АДВОКАТСЬКЕ бюро
Кучерявого Олега Петровича

повний комплекс юридичних послуг, захист інтересів громадян і юридичних осіб

Бер

5

Изменена подсудность дел по социальным выплатам

Автор: Advocat

Недавно появилась призрачная надежда на то, что Верховная Рада начала разворачиваться лицом к людям и исправлять тот законодательный бред, который накапливала много лет подряд. 18 февраля этого года “народные избранники” приняли закон № 1691-VI, которым перенесли (точнее вернули) рассмотрение судебных дел по спорам о различных социальных выплатах, социальных услугах, льготах, вещевом имуществе, пайках и т.п. из административного судопроизводства в гражданско-процессуальное судопроизводство.

При этом, часть первую статьи 15 Гражданского процессуального кодекса Украины (ГПК) теперь изложено в такой редакции: “Суды рассматривают в порядке гражданского судопроизводства дела относительно:

1) защиты нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав, свобод или интересов, возникающих из гражданских, жилищных, земельных, семейных, трудовых отношений;

2) споров по поводу назначения, начисления, перерасчета, осуществления, предоставления, получения пенсионных выплат, социальных выплат нетрудоспособным гражданам, выплат по общеобязательным государственным социальным страхованиям и другим социальным выплатам, социальным услугам, помощи, защиты, льгот, вещевого имущества, пайков или денежной компенсации вместо них;

3) других правоотношений, кроме случаев, когда рассмотрение таких дел осуществляется по правилам иного судопроизводства“.

Одновременно, в Кодексе административного судопроизводства Украины (КАС) исключен пункт 3 части первой статьи 18.

Для неюристов и для тех, кто до сих пор не сталкивался с подобными проблемами объясняю: с 2004 г. и до настоящего времени подобные дела (иски чернобыльцев, детей войны, матерей-одиночек, пенсионеров, военных пенсионеров) рассматривались судами в соответствии с нормами КАС, который, скорее всего, вообще не нужен и является ярким примером того, как можно неплохую идею превратить в кошмар. По первой инстанции (в районных судах) особых проблем в связи с подобными делами, в принципе, не возникало. Однако, государственные и коммунальные органы, упорно не желавшие выплачивать людям средства даже по судебным решениям, злоупотребляя своими процессуальными правами, подавали апелляции в соответствующие региональные апелляционные административные суды. Такие апелляционные рассмотрения очень растягивались во времени, с соответствующей задержкой денежных выплат. Кроме того, для большинства истцов было слишком тяжело и дорого ездить по делам данной категории в региональные города, где расположены апелляционные административные суды. Таким образом, люди фактически лишались своего права принимать участие в апелляционном рассмотрении.

Теперь же подобные дела будут рассматриваться судами по правилам ГПК – от первой до кассационной инстанции. В частности, теперь апелляции должны рассматривать областные апелляционные суды, которые работают гораздо быстрее административных. Кассационная инстанция по делам такого рода будет не Высший Административный суд, а Судебная палата по гражданским делам Верховного суда Украины.

И самое главное: теперь не действует годовое ограничение исковой давности (срока обращения в суд), установленное КАС и из-за которого тысячи истцов потеряли свое право на получение недоплаченных средств. Срок исковой давности по пенсионным и другим социальным выплатам теперь 3 года. Но это уже не будет касаться ранее поданных и рассмотренных исков. Правда, по делам, рассмотрение которых не завершено в первой инстанции, у истцов остается право подать в суд заявление о оставлении административного иска без рассмотрения и подать новый подобный иск – уже как гражданский. Конечно, следует хорошо подумать – уместно ли это в каждом конкретном случае. Очень не советовал бы истцам думать об этом самостоятельно. Советую воспользоваться хотя бы консультативной помощью юриста.

Сразу же нужно заметить, что новопринятым законом установлено, что после вступления в силу этого Законам административные суды завершают рассмотрение дел, производство в которых было открыто по пункту 3 части первой статьи 18 КАС. Это также касается апелляционных и кассационных жалоб, по которым апелляционным и кассационными административными судами уже было открыто производство.

Административные иски, апелляционные и кассационные жалобы или представления, поданные до вступления в силу этого Закона в соответствующие административные суды по административным делам, предусмотренным пунктом 3 части первой статьи 18 КАС, и по которым производство не открыто, передаются этими судами соответствующим судам, которые будут осуществлять их рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства. То есть, переписывать иски, которые были поданы – как административные, не нужно. Суды первой инстанции сами должны перейти на рассмотрение таких дел в порядке, предусмотренном ГПК. Если какие либо иски данной категории находятся в окружных административных судах, окружные административные суды должны переслать их в соответствующие местные суды (городские, районные), а те уже должны будут начать рассмотрение по ГПК.

Учитывая распространенную волокиту во многих апелляционных административных судах следует ожидать перенаправления достаточно значительного количества апелляционных дел из административных апелляционных судов в областные апелляционные суды.

Дополнение: закон вступил в силу 10 марта 2010 года.

Разъяснения этой статьи актуальны только до 1 января 2011 года, поскольку в законодательство 7.07.2010 года опять внесены изменения по вопросам подсудности дел по социальным искам и по срокам обращения в суд.

Статью с новыми разъяснениями читайте 15.08.2010 г.

Самый новый образец иска (по КАСУ) опубликован  21.09.2010 г.

________________________________________________________

Предупреждение: никогда не подавайте исполнительный лист непосредственно в Пенсионный фонд или иные социальные службы. Только – в государственную исполнительную службу!

_________________________________________________________

Публикация – март 2010 г.



коментарів 10

  1. Евгений :

    Вопрос:
    Олег Петрович, согласно такому обороту событий, каков размер оплаты услуг за информационно-техническое обеспечение по ранее административным делам, а теперь тех, что будут рассматриваться в порядке гражданского производства, с момента вступивших в силу описанных вами выше изменений в кодексы законов.
    Каким нормативно-правовым документом это закреплено? Личные поиски результатов не дали :(
    Буду очень признателен за ответ.

  2. admin :

    Евгению: по Вашему вопросу на сайте сегодня опубликован материал https://ukr-advokat.org.ua/?p=2453#more-2453

  3. Евгений :

    Спасибо за ответ!

  4. Інна :

    Олег Петрович, якщо справа розглянута місцевим судом за КАСу, позовна заява частково задоволена, а саме в частині невиплат лише за 2009 рік, яким чином її оскаржувати, подавати касаційну заяву до областного суду цивільного, чи не поверне суд заяву в зв*язку з тим, що перша заява розглядалася за КАСу, буду вдячна за зразок такої заяви.

  5. admin :

    На запитання Інни: апеляцію слід подавати в обласний апеляційний суд в порядку цивільного судочинства, тобто по нормах ст.ст. 291-296 ЦПК України. Вимоги до апеляційної скарги викладені в ст. 295 ЦПК (http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?page=6&nreg=1618-15). Не забудьте, що попередньо, протягом 10 діб від дня проголошення рішення суду 1-ої інстанції слід подати заяву про апеляційне оскарження. Інакше потім апеляцію можуть не прийняти. Щодо зразку, то постараюся найближчим часом викласти на сайті.

  6. Анна :

    Перерахунок зроблений мені Управлінням Пенсійного фонду України у Солом‘янському районі по показнику середньої заробітної плати працівників в середньому на одну застраховану особу в цілому по Україні за 2007 рік, що становить 1197,91 грн. А згідно Закону ”Про загальнообов’язкове державне пенсійне страхування” при перерахуванні пенсії, потрібно враховувати середню заробітну плату працівників в середньому на одну застраховану особу в цілому по Україні за календарний рік, що передує року перерахунку пенсії , в моєму випадку за 2009рік, яка становить 1650,43 грн. Я подала адміністративний позов в суд і зробила посилання на ст. 18,104,105 і 106 КАС України. На що мені було відмовлено у відкритті провадження в адмін.справі…. Я маю право подати тепер ЦИВІЛЬНИЙ ПОЗОВ? і на які статті ЦПК я можу посилатись? В інтернеті я знайшла посилання на ст. 10, 11, 15, 109, 118-120, 209, 213, 218 ЦПК України. Допоможіть оприділитись зі статтями….. Дякую, за розуміння.

  7. admin :

    Анні: можна подати цивільний позов. Достатньо зазначити ст.ст. 118-120 ЦПК.

  8. ПЕТР :

    Я ОЧЕНЬ БЛАГОДАРЕН ВАМ ЗА ПОМОЩЬ! ПУСТЬ ГОСПОДЬ ВСЕГДА ПОМОГАЕТ ВАМ! С УВ. ПЕТР

  9. Александр :

    Перерахунок зроблений мені Упралінням Пенсійного фонду України у залізничному районі м. Сімферополь по показнику середньої заробітної плати працівніків в середньому на одну застраховану особу в цілому по Україні за 2007 рік , що становить 1197,91 грн. А згідно Закону “Про загальнообов’язкове державне пенсійне страхування” при перерахуванні пенсії, потрібно враховувати середню заробітну плату працівників в середньому на одну застраховану особу в цілому по Україні за календарний рік, що передує року перерахунку пенсії, в моєму випадку за 2009 рік , яка становить 1650,43 грн. 5 вересня 2010 року я подала цивільний позив де зазначала статі 118-120 ЦПК, але мені справу залишили без розгляду і порадили закрити , та самій передати в адміністративний суд. На які статті КАС Украіни я можу посилатися тепер??. Допоможіть оприділитись . Дякую за розуміння.

  10. admin :

    на питання “Александр”: ст.ст. 8, 9, 94, 99, 100, 102, 158, 159, 161, 162, 163 КАСУ та на Рішення Конституційного Суду від 9.09.2010 року у справі 1-40/2010.