А Д В О К А Т
Кучерявый Олег Петрович

полный комплекс юридических услуг, защита интересов граждан и юридических лиц

Май

16

Подследственность НАБУ и ГБР

Автор: admin

В Украине в последние годы появились новые правоохранительные органы: Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) и Государственное бюро расследований (ГБР).  У граждан уже довольно давно возникло неверие к «традиционным» правоохранительным органам (милиции/полиции, прокуратуре, и т.п.), поэтому они, попадая в те или иные неприятные жизненные ситуации, интересуются возможностью обращения к этим новым органам. Поэтому, в связи с поступлением от посетителей сайта и клиентов многочисленных вопросов относительно такой возможности коротко расскажем о том, какой является подследственность этих органов, то есть – какие преступления они имеют право расследовать, по каким вопросам к ним есть смысл обращаться, а по каким — нет такого смысла.

 

 

Начнём с НАБУ. Его детективы, вместе со Специальной антикоррупционной прокуратурой (САП) осуществляют досудебное расследование криминальных коррупционных правонарушений (преступлений), предусмотренных следующими статьями Уголовного кодекса Украины (УК):

 

Статья 191 – «Присвоение, растрата имущества или завладение им путём злоупотребления служебным положением».

Статья 206-2 – «Противоправное завладение имуществом предприятия, учреждения, организации» (например, присвоение имущества предприятия, учреждения или организации с использованием поддельных или похищенных документов, печатей, штампов предприятия, учреждения, организации (может быть одной из форм так называемого «рейдерства»).

Статья 209 – «Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путём».

Статья 210 – «Нецелевое использование бюджетных средств, проведение расходов бюджета или предоставления кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышением» (например, когда бюджетные средства назначаются для проведения ремонтных работ на объектах социальной сферы, а фактически используются для приобретения новой мебели руководителю государственного органа по его же решению (минимум на сумму 500 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, установленных законом на момент совершения преступления (по состоянию на 01.01.2019 составляет 960,5 тыс. грн).

Статья 211 – «Издание нормативно-правовых актов, которые снижают поступления бюджета или увеличивают расходы бюджета, вопреки закону».

Статья 354 – «Подкуп работника предприятия, учреждения или организации» (относительно работников юридических лиц публичного права). Например, дача взятки рядовому сотруднику любого государственного органа (кроме правоохранительных) за ускорение оформления документов или совершение других действий в пользу взяткодателя).

Статья 364 – «Злоупотребление властью или служебным положением» (например, сознательное нарушение закона вопреки интересам службы, с целью получения для себя или других лиц материальных благ, если это повлекло материальный ущерб государству на сумму, которая в 100 и более раз превышает необлагаемый налогом минимум доходов граждан (по состоянию на 01.01.2019 — 96 050 грн).

Статья 364-1 – «Злоупотребление полномочиями служебным лицом юридического лица частного права, независимо от организационно-правовой формы» (например, сознательное нарушение закона вопреки интересам службы с целью получения для себя или других лиц материальных благ, если это повлекло причинение материального ущерба государству на сумму, которая в 100 и более раз превышает необлагаемый налогом минимум доходов граждан (по состоянию на 01.01.2019 — 96 050 грн).

Статья 366-1 – «Декларирование недостоверной информации» (например, указание неправдивой информации в электронной декларации, если такая информация отличается от достоверной на сумму свыше 250 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, установленных законом на момент совершения преступления (по состоянию на 01.01.2019 — 480 250 грн).

Статья 368 — «Принятие предложения, обещания или получение неправомерной выгоды служебным лицом» (например, принятие предложения (устно, письменно или в другой форме) или непосредственное получение служебным лицом взятки).

Статья 368-2 – «Незаконное обогащение» (но эту статью 368-2 УК признано несоответствующей Конституции Украины (неконституционной) Решением Конституционного Суда № 1-р/2019 от 26.02.2019).

Статья 369 – «Предложение, обещание или предоставления неправомерной выгоды служебному лицу» (например, предложение (устно, письменно или в другой форме) или непосредственная дача взятки служебному лицу).

Статья 369-2 – «Злоупотребление влиянием» (например, обещание за определённое вознаграждение незаконно поспособствовать в решении «проблемных вопросов» с другим служебным лицом).

Статья 410 – «Похищение, присвоение, вымогательство военнослужащим оружия, боевых припасов, взрывных или других боевых веществ, средств передвижения, военной и специальной техники или другого военного имущества, а также завладение ими путём мошенничества или злоупотребления служебным положением».

 

Но при этом, НАБУ берётся за расследования этих преступлений, исключительно в тех случаях, если они совершены нижеуказанными должностными лицами (перечень по иллюстрации с сайта НАБУ):

 

 

Госбюро расследований (ГБР), в отличие от НАБУ, ограничено не видами преступлений, а исключительно должностями лиц, относительно которых возникли основания для проведения расследования. То есть, ГБР может расследовать все виды преступлений, если они совершены нижеуказанными должностными лицами:

 

І. Высшие должностные лица:

  • Президент Украины, полномочия которого прекращены;
  • Премьер-министр Украины, член Кабинета Министров Украины, первый заместитель и заместитель министра;
  • Член Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания; Председатель Государственного комитета Украины по телевидению и радиовещанию;
  • Член Национальной комиссии, которая осуществляет государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, Антимонопольного комитета Украины;
  • Председатель Фонда государственного имущества Украины, его первый заместитель и заместитель;
  • член Центральной избирательной комиссии;
  • народный депутат Украины;
  • Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека;
  • Генеральный прокурор Украины, его первый заместитель и заместитель;
  • Директор Национального антикоррупционного бюро Украины;
  • Глава Национального банка Украины, его первый заместитель и заместитель;
  • Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины, его первый заместитель и заместитель;
  • Постоянный Представитель Президента Украины в Автономной Республике Крым, его первый заместитель и заместитель;
  • Советник или помощник Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины, Премьер-министра Украины;
  • судья;
  • работник правоохранительного органа;
  • лицо, должность которого относится к категории «А», кроме случаев, когда досудебное расследование этого преступления отнесены к подследственности Национального антикоррупционного Бюро Украины.

 

ІІ. Служебные лица НАБУ и САП (кроме случаев, когда досудебное расследование этих преступлений отнесено к подследственности детективов подразделения внутреннего контроля НАБУ):

  • служебные лица Национального антикоррупционного бюро Украины;
  • заместитель Генерального прокурора-руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры;
  • другие прокуроры Специализированной антикоррупционной прокуратуры.

 

ІІІ. Лица, совершившие военные преступления, кроме предусмотренных статьёй 422 Уголовного кодекса Украины.

 

 

 

______________________________________________________________

 

 

Публикация – май 2019 года

 

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *