АДВОКАТСЬКЕ бюро
Кучерявого Олега Петровича

повний комплекс юридичних послуг, захист інтересів громадян і юридичних осіб

Лис

3

Подсудность земельных споров

Автор: Advocat

24В свое время наш сайт неоднократно писал о1 ukr_mova вопросе подсудности различных земельных споров. В частности, в апреле 2010 года была опубликована статья «Больной вопрос, или снова о подсудности земельных споров» по материалам вынесенного Конституционным Судом Украины 1 апреля 2010 года Решения в деле N 1-6/2010 (N 10-рп/2010) по конституционному представлению Высшего административного суда Украины (ВАСУ) об официальном толковании положений части первой статьи 143 Конституции Украины, пунктов «а», «б», «в», «г» статьи 12 Земельного кодекса Украины (ЗКУ), пункта 1 части первой статьи 17 Кодекса административного судопроизводства Украины (КАСУ).

Кроме указанного Решения КСУ (до и после него), по этому вопросу принималось довольно много постановлений и Верховного Суда Украины, и Высшего административного суда Украины, и Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, и Высшего Хозяйственного суда Украины. Но, к сожалению, следует отметить, что этот вопрос до сих пор остается несколько «мутным» и зависит от многих факторов.

Однако, попробуем прийти к пониманию…

В частности, Постановлением Пленума Высшего административного суда Украины от 20.05.2013 г. № 8 «Об отдельных вопросах юрисдикции административных судов» разъясняется, что по смыслу статьи 126 Земельного кодекса Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III, статьи 19 Закона Украины № 1952-IV «О государственной регистрации вещевых прав на недвижимое имущество и их отягощений» (до внесения изменений в Закон Украины № 3613-VI «О Государственном земельном кадастре») государственные акты на право собственности или постоянного пользования на земельный участок в случаях, установленных законом, является основанием для государственной регистрации этих прав. Эти акты издаются специально уполномоченным органом государственной исполнительной власти в области земельных ресурсов – Государственным агентством земельных ресурсов Украины.

Выдача государственных актов на право собственности или постоянного пользования на земельный участок осуществлялась по единой определенной процедуре, установленной Инструкцией о порядке составления, выдачи, регистрации и хранения государственных актов на право собственности на земельный участок и право постоянного пользования земельным участком, и договоров аренды земли, утвержденным приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 4 мая 1999 года № 43.

Таким образом, признаками этих государственных актов являются:

  • выдача органом исполнительной власти;
  • выдача в пределах процедуры государственной регистрации права собственности, пользования, которое возникло на основании правоустанавливающего документа;
  • единый порядок оформления;
  • фиксирование факта государственной регистрации права собственности на землю или пользования землей.

Поскольку порядок выдачи государственных актов на право собственности или постоянного пользования на земельный участок находится в сфере публично-правовых отношений, то споры относительно действий или бездеятельности субъектов властных полномочий по поводу их выдачи подлежат рассмотрению административными судами.

Также ВАСУ отмечает, что из анализа норм статьи 26 Закона Украины № 280/ 97-ВР «О местном самоуправлении в Украине», а также из статьи 6 Закона Украины № 586-XIV “О местных государственных администрациях”, части первой статьи 116 Земельного кодекса Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III следует, что управление и распоряжение государственным и коммунальным имуществом является организационно-правовой деятельностью субъектов властных полномочий – органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые осуществляют ее путем принятия актов с соблюдением установленной процедуры.

Согласно положениям статей 13, 14 Конституции Украины, статей 177, 181, 324, главы 30 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV, статьи 148 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV владельцами земли является государство и территориальные общины. Конституционный Суд Украины в упомянутом Решении от 1.04.2010 г. № 10-рп/2010 решил, что органы местного самоуправления в земельных отношениях с гражданами и юридическими лицами, в том числе, относительно решения вопросов распоряжения, передачи в собственность, в пользование земельных участков, а также их изъятия, выступают исключительно как субъекты властных полномочий.

Земельные споры физических или юридических лиц с органом местного самоуправления, как субъектом властных полномочий, связанные с обжалованием его решений, действий или бездеятельности, относятся к публично-правовым спорам, на которые распространяется юрисдикция административных судов. С учетом этого Решения Конституционного Суда Украины, такие правила определения юрисдикции административных судов распространяются и на земельные споры при участии местных государственных администраций.

Однако, 1 марта 2013 года Пленум Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел издал Постановление № 3 «О некоторых вопросах юрисдикции общих судов и определении подсудности гражданских дел», согласно пунктов 6 и 7 которого, при решении вопросов, связанных с компетенцией судов в спорах, возникающих из земельных отношений, судам следует учитывать разъяснения, изложенные в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 16 апреля 2004 года № 7 “О практике применения судами земельного законодательства при рассмотрении гражданских дел” (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума Верховного Суда Украины от 19 марта 2010 года № 2), а также уже неоднократно упомянутое Решение Конституционного Суда Украины от 1 апреля 2010 года № 10-рп/2010.

При этом, Пленум ВССУ решил, что суды должны исходить из того, что в соответствии со статьями 13 и 14 Конституции Украины, статьями 177, 181, 324 и главой 30 ЦК земля и земельные участки являются объектами гражданских прав, а государство и территориальные общины через свои органы принимают участие в земельных отношениях с целью реализации гражданских и иных прав в частноправовых отношениях, т.е. прав владельцев земельных участков. То есть, суд должен выяснить, является ли спор частноправовым или публично-правовым; возник ли спор из отношений, урегулированных нормами гражданского права, или эти отношения связаны с осуществлением сторонами гражданских или иных имущественных прав на земельные участки на принципах равенства; не возник ли спор относительно обжалования решений, действий или бездеятельности субъекта властных полномочий при реализации им управленческих функций в сфере земельного правоотношения.

Земельные отношения, субъектами которых являются физические или юридические лица, органы местного самоуправления, органы государственной власти, а объектами – земли в пределах территории Украины, земельные участки и права на них, в том числе на земельные доли (паи), регулируются земельным и гражданским законодательством на принципах обеспечения юридического равенства прав их участников, обеспечения гарантий прав на землю (статья 1 ЦК Украины, статьи 2, 5 Земельного кодекса Украины; далее – ЗК). Защита судом прав на землю в этих отношениях осуществляется способами, определенными статьями 16, 21, 393 ЦК, статьей 152 ЗК, в том числе путем признания недействительными решений органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.

ВССУ при этом определяет, что согласно с этими положениями, споры, возникающие из земельных отношений, в которых хотя бы одной со сторон является физическое лицо, несмотря на участие в них субъекта властных полномочий, согласно статье 15 ГПК рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства. Это касается, например, исков о:

– признании недействительными решений органов исполнительной власти, органов местного самоуправления о выдаче разрешений на изготовление (разработку) проекта землеустройства по отводу земельного участка, решению иных вопросов, которые согласно закону необходимы для получения и реализации права на землю,

– о предоставлении или передаче земельного участка в собственность или пользование, или нерешении этих вопросов,

– о прекращении права собственности или пользования землей (статьи 116, 118, 123, 128, 131, 144, 146, 147, 149, 151 ЗК и прочие),

но кроме споров, предусмотренных частью первой статьи 16 Закона Украины от 17.11.2009 г. № 1559-VI “Об отчуждении земельных участков, других объектов недвижимого имущества, которые на них размещены, находящихся в частной собственности, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости”, о гражданской ответственности за нарушение земельного законодательства (статьи 210, 211 ЗК), о возврате самовольно занятых земельных участков (статья 212 ЗК).

____________________________________________________________

Публикация – ноябрь 2014 года



Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *