Бер
22
Цыгане: всем знакомые – незнакомцы (часть ІІ)
13 марта на сайте была опубликована первая часть этой этнографическо-криминологической работы о цыганах. Сегодня публикуется продолжение.
Цыгане делятся на ряд довольно обособленных этнических групп, которые они сами называют “нэции”. Для каждой этнической группы цыган или нескольких этнических групп часто свойственно совершение определенных видов преступлений и менее значительных правонарушений.
В странах бывшего СССР цыган – около 400-450 тысяч. Семьдесят процентов цыган бывших республик Союза проживает в городах. В этих странах более десяти диалектов цыганского языка, соответствующих этническим группам, называемым цыганами “нэции”. Почти каждая большая локальная группа делится на более мелкие патронические, ведущие начало от общего предка (“родо семенца”).
“Сэрви” (“сэрво”) живут оседло, в основном в южных областях России и в левобережной Украине. Особенно их много в Курске, Белгороде, Старом Осколе, Харькове, Донецке, Ростове, Мариуполе, Воронеже, на Кубани. Встречаются в Северном Казахстане, на Алтае, в Западной Сибири[1]. Селятся группами по 40-50 семей. Почему-то очень привязаны к украинскому населению. Во многом, именно этим объясняется их расселенность по территории бывшего СССР – сэрви шли за украинцами всюду, куда те массово переселялись[2]. Уверенно объяснить причину этого явления трудно, но преданностью это не назовешь – украинцев цыгане, при случае стараются дурить точно так же, как и всех прочих.
Занимаются сэрви, в большинстве, “концертной деятельностью”. Многие очень хорошо играют на скрипках, хотя практически ни кто не стремится заниматься этим профессионально. Только некоторая часть цыган, проживающих на севере Украины и в Центральной России живут, в основном за счет музыки. В то же время, они практически никогда не создают хоров. На музыкальных инструментах играют без нот. Немало среди сэрви кузнецов[3]. Немало сэрви при советской власти устроились на постоянную работу, но сейчас они очень часто подвергаются дискриминации: увольняют и сокращают их наравне со всеми, а на работу принимают в последнюю очередь.
В языке много слов из украинского, румынского языков. Фамилии, главным образом, украинские – на “–енко”: Мищенко, Иващенко, Донченко. Есть одна фамилия на “–ов” – Буздуганов и одна на “-ев” – Бизев.
“Плащуны” – ответвление “сэрви”. Их ещё называют “влахи” (“волохи”). Живут на правобережной Украине, на Донбассе, в Ростовской области, на Кубани, в Поволжье и на Южном Урале, на Северном Кавказе и в Средней Азии. Плащуны проявляют некоторое стремление к кочевничеству, откуда и пошло их название[4]. У них особо тесные племенные и родственные связи. Фанатично соблюдают цыганские обычаи и обряды[5]. До войны занимались кузнечеством, изготовлением сит, решёт. Потом перешли на изготовление металлической посуды и емкостей по договорам с колхозами и совхозами. Занимались спекуляцией, подделкой и сбытом изделий под драгоценные металлы. Сейчас продолжают эти занятия.
Они изобрели в своё время интересный способ обманывать колхозы и совхозы. Как известно, при социализме все цены были твердыми и постоянными. На весь Советский Союз были единые прейскуранты цен на товары и стоимости услуг и работ. Подряжаясь на изготовление посуды и емкостей, плащуны-влахи предоставляли колхозному руководству прейскурант цен, действовавших до 1961 года, то есть до денежной реформы и получали десятикратную оплату. При этом они делали заказанные изделия из менее ценных материалов, а полученное качественное давальческое сырье пускали “налево”. Каждый такой экземпляр прейскуранта среди цыган стоил до 1000 рублей (примерно то же самое, что сейчас 1000 долларов США).
“Крымские” цыгане (“кырымитика рома”, “хорахая”, “крымури”), не смотря на название, в Крыму почти не встречаются, за исключением нескольких семей в Евпатории. Ранее они проживали в Крыму, но были на всякий случай выселены вместе с татарами во время сталинской депортации (некогда было разбираться – кто татары, а кто цыгане). Впрочем, сейчас многие опять приехали в Крым, вместе с татарами. Вообще же проживают, в основном на Северном Кавказе, около Волгограда, в Рязани, в Москве. Делятся на три родоплеменные группы: “барэ панэнгерэ”, “барэ кушмэнгерэ”, “кырлыдэс”. Исповедают ислам, но плохо разбираются в его догмах, да и не стремятся вникать более глубоко. Религиозность ограничивается в основном празднованием мусульманских праздников оразас (пост уроза) и курбанбараями. Ну ещё молятся. Эта этническая группа очень консервативна в быту, живут замкнуто от “неверных” цыганских групп[6]. Занимаются кузнечеством, торговлей коврами и разной мелочью, мошенничеством, кражами. Ранее занимались спекуляцией, в том числе, валютными ценностями. Подделывают изделия под золото и бриллианты[7]. На рынке “вечных ценностей” (валюта, золото, драгоценные камни и их подделки) продолжают действовать и в наше время. Фамилии тюркско-русские: Османов, Ибрагимов, Осейнов. Наиболее распространена фамилия Оглы. Официальные имена также тюркские, крымско-татарские. Есть и цыганские имена: Хохан, Кукуря, Мончи, Лаччай, Ивори (женское). В последнее десятилетие советской власти всё больше стали давать русские имена, но теперь вновь стали “татаризироваться”. В диалекте много турецких слов[8].
“Урсари” на территории бывших республик СССР живут исключительно в Молдавии и на юге Одесской области. По численности они уступают другим группам. Больше их в Румынии. В Каларашском районе Молдовы есть два чисто урсарских села – Буда Урсаряска и Вулкэнешть. Много цыган этой группы проживают и в самом городе Калараше, а также в молдавских городах Оргееве, Сороки, в селах Ниспоренского района этой республики. Традиционное занятие – примитивное кузнечество. Почти в каждом цыганском дворе есть переносные мехи, наковальня и прочие инструменты. Однако помещений кузен не имеют. В основном занимаются починкой старых сельхозорудий – серпов, кос, сап, лопат, малых плугов и тому подобного. Сельские цыгане во время уборочных кампаний группами выезжают в ближайшие районы Украины, где работают по договорам с сельхозпредприятиями по ремонту сельхозорудий. В Вулканештах некоторые семьи выделывают гребни и другие изделия из рога. Их называют “кангларя” (“кангли” – гребень). Эти изделия потом сбываются по всем просторам нашей бывшей необъятной Родины, вплоть до Сибири[9]. Таможни и границы цыганам не помеха. На границах цыгане даже зарабатывают, перевозя в своих вещах разную контрабанду. Таможенники цыганские шмотки проверять не любят.
Целый квартал в Вулканештах занимают цыгане, которые систематически и очень профессионально занимаются попрошайничеством, выезжая по всем городам и весям Украины, России и других стран СНГ, выдавая себя за жертв наводнений, пожаров и т.п. Сами себя попрошайки называют “поманаря” – от слова “помана” – поминальное подаяние.[10] Вы с ними, наверное, неоднократно встречались в киевском и московском метро, у дверей своих квартир. В последние годы у них стало популярным выдавать себя за жертв закарпатского наводнения, хотя они там и близко не живут. Многие из них не очень похожи на цыган, но их выдает построение речи. Цыгане, особенно этой группы, начинают попрошайничать с фразы: “Здравствуйте, мы люди с …” (Закарпатья, или другие варианты). Обязательной у них является фраза “мы люди”, не свойственная в разговорной речи представителям других народов, потому что и так ясно, что люди. Те, которые постоянно попрошайничают в метро, от этой фразы уже отвыкли.
Исповедуют урсари православную религию. Фамилии у них близкие к молдавским и даже молдавские: Аржинт, Санду, Паракир, Дину, Путиника, Зелени. Имена молдавские, но в быту употребляют цыганские варианты: Гердис (Георге – молд.), Онифатис (Бонифаций – молд.) и т.п.
Среди урсарей существуют группы кровных родственников – роды (“вица”, “руда”, “сосс”), называемые по именам знаменитых предков, с окончаниями на “-ешти”: Захарешти, Гердешти и прочие[11].
Венгерские цыгане (“унгрика рома”) живут только в Закарпатье (Виноградовский район, города Ужгород, Мукачево, село Перечин). В основном они – профессиональные музыканты, но также работают на сельхозпредприятиях, занимаются кузнечеством. Фамилии и имена венгерские. По вероисповеданию католики, кальвинисты[12].
“Кишинёвские” (“бессарабские”) цыгане имеют множество самоназваний. Одно из наиболее употребляемых – “рома”, то есть они считают себя настоящими цыганами. “Кишиневскими” их называют цыгане других нэций, хотя уже всё чаще они и сами так себя называют (“кишинёвпуря”). Часть из них осёдлые, говорящие по-цыгански. Называют себя “ром гавунэ” – “сельские цыгане”, потому что почти все живут в сёлах, в отдельных цыганских кварталах (“махалауа”). Почти все работают в сельхозпредприятиях или занимаются на дому кузнечеством, обработкой дерева, музыкально-эстрадной деятельностью. Проживают в основном в молдавских городах Флорешты, Оргеев, в селе Волженец Каларашского района[13].
Вторая часть – осёдлые, говорящие по-молдавски, с примесью цыганских слов. Называют себя “ромь” и “влахый”. Занятия у них те же. Во многих селах живут вперемешку с “ром гавунэ”, между ними наблюдается активный процесс ассимиляции. Этих цыган можно встретить также на юге Одесской области, в Донбассе, в Ростове, в Санкт-Петербурге, в г. Реутово Московской области[14].
Третья подгруппа – “лэешя” или “лэяша” – полукочевые. До относительно недавнего времени вели постоянный кочевой образ жизни по Молдове и прилегающей территории Украины. Сейчас в основном живут в северных районах Молдовы (города Бельцы, Единцы, Бричаны, посёлок Атаки). Занимаются кузнечеством, мелкими кражами. Самые большие праздники у них – православная пасха и рождество Христово. По мнению других цыганских групп, лэяша очень опасны – из-за денег могут убить даже цыгана[15]. Такая вот “христианская” мораль…
Фамилии у всех “кишиневских” цыган молдавского происхождения или произношения: Колдэрарь, Бузату, Марцын. Среди лэяша есть также Стойку, Прейда, Шэрбан (Шарбан). Имена также молдавские. Кроме уже указанных занятий, приторговывают мелкими вещами, продуктами (во времена дефицитов), а также сбывают изделия из драгоценных металлов, “мошенничают “ломкой денег”. Женщины гадают, попрошайничают, занимаются квартирными кражами.
“Русские цыгане” (“русска рома”) появились на территории западных районов России в начале XVIII–го века – пришли с польско–литовских земель. Эти цыгане являются одной из наиболее распространенных “нэций”. Они – самая подвижная часть СНГ-овского цыганского населения. Исповедуют православную веру. “Русские” делятся на ряд больших локальных групп: московские, смоленские, псковские, сибирские и прочие. Те, в свою очередь, делятся на “родо сэмэнца”. Их названия обычно заканчиваются на –онки, -ёнки, -енки (баглайонки, василенки). Но бывают и совсем иные, как например, “картошкингирэ”, “мурашки”. Самая старая разновидность “русских” цыган – табольские (“табольска рома”). Они очень распространены в Сибири. Имена у “русских” цыган по документам – русские, но в быту они используют свои варианты – Вано (Иван), Михо (Михаил). Фамилии польского и русского происхождения: Дулькевич, Цыбульский, Шишков, Петров. Не бывает у них окончаний на –ин[16].
Ранее наиболее распространенным занятием “русских” цыган когда-то была мена лошадей, в том числе с мошенническим уклоном. Существовала даже поговорка: “Цыганская профессия – менять” (“тэ парувэл”)[17]. В большом ходу у них было и есть конокрадство[18]. Совершают и более тяжкие преступления – разбойные нападения на отдельных граждан, на склады, на кассы сельхозпредприятий, грабежи, различные кражи, подделывают документы[19].
При кочевании “русских” ни одна из их групп не выходила за границы определенной территории, но лошадей иногда сбывают за 300 – 500 км от места кражи[20]. При совершении преступлений “сибирские” цыгане могут пойти на убийство[21].
Наиболее распространённая в мире цыганская “нэция” – это “кэлдэрари”. Название происходит от молдавско-румынского слова “кэлдэрар” – “котельщик”, “медник”, “лудильщик”. Сами кэлдэрари видимо считают себя “сверхнэцией”, потому что в свою очередь деляться на подгруппы, которые тоже называют “нэциями”. В частности, на территории бывшего СССР проживают: “молдовая”, “сербияя”, “вунгрика”, “грокуря”, “доброжая”. Названия говорят о происхождении: Молдова, Сербия, Венгрия, Греция, Добруджа (Румыния). В паспортах у них ранее были указаны национальности “молдаванин”, “серб”, “венгр”, “грек”, иногда даже “бесарабец”. “Молдовая” и “вунгрика” – наиболее крупные подгруппы. Эти нэции, в свою очередь, состоят из родов, или патронимических групп, названия которых происходят от имени старейшего почитаемого цыгана. Например, в конце XVIII – в первой половине XIX века в Австро-Венгрии жил цыган Ёно Кальдарас. Весь его род получил название “Ёнэшти”. Это “бари вица” – большой род. По имени сына Ёно – Пэтро Кальдараса (1820-1920) стал называться “цыгни вица” (малый род) – “пэтрэшти”. Больше всего патронимических названий у молдавской и венгерской нэций. У вунгрика только 8 патронимических групп, а у молдовая – аж тридцать восемь. В отдельных случаях название рода давалось по имени женщины. Одно из них – “кумбриешти” произошло от женского имени Кумбрия. Малочисленные нэции – грокуря, доброжая, сербияя не делятся на вицы. Названия неций и вицу оканчивается на –ешти, -они, -аря, -ёни[22].
У кэлдэрарей сложился круг имен, в большинстве перенятых от народов, среди которых они проживали. Например, Бабалай, Илия, Думитро, Шандор, Янги (мужские) и Аза, Юла, Яна, Кати, Лула (женские). Фамилии появились не так давно: Ангел, Гоман, Деметер, Иванус, Квек, Радо и другие. Между собой кэлдэрари представляясь называют сначала свою нэцию, затем вицу, потом своё имя с именем одного из родителей, как правило отца. Это звучит к примеру так: “ме сым анда”л грокуря анда”л Пантони Савка ле Янческо” (“я из греков рода Пантони, Савка – сын Янчи”). Впрочем, некоторые кэлдэрари не считают себя таковыми, а признают только свою вицу – сепаратисты своего рода[23].
Традиционное занятие кэлдэрарей – лужение котлов и другой металлической посуды. В этом ремесле они достигли совершенства. Работают обычно артелями, заключают договора с сельскохозяйственными предприятиями и производственными кооперативами. Активно занимались спекуляцией дефицитными товарами, незаконными валютными операциями. Теперь тоже торгуют всяким барахлом и валютой. Живут в большинстве оседло во Владимирской (город Александров, пгт. Городище, станция Усад) и Калужской (город Малоярославец) областях, в городах Туле, Вильнюсе, Пензе, Нижнем Новгороде, Омске, Тюмени, Кишинёве[24]. Сейчас многие открыли кооперативы, малые предприятия, фирмы.
Кэлдэрари исповедуют православную веру. Среди них очень живучи старинные цыганские законы. В некоторых местах даже сохранился полуофициально цыганский суд – “ромэн крис”, который может решать определенные вопросы, но только в отношение “кэлдэрари”. Состав криса крайне непостоянен и в 70-80-х годах собирался в чрезвычайных случаях[25]. Следует заметить, что во второй половине 90-х “ромэн крис” существенно активизировался и приобрел более управленческие, чем судебные функции. Фольклор кэлдэрарей целиком принадлежит их “послеиндийской” истории. Кроме указанных территорий бывшего Союза, кэлдэрари проживают в Румынии, Венгрии, Югославии, Чехии, Словакии, в Польше, в Швеции, Германии, Франции, Италии, Испании, Великобритании и даже а Канаде, США, Мексике, Аргентине, Колумбии, Чили, и даже в ЮАР и Австралии. В южноамериканских странах они составляют большинство цыганского населения, а в ЮАР они – единственное цыганское племя. В большинство этих стран цыгане перебрались в конце XIX – начале XX-го веков.
Близкие к кэлдэрарям “котляры” (“гоги”) проживают в Поволжье, в Центральной России и на Урале. Занятия те же, что и у кэлдэрарей, в том числе и преступные, но для котляров более характерна торговля. Приобретают золото и изделия из него с целью накопления сокровищ. Они очень скрытны и не посвящают в тайны своих сделок цыган других племен, за исключением тех, с которыми состоят в брачных отношениях[26].
Наиболее близки к кэлдэрарям в лингвистическом и этнографическом отношении “лавари”. Между представителями этих двух групп часто заключаются браки. Однако в лексике и фонетике лаварей очень заметно влияние венгерского языка. Они тоже делят себя на подгруппы, которые называют “нэмзэтура”: “ловари русиянэ”, “ловари польсканэ”, “унгри” (“венгерские”). Внутри каждой “нэм зэто” существуют роды “нило”: Чокэшти, Бундаша, Пэкэшти и тому подобные. Наиболее распространенная фамилия – Шаркози. Официально лавари исповедуют католицизм, что, однако не мешает им праздновать и православные праздники. Тем не менее, они фанатично придерживаются родовых обычаев, обрядов, законов[27].
Многие лавари вместе с кэлдэрарями создают совместные бригады и подряжаются на работы по лужению котлов. Занимаются мошенничеством, в том числе “ломкой” денег, незаконными валютными операциями, используя очень обширные связи за границей. Также приторговывают, чем можно, подделывают различные изделия под золото и драгоценные камни, нанося даже поддельные пробирные знаки[28]. Женщины совершают квартирные кражи и гадают. Во время гадания проявляют большую назойливость. Мужчины очень вспыльчивы, способны на различные провокации[29].
В местах массового проживания немцев встречаются немецкие цыгане (“синти”, “гачканэ синти”, “саситкэ рома”). На всей территории бывшего СССР их всего полтора-два десятка семей. Почти все они профессиональные музыканты. Все заботы о семье лежат на женщине. Женщины лучше развиты в интеллектуальном отношении, обладают большими жизненно-необходимыми навыками. Ранее занимались спекуляцией, сейчас тоже приторговывают, гадают. Значительная часть их клиентуры – немцы. В настоящее время установили более тесные связи с Германией, иногда выезжают туда “на заработки”. Их язык “синтитки чиб” сильно германизирован, почти не понятен для других цыган и используется ими в основном в качестве жаргона. Общаются в основном на русском языке и на одном из “чужих” цыганских языков. Многие также знают польский и еврейский (идиш) языки. Вероисповедание католическое. Имена немецкие, польские, но встречаются и свои: Бабош, Вабеле (женские), Дадус, Графус (мужские). Распространены только три фамилии: Домбровский, Рейнхард, Вейнрих. Охотнее всего вступают в брак с цыганами группы “лавари”[30].
Латвийские цыгане (“латфитка рома”, “латфикэ рома”) живут компактными группами в Риге, Вентспилсе, Талсы, Слуоке, Тарту, Таллинне, Каунасе. За пределами Прибалтики почти не встречаются. Делятся на “курземныски рома” и “видземныски рома”. Вторая группа сохранила больше цыганских черт. Курземские ведут осёдлый образ жизни, считают позорным конокрадство, которым занимаются видземские. Тем не менее, воровство мелкого рогатого скота для них не предосудительно. Большинство исповедуют католицизм, но некоторые относят себя к лютеранам. Самые распространённые фамилии польского происхождения: Буркевич, Рудевич, Козловский, Митровский, Путрашевич. Курземские носят и латышские фамилии Лейман, Чичис, Улит, Суним. У видземских только одна латышская фамилия – Игнат. Официальные имена латышского происхождения, но наряду с этим употребляются и цыганские в латвизированой форме: Хейнис, Цикулис. Есть и польское имя – Статус[31].
Литовско-белорусские цыгане (“халадытка рома”) живут на территории Восточной Литвы, Восточной Латвии, Западной Беларуси. Иногда также себя называют и русские цыгане, проживающие в западных областях России. В лингвистическом отношении эти цыгане составляют почти одно целое с русскими цыганами, но имеют в своём лексиконе больше слов польского происхождения. Считают себя католиками. Мужчины занимаются скотокрадством, в том числе кражами коней, женщины – гаданием. Некоторые занимаются токарным промыслом, изготовляя из дуба и липы миски, тарелки, ложки. Отдельные занимаются сапожным делом. Немногие цыганки шьют рубахи старых покроев, вяжут чулки и рукавицы[32].
Закавказские цыгане состоят из двух подгрупп: армянских (“боша”) и персидских (“карачи”). Обе подгруппы связаны между собой и с европейскими цыганами по языку и происхождению. Боша называют себя “лом”, а карачи – “дом”. Численность их всего несколько тысяч. У цыган этой группы почти не были развиты такие промыслы, как ворожба, гадание. Единственное занятие боша – изготовление сит, решет, корзин и прочих плетеных и деревянных изделий. Женщины ходят по деревням и городам, продают эти изделия в течение всего теплого сезона, а к осени возвращаются домой. Мужчины сидят дома и занимаются изготовлением продукции. Карачи проживают в Азербайджане. В прошлом они занимались дрессировкой животных и выступлениями с ними перед публикой, были странствующими музыкантами и танцорами. В настоящее время продолжают музыкально-танцевальную деятельность [33].
Цыгане Средней Азии делятся на “мазанчи” и “люли” (“мазанг”, “лули”, “лури”, “джуги”). Сами цыгане утверждают, что название “люли” им присвоено узбекским населением, а “джуги” – таджикским. В качестве самоназвания все группы цыган выдвигают этноним “мугат” – “мугати самарканди”, “мугати бухорой”. Между цыганами, за которыми по традиции закрепились названия “люли” и “джуги”, нет резких этнографических различий. От них отличаются цыгане, именуемые мазанг, представители которых разбросаны по всей территории Средней Азии. Они никогда не вступали в родственные отношения с другими среднеазиатскими цыганами и резко выделялись среди них по характеру исконных занятий[34].
Мазанчи издавна оседлые ремесленники, занимающиеся выделкой изделий из щепы. Люли частично продолжают вести кочевой образ жизни. В прошлом занимались гаданием, попрошайничеством. В последние годы советской власти все более переходили к осваиванию хлопководства, разведения овец, крупного рогатого скота, работали в промышленности и на строительстве в городах. После развала СССР начался обратный процесс. В быту очень замкнуты.
По религиозной принадлежности среднеазиатские цыгане – мусульмане. Они по-мусульмански хоронят умерших, совершают молитвы, постятся, соблюдают обряд обрезания. Однако в прошлом и у них, как и у многих других народов Средней Азии, ортодоксальный ислам сочетался с элементами различных доисламских верований, которые в семейном быту имели преобладающее значение. У цыган была распространена вера в духов различного рода – джин, пари, алвасти, в порчу – зиён, в силу всевозможных оберегов и амулетов – тумор, бозбанд. Лук, перец, хлеб, острые предметы, рога барана считались оберегами от действия злых духов и сглаза. Особой сакральной силой наделялся волк: клыки и высушенный нос волка нашивали на одежду в качестве оберегов. Такой же силой обладал, по цыганским верованиям, дикобраз, колючки которого также употреблялись в качестве оберега. Каршинские цыгане ели мясо дикобраза, а у самаркандских существовало строгое табу на мясо этого животного и была распространена легенда о том, что некогда дикобраз был человеком. Возможно это пережитки каких-то древних тотемистических представлений[35].
Живут малыми, индивидуальными семьями. Сыновья отделяются сразу после женитьбы. Каждая семья ведет хозяйство и питается отдельно от других. Женщина занимает в цыганской семье подчиненное положение, хотя и является основной кормилицей семьи. Будучи мусульманкой, она, тем не менее, не закрывала лица и не изолировалась от мужского общества. Она смела и свободна в общении с людьми. Только у некоторых групп мазангов в прошлом женщины носили джелак – халат со сложенными рукавами, который они набрасывали на голову, слегка прикрывая лицо. У среднеазиатских цыган существовал обычай уплаты калыма за жену, он целиком оставался у отца невесты. Широко было распространено многоженство: чем больше жен, тем больше работниц и выше достаток в семье. Девушек выдавали замуж с 12-15 лет. В брачные отношения вступали не зависимо от территориального расположения – ташкентские брали в жены самаркандских, каршинских и т.п.. Однако ни одна из групп цыган люли и джуги не вступала в брачные отношения с мазангами. Это строгое правило, возможно, является отдаленным пережитком кастовой эндогамии предков цыган. Цыганские семьи весьма многодетны. Бродячий образ жизни губительно сказывается на положении детей, у цыган высокая детская смертность. Обычно женщины уходя на сборы подаяния, оставляют детей представленных самим себе или оставляют на попечение старух[36].
На территории стран бывшего Союза проживают и некоторые более мелкие группы.
Взаимоотношения между цыганскими нэциями довольно напряженные, иногда враждебные. Испокон веков даже встреча двух таборов не гладко проходила, а если встречались табора разных племен, то без конфликтов никогда не проходило. Цыганские законы запрещают межплеменные браки. За нарушение этого закона цыгана изгоняют из табора, а цыганку ранее могли даже убить. В настоящее время эта жесткость взаимоотношений сгладилась, особенно между одноплеменниками, но без конфликтов все-равно не обходится.
К примеру, в начале 90-х годов серьёзный межцыганский конфликт возник в молдавском райцентре Единець (Единцы), где проживает около двухсот семей цыган лэешь и кажется, урсари. Сами себя для нецыган они называют “бельцкими” и “флорештскими” цыганами (по названиям молдавских городов). Представители этих двух нэций делили между собой контроль над цыганскими промыслами (спекуляция дефицитом, торговля легкими наркотиками, самогоном, карманные кражи) в этом городе, который на все соседние районы Молдовы и Украины славился как очень популярный рыночный центр. В базарные дни туда съезжались продавцы и покупатели из полутора десятков районов. Две большие группы цыган (около сотни мужчин и женщин) устроили в базарный день драку прямо на рынке. Сначала драка шла на кулаках и ногах, потом в ход пошли твердые предметы, прихваченные у торгующих и принесенные цыганками под юбками ножи и топоры. Торгующие разбегались кто-куда, цыгане не обращали внимание на милицию, даже когда начали стрелять в воздух из автоматов. Более того, цыганки нагло подбегали к работникам милиции, хватались за оружие, направляя его в сторону соперников и кричали: “Стреляй в них!”. Работники милиции ни в кого стрелять не стали, драка постепенно утихла. Никто из нецыган не пострадал, разве что материально: на рынке поломали прилавки, раскидали много товаров, немало цыгане обеих групп под шумок прихватили с собой. Пострадал рынок, который с тех пор пришел в упадок на много лет – торговцы боялись ехать и, соответственно, городской бюджет. Серьёзно пострадавших цыган было немного, убитых не было вообще. Расследование уголовного дела по факту массовых беспорядков ничего не дало, так как цыгане обоих групп правдивых показаний не давали, а прочие присутствовавшие граждане ничего не поняли. Конфликт между группами ещё долго тлел, но потом их помирили съехавшиеся со всей Молдовы цыганские бароны и старшины.
Впрочем, все эти межплеменные конфликты никак не мешают цыганам помогать друг-другу в трудных ситуациях, в общении с нецыганами, и властями.
[1] О.П. Баранніков “Українські цигани”, К., 1931; Н.Н. Польской – специздание МВД СССР.
[2-3] О.П. Баранніков “Українські цигани”. К., 1931.
[4] Н.Н. Польской. Специздание МВД СССР.
[5] Ю.А. Вакутин. Специздание МВД СССР.
[6] Н.Н.Польской. Специздание МВД СССР.
[7] Ю.А. Вакутин. Специздание МВД СССР.
[8-13] Н.Н. Польской. Специздание МВД СССР.
[14] Ю.А. Вакутин. Специздание МВД СССР.
[15-16] Н.Н. Польской. Специздание МВД СССР.
[17-18] А.П. Баранников “Цыганы СССР”, М., 1931.
[19] Н.Н. Польской. Специздание МВД СССР.
[20] А.П. Баранников “Цыганы СССР”, М., 1931.
[21] Вакутин Ю.А. Специздание МВД СССР.
[22] “Образцы фольклора цыган-кэлдэрарей”, сост. Деметер Р.С., Деметер П.С. М., 1981;
[23-25] Н.Н. Польской. Специздание МВД СССР.
[26] Ю. Антонян, С. Яни, А.Назаров. Специздание МВД СССР.
[27] Н.Н. Польской. Специздание МВД СССР.
[28] Ю.А. Вакутин. Специздание МВД СССР.
[29] Ю. Антонян, С. Яни, А.Назаров. Специздание МВД СССР.
[30-31] Н.Н. Польской. Специздание МВД СССР.
[32] Н.Н. Польской; Баранников А.П. “Цыганы СССР”, М., 1931.
[33] С.А. Токарев “Этнография народов СССР”, М., 1958.
_____________________________________________
Часть І работы “Всем знакомые незнакомцы” читайте на сайте в публикации от 13 марта 2013 г.
В дальнейшем будет опубликовано продолжение, касающиеся наиболее распространенных среди цыган видов и способов совершения преступлений.
____________________________________________________________
Публикация – март 2013 г.
великолепная статья
действительно интересно. Надо будет иметь в виду
Такое впечатление по статье, что автор относится к цыганам с сочувствием
Nikita, может быть и с некоторым сочувствием, но скорее – с определенным пониманием их образа жизни.
Олег Петрович, а 3-я часть будет? Интересно
Grinal: будет и 3-я и 4-я части