АДВОКАТСЬКЕ бюро
Кучерявого Олега Петровича

повний комплекс юридичних послуг, захист інтересів громадян і юридичних осіб

Вер

6

О критериях приемлемости жалоб в Европейский суд

Автор: admin

1 ukr_movaНаш сайт неоднократно публиковал материалы, связанные с4289147 порядком подачи заявлений (жалоб) в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) и рассмотрением этих дел в ЕСПЧ (рубрика сайта – «Европейский суд»). В связи с часто поступающими вопросами, еще раз коротко конкретизируем – какие именно жалобы рассматривает ЕСПЧ?

ЕСПЧ – это международный суд, который рассматривает только жалобы физических и юридических лиц на нарушение их прав, гарантированных Европейской Конвенцией по правам человека (далее – Конвенция). Конвенция – это международный договор, по которому многие государства Европы приняли на себя обязательство соблюдать ряд основополагающих прав. Охраняемые права перечислены в тексте самой Конвенции, а также в Протоколах к ней за №№ 1, 4, 6, 7, 12 и 13. Следует иметь в виду, что эти протоколы подписаны не всеми странами, ратифицировавшими Европейскую конвенцию и соответственно не на все такие страны распространяется их (протоколов) действие.

ЕСПЧ рассматривает не все жалобы. Его полномочия ограничены установленными Конвенцией критериями приемлемости, которые определяют, кто, когда и с какой жалобой может обратиться в ЕСПЧ. Поскольку ЕСПЧ признает неприемлемыми более 90% поступающих на рассмотрение жалоб, Вы должны сначала убедиться, что Ваши жалобы соответствуют критериям приемлемости, перечисленным ниже.

ЕСПЧ может рассмотреть Вашу жалобу только в таких случаях (необходимо соблюсти все нижеперечисленные правила):

  • если речь идет о нарушении одного или нескольких прав, закрепленных в Европейской Конвенции и/или Протоколах к ней;
  • если жалоба направлена против государства, ратифицировавшего Конвенцию или соответствующий Протокол (Список ратификаций можно найти по адресу www.echr.coe.int/applicants);
  • если жалоба касается событий, за которые несут ответственность государственные органы (органы законодательной, исполнительной, судебной власти и пр.); ЕСПЧ не принимает к рассмотрению жалобы, направленные против частных лиц или частных организаций;
  • если жалоба   касается   действий   или   событий,   имевших   место   после   ратификации государством Конвенции или соответствующего Протокола (Даты ратификации по каждому государству можно найти по адресу www.echr.coe.int/applicants);
  • если Вы лично и непосредственно являетесь жертвой нарушения одного или более основополагающих прав (вы имеете «статус жертвы»);
  • если Вы дали возможность государственным органам устранить нарушение внутри страны (“исчерпание средств внутренней правовой защиты”); это требование обычно означает, что перед обращением в ЕСПЧ Вы подняли эту проблему в национальных судах и дошли до высшей судебной инстанции, которой подсудно данное дело. При этом Вы соблюдали все процессуальные требования, включая сроки исковой давности и сроки подачи жалоб. Вместе с тем, Вы не обязаны задействовать явно неэффективные средства правовой защиты или средства, которые выходят за рамки обычной процедуры обжалования, например, обращаться в органы, которые не обладают полномочиями выносить обязательные к исполнению решения или не следуют четко установленным процедурам. К таким неэффективным средствам в некоторых случаях может быть отнесено даже обращение в национальные судебные инстанции, но определять такую неэффективность достаточно сложно и возможно только в конкретных случаях;
  • если Вы подали в ЕСПЧ полную жалобу не позднее, чем в течение шести месяцев с момента вынесения окончательного решения. Шестимесячный срок обычно отсчитывается со дня вынесения решения высшим компетентным органом государственной власти или судом (вынесшим окончательное решение), либо от даты получения этого решения Вами или Вашим адвокатом. Если для конкретной жалобы нет эффективного средства защиты, шестимесячный срок отсчитывается от даты обжалуемых событий или решений. Течение шестимесячного срока прерывается только при поступлении в ЕСПЧ полной жалобы, соответствующей требованиям статьи 47 Регламента суда. Этот срок заканчивается в последний день шестимесячного периода, даже если он выпадает на воскресенье или праздничный день. Таким образом, заполненный формуляр жалобы с приложением всех необходимых документов должен быть отправлен в ЕСПЧ не позднее последнего дня шестимесячного срока. Позаботьтесь о том, чтобы он был заблаговременно отправлен в ЕСПЧ по почте;
  • если Ваша жалоба подтверждена вескими доказательствами: Вы должны доказать обоснованность Ваших утверждений, ясно изложив факты и подкрепив их соответствующими документами, решениями, медицинскими заключениями, свидетельскими показаниями и другими материалами;
  • если Вы можете привести аргументы в пользу того, что факты, являющиеся предметом Вашей жалобы, представляют собой необоснованное вмешательство в реализацию одного или нескольких основополагающих прав. Нет смысла жаловаться на то, что некое судебное решение национального суда является «неправильным», или что национальный суд допустил «ошибку», поскольку ЕСПЧ не является апелляционной или кассационной инстанцией по отношению к национальным судам, он не отменяет и не пересматривает их решения, не проверяет правильность (по сути) решений национальных судов.
  • если Ваши жалобы ранее не были предметом рассмотрения в ЕСПЧ или в другой международной инстанции.
  • Учтите, что каждый год ЕСПЧ получает десятки тысяч жалоб. Он не имеет возможности рассматривать несущественные или повторные жалобы, жалобы, которые не имеют особой значимости и не затрагивают вопросы, которые заслуживали бы рассмотрения международным контрольным органом. То есть, ЕСПЧ может отклонить жалобу даже исходя из ее мелочности. Жалоба также будет отклонена, если она содержит брань или оскорбления.

Детальнее можно почитать в статье «Правомочность и приемлемость по обращениям в Европейский суд».

Для определения правомочности и приемлемости именно Вашей жалобы Вы можете обратиться к адвокату.

________________________________________________

Адвокатское бюро оказывает услуги по консультациям относительно установления приемлемости заявлений-жалоб и по подготовке заявлений физических и юридических лиц в Европейский Суд против Украины и России, а также заявлений физических и юридических лиц Украины и России против иных государств – участников Европейской Конвенции. Также предоставляются услуги по переводу документов Европейского суда (и иных юридических документов) с английского языка на русский и украинский языки.

Такие платные услуги предоставляются очно или же средствами электронной Интернет-связи.

________________________________________________

Публикация – сентябрь 2015 года

 

 



коментарі 2

  1. Сюзанна :

    А Вы можете сделать вывод о приемлемости жалобы – есть ли шансы? И если можете, то как это можно сделать? Я из Днепропетровской области

  2. admin :

    Сюзанна, да, как и иные адвокаты, которые имеют опыт работы по жалобам в ЕСПЧ, я могу сделать предварительный вывод о вероятной приемлемости или неприемлемости жалобы в ЕСПЧ. Но окончательно этот вывод, как Вы сами, наверное, понимаете, делает уже сам суд. Это также можно сделать удаленным доступом – средствами электронной почты (адрес указан на страничке “Контакты”). Перечень услуг через интернет — на страничке «Услуги средствами Интернет»

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *