А Д В О К А Т
Кучерявый Олег Петрович

полный комплекс юридических услуг, защита интересов граждан и юридических лиц

Май

27

Кабмин хочет вновь увеличить ставки судебного сбора

Автор: Advocat

2611 ukr_movaВ 2011 году Законом Украины «Про судовий збір», подписанным бывшим президентом Януковичем, с ноября 2011 года были существенно увеличены ставки судебного сбора. Сегодня действующий Кабинет Министров Украины предлагает ввести единый подход к определению ставок судебного сбора во всех судебных юрисдикциях, в частности, ввести дифференциацию ставок судебного сбора по категориям плательщиков (физические лица, юридические лица), якобы с перенесением большей нагрузки на юридических лиц.

Соответствующий законопроект № 2862 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно уплаты судебного сбора» Кабмином зарегистрирован 15 мая.

Законопроектом предлагается следующее:

  • уменьшить количество категорий судебных дел, при рассмотрении которых судебный сбор не платится;
  • теперь судебный сбор также будут взыскивать с заявлений об ограничении гражданской дееспособности физлица, признания лица недееспособным и о возобновлении гражданской дееспособности физического лица, а также с заявления о предоставлении несовершеннолетнему лицу полной гражданской дееспособности;
  • будет существенно уменьшено количество плательщиков, которые освобождаются от уплаты судебного сбора;
  • из перечня льготников будут исключены истцы в спорах, связанных с дискриминацией, ряд госорганов (Минюст, АМКУ, ПФУ), прокуратура, и т.п.;
  • планируется отменить льготы по уплате судебного сбора субъектами властных полномочий в случае, если судебное решение принято в пользу стороны, которая не является субъектом властных полномочий;
  • предлагается отменить право частичной уплаты судебного сбора при подаче административного иска имущественного характера (т.е., если хотите «содрать» деньги с государства или с органов местной власти или управления за причиненный ими вред, сначала еще раз хорошо раскошельтесь, или еще раз подумайте — судиться ли с властью).

Документом предполагается:

  • отмена верхней границы размера ставок судебного сбора за подачу в суд искового заявления имущественного характера. Т.е., если сейчас верхняя граница определена размером в 3 минимальных зарплаты (что и сейчас существенным образом ограничивает доступ к правосудию для многих граждан), то в дальнейшем такой границы не будет вообще. Законопроектом определено, что за подачу такого искового заявления юрлицом или физлицом — предпринимателем взыскивается судебный сбор в размере 1,5% от цены иска, но не менее 1 размера минимальной зарплаты, а если это физлицо, то данные цифры будут составлять 1% и 0,4 соответственно (до сих пор — 1% и 0,2). Т.е. для юрлиц и физлиц — предпринимателей обращение в суд будет стоить не менее, чем минимальная зарплата, а для других физлиц минимальная граница также увеличивается в 2 раза;
  • вводится выравнивание размера ставок судебного сбора за подачу исковых заявлений в хозяйственные и административные суды. В частности, при подаче искового заявления имущественного характера в обеих юрисдикциях будут платить судебный сбор в размере 1,5% цены иска, но не менее 1 размера минимальной зарплаты. Под словом «выравнивание» явным образом просматривается желание максимально ограничить возможность подачи имущественных исков против органов власти и управления;
  • отмена нормы относительно определения размера ставок судебного сбора в фиксированной денежной сумме;
  • увеличение размеров ставок судебного сбора (ну это понятно!).

Кроме того, согласно проекту суд обязан проверять зачисление судебного сбора в Государственный бюджет Украины при открытии производства по делу. Не понятно — каким образом это должно происходить, наверное, будут заставлять людей дополнительно бегать по банкам и делать на квитанциях отметки о зачислении в госбюджет, как это до сих пор делалось в случае уплаты судебного сбора платежными поручениями?

Согласно сопровождающему документу — «Пояснительной запиской к проекту Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно уплаты судебного сбора», все это делается в соответствии с подпунктом «b» пункта 35 Меморандума об экономической и финансовой политике (между Украиной и Международным валютным фондом) для повышения эффективности гражданского процесса.

Но, на самом деле, согласно «Финансово-экономическому обоснованию внесения изменений в Закон Украины «О судебном сборе», действующему Кабмину очень понравилась практика внедрения судебного сбора в 2012 году (т.е. — предыдущей властью), особенно то, что это «привело к уменьшению количества дел, которые поступают на рассмотрение в суды, на 30 процентов». Кроме того, прогнозируемый годовой объем поступления средств от уплаты судебного сбора должен составить около 2,5 млрд гривен.

Вот только как быть с п. 61. Пояснительной записки, который называется «Предотвращение дискриминации» и в котором указано, что положения законопроекта не содержат признаков дискриминации? Ведь законопроект явным образом носит признаки дискриминации населения по имущественному признаку, прямо и преднамеренно ограничивает доступ малообеспеченных слоев населения к правосудию.

Уверен, что этот закон, в случае его принятия, обязательно станет предметом рассмотрения Европейского суда по правам человека.

Ну и в конце концов следует отметить, что заключительными положениями проекта предусмотрено, что этот закон вступает в силу с 1 января 2016 г.

При подготовке использована публикация сайта Совета адвоктов Киевской области

_______________________________________________

Публикация — май 2015 года



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *