Вер
12
О задержании
Задержание – это краткосрочное лишение свободы лица, осуществленное другим лицом, которому законом предоставлено такое право. По общему правилу, задержание лица допускается лишь на основании решения суда. Однако Конституция Украины в ч. 3 ст. 29 предусматривает в порядке исключения возможность задержания лица без решения суда «в случае неотложной необходимости предотвратить преступление или его преградить». Задержание можно разделить на такие виды: уголовное (за подозрению в совершении уголовного правонарушения), административное и профилактическое.
Уголовное задержание без решения суда может осуществляться исключительно:
- уполномоченным служебным лицом правоохранительного органа только относительно лица, которое подозревается в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы и только при условиях, что это лицо застали во время совершения преступления или покушения на его совершение, или же, если сразу после совершения преступления очевидец, в том числе потерпевший, или совокупность очевидных признаков на теле, одежде или месте события указывают на то, что именно это лицо только что совершило преступление;
- уполномоченным служебным лицом правоохранительного органа относительно подозреваемого в совершении преступления, за которое предусмотрено основное наказание в виде штрафа в размере свыше 3000 необлагаемых минимумов доходов граждан и только в случае, если он не исполнил возложенные на него судом при избрании меры пресечения обязанности или не исполнил требование относительно внесения средств как залога или не представил документы в подтверждение этого;
- любым лицом при совершении или покушении на совершение уголовного правонарушения или непосредственно после его совершения или в ходе беспрерывного преследования лица, которое подозревается в совершении уголовного правонарушения. В этом случае лицо, которое осуществило задержание, должно немедленно доставить задержанного в ближайший участок милиции или сообщить в милицию (по тел. 102) о задержании и местонахождении задержанного лица.
Уголовное задержание во всех других случаях может осуществляться исключительно на основании решения суда. Во время досудебного расследования судья со специальным статусом – следственный судья решает вопрос о задержании с целью привода и избрания меры пресечения в виде держания под стражей. Во время судебного разбирательства эти вопросы решает суд. Следственный судья также принимает решение о применении временного и экстрадиционного ареста с целью выдачи лица иностранному государству.
С КАКОГО МОМЕНТА ЛИЦО СЧИТАЕТСЯ ЗАДЕРЖАННЫМ?
Закон определяет моментом задержания фактическое лишение лица свободы, т.е. момент, когда оно силой или из-за потребности подчиниться требованию вынуждено оставаться рядом с работником правоохранительного органа или в указанном им помещении и не может по собственной воле его оставить.
Административное задержание осуществляется только уполномоченными законом служебными лицами (ст. 262 Кодекса Украины об административных правонарушениях) и исключительно с целью прекращения административного правонарушения (когда исчерпаны другие меры воздействия) или для оформления уже совершенного правонарушения (установление личности, составление протокола, если оно является обязательным, а сделать это на месте невозможно), а также с целью обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Запрещается задержание в административном порядке для сбора доказательств в уголовном производстве или с целью выдачи лица иностранному государству (экстрадиции).
Профилактическое задержание имеют право проводить работники милиции с целью социального и/или медицинского контроля за определенными лицами для защиты жизни и здоровья самых задержанных и/или окружающих. Речь идет о детях в возрасте до 16 лет, которые остались без попечения; лиц в состоянии опьянения, которые находятся в общественных местах и потеряли способность самостоятельно передвигаться или могут нанести вред себе или окружающим людям; лица, которые имеют признаки выраженного психического расстройства и представляют в связи с этим реальную опасность для себя и окружающих людей. Такое задержание допускается только в случае, когда достичь цели защиты этих лиц и окружающих с помощью менее ограничительных мероприятий невозможно.
НА КАКОЙ СРОК МОЖЕТ БЫТЬ ЗАДЕРЖАНО ЛИЦО?
Задержание лица по подозрению в совершении уголовного правонарушения без решения следственного судьи или суда не может превышать 72 часов с момента задержания. Такое лицо должна быть немедленно освобождено, если:
- оно не доставлено в течение 60 часов с момента задержания к следственному судье или в суд в случае, если задержание было осуществлено без постановления следственного судьи или суда;
- оно не доставлено в течение 36 часов с момента задержания к следственному судье или в суд в случае, если задержание было осуществлено на основании постановления следственного судьи или суда;
- оно не доставлено на протяжении 60 часов с момента задержания к следователю судье, если оно была задержана в связи с поиском иностранным государством за совершение уголовного правонарушения;
- оно не припроваджено к следственному судье или в суд в течение 48 часов со времени доставки в место уголовного производства в Украине после задержания за границей на основании постановления следственного судьи или суда об избрании ему содержания/взятия под стражу в связи с пребыванием в международном розыске;
- ему не вручено в течение 24 часов с момента задержания письменного уведомления о подозрении в совершении преступления (кроме случаев задержания с целью выдачи лица, т.е. – экстрадиции);
- ему не вручено в течение 72 часов с момента задержания решения следственного судьи или суда о содержании его под стражей;
- относительно него судом избрана мера пресечения в виде личного обязательства (освобождается немедленно), личной поруки (освобождается сразу после предоставления поручителями обязательства), домашнего ареста (освобождается немедленно, если ему было запрещено судом оставлять жилье в определенное время, и сразу после доставки в место жительства, если ему запрещено оставлять жилье круглые сутки) или залога (освобождается после получения и проверки документа, который удостоверяет внесение такого залога, но не более одного рабочего дня). Обязанность обеспечить немедленное освобождение задержанного из-под стражи возлагается законом в этих случаях на лицо, ответственное за пребывание задержанных (ч. 3 ст. 212 УПК), на руководителя места заключения (ч. 5 ст. 202 УПК) или следственного судью, который принимает такое решение.
В случае, если задержанный не был немедленно освобожден в указанных случаях, он или любое лицо от его имени, или в его интересах вправе сообщить о самовольном содержании под стражей следственному судье, в пределах территориальной юрисдикции которого находится место содержания под стражей.
Следственный судья сразу после получения информации о том, что лицо лишено свободы при отсутствии судебного решения или не освобождено из-под стражи после внесения залога, должен своим постановлением обязать орган власти или служебное лицо, под стражей у которых содержится лицо, немедленно доставить его к нему для выяснения оснований лишения свободы. Закон обязывает следственного судью освободить задержанного, если ему не будет предоставлено судебное решение, которое вступило в законную силу или не будет доказаны другие правовые основания для содержания его под стражей (ст. 206 УПК).
Административное задержание, по общему правилу, не может превышать 3 часов, за исключением только двух случаев (задержание лиц, нарушивших пограничный режим – для установления лица и выяснения обстоятельств правонарушения; задержание лиц, нарушивших правила оборота наркотических средств и психотропных веществ – для установления лица, проведения медицинского осмотра, выяснения обстоятельств приобретения изъятых наркотических средств и психотропных веществ и их исследования), когда такое задержание может длиться не больше 3 суток (ст. 263 Кодекса Украины об административных правонарушениях).
ДЕЙСТВИЯ ЗАДЕРЖАННОГО ЛИЦА
Необходимо узнать об основаниях задержания. ВНИМАНИЕ: объяснения служебных лиц, осуществивших задержание, должны быть четкими, обоснованными и сформулированными простым, понятным для задержанного языком. Если объяснение служебных лиц сводится к перечислению статей законов и кодексов – нужно требовать разъяснения содержания указанных статей.
Важно узнать сведения о лицах, которые осуществили задержание: фамилия, имя, место работы, номер служебного удостоверения. ВНИМАНИЕ: Работники правоохранительных органов обязаны предъявить служебное удостоверение. Следует запомнить или записать информацию о правоохранителях – это облегчит в дальнейшем обжалование тех их решений, действий или бездеятельности, которые имеют признаки незаконных. Задержанный имеет право требовать ознакомления и разъяснения прав, предусмотренных Конституцией и законами Украины для задержанных лиц. ВНИМАНИЕ: такая обязанность возложена законом на служебное лицо, которое осуществило задержание (ч. 4 ст. 208 УПК).
После доставки к месту содержания задержанных необходимо сразу узнать данные лица, ответственного за пребывание задержанных. ВНИМАНИЕ: такое лицо отвечает по закону за соблюдение всех прав задержанного (ст. 212 УПК). В частности, требуйте от этого лица немедленной регистрации, разъяснения оснований задержания и прав задержанного.
Нужно требовать составления протокола о задержании и убедиться в достоверности сведений, которые к нему вносятся. ВНИМАНИЕ: Закон требует детального фиксирования задержания в протоколе, в частности внесения в него сведений о лице, которое составило протокол; даты и точного времени (час и минуты) задержания, оснований задержания; результатов личного обыска, ходатайств, заявлений или жалоб задержанного, перечня прав и обязанностей; подписи лица, которое составило протокол. Перед подписанием протокола нужно внимательно его прочитать, требовать внесения в него всех данных, в частности, в случае необходимости – любых своих замечаний относительно процедуры задержания.
Необходимо позаботиться, чтобы в протоколе не оставалось свободных мест. Это позволит предотвратить внесение в него дополнительной информации с целью несанкционированной его модификации (все неиспользованные поля и свободные места зачеркивайте стандартными пометками в виде «Z»). Задержанное лицо имеет право получить под роспись копию оформленного протокола его задержания.
Задержанное лицо имеет право требовать предоставления возможности сообщить о факте задержания и конкретное место своего пребывания близким родственникам, членам семьи или любым другим лицам по его выбору. ВНИМАНИЕ: по закону лицо имеет право само осуществить такое сообщение, а правоохранители обязаны предоставить ему средства связи для этого. Если правоохранители обоснованно подозревают, что задержанный может таким сообщением повредить расследованию, они обязаны осуществить сообщение избранному задержанным лицу самостоятельно, но с соблюдением требования о его незамедлительности.
Задержанное лицо имеет право требовать предоставления ему возможности связаться с защитником или на вызов защитника за счет государства сразу после задержания и требовать конфиденциального свидания с ним до первого допроса. ВНИМАНИЕ: закон обязывает правоохранителей, которые осуществили задержание, следователя и прокурора предоставить лицу помощь в установлении контакта с избранным им защитником или с лицами, которые могут пригласить защитника, а также предоставить средства связи для этого. Правоохранителям и судьям запрещено законом предоставлять рекомендации относительно привлечения конкретного защитника. Если задержанное лицо желает иметь защитника, но у него нет средств на оплату его услуг, оно вправе требовать от служебных лиц, которые осуществили задержание, ответственных за пребывание задержанных, следователя, прокурора немедленно сообщить о задержании в Центр по предоставлению безвозмездной вторичной правовой помощи и обеспечить присутствие назначенного государством защитника для осуществления защиты за счет государства (такого адвоката лицо не может избирать, он назначается указанным Центром). Нужно помнить, что отказ от защитника, произведенный в отсутствие защитника и без предоставления возможности пообщаться с ним конфиденциально, является недействительным по закону и считается нарушением права на защиту, что карается законом.
Следует требовать предоставления возможности пройти осмотр врачом или судебно-медицинским экспертом по собственному выбору, если в этом имеется потребность (например, задержанное лицо получило телесные повреждения при задержании, а врач, приглашенный правоохранителями или учреждением содержания под стражей, не зафиксировал или не в полной мере зафиксировал их, или не выдал справку о результатах осмотра, или вообще такого осмотра не было проведено и т.п.). ВНИМАНИЕ: Правоохранители, работники места содержания под стражей не должны отклонять ни одно из таких требований. Проведение указанного осмотра должно происходить вне поля зрения и за пределами слышимости со стороны лиц немедицинского персонала, без дополнительных разрешений и других практических препятствий. Документы о результатах осмотра должны предоставляться исключительно задержанному лицу или его защитнику.
Следует знать и по необходимости пользоваться своим конституционным правом на молчание, т.е. не отвечать на вопросы, не давать показания или объяснения относительно себя, членов семьи или близких родственников (муж, жена, отец, мать, отчим, мачеха, сын, дочь, пасынок, падчерица, родной брат, родная сестра, дед, баба, прадед, прабабушка, внук, внучка, правнук, правнучка, усыновитель, усыновленный, опекун, попечитель, лицо, которое находится под опекой или попечительством, лица, которые находятся в фактическом браке) /ст.63 Конституции Украины/. ВНИМАНИЕ: Любые уверения правоохранителях о том, что молчание подтверждает подозрения и только дача показаний улучшит положение задержанного, не основываются ни на законе, ни на их служебных инструкциях. Ни какой ответственности за отказ давать показания или объяснения в этом случае задержанное лицо не несет.
Необходимо знать о праве обжаловать задержание следственному судье или суду, если лицо считает его незаконным и, соответственно, о праве требовать возмещения вреда, причиненного незаконным задержанием (ст. 29 Конституции Украины). ВНИМАНИЕ: В любом случае, без решения следственного судьи или суда лицо может быть задержано по подозрению в совершении уголовного правонарушения не более чем на 72 часа.
Помните, перед совершением любых значимых юридических действий следует получить консультацию юриста.
Государственная судебная администрация Украины
Перевод на русский язык – сайт адвокатского бюро
________________________________________________
Публикация – сентябрь 2015 года