидатам в депутаты, которые занимают должности в органах государственной власти или в других государственных органах, органах власти АР Крым, органах местного самоуправления, – должностных и служебных лиц органов государственной власти или других государственных органов, органов власти АР Крым, органов местного самоуправления (кроме лиц, которые находятся на должностях помощника-консультанта народного депутата Украины);

2) кандидатам в депутаты, которые занимают должности, в том числе по совместительству, на предприятиях независимо от формы собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, в учреждениях, учреждениях, организациях, воинских частях (формированиях) – подчиненных им лиц по месту работы (в рабочее время).

Предвыборная агитация заканчивается в 24 часа последней пятницы перед днем голосования. Предвыборная агитация накануне дня голосования и в день голосования запрещается. Со времени прекращения предвыборной агитации запрещается проведение агитационных мероприятий, распространение предвыборных агитационных материалов в средствах массовой информации, демонстрация агитационных фильмов или клипов, распространение избирательных открыток, плакатов, других печатных агитационных материалов или печатных изданий, в которых размещены материалы предвыборной агитации, публичные призывы голосовать за или не голосовать за партии – субъекты избирательного процесса, кандидатов в депутаты в одномандатном округе или публичная оценка деятельности этих партий или кандидатов в депутаты. Предвыборные агитационные материалы снимаются с 24-го часа последней пятницы перед днем голосования соответствующими службами местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Препятствование осуществлению права на проведение предвыборной агитации, а также нарушение установленного законом порядка проведения такой агитации влекут за собой ответственность, установленную законами Украины.

____________________________________________________

Публикация – октябрь 2012 года



Коментарі закриті.