Жов
31
Эпидемия гриппа и права потребителей товаров и услуг
В Украине свирепствует эпидемия вирусных инфекционных заболеваний (ОРВИ), вызванных действием вирусов гриппа разных видов, в том числе и так называемого “свинного” гриппа. Минздрав Украины открыл горячую телефонную линию по вопросам эпидемии – (044) 200-07-80. Но у нас не медицинский сайт, поэтому будем рассматривать не медицинские аспекты, а вопросы, которые касаются медицинско-эпидемических проблем с точки зрения защиты прав потребителей.
Прежде всего, обратите особое внимание, что, где и как Вы покупаете. Удивительно, что не смотря на сложившую на протяжении недели ситуацию, МОЗ и санслужби до сих пор почему-то не обязали владельцев и руководителей предприятий торговли и сферы услуг обслуживать население, работая в масках. Поэтому, прежде всего рекомендация: старайтесь не покупать нерасфасованные в заводских условиях продукты в магазинах и у торговцев на рынках, где продавцы работают без масок. И старайтесь делать им замечания, что бы они знали, почему Вы у них не покупаете.
При покупке продуктов питания, обращайте внимание на то, как Вас обслуживают.
Не покупайте нерасфасованные в заводских условиях продтовары, если они разложены на прилавках в открытом виде прямо перед покупателями: там, где масса покупателей над ними или около них стоят, наклоняются, кашляют, чихают, наконец – просто дышат на них. Это же касается и торговых точек, где продают выпечку, произведенную в самих этих предприятиях. Старайтесь обратить внимание, как работают пекари.
Если Вы увидели, что продавец, пытаясь раскрыть полиэтиленовый пакетик, дует в него, разворачивайтесь и уходите.
Не думайте о том, что Вы своими действиями можете обидеть работника торговли или владельца торгового заведения. Вы должны понимать, что если они так Вас обслуживают, то Вы для них только объект заработка и не больше того, они проявляют по отношению к Вам неуважение. Поэтому и Вам их уважать не за что.
Конечно, полностью Вы не застрахуетесь от инфекции, но риск заболевания будет намного ниже.
На кону здоровье и жизнь не только Ваша, но и Ваших родных.
Вторая проблема, это – защита Ваших прав, как потребителя медицинских услуг. Поймите: в этой сфере, если Вы не защитите свои права сами, Вам вряд ли кто-нибудь поможет.
Поэтому, внимательно относитесь к использованию лекарств. К сожалению, в наше время, врачи зачастую назначают лекарства также, как их назначают себе люди при самолечении – исходя из рекламных проспектов и телепередач, а потом, в лучшем случае, следят, как оно подействует на Вас и Вашу болезнь. А зачастую и не следят. Ответственности ни какой, поскольку они даже рецепты не выписывают и в карточки не всегда их записывают. Поэтому, особенно будьте осторожны, если врач не записал назначенные лекарства в Вашу амбулаторную карточку.
Даже если Вам лекарство назначил врач, внимательно прочитайте инструкцию, которая к нему прилагается. Врачи, услышав про лекарства из рекламы, не всегда внимательно их читают, не обращают внимания на противопоказания и, как это часто бывает, могут Вам назначить лекарство, которое противопоказано, к примеру, при заболеваниях почек или печени, даже если незадолго до этого, этот же врач Вас от этих заболеваний и лечил, или если они в карточке записаны. Если у Вас возникли вопросы, не стесняйтесь напомнить лечащему врачу о своих других заболеваниях. Врач, конечно, не захочет признать свою ошибку, но постарается каким-то образом ее исправить. Если Вы сомневаетесь во враче – идите к другому. Закон позволяет Вам выбирать врача по своему усмотрению.
Не покупайте лекарства вне аптечных учреждений. Старайтесь избегать приобретения лекарств через интернет-магазины: велика вероятность обмана и продажи Вам просроченных или фальсифицированных лекарств. Не покупайте лекарства у всяких распространителей.
Прежде чем покупать, особенно если это дорогостоящее лекарство, постарайтесь о нем узнать побольше. Если Вы читаете эту статью, у Вас есть подключение к интернету. Вот и наберите в поисковике название этого лекарства. Прочитайте внимательно инструкции по этому лекарству на разных сайтах. Зачастую бывает, что эти инструкции несколько отличаются. Вы с удивлением можете узнать, что купленное Вами лекарство противопоказано, к примеру, при сердечных заболеваниях, хотя в инструкции, которая находилась в купленной Вами коробке с лекарством, этого нет. Это объясняется различиями в качестве клинических испытаний в разных странах, а также может объясняться тем, что оптовые продавцы лекарств, особенно дорогих импортных, подменяют инструкции, убирая из них некоторые противопоказания, чтобы увеличить продажи.
Постарайтесь проверить купленную Вами упаковку лекарства по данным сайтов, которые публикуют информацию о фальсифицированных лекарствах, о препаратах, снятых с продажи из-за низкого качества или большого вреда. К сожалению, после ликвидации в 2008 г. государственной службы по контролю лекарственных средств и с созданием на ее базе инспекции по контролю качества лекарственных препаратов, информация о снятых с продажи и запрещенных в Украине лекарственных средствах стала закрытой для населения. Посмотрите сами сайт инспекции. В России вроде бы пока публикуют, но полную информацию трудно выудить. Однако действует специальный сайт “Фармконтроль”, на котором Вы можете проверить любое лекарство. Можно даже позвонить и попросить уточнить. И если это лекарство запрещено в России, то и в Украине его покупать не стоит. Только обратите внимание, что там зачастую указано, что вообще лекарство запрещено, а какая-то конкретная партия, номер которой указан на упаковке, или лекарство этого названия, произведенное в определенной стране или определенной фирмой.
Кстати, хотя это уже и не эпидемическая проблема, но следует заметить, что вышеописанные рекомендации также относятся к покупкам приборов медназначения. Сейчас продается и рекламируется масса всяких электронных чудо-приборов, которые лечат почти все. В подавляющем числе случаев, кроме выкачки денег из покупателей, никакого эффекта они не дают, а зачастую приносят массу вреда. Не покупайте приборы, произведенные предприятиями, которые не специализированы на производстве медоборудования. Отдавайте предпочтение старым, зарекомендовавшим себя производителям.
Но если Вам все же хочется испытать прибор на себе, внимательно прочитайте инструкцию, но никогда не полностью ей не доверяйте. В этом случае продавцы еще чаще подменяют инструкции. Почитайте отзывы о приборе в интернете, найдите инструкцию на сайте завода-производителя. Она может сильно отличаться. Если производитель иностранный, не поленитесь найти перевод или переводчика.
Если что: сразу сдавайте прибор назад продавцу. Не берут – обращайтесь с заявлением о мошенничестве в милицию или прокуратуру, а также в органы защиты прав потребителей (обязательно письменно). К заявлению приложите выданную Вам продавцом инструкцию и распечатку инструкции производителя или, если она объемная, укажите адрес сайта производителя, опишите разницу. Это первые шаги. О дальнейшем лучше проконсультироваться с юристом. Потом Вы сможете через суд потребовать возмещения материального и морального ущерба. Естественно, что для этого надо сохранять все документы о Ваших затратах: кассовые и товарные чеки, накладные, билеты на проезд, чеки на покупку бензина и прочее…
Не могу также пропустить и проблемму БАДов. Не верьте всяким распространителям чудодейственых средств. Многие БАДы, особенно импортные (если не большая часть), содержат наркотические или психотропные вещества, которые создают только видимость улучшения самочувствия. Можете почитать на сайте телеканала один из последних материалов об обнаружении лабораторией украинских таможенников наркотиков в БАДах.
Одновременно настоятельно рекомендуем Вам ознакомиться со статьей Олеся Бузины “Юлин грипп”.
Спасибо, очень много полезной информации, согласна со всем, что касается БАД, медицинских чудо-приборов, покупной продуктов питания.