АДВОКАТСЬКЕ бюро
Кучерявого Олега Петровича

повний комплекс юридичних послуг, захист інтересів громадян і юридичних осіб

Сер

6

Судья, народный заседатель, присяжный…

Автор: Advocat

В материале, опубликованном на сайтеукраїнською мовою 3 августа, были изложены основные положения нового Закона Украины “О судоустройстве и статусе судей”. Даннаяпубликация продолжает рассмотрение нового закона относительно статуса судей, народных заседателей, присяжных, возможностей и порядка привлечения их к ответственности, а также о том – как можно стать судьей или народным заседателем.

Профессиональные судьи, народные заседатели и присяжные

Независимость и неприкосновенность судьи. Судья в своей деятельности по осуществлению правосудия является независимым от любого незаконного влияния, давления или вмешательства. Судья осуществляет правосудие на основе Конституции и законов Украины, руководствуясь при этом принципом верховенства права. Вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой ответственность, установленную законом. Судья не обязан давать никаких объяснений по сути дел, находящихся в его производстве, кроме случаев, установленных законом. Судья имеет право обратиться с заявлением об угрозе его независимости в Совет судей Украины, который обязан безотлагательно проверить и рассмотреть такое обращение при участии судьи и принять необходимые меры для устранения угрозы. При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема, определенных Конституцией гарантий независимости судьи.

Судья не может быть задержан или арестован до вынесения судом обвинительного приговора без согласия Верховной Рады Украины. Судья, задержанный по подозрению в совершении действия, за которое установлена уголовная или административная ответственность, должен быть немедленно освобожден после установления его личности. Судья не может быть подвержен приводу или принудительно доставлен в любой орган или учреждение, кроме суда. Уголовное дело относительно судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Украины или его заместителем. Отстранение судьи от должности в связи с привлечением к уголовной ответственности осуществляется Высшей квалификационной комиссией судей Украины на основании мотивированного постановления Генерального прокурора Украины.

Проникновение в жилье или иное владение судьи, или в его служебное помещение, в личный или служебный транспорт, проведение там осмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных разговоров, личный обыск судьи, а так же осмотр, выемка его корреспонденции, вещей и документов могут производиться только по судебному решению. Подсудность дела по обвинению судьи в совершении преступления определяется Председателем Верховного Суда Украины. Дело не может рассматриваться тем судом, в котором обвиняемый занимал или занимает должность судьи.

За вред, причиненный судом, несет ответственность государство на основаниях и в порядке, установленных законом.

Судья. На должность судьи может быть рекомендован гражданин Украины, не младший двадцати пяти лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в области права не менее чем три года, проживающий в Украине не менее десяти лет и владеющий государственным языком. Для целей этой статьи высшим юридическим образованием считается высшее юридическое образование, полученное в Украине по образовательно-квалификационному уровню специалиста или магистра, а также высшее юридическое образование по соответствующему образовательно-квалификационному уровню, полученному в иностранных государствах и признаваемое в Украине в установленном законом порядке. Стажем работы в области права считается стаж работы лица по специальности после получения им высшего юридического образования по образовательно-квалификационному уровню не ниже специалиста.

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется из числа лиц, соответствующих требованиям, установленным Конституцией и этим Законом, по результатам прохождения специальной подготовки и сдачи квалификационного экзамена. При отборе кандидатов на должность судьи обеспечивается равенство их прав независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, места жительства, языковых или других признаков. Каждый, кто соответствует установленным требованиям к кандидату на должность судьи, имеет право обратиться в Высшую квалификационную комиссию судей Украины с заявлением об участии в отборе кандидатов на должность судьи.

Не могут быть рекомендованы на должность судьи граждане: признанные судом ограниченно дееспособными или недееспособными; имеющие хронические психические или другие заболевания, которые препятствуют исполнению обязанностей судьи; имеющие не снятую или не погашенную судимость. Дополнительные требования к кандидатам на должность судьи в судах высшего уровня устанавливаются этим же Законом.

Судье, который занимает должность бессрочно, гарантируется пребывание на должности до достижения им шестидесяти пяти лет, за исключением случаев освобождения судьи с должности или отставки судьи согласно этому Закону. Судья не может быть переведен в другой суд без его согласия.

Пребывание на должности судьи несовместимо с заниманием должности в любом другом органе государственной власти, органе местного самоуправления и с представительским мандатом. Судья не имеет права совмещать свою деятельность с предпринимательской или адвокатской деятельностью, любой другой оплачиваемой работой (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности), а также входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия или организации, имеющей целью получения прибыли. Судья не может принадлежать к политической партии или профессиональному союзу, проявлять благосклонность к ним, принимать участие в политических акциях, митингах, забастовках.

Судья обязан (в том числе): соблюдать правила судейской этики; проявлять уважение к участникам процесса; подавать ежегодно – не позднее 1 апреля в Государственной судебную администрацию Украины декларацию об имущественном состоянии для обнародования на официальном веб-портале судебной власти.

Народным заседателем является гражданин Украины, который в случаях, определенных процессуальным законом, решает дела в составе суда вместе с судьей. Народные заседатели во время рассмотрения и решения дел пользуются полномочиями судьи. В список народных заседателей, в количестве, указанном в представлении Председателя суда, включаются граждане, которые постоянно проживают на территории, на которую распространяется юрисдикция соответствующего суда и дали согласие быть народными заседателями. Список народных заседателей утверждается решением соответствующего местного совета на четыре года и пересматривается в случае необходимости, но не реже чем раз в два года.

Народным заседателем может быть гражданин Украины, который достиг тридцатилетнего возраста и постоянно проживает на территории, на которую распространяется юрисдикция соответствующего суда. Не подлежат включению в списки народных заседателей граждане: признанные судом ограниченно дееспособными или недееспособными; имеющие хронические психические или другие заболевания, препятствующие исполнению обязанностей народного заседателя; имеющие не снятую или не погашенную судимость; народные депутаты Украины, члены Кабинета Министров Украины, судьи, прокуроры, работники органов внутренних дел и других правоохранительных органов, военнослужащие, работники аппаратов судов, другие государственные служащие, адвокаты, нотариусы; граждане, достигшие шестидесяти пяти лет; лица, которые не владеющие государственным языком. Лицо, включенное в список народных заседателей, обязано сообщить суд об обстоятельствах, которые делают невозможным его участие в осуществлении правосудия, в случае их наличия. Лицо, которое согласно этому Закону не может быть включено в список народных заседателей, но включено в него, освобождается от исполнения обязанностей народного заседателя председателем соответствующего суда.

Суд привлекает народных заседателей к осуществлению правосудия в порядке очередности на срок не более одного месяца в год, кроме случаев, когда продление этого срока обусловлено необходимостью завершить рассмотрение дела, начатое при их участии. Письменное приглашение для участия в осуществлении правосудия направляется судом народному заседателю не позднее, чем за семь дней до начала судебного заседания. Работодатель обязан освободить народного заседателя от работы на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия. Отказ в освобождении от работы считается неуважением к суду. Народный заседатель обязан своевременно явиться по приглашению суда для участия в судебном заседании. Неявка без уважительных причин в судебное заседание считается неуважением к суду.

Народным заседателям за время исполнения ими обязанностей в суде выплачивается вознаграждение в размере их среднемесячного заработка или пенсии, но не менее прожиточного минимума для трудоспособного лица. Им возмещаются расходы на проезд и наем жилья, а также выплачиваются суточные. Указанные выплаты осуществляются территориальными управлениями Государственной судебной администрации Украины за счет средств Государственного бюджета Украины. За народными заседателями и присяжными на время исполнения ими обязанностей в суде по месту основной работы сохраняются все гарантии и льготы, предусмотренные законом. Время исполнения народным заседателем или присяжным обязанностей в суде зачисляется во все виды трудового стажа. Освобождение народного заседателя от работы или перевод на другую работу без его согласия во время исполнения им обязанностей в суде не допускается. На народных заседателей во время выполнения ими обязанностей по осуществлению правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные законом. По обоснованному ходатайству народного заседателя меры безопасности относительно него могут применяться и после завершения исполнения этих обязанностей.

Присяжные. Присяжными признаются граждане Украины, которые в случаях, предусмотренных процессуальным законом, привлекаются к осуществлению правосудия. Т.е., в этом Законе детально не расписано о присяжных.

Дисциплинарная ответственность судьи

Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в порядке дисциплинарного производства по таким основаниям:

Øсущественные нарушения норм процессуального права при осуществлении правосудия, связанные, в частности, с отказом в доступе лица к правосудию по основаниям, не предусмотренным законом, нарушение требований по распределению и регистрации дел в суде, правил подсудности или подведомственности, необоснованное употребление мер обеспечения иска (последнее существенно и в значительном количестве случаев безосновательно затруднит применение мер обеспечения иска, поскольку судьи просто будут бояться устанавливать обеспечение, а как следствие – будет затруднено, или станет не возможным исполнение решений суда);

Øнепринятие судьей мер к рассмотрению заявления, жалобы или дела в течение срока, установленного законом;

Øнарушение требований относительно непредубежденного рассмотрения дела, в частности нарушение правил относительно отвода (самоотвода);

Øсистематическое или грубое одноразовое нарушение правил судейской этики, которое подрывает авторитет правосудия;

Øразглашение тайны, которая охраняется законом, в том числе тайны совещательной комнаты или тайны, которая стала известна судье во время рассмотрения дела в закрытом судебном заседании;

Øнепредставление или несвоевременное представление для обнародования декларации об имущественном состоянии, отображении в ней заведомо неправдивых сведений.

Отмена или изменение судебного решения не влечет за собой дисциплинарной ответственности судьи, принимавшего участие в его принятии, кроме случаев, когда нарушение допущено вследствие умышленного нарушения норм права или ненадлежащего отношения к служебным обязанностям.

Право на обращение с жалобой (заявлением) относительно поведения судьи, которое может привести к дисциплинарной ответственности судьи, имеет каждый, кому известны такие факты. Высшая квалификационная комиссия судей Украины утверждает и размещает на своем официальному веб-портале образец жалобы (заявления) относительно ненадлежащего поведения судьи, который может использоваться для сообщения Высшей квалификационной комиссии судей Украины сведений о нарушении судьей требований относительно его статуса, должностных обязанностей или присяги судьи. Не допускается злоупотребление правом обращения в орган, уполномоченный осуществлять дисциплинарное производство, в том числе инициирование вопроса ответственности судьи без достаточных оснований, использование такого права как средства давления на судью в связи с осуществлением им правосудия. Дисциплинарное дело относительно судьи не может быть возбуждено по заявлению или сообщению, которые не содержат сведений о наличии признаков дисциплинарного проступка судьи, а также по анонимным заявлениям и сообщениям.

Дисциплинарное производство относительно судьи осуществляют: Высшая квалификационная комиссия судей Украины – относительно судей местных и апелляционных судов; Высший совет юстиции – относительно судей высших специализированных судов и судей Верховного Суда Украины.

Проверка данных о наличии оснований для открытия дисциплинарного дела и привлечение судьи местного или апелляционного суда к дисциплинарной ответственности осуществляется членом Высшей квалификационной комиссии судей Украины.

Орган государственной власти, орган местного самоуправления, их должностные лица, руководители предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и подчиненности, объединений граждан, граждане, которым направлен запрос члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины, обязаны в течение десяти дней со дня его получения предоставить соответствующую информацию. В случае необходимости указанный срок может быть продлен до тридцати дней, о чем член Высшей квалификационной комиссии судей Украины сообщает непосредственно в запросе. Непредставление члену Высшей квалификационной комиссии судей Украины информации, а также предоставление заведомо недостоверной информации влечет за собой привлечение виновных лиц к ответственности, установленной законом. Вопрос о возбуждении дисциплинарного дела или отказ в его возбуждении решает Высшая квалификационная комиссия судей Украины.

Этот Закон вступает в силу со дня его опубликования, кроме:

Øстатей 32 и 36 этого Закона относительно осуществления полномочий Высшим специализированным судом Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, которые вводятся в действие после начала деятельности Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел;

Øстатей 66-71, 74-78, 80, 85-89, 91, 97 и 99 этого Закона относительно осуществления полномочий Высшей квалификационной комиссией судей Украины, которые вводятся в действие после начала деятельности Высшей квалификационной комиссии судей Украины, сформированной в порядке, установленном этим Законом;

Øстатьи 69, пункта 2 части первой статьи 82, пункта 6 части первой статьи 91 этого Закона относительно специальной подготовки кандидата на должность судьи, которые вводятся в действие с 1 июля 2011 года;

Øстатей 79, 80 и 111 этого Закона относительно порядка рассмотрения Верховной Радой Украины вопросов и принятия решений об избрании кандидата на должность судьи бессрочно, переведения судьи, избранного бессрочно, освобождения судьи, избранного бессрочно, с должности, которые вводятся в действие после начала деятельности Высшей квалификационной комиссии судей Украины.

В следующем материале будут предоставлены разъяснения наиболее интересных для широких масс норм нового закона, которые вошли в “Заключительные положения”, и которых больше, чем норм самого закона, поскольку ими изменены нормы многих иных законов.

___________________________________________________

Публикация – август 2010 г.



коментарі 22

  1. Александр :

    Подскажите пожалуйста где скачать образец заявления в Высшую квалиффикационную комиссию судей Украины. С уважением. Александр из Запорожья.

  2. admin :

    Александр: не знаю, где есть такой образец и существует ли он в природе. Да и скорее всего Вам нужна не ВККС, а Вища рада юстиції. Требования к обращению указаны здесь: http://vru.gov.ua/index.php?u,infu,informgu

  3. Тарас :

    Добрый день. Подскажите пожалуйста, (“На во время выполнения ими обязанностей по осуществлению правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные законом.”), что в этом случае считается – “во время выполнения ими обязанностей по осуществлению правосудия”. Например – я участвую (в качестве народного заседателя) в судебном процессе, который растянулся на очень долгое время, в среднем 2 раза в месяц проходят судебные заседания. В этом случае, я “выполняю обязанности по осуществлению правосудия” только в момент заседаний или во время всего судебного процесса? С уважением, Тарас.

  4. admin :

    Тарас: в период всего суд. процесса и даже после него, если Вас будут “доставать” по поводу суд. процесса.

  5. Елена :

    Такая ситуация:Я работаю в школе, в течении 9 месяцев выполняю обязанности народного заседателя-1-2 раза в неделю в свое рабочее и послерабочее время. Моего согласия никто особо не спрашивал, просто стали звонить из суда и приглашать на заседания, поясняя, что я нахожусь у них в списках, как человек, которого они могут приглашать в качестве народного заседателя. Никаких уведомлений меня, директора школы об этом, сроках выполнения этих обязанностей небыло.Об оплате естественно речи не идет.Подскажите, возможна ли компенсация потраченного времени, например, через отгулы( тогда какие должны быть предоставлены для этого от меня документы- повестки или еще что-то, на какой документ я могу сослаться), если положена оплата, то куда нужно обращаться и как должно рассчитываться время?Почасово? ( Т.е., должно быть какое -то распоряжение по отделу образования, приказ директора школы, соответствующие указания для бухгалтерии?)

  6. admin :

    Елена: Вы же народный заседатель – практически судья, а просите консультацию у адвоката. Вы уж потрудитесь хотя бы закон почитать. Подтвердить же участие в делах можно решениями суда, в которых Вы записаны.

  7. Евгений :

    Добрый день. Подскажите пожалуйста, для народных заседателей осуществление полномочий на срок не более одного месяца в год расчитывается как 30 судодней или судочасами. И ещё вопрос. Кроме 5 категорий дел указанных в ГПК ещё существуют дела где привлекают народных заседателей. По УПК недавно исключили. Спасибо.

  8. admin :

    Евгений: извините, но не знаю, а порыться в нормативных документах Вы и сами можете.

  9. Сергей :

    Можно ли обжаловать решение ВККС Украины в Высшем совете юстиции и где можно ознакомиться с образцом такой жалобы

  10. admin :

    Сергей, обжаловать можно, но толку с этого? Образца нет. Пишите в свободной форме.

  11. Сергей :

    Ответ Ваш верен. Поскольку вопрос я задал “взагалі” На самом деле я хотел узнать можно ли обжаловать решение ВККС в Высшем совете юстиции про отмену открітия дисциплинарного дела по моему юбращению на судей городского суда? Юрист говорит что да. Но в законах я не нашел механизма такой процедуры. Так же на свой запрос в ВККС предоставить мне копию решения был лишь прислан ВИТЯГ З РІШЕННЯ №****. В этой бумаге нет ни одной подписи членов комиссии. Правомерно ли это?

  12. admin :

    Сергей, если витяг заверен, то этого достаточно. Вообще-то, народ слишком увлекся ксерокопиями, а ведь копия и выписка могут быть сделаны и от руки, и на компьютере и подписи на них вообще не обязательны. Достаточно заврения подписью и печатью уполномоченного лица.

  13. Сергей :

    Что же мне обжаловать в суде. Законом вытяги из решений ВККС обжаловать не предусмотрено, это с радостью мне скажут в суде. Тем более этот вытяг не отвечает требованиям предъявляемым к форме решения ВККС. Запрашивал я решение, но не витяг. Вы правы насчет того что какой толк обжаловать решения ВККС, результат известен заранее. Судебная ситема у нас превратилась в мафиозную структуру. В том числе ВРЮ, ВККС, Совет судей, ДСА. Это я не голословно, это из личного опыта, хотя я не юрист. И какой выход, чего нам ожидать в дальнейшем?

  14. admin :

    Сергей, извините, но гадание и предсказания будущего – это не ко мне. Тут с настоящим не разобраться…

  15. Александра :

    Куда надо обращаться, чтоб стать народным заседателем? Где составляют списки?

  16. Виктория :

    Добрый день. Сориентируйте, пожалуйста, на что Вы ссылались, отвечая на вопрос Александры от 08.10.2012? По поводу народных заседателей. Не вижу нормативной базы отменяющей положения ч.4 ст.234 ГПК Украины.

  17. admin :

    Александра и Виктория: извиняюсь за неправильный ответ на сайте, имела место ошибка администратора (не всегда и не все вопросы отвечаю я лично). Список народных заседателей утверждается решением местного гор(рай) Совета на 4 года и пересматривается не чаще, чем раз в 2 года. Соответственно, надо обращаться в местный Совет. Александре этот ответ также направлен на указанный ею адрес эл. почты.
    Адвокат Кучерявый О.П.

  18. Татьяна :

    Это ваши судьи “квалифицированные” и ваша “власть”. Никогда не буде голосовать за эту “власть”. Уеду из этой страны и не оглянусь.Будьте здоровы за те средства, что вы получаете. Предвзятое судоустройство.

  19. леля :

    в очередной раз убедилась правосудия в нашей стране нет хочу написать жалобу на судью куда писать

  20. admin :

    леля, это – в зависимости от обстоятельств.

  21. Вячеслав :

    Судья систематически нарушает законы. С 2011 г. посылаю жалобы в ВККС, но нет ни одного ответа и никакие меры не принимаются. Посоветуйте, пожалуйста, что делать. С уважением.

  22. admin :

    Вячеслав, такие вопросы удаленными консультациями не решаются. Надо видеть документы по конкретному делу. Обратитесь к адвокату по месту жительства на очную консультацию