Тра
12
Ответственность бухгалтеров, как должностных лиц
Министерство юстиции своим письмом от 30 октября 2013 г. №
630-0-2-13/11 разъяснило в некоторой степени (в пределах своей компетенции) спорные моменты, касающиеся вопроса о признании бухгалтеров должностными лицами предприятий в контексте возможности привлечения их к уголовной или административной ответственности.
Статьей 212 Уголовного кодекса Украины (далее – УК) предусмотрена ответственность за умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), которые входят в систему налогообложения, введенных в установленном законом порядке, совершенное служебным лицом предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности, или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, либо любым другим лицом, которое обязано их уплачивать, если эти деяния привели к фактическому непоступлению в бюджеты или государственные целевые фонды денежных средств.
Кроме того, вопросы привлечения бухгалтеров к административной и уголовной ответственности возникают и по многим другим видам административных правонарушений и преступных действий, не обязательно связанных с налогообложением (прим. адм. сайта).
Для целей УК понятие “служебное лицо” определяется в части третьей статьи 18, согласно которой служебными лицами являются лица, которые постоянно, временно или по специальным полномочиям осуществляют функции представителей власти или местного самоуправления, а также постоянно или временно занимают в органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях или организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, или выполняют такие функции по специальным полномочиям, которыми лицо наделено полномочным органом
государственной власти, органом местного самоуправления, центральным органом государственного управления со специальным статусом, полномочным органом либо полномочным служебным лицом предприятия, учреждения, организации, судом или законом.
В свою очередь ответственность за административные правонарушения в области финансов и предпринимательской деятельности предусмотрена главой 12 Особой части раздела II Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее – КоАП).
В частности, согласно статье 164-2 КоАП правонарушениями признаются сокрытие в учете валютных и других доходов, непродуктивных расходов и убытков, отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка, внесение неправдивых данных в финансовую отчетность, непредставление финансовой отчетности, несвоевременное или некачественное проведение инвентаризаций денежных средств и материальных ценностей, несвоевременное представление на рассмотрение, согласование или утверждение годового финансового плана предприятиягосударственного сектора экономики и отчета о его выполнении, препятствие работникам органа государственного финансового контроля в проведении ревизий и проверок, непринятие мер по возмещению с виновных лиц убытков от недостач, растрат, краж и бесхозяйственности.
В соответствии со статьей 14 КоАП должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.
При этом для решения вопроса, является ли лицо должностным лицом, следует исходить из правоприменимой практики, которая определяет, что главным критерием отнесения лица к кругу должностных лиц является наличие у него организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Учитывая предоставленные Пленумом Верховного Суда Украины в постановлении от 26апреля 2002 года № 5 “О судебной практике по делам о взяточничестве” разъяснения, организационно-распорядительными обязанностями являются обязанности по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от форм собственности. Такие функции выполняют, в частности, руководители министерств, других центральных органов исполнительной власти, государственных, коллективных или частных предприятий, учреждений и организаций, их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами), их заместители, лица, руководящие участками работ (мастера, прорабы, бригадиры и т. п.).
Под административно-хозяйственными обязанностями понимают обязанности по управлению или распоряжению государственным, коллективным или частным имуществом (установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечение контроля за этими операциями и т. п.). Такие полномочия в том или ином объеме имеются у начальников планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб, заведующих складами, магазинами, мастерскими, ателье, их заместителей, руководителей отделов предприятий, ведомственных ревизоров и контролеров и т. п.
Тем же постановлением Пленума Верховного Суда Украины предусмотрено, что лицо является служебным не только тогда, когда оно осуществляет соответствующие функции либо исполняет обязанности постоянно, но и тогда, когда оно делает это временно или по специальным полномочиям, при условии, что указанные функции или обязанности возложены на него правомочным органом либо правомочным служебным лицом.
Работники предприятий, учреждений, организаций, которые выполняют профессиональные (адвокат, врач, учитель и т. п.), производственные (например, водитель) или технические (машинистка, охранник и т. п.) функции, могут признаваться служебными лицами только при условии, что наряду с этими функциями они исполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности.
При этом отмечаем, что разъяснения судов по вопросам применения законодательства в части разрешения дел соответствующей судебной юрисдикции по результатам обобщения судебной практики носят рекомендательный характер.
Также информируем, что правовые принципы регулирования, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Украине определяются Законом Украины “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине” (далее – Закон).
Так, согласно части третьей статьи 8 Закона ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранность обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет, несет собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами.
Ответственность за несвоевременное составление первичных документов и регистров бухгалтерского учета и недостоверность отраженных в них данных несут лица, составившие и подписавшие эти документы (часть восьмая статьи 9 Закона).
Ю. Иващенко – заместитель Министра – руководитель аппарата
__________________________________________________________
Публикация – май 2014 г.
Вадим, читайте соответствующую статью на сайте: “Защита жилищных прав детей-сирот“. Ваш вопрос удален, поскольку не имеет даже приблизительного отношения к теме статьи.
Здравствуйте, уважаемый Олег Петрович. Подскажите мне, пожалуйста, как заставить бухгалтера ОВК исправить данные в ПФ.Я работала на выборах в октябре-14 членом ДВК на платной основе, получила по ведомостям зарплату, суточные и премию,но на портале ПФУ у меня зачислены только суточные и, как следствие, зачислены только 5 дней стажа. Я сначала обратилась с жалобой на неправомерные действия должностных лиц в прокуратуру, где мне ответили, что у них таких функций уже нет. Потом с аналогичными жалобами с просьбой проверить правильность начисления налогов я обратилась в фискальную службу и в ПФ.Из ПФа пришел ответ, что они беседовали с руководством ОВК и причитающиеся налоги с моих начислений поступят на мой персонифицированный счет ПФ, но воз и ныне там. Как мне дальше действовать и какими Законами руководствоваться? Да, я еще заказала справку в архиве о подтверждении моей работы и моих начислений.Спасибо, буду с нетерпением ждать Вашего ответа.
Татьяна, Ва остается получить справку и подавать в суд. Честно говоря, не знаю – на кого: кто и что остается после окончания выборов, кто несет ответственность за финансовую сторону этого дела. Напишите на всякий случай еще в ЦВК. По крайней мене, будет ясность относительно ответчика