АДВОКАТСЬКЕ бюро
Кучерявого Олега Петровича

повний комплекс юридичних послуг, захист інтересів громадян і юридичних осіб

Сер

3

Новая власть – новые «драконовские» законы?

Автор: Avtor

Arrest41 ukr_movaОбещания высших должностных лиц государства брать под стражу всех подозреваемых в коррупционных преступлениях могут быть реализованы уже в ближайшее время. Соответствующие законопроекты зарегистрированы в парламенте. Кроме взяточников, предлагается безальтернативно арестовывать и лиц, подозреваемых в других преступлениях. Об этом пишет “Закон и бизнес”.

Преступник должен сидеть в тюрьме – аксиома, с которой не поспоришь. Но должен ли находиться за решеткой каждый, кого подозревают в совершении противоправного действия? Как известно, одной из особенностей нового Уголовного процессуального кодекса стало изменение идеологии в применении такого института, как мера пресечения. По логике авторов документа, за решеткой до приговора суда могут сидеть только те подозреваемые и обвиняемые, чье пребывание на воле представляет реальную опасность для общества.

Три года назад эта инициатива, которая целиком соответствует европейской практике, вызвала неудовольствие и критику со стороны правоохранительных органов. Ведь работа по старым порядкам, когда чиновника или предпринимателя бросали в СИЗО, чтобы простимулировать его «чистосердечное признание», приносила свои плоды. Но после вступления в силу УПК, как показала статистика, за два последних месяца 2012 года следственные изоляторы опустели почти наполовину. А вот работы правоохранительным органам прибавилось.

Кроме того, что отдельную категорию подозреваемых вообще нельзя было взять под стражу, прокурорам стало необходимо доказать следственному судье, что никакая другая мера пресечения, кроме содержания под стражей, не позволит избежать рисков, предусмотренных ст. 177 УПК.

Проект закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Украины (относительно аспектов применения залога в случаях применения содержания под стражей)» (№ 2324а-2), автором которого является народный депутат Антон Геращенко, частично снимает такую головную боль правоохранителей. Согласно пояснительной записке к документу, расширение перечня статей Уголовного кодекса за счет преступлений в сфере служебной деятельности должностных лиц, относительно которых суд не сможет применить другую меру пресечения, кроме содержания под стражей, объясняется необходимостью «эффективной и жесткой борьбы с коррупционными правонарушениями».

Вместе с тем адвокаты – практики не разделяют оптимизма законодателя и очень критически откликаются о разработанном документе. «Проект № 2324а-2 возвращает нас во времена «драконовских» законов, – отметил в комментарии «Зіб» адвокат департамента криминальной практики ЮКК «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Игорь Самолетов. Не возражая против важности борьбы с коррупционерами, адвокаты предостерегают от создания возможностей для злоупотреблений со стороны правоохранителей. «Применение этого закона на практике будет означать только то, что человека можно будет отправить за решетку, просто предъявивши ему подозрение, не обращая внимания на доказательную базу. Следственный судья в любом случае будет законодательно лишен возможности назначить другую меру пресечения», – объяснил И. Самолетов. По словам адвоката, такой подход к вопросу является грубым нарушением принципа презумпции невиновности.

Бесспорно, само по себе подозрение или обвинение в совершении какого-то бы то ни было уголовного преступления не может быть основанием для автоматического взятия под стражу. «Проект нарушает общие принципы нового УПК относительно цели применения предупредительной меры и содержания под стражей, как исключительной меры», – отметил адвокат.

Также у правозащитников очень много вопросов вызвала попытка припрятать политические статьи среди в самом деле серьезных преступлений против национальной безопасности, мира, безопасности человечества и международного правопорядка. «Подводя итог, необходимо обратить внимание всего правового сообщества на опасный прецедент абсолютно необоснованного расширения перечня преступлений, подозрение в совершении которых лишит суд возможности самостоятельно и с учетом всех обстоятельств дела избирать относительно лиц предупредительные меры, альтернативные содержанию под стражей», – резюмировал адвокат.

Кстати, инициатива А. Геращенко – не единственная. В последние дни перед отпуском, его коллеги зарегистрировали еще 5 подобных документов. Все они на словах так или иначе «совершенствуют применение мер пресечения». Как оно будет на практике, каждый адвокат может спрогнозировать, исходя из опыта участия в подобных процессах времен «старого» УПК.

Автор – ВАСИЛИЙ КОЛЫШНИЙ

По публикации на сайте Совета адвокатов Киевской области

_____________________________________________

Публикация – август 2015 года



Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *