Сер
15
Письмо ВАСУ по детям войны и чернобыльцам
Высший административный суд (ВАСУ) выдал судам очередную рекомендацию по рассмотрению и разрешению дел, связанных с начислением и выплатой социальных платежей детям войны и лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы (письмо ВАСУ от 13.06.2012 № 1483/12/ 13-12). Разъяснение касается сроков обращения в суд по этим вопросам и полномочий суда относительно разрешения таких дел.
Относительно сроков, то ВАСУ еще раз напоминает, что с требованиями относительно начисления и выплаты социальных платежей детям войны и лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, эти категории граждан могут обратиться в суд в шестимесячный срок, установленный статьей 99 Кодекса административного судопроизводства Украины (КАС). При чем, ВАСУ подчеркнул, что сроки исковой давности, установленные главой 19 Гражданского кодекса Украины, сроки, установленные частью второй статьи 46 Закона Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании”, частью второй статьи 87 Закона Украины “О пенсионном обеспечении”, Законом Украины “Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности”, к этим правоотношениям не применяются.
При рассмотрении вопроса о полномочии суда при рассмотрении таких дел ВАСУ указывает на необходимость учитывать позицию Верховного Суда Украины, изложенную в постановлении от 28 октября 2008 года, принятом в деле по иску против УПФ Украины в Овручском районе Житомирской области, УТСЗН Житомирской ОГА, Облцентра по начислению и выплате пенсий и помощи Главного УТСЗН Житомирской ОГА о взыскании сумм выплат, предусмотренных Законом Украины “О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы”.
В этом постановлении Верховный Суд Украины, среди прочего, указал, что в соответствии со статьями 21, 105, 162 КАС административный иск может содержать требования о признании незаконными решения, действия или бездеятельности ответчика, обязательстве его совершить определенные действия, возместить вред, причиненный незаконным решением, действием или бездеятельностью. Но, установивши, что ответчики нарушили нормы права, регулирующие спорные отношения, административный суд должен признать такие действия противоправными и обязать ответчиков осуществить начисление и выплату надлежащих сумм согласно закону, а не постановлять решения о взыскании конкретных сумм.
Это же правило подлежит применению и при разрешении вопроса об изменении или установлении способа и порядка исполнения судебного решения.
Такая вот позиция высших судебных инстанций. И если относительно сроков такая позиция еще поддается какому-то рациональному пониманию с правовой точки зрения, то понять – почему нельзя взыскивать недоплаченные суммы (а такое право и возможности прямо предусмотрены КАС) никак не удается. Тем не менее, приходится считаться с такой позицией, которую видимо кто-то считает правовой.
То есть, уважаемые дети войны и чернобыльцы, можете и дальше подавать иски, что бы суды выносили решения, которые никто не будет исполнять… Это, конечно, в переносном смысле, поскольку, в общем-то и смысла их подавать в настоящее время я не вижу, в особенности по детям войны и в том числе – после данного разъяснения ВАСУ. Разве что – относительно какой-то ошибки при расчетах
_____________________________________________________
Предупреждение: никогда не подавайте исполнительный лист непосредственно в Пенсионный фонд или иные социальные службы. Только – в государственную исполнительную службу!
_____________________________________________________________
Публикация – август 2012 г.
______________________________________________________________
Дополнение 2013 г.: Ровно через год ВАСУ изменил свое мнение и теперь считает, что можно ставить вопрос о взыскании денежных сумм. Подробнее об этом читайте 17 июля 2013 г. в материале “Изменение способа исполнения решений судов по социальным выплатам”.
_____________________________________________________________
Публикация – август 2012 г.
А как же независимость судов? Подобные письма не явлются ли давлением на СУД?
Андей: какое давление на суд, если это суд и выдал разъяснение? Суд высшей инстанции, в соответствии с своими полномочиями дает разъяснение судам более низких инстанций. Это прямо предусмотрено законом
Насколько я понимаю УПФУ добровольно не выполняют решения судов о назначения и выплате помощи детям войны. А кто-то пытается обратиться в Европейский суд по правам человека. Если массово дети войны начнут обращаться в Европу, может тогда посчитают, что дешевле будет выплатить по решению суда
Алексей: дети войны и прочие социальные категории и так довольно массово обращаются в ЕС, но ничего не меняется
Олег Петрович ,подскажите, пожалуйста,как быть в ситуации : январь 2011 -подал заявление о перерасчете пенсии в очередной раз после отработанных 24-месяцев, предложили два варианта: по стажу или по стажу и з/плате, посчитали- если по стажу , то пенсия увеличится на 90 грн., если по стажу и з/плате с учетом ср.з/пл.по стране за 2010г -увеличение на 400 грн, но нужно пройти через суд (как в предыдущем перерасчете), выбираю через суд (понятно что 400 лучше, чем 90) суд первой инстанции от 30 апреля я выиграл ( разъяснение Липского вышло только в июне, но решение ушло в аппеляцию и в январе 2012 г, ясное дело- мне было отказано, Теперь вопрос: могу ли я изменить своё заявление на перерасчет пенсии только по стажу или отменить этот перерасчет с удержанием выплаченных мне 3,24 грн в м-ц, которые они мне насчитали т.к. взяли ср.з/пл по стране ту, что была взята при предыдущем перерасчете за 2008г.ведь в этом перерасчете у меня уменьшился коэффициент з/платы, а это ущемляет моё право на выбор варианта более выгодного для меня и в дальнейшем ? Спасибо.
Александр: на данном этапе по этому вопросу, исходя из того, что Вы написали, я ничего ответить не могу. Напишите в свой УПФ письменное заявление, пусть они дадут аргументированный ответ. Скорее всего, Вам сделают перерасчет в соответствии с сегодняшними нормами, установленными Кабмином
Олег Иванович,Вы наверняка знаете о письме ПФУ № 24103. Дело в том, что наш районный ПФ по решению апеляционного суда произвел начисление суммы помощи, как ребенку войны, моему брату. Они провели начисления по его пенсионному лицевому счету, и оно висит у них как задолженность перед пенсионером. Но сумма эта гривен на 200 меньше той, которая должна быть по моим расчетам.На мой вопрос:почему так, мне сказали, что согласно этого письма они при расчетах отминусовали не только ранее выплаченные ежемесячные 49,80грн.,но и все ранее начисленные брату суммы индексаций и прочих начислений за этот период. Письмо показать отказались и найти в базах я его не могу. Считаю, что это очередной бред, и очень хочу подать на них в суд за неверный расчет. Но вот где письмо взять? Помогите.
Наталья Мих., я слышал об этом письме, но его не видел. В любом случае, письмо ПФУ не является нормативным актом, поскольку оно не прошло регистрацию в Минюсте. Вы можете обжаловать действия ПФУ в суд. А письмо не ищите, просто подавайте о незаконных действиях, пускай они сами тащат в суд, что хотят
Олег Иванович, спасибо. Выши советы всегда беспроиграшны. Удачи Вам.
Уважаемый Олег Петрович, здравствуйте ! Разъясните пожалуйста, обязано ли УПФ по действующему сегодня законодательству выполнять решения судов по начислению и выплате Детям Войны 30% надбавки к пенсии за период до 23 июля 2011 года, то есть до принятия Закона Украины ” О внесении изменений к Закону Украины ” О Государственном бюджете Украины на 2011 год” и Постановления Кабинета Министров Украины № 745, которое вступило в законную силу – 23 июля 2011 года?
Заранее благодарю Вас.
Юрий Николаевич, все решения судов, которые вступили в силу, должны исполняться.
Извините пожалуйста еще раз, но хотелось бы знать Ваши рекомендации о дальнейших наших действиях,если исполнительная служба возвращает нам исполнительные листы по мотиву:”Законом встановлена заборона щодо проведення виконавчих дій стосовно боржника(УПФ), що виключає можливість виконання рішення суду”.
Все решения судов касаются периода до 23 июля 2011 года Буду Вам очень признателен и за это разъяснение.
Олег Петрович, простите, еще один вопросик. Есть ли у Вас какое нибудь представительство в г. Харькове или к кому Вы рекомендуете обращаться за юридической помощью в Харькове?
Юрий Николаевич: в принципе, следует обжаловать постановление исполнителя в суд, при этом ссылаясь на ч. 5 ст. 124 Конституции: “Судові рішення ухвалюються судами іменем України і є обов’язковими до виконання на всій території України”. После прохождения всех инстанций можно обращаются в Европейский суд. Однако, можно и сразу же, одновременно с обращением в наш суд, обратиться в ЕС, учитывая ссылку на закон. Только надо получить развернутые ответы от ВДВС и Вашего УПФ об отказе исполнения решения суда, и пусть укажут, на какой именно закон они ссылатся. Срок обращения в ЕС – 6 месяцев после окончательного решения или судебных инстанций, или после постановления о прекращении (окончании) исполнительного производства.
Представительства в Харькове у меня нет, отдельные варианты правовой помощи возможны средствами электронной почты. Адрес почты и разъяснения – странички “Контакты” и “Об услугах адвоката”
Уважаемый Олег Петрович, здравствуйте!
По Вашему предыдущему совету, обратились в суд на бездействие ОГИС. Суд своим Постановлением признал бездействие ОГИС. Хотелось бы знать Ваше мнение – по
какому пути нам теперь действовать, если ОГИС и после
этого не исполнит судебное решение?
Юрий Николаевич, давайте не будем заниматься гаданием
Уважаемый Олег Петрович!
Подскажите, пожалуйста! Я инвалид детства, инвалидность связана с чернобылем. У меня была пенсия 6600 по судебному решению. Затем кабмин урезал все пенсии чернобыльцам, и на данный момент я получаю 1300. Обязан ли Пенсионный Фонд заново пересчитать мне пенсию, в связи со вступлением закона “о гарантиях государства по выполнению судебных решений” с 1.01.2013? Заранее спасибо!
Антон Сергеевич, это “гарантии” без гарантии. Даже не знаю, что Вам ответить – зависит от многих обстоятельств Вашего дела и исполнительного производства, но в любом случае, гос. органы очень постараются не выполнять судебное решение
Уважаемый Олег Петрович!Если Вам не трудно и Вы в курсе,ответьте,пожалуйста, на мой вопрос .Моя мама-дите войны, она родилась в феврале 1935г.В 1996 г. вышел закон о приравнивании людей ее возраста к работникам тыла(участникам войны),она собрала необходимые документы-там,кажется,нужны были 2 свидетеля.Ей в пенсионное удостоверение поставили штамп”дитина вiйни”,а,после сбора документов,на следующей странице,стоит печать управления социального захисту и надпись”Украина”Участник войны””,начальник управления и подпись.Но начальник отдела кадров то ли колхоза,то ли сельсовета попросили показать им этот документ и перечеркнули эту запись.
Сейчас же у мамы есть нужда пролечиться в госпитале, но из детей войны туда принимают только инвалидов и участников тыла.
Скажите,пожалуйста,правомерны ли действия лица,перечеркнувшего запись,и можно ли восстановить ее?И,вообще, имеет ли мама право на эту льготу, ведь ее знакомым ровестникам никто ничего не черкал и они пользуются всеми льготами с 1996г.
Ветка, действия этого лица явно неправомерны, но их надо было своевременно обжаловать. Восстановить можно в том же органе, который поставил этот штамп. Лучше всего – с заменой пенсионного удостоверения
Спасибо, Олег Петрович!
Доброго вечора, Олег Петрович!
Підкажіть будь ласка, як діяти в наступній ситуації.
Районним судом було задоволено позов мого батька до УПФ та постановлено: “Зобов’язати Управління Пенсійного фонду України в ——- районі Полтавської області провести перерахунок та виплату щомісячної додаткової пенсії за шкоду, заподіяну здоров’ю ХХХ, як особі, віднесеної до 2 категорії, у розмірі 30 відсотків мінімальної пенсії за віком, встановленої законом на час виплат, відповідно до вимог ч. 1 ст. 51 та ч. 3 ст. 67 Закону України «Про статус і соціальний захист громадян, які постраждали внаслідок Чорнобильської катастрофи» від 28 лютого 1991 року № 796-12, починаючи з 15 лютого 2011 року, з урахуванням проведених виплат.
Зобов’язати Управління Пенсійного фонду України в ——— районі Полтавської області нарахувати та виплатити ХХХ щомісячну доплату до пенсії за кожний повний рік стажу його роботи понад 20 років шляхом збільшення пенсії на 1 прцент його заробітку за кожний рік роботи понад 20 років, але не вище за 75% заробітку, відповідно до вимог п. 2 ст. 56 Закону України «Про статус і соціальний захист громадян, які постраждали внаслідок Чорнобильської катастрофи» від 28 лютого 1991 року № 796-12 за період починаючи з 15 лютого 2011 року, з урахуванням виплачених йому за цей період сум щомісячних доплат за понаднормовий стаж роботи.
Судові витрати віднести за рахунок держави.”
Апеляція постанову залишила в силі.
За порадою працівників суду виконавчий лист ще восени 2011 року було здано у ПФ а не в ДВС (як вони пояснили – так “швидше виконають”).
На сьогоднішній день ні виплат ні виконавчого ми не можемо отримати, рішення не виконується навіть зараз, хоч і ухвалено без кінцевої дати. Заяви УПФ про роз”яснення та відстрочення були залишені судом без задоволення.
Ніхто з юристів нічого порадити не може, ніхто нехоче цим займатись. На Вас лише надія! Як нам забрати виконавчий та здати до ДВС? На прохання віддати – батьку сказали, що “виконавчий в обласному пенсійному вже давно, а може навіть оласть передала в казначейство”.
Зі своєї сторони я самостійно вивчивши всі ньюанси законодавства домоглася постанови без кінцевої дати, яка встояла в апеляції, де було враховано мої заперечення…, але в результаті на останньому етапі не проконтролювала хід виконання і вся праця тепер марна.
Підкажіть як бути,куди і що писати?
Заздалегідь Вам вдячна!!!
Любов Миколаївна, на жаль, я навіть не знаю, що можна в цьому плані порадити. У ВАс на рідкість хороше рішення суду, але… Мабуть лише оскаржувати знову в суді бездіяльність УПФ по невиконанню судового рішення. Но я не знаю – до чого це призведе. В будь якому випадку, потрібно одержати письмову відповідь УПФ. Без цього не має сенсу навіть пробувати щось робити
Доброго дня, Олегу Петровичу!
Прошу Вашої думки з питання вчинення дій направлених на стягнення заборгованості по соціальним спорам.
Станом на сьогодні за судовою справою (2011 р.) визнано неправомірними дії ПФУ та зобовязано здійснити перерахунок і виплату(рішення набуло чинності). Виконавче провадження закінчено (на піставі п.11 ст.49). ПФУ на виконання судового рішення здійснено перерахунок та на мій запит повідомлено, що розмір грошового нарахування здійсненого на виконання судового рішення становить 5 тис. грн., однак виплатити можливості не має в звязку з відсутністю фінансування (важливо – ПФУ письмово визнає борг у сумі 5тис. грн.). Я звернувся (червень,2013)із адміністративним позовом до суду із вимогою стягнути суму боргу 5 тис. грн. на піставі ч.2.ст.162 КАСУ (ПРАВО СТЯГНЕННЯ КОШТІВ) та набуттям чинності закону “Про гарантії держави щодо виконання судових рішень”. Однак, суд (22.06.2013) виніс Ухвалу про відмову у відкритті провадження, оскільки спір має розглядатись в порядку цивільного судочинства, а не КАСУ! Питання: за яким судочинством все ж таки правильно подавати в майбутньому позови про СТЯГНЕННЯ з ПФУ, Управлінь праці коштів, де нарахування грошей на папері вже здійснено, за ЦПК чи КАСУ?
Володимир, я вважаю, що така справа має розглядатися по КАСУ. Подивіться статтю “Зміна способу виконання судових рішень…” Вам було потрібно оскаржити ухвалу в апеляційному порядку. Але Ви можете спробувати подати знову і якщо Вам відмовлять – оскаржити. При подачі нового позову посилайтеся на лист ВАСУ, зазначений у статті.