АДВОКАТСЬКЕ бюро
Кучерявого Олега Петровича

повний комплекс юридичних послуг, захист інтересів громадян і юридичних осіб

Лют

4

Положение МВД о раскрытии преступлений

Автор: admin

Министерство внутренних дел обновило приказ, которым регламентируются основы работы по раскрытию преступлений. Приказ Министра ВД от 24.09.2010 г. N 456 “Об утверждении Положения об основах организации раскрытия преступлений органами внутренних дел Украины” издан во исполнение требований Законов Украины “О милиции”, “Об оперативно-розыскной деятельности” и, как указано в самом приказе – с целью усовершенствования оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и повышения уровня взаимодействия их структурных подразделений в борьбе с преступностью, в частности по раскрытию преступлений. Приказ уже прошел регистрацию в Минюсте – 24 января 2011 г. (N 105/18843).

Не будем в этой статье выяснять все аспекты приказа, но остановимся на отдельных моментах положения, которые видимо не помешает знать населению: как должна действовать милиция и соответственно – как она не должна действовать в тех или иных ситуациях. Такое знание даст Вам возможность подавать жалобы на действия работников милиции, если они не будут надлежащим образом исполнять свои обязанности по раскрытию преступлений.

Прежде всего, следует указать, что в соответствии с приказом (как и законодательством), раскрытие преступлений и установление лиц, их совершивших, является одною из основных задач оперативно-служебной деятельности органов и подразделений внутренних дел Украины по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от противоправных посягательств.

Правовую основу деятельности органов внутренних дел (далее – ОВД) по раскрытию преступлений составляют Конституция Украины (которую большинство работников милиции, к сожалению, напрочь не знают), Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины (далее – УК и УПК Украины), Законы Украины “О милиции”, “О прокуратуре”, “Об оперативно-розыскной деятельности”, “Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью”, международные договора Украины, а также учредительные акты и правила международных организаций полиции, членом которых является Украина. Как видите, среди этого перечня законов нет Гражданского кодекса Украины, поскольку, к сожалению, ни чиновникам МВД, которые готовили приказ, ни руководству МВД до сих пор не известно, что нормы гражданского законодательства уже довольно продолжительное время (по меньшей мере – с 2004 г.) довольно существенным образом влияют на права и обязанности милиции и должны также использоваться ею в ходе работы по раскрытию преступлений. Подавляющее большинство работников милиции, каких бы то ни было рангов, имеют самое приблизительное понятие о нормах гражданского права и в принципе в этом плане не отличаются от большинства граждан, несмотря на юридическое образование. А в наши времена это традиционное – с советских времен (тогда это действительно не имело существенного значения), незнание не красит милицию в очень многих случаях. Но имеем – то, что имеем.

Раскрытие преступлений органами ВД осуществляется (должно) в максимально короткий срок в сочетании с проведением оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, и заключается в установлении всех участников преступлений, выявлении и надлежащем документировании эпизодов их преступной деятельности, установлении других обстоятельств, подлежащих доказыванию в уголовном деле и имеющих значение для ее правильного решения.

Что касается последнего положения, то сразу же хочу отметить важный для граждан – потерпевших момент: доказыванию в уголовном деле, в соответствии со ст. 64 УПК, подлежит, кроме прочего, характер и размер вреда, причиненного преступлением. То есть, следствие должно во всех случаях устанавливать полную и точную стоимость причиненного потерпевшему ущерба, даже если эти обстоятельства не влияют на квалификацию действий обвиняемых. Для этого следствие, к примеру, должно истребовать необходимые справки по оценке причиненного вреда, самостоятельно и за государственный счет назначать товароведческие и прочие необходимые экспертизы. Эта работа требует дополнительных затрат времени и, к сожалению, в последние годы следствие старается этого не делать, перекладывая такие проблемы на потерпевших. Такие действия органов следствия незаконны и вовлекают потерпевших в дополнительные и необоснованные затраты.

Относительно быстроты и полноты раскрытия следует понимать, что работники милиции, хотя и обученные, но обычные люди, а не боги. Не все преступления возможно раскрыть, и даже, те, которые раскрываются, далеко не всегда раскрываются быстро. Поэтому, данное положение – скорее декларация, чем норма.

Во время раскрытия преступлений взаимодействие следователей с работниками оперативных и иных подразделений, в том числе в работе следственно-оперативных групп (СОГ), строится по принципу руководящей роли и контроля следователя за полное, всестороннее и объективное расследования уголовного дела, его процессуальной самостоятельности в принятии решений, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получения согласия от суда (судьи) или прокурора, и самостоятельности оперативных служб в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности, тактических приемов их применения, направленных на установление лиц, которые совершили преступления, но в рамках законодательства Украины.

Организация и проведение комплекса оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) по раскрытию преступлений, управление членами СОГ, за исключением следователя, возлагаются, как правило, на заместителя начальника – начальника криминальной милиции ГУМВД, УМВД, горрайлиноргана.

Головными службами, исполняющими основные обязанности по раскрытию и расследованию преступлений, отвечающими за конечный результат работы, являются органы досудебного следствия, органы дознания, подразделения криминальной милиции и борьбы с организованной преступностью. Вместе с ними за раскрытие преступлений отвечают и все другие подразделения ОВД, в пределах их компетенции.

На службы и подразделения ОВД полагаются такие основные задачи и функции по раскрытию преступлений:

Следственные ОВД организовывают работу СОГ на месте события и руководят действиями ее членов. Выполняют в пределах компетенции задачи криминального судопроизводства, возбуждают уголовное дело по каждому случаю выявления признаков преступления, применяют все предусмотренные законом меры по установлению события преступления, лиц, виновных в его совершении, и их наказанию. Работники подразделений дознания в случае отсутствия следователя обеспечивают охрану места события до приезда следователя, который проводит осмотр местности, помещений, предметов и документов, и принимают меры для раскрытия преступления.

Работники уголовного розыска проводят поисковые и оперативно-розыскные мероприятия по раскрытию преступлений, прежде всего тяжких и особо-тяжких, а также преступлений, которые приобрели общественный резонанс, совершенных с применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, группой лиц, серийного характера, устанавливают и разыскивают лиц, их совершивших.

Работники ГСБЭП раскрывают преступления в сфере экономики, а также с использованием имеющихся возможностей, в том числе оперативных, предпринимают шаги для получения информации о лицах, причастных к совершению преступлений, раскрытие или выявление которых отнесено к компетенции других оперативных подразделений.

Работники специальных подразделений БОП по указанию Министра внутренних дел Украины, первого заместителя Министра – начальника Главного управления по борьбе с организованной преступностью, начальников ГУМВД, УМВД осуществляют раскрытие тяжких и особо-тяжких преступлений, совершенных в отношение народных депутатов Украины, государственных служащих I-III категорий (при чем тут борьба с организованной преступностью?!), а также относительно лидеров, участников организованных групп и преступных организаций, преступная деятельность которых на момент совершения преступления документировалась указанным подразделением во время работы по соответствующим оперативно-розыскным делам (ОРД). На вышеупомянутые нераскрытые преступления заводят и берут в производство соответствующие ОРД.

Работники БНОН проверяют лиц, задержанных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров, с целью установления источников поступления средств для их приобретения, а также относительно причастности этих лиц к совершению других преступлений. Совместно с работниками уголовного розыска осуществляют оперативное перекрытие мест концентрации лиц предрасположенных к совершению преступлений (притонов, развлекательных учреждений, мест проведения досуга), мест сбыта похищенного имущества с целью получения информации, которая будет способствовать раскрытию преступлений.

Работники БКТЛ с использованием оперативных возможностей предпринимают меры по проверки лиц, задержанных за совершение преступлений, связанных с торговлей людьми, в сфере общественной морали, незаконной миграции и киберпреступности, для установления их причастности к совершению иных преступлений.

Работники КМДН принимают участие в раскрытии всех преступлений, связанных с несовершеннолетними, предпринимают шаги по раскрытию преступлений, совершенных детьми, разоблачают взрослых лиц, которые вовлекают несовершеннолетних в преступную деятельность. Совместно с работниками уголовного розыска осуществляют оперативное перекрытие мест концентрации лиц, склонных к совершению преступлений, сосредоточения детей и молодежи (притонов, вокзалов, развлекательных учреждений), мест сбыта похищенного имущества, а также проводят проверку несовершеннолетних, которые находятся на профилактических учетах в ОВД, с целью получения информации, которая будет содействовать раскрытию преступлений.

Дежурные органов ВД в своей работе действуют согласно требованиям Инструкции по организации реагирования ОВД на сообщения, Инструкции о порядке приема, регистрации и рассмотрения в органах и подразделах внутренних дел Украины заявлений и сообщений о преступлениях, совершенных или готовящихся, утвержденной приказом МВД от 14.04.2004 N 400, Инструкции по организации деятельности дежурных частей органов и подразделений внутренних дел Украины, направленной на защиту интересов общества и государства от противоправных посягательств, утвержденной приказом МВД от 28.04.2009 N 181, организовывают задержание лиц, причастных к совершению преступлений, служебными нарядами. О совершенном преступлении немедленно ориентируют посты и маршруты, расположенные на территории обслуживания, а также сопредельные ОВД, а в случае потребности – население, средства массовой информации, государственные учреждения, автотранспортные предприятия, медицинские учреждения, прочие; по учетам органов внутренних дел проверяют лиц, задержанных или доставленных в горрайлинорганы, а также вещи и ценности, находящиеся у них.

Участковые инспектора милиции (далее – УИМ) осуществляют рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях небольшой и средней тяжести, если на момент регистрации лица, их совершившие, известны. Предоставляют помощь оперативным подразделениям в установлении лиц, совершивших преступления на территории административных участков, которые обслуживают УИМ. Во взаимодействии с работниками оперативных подразделений проводят на участках систематическую работу по выявлению лиц, подлежащих проверке на их возможную причастность к совершенным преступлениям, в соответствии с требованиями законодательства собирают информацию о них, которая может быть использована в качестве доказательства, используя для этой цели сведения, предоставленные населением и представителями общественности. До прибытию СОГ обеспечивают охрану места происшествия, сохранность следов совершения преступлений, организовывают предоставление неотложной медпомощи потерпевшим лицам, выясняют обстоятельства совершения преступлений. Путем обхода дворов, квартир, проведения бесед с гражданами, которые на момент совершения преступлений могли находиться в районе места события, устанавливают свидетелей, очевидцев, приметы преступников, организуют и лично принимают меры к их преследованию и задержанию, о чем немедленно докладывают руководителям СОГ, ОВД или дежурным дежурной части.

Работники патрульной службы, подразделений милиции особого назначения “Беркут” и военнослужащие внутренних войск МВД предпринимают шаги по задержанию лиц, совершивших преступления в местах несения службы нарядами милиции; по ориентировкам выявляют на маршрутах патрулирования и на объектах, расположенных вблизи, подозреваемых и разыскиваемых преступников. На маршрутах патрулирования проверяют по имеющимся учетам ОВД лиц с целью установления и задержания среди них подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, лиц, уклоняющихся от отбытия уголовного наказания, и безвестно пропавших.

Работники ГАИ принимают меры по раскрытию преступлений, выявлению и задержанию лиц, совершивших незаконные завладения транспортными средствами, разбои и грабежи относительно водителей или пассажиров, кражи груза, дорожно-транспортные происшествия, другие преступления во время дорожного движения, а также преследуют транспортные средства, которыми завладели преступники, или те, которые использовались ими при совершении преступлений. Проверяют по имеющимся учетам ОВД лиц, относительно которых они составляют протоколы об административных правонарушениях, с целью установления и задержания среди них подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, лиц, которые уклоняются от отбытия уголовного наказания, безвестно пропавших. Выполнение этих задач работники Госавтоинспекции осуществляют во время контроля за движением транспортных средств, их регистрации и технического осмотра, обследования автопредприятий, проверки соответствия документам номеров узлов и агрегатов транспорта.

Работники подразделений Государственной службы охраны при МВД (далее – ГСО) предотвращают правонарушения и преступные проявления, прекращают их в местах несения службы; находясь на охране и маршрутах патрулирования, по приметам и другим признаками устанавливают и задерживают лиц, совершивших кражи с охраняемых объектов, выезжают на места в случае срабатывания охранительной сигнализации, в том числе квартиры граждан, и в случае совершения преступлений на данных объектах предпринимают меры к их раскрытию и преследованию преступников.

Работники специальных приемников для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, изоляторов временного содержания, в установленном законодательством порядке проверяют доставленных в эти учреждения лиц для установления их возможной причастности к нераскрытым преступлениям, а также предметы, выявленные у них, по учетам ОВД.

Работники органов и подразделений по делам гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц при исполнении служебных обязанностей и общении с гражданами выявляют лиц, склонных к совершению преступлений, места сбора лиц, склонных к совершению преступлений и пребывания правонарушителей; устанавливают безвестно пропавших граждан и преступников, находящихся в розыске, в том числе, уклоняющихся от уплаты алиментов.

Работники подразделений Укрбюро Интерпола ориентируют оперативные подразделения ОВД о лицах, которые разыскиваются правоохранительными органами иностранных государств за совершение преступлений на их территории, для дальнейшей проверки указанных лиц на причастность к преступной деятельности на территории Украины, направляют в НЦБ Интерпола других государств запросы оперативных подразделений и органов досудебного следствия ОВД о проведении оперативно-розыскных и других мероприятий на их территории, информируют оперативные подразделения ОВД о результатах исполнения их запросов правоохранительными органами иностранных государств. Инициируют проведение на территории других государств по запросам правоохранительных органов Украины международного поиска лиц, которые скрываются от органов досудебного следствия, суда, уклоняются от отбытия уголовного наказания, а также безвестно пропавших. Осуществляют обмен информацией с правоохранительными органами Украины, правоохранительными органами иностранных государств и Генеральным секретариатом Интерпола по установлению личности неизвестных лиц и неопознанных трупов. Инициируют проведение розыскных мероприятий на территории других государств – членов Интерпола с целью установления местонахождения похищенного имущества, вносят Генеральному секретариату Интерпола ходатайство о публикации циркулярных сообщений Интерпола, проверяют информацию, содержащуюся в запросах ОВД, по имеющимся в Рабочем аппарате Укрбюро Интерпола интегрированным банкам данных и банкам данных Генерального секретариата Интерпола.

Подразделения милиции на железных дорогах в пределах компетенции раскрывают преступления, совершенные на объектах железнодорожного транспорта.

Информация о лицах, причастных к совершению преступлений, а также о событиях и фактах, которые могут содействовать их раскрытию, поступающую от работников служб и подразделений ОВД, учитывается в базе данных (далее – БД) “Электронный рапорт” территориальных узлов Интегрированной информационно-поисковой системы (далее – ИПС) ОВД, которые размещены и функционирую непосредственно в горрайлинорганах ГУМВД, УМВД. Руководители структурных подразделений (служб) ОВД, кроме следствия, подают рапорты о полученной информации начальнику криминальной милиции ОВД. После непосредственного ознакомления с информацией, если она представляет интерес для ОВД, начальник криминальной милиции ОВД накладывает резолюцию о внесении этой информации работниками оперативных подразделений и служб ОВД в БД “Электронный рапорт”. Относительно этого, следует отметить, что в электронные базы данных поступает любая “ахинея”, написанная любым работником милиции. При чем, очень часто пишут “с потолка”, поскольку бывает, что сколь-нибудь реальной информации нет, а начальство требует. Особенно часто это бывает в конце отчетных периодов и при проведении, так называемых “отработок” территории, массовых операций. Вот и вспоминают работники милиции школьные годы – как писали сочинения. Но информация в банках данных остается, как и “пятно” на человеке. И эти пятна очень часто со временем, совершенно без оснований, портят людям жизнь, например, при приеме на работу.

Снятие информации с учета БД “Электронный рапорт” выполняется только работником подраздела информационных технологий через пять лет после постановки такой информации на учет. Снятие с учета указанной информации в ОВД, в том числе работником оперативного подраздела ОВД, запрещается. За объективность, своевременность, достоверность предоставления информации в БД “Электронный рапорт” отвечает исполнитель, за внесение информации – работник оперативного подраздела ОВД, которому предоставлено такое право и соответствующий доступ к БД “Электронный рапорт”. Контроль за состоянием формирования – осуществляет начальник криминальной милиции ОВД, общий контроль осуществляет – руководитель этого ОВД. Но сразу при этом укажу, что проверить объективность такой информации практически не возможно.

Первоочередные оперативно-розыскные мероприятия и неотложные следственные действия предусматривают:

  • осмотр места события с целью получения первичной информации о преступлении и лицах, которые к нему причастны и определение направлений оперативного поиска преступников. При наличии поводов и оснований, указывающих на признаки тяжкого и особо-тяжкого преступления, следователь или орган дознания возбуждают уголовное дело немедленно после осмотра места происшествия. Если на момент возбуждения уголовного дела установлено лицо, совершившее преступление, уголовное дело возбуждают в отношение этого лица;
  • преследование и задержание преступников (преследование по имеющимися следам, по направлениям, указанным пострадавшими и очевидцами, организация заградительных мероприятий), в том числе в местах их возможного пребывания или появления (организация засад, окружение, выставление заслонов);
  • проверку лиц, находящихся на учетах ОВД, а также лиц, относительно которых поступила оперативная информация об их возможной причастности к совершенному преступлению;
  • проведение оперативно-розыскных мероприятий в местах сосредоточения лиц, склонных к совершению преступлений и сбыту похищенного имущества;
  • выявление свидетелей преступления, опрос с этой целью граждан;
  • проведение поквартирного или подворного обхода для сбора сведений, которые могут быть использованы в раскрытии преступления, и обследование местности в районе совершения преступления с целью выявления утерянных, выброшенных преступником орудий преступления, других предметов и дополнительных источников информации о преступлении, лицах, которые его совершили. Установленные сведения и проведенные действия немедленно докладываются следователю для процессуального закрепления;
  • ориентирование личного состава ОВД на территории обслуживания, на которой совершено преступление (работников патрульной службы, УИМ, КМДН, БКТЛ, БНОН, ГАИ, ГСБЭП, БОП), сопредельных ОВД, военных нарядов внутренних войск министерства внутренних дел Украины, которые привлекаются к охране общественного порядка, представителей общественности – о характере, времени, месте, способе совершения преступления, количестве лиц, принимавших участие в его совершении, их внешность, приметы похищенных вещей и ценностей и о других сведениях, которые имеют значение для установления и поиска преступников;
  • использование возможностей информационно-поисковых систем, а также средств массовой информации;
  • поиск лиц, причастных к преступлению, среди тех, которые состоит на учете в ОВД или проходит за первичным материалам: ранее судимых, прежде всего за преступления, аналогичные совершенному, лиц, находящихся под административным надзором или формально под него подпадающих, освобожденных от уголовной ответственности или в отношение которых применено наказание, не связанное с лишением свободы; наркоманов, несовершеннолетних, злостных нарушителей общественного порядка, а также лиц, которые попадали в поле зрения оперативных и других подразделений ОВД по подозрению в причастности к совершению схожих преступлений или высказывались о намерении совершить преступления.

Если в результате проведения первоочередных оперативно-розыскных мероприятий и неотложных следственных действия не установлено лицо, совершившее тяжкое и особо-тяжкое преступление, руководители горрайлинорганов организовывают и обеспечивают дальнейшую работу по раскрытию преступления через систему дальнейших оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в рамках производства по уголовному делу и ОРД “Преступление”. Следственные и оперативные подразделения на основании изучения и анализа собранных материалов определяют версии совершения преступления и в трехдневный срок с момента возбуждения уголовного дела составляют план общих оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

Приказом руководителя ОВД с целью раскрытия преступления за уголовным делом создается СОГ, в состав которой привлекаются наиболее квалифицированные работники подразделений.

С целью раскрытия преступлений категории прошлых лет по уголовным делам, на основании приказа ОВД создается новая СОГ или возобновляется действующая, в состав которой привлекаются наиболее квалифицированные работники подразделений (всюду – наиболее квалифицированные… Где их взять?).

С полным текстом приказа можно ознакомиться на сайте Верховной Рады.



Один відгук

  1. Олена :

    Да…при старых приказах у нас и так раскрываемость преступлений близилась к 80%…а теперь на треть сократят личный состав, пенсионная реформа даст бешенный отток еще оставшихся специалистов…в общем-порвут преступность.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *